Совесть

 Серые тучи застилали февральское небо. Город дремал в вечерних сумерках.  В окнах девятиэтажки горел жёлтый свет.
Я прятался в подъезде и прислушивался.
Она ступает бесшумно, подкрадывается, как ягуар, и набрасывается. А потом хватает тебя и утаскивает в свой мир. Мир, из которого нет пути назад.
Я подошел к лифту: поднимусь, чтобы лучше видеть двор и угол дома.
В подъезд кто-то вошел — внутри меня все сжалось. Но оказалось, что это обычная девушка...
Двери лифта открылись, девушка прошла за мной в кабину и спросила:
– Какой этаж?
– Седьмой.
Мы оба вышли на седьмом этаже. Перед тем, как подойти к своей двери, девушка как-то странно на меня посмотрела. Я спустился на лестничный пролет и подошел к окну. Сейчас пять часов. Пару часов пережду здесь. Потом продолжу бег.
Я смотрел на небо и не мог отделаться от странного ощущения. Что в ней было – в этой девушке? Она показалась настолько знакомой и родной.
Через час, стоя у открытого окна и вдыхая аромат вечера, я обернулся…
- Так с какого ты этажа?
Я не слышал, как она спустилась по лестнице, и не заметил, как оказалась у меня за спиной. Наверное, потому что задумался о своей Совести – забавно, я никогда не видел её, какая она? Какая внешность, какой характер? Я видел её лишь издалека. Я тогда перепугался. Её конутры были воплощением женственности, справедливости, силы и коварства – казалось, она может сделать со мной всё, что захочет. Она не спешила, но двигалась быстро. Я побежал от неё и до сих пор бегу. Иногда, нечасто, вижу её силуэт. Сбитая со следа, Совесть останавливается, оглядывается, стараясь уловить моё присутствие. В такие моменты я слежу за ней из укрытия и дрожу, покрывшись потом. В такие минуты кажется, что умереть не так страшно, как попасться в руки Совести.
- Я не здесь живу.
Она подошла близко.
- Зачем ты тут?
- Отдыхаю. – Это не было ложью.
Совесть бродит где-то там и, возможно, поджидает меня.
Девушка, очень странная, поднялась к себе и закрыла дверь. Я же остался стоять у окна наедине с Неопределённостью – моей давней знакомой, моей постоянной спутницей. Её присутствие меня раздражало, я старался не думать о ней, иногда получалось, иногда нет.
Меня больше волновала Совесть.
Я сосредоточился на ощущениях. Странно – ничего. Ничего. Такое ощущение, будто Совесть – на другой стороне мира. Неужели инстинкты подводят? Не могу определить расстояние до Неё. Насколько же она далеко?
Я вздрогнул. Потому что вновь прозвучал этот голос:
- В общем…
Девушка снова стояла у меня за спиной, смотрела на меня и таинственно улыбалась.
- Мне нужно с кем-то быть, - сказала она.
- Позвони подругам.
- Можешь провести со мной ночь?
Я засмеялся.
Она замолчала, я решил ничего не говорить. Затем девушка сказала:
- У меня есть кофе. Чай. Я купила сладости!
Мне захотелось чай и чего-нибудь сладкого, потом, мне надоело стоять здесь и ждать Совести, которая, возможно, сегодня и не появится. Хотелось вернуться домой и отдохнуть. В последнее время я так редко бывал дома, заскакивал только на несколько часов. Уже не помню, когда в последний раз спал нормально и когда высыпался. Совесть знала, где я живу, и, честно говоря, давно уже могла устроить ловушку.
Улыбка девушки смягчила меня и я ответил:
- Хорошо.
Мне было интересно, чем это закончится.
Мы остановились у открытой двери в ее квартиру.
- Проходи.
- Ты даже не знаешь, как меня зовут.
- Какая разница!
- Как тебя зовут?
- Галина.
- Вивиан.
- Заходи.
Я зашёл, Галина закрыла дверь.
В прихожей пахло духами и было тепло.
- Одна живёшь?
- Ага.
- Я тоже.
Галина пошла на кухню.
Я мыл руки и старался избегать отражения в зеркале.
Я бываю дома раз в два дня. Сейчас я позавидовал людям, которые могут сидеть дома целыми днями и не бояться прихода Совести. Она давала мне фору, чтобы я переводил дыхание, у Неё своя этика на этот счет. Думаю, Она давно поймала бы меня, если бы решила. Когда-нибудь поймает. Однажды постучит в дверь. Может, однажды мне так надоест бегать, что я сдамся. В душе была пустота и бесцельность. Иногда я верил в удачу, но чаще чувствовал обречённость.
Странное ощущение, будто вижу сон, в котором был раньше, вижу места и людей, которых раньше знал, но знал не в действительности, а в этом сне. Сон, в который я вернулся спустя почти вечность…
- После чая я уйду, - сказал я, стоя в проходе кухни и глядя на Галину.
- Мгм. А куда?
- Не знаю. Может, домой.
Дома я был сегодня утром, поэтому точно пойду не домой.
- Чем тут плохо? – спросила Галина.
- Ничем.
Тут Совесть может напасть на мой след. Как я устал. Бегать.
Галина отвела взгляд.
Мы пили чай молча. Галина была красивая шатенка с зелеными глазами. Необычно, что она живет одна. А может, у нее есть жених? Я в этом сомневался. От всего ее облика веяло необычностью. Словно Галина была с другой планеты, а то и с другой Галактики.
- Чем ты занимаешься? - спросил я ее наконец.
- Я эвтаназиолог.
Видимо, мое лицо приняло умное выражение ничего не понимающего человека, потому что Галина пояснила:
- Заведующая отделением эвтаназии в городской больнице.
– И в чем заключается твоя работа?
- Люди приходят со своими проблемами, которые стали причиной того, что они больше не в силах жить, и просят их усыпить. Я рассматриваю их заявления и принимаю решение — позволить им умереть или оставить жить.
Я подумал, что это судьба свела меня с Галиной, ведь я на пороге отчаяния.
- И сколько это стоит?
- Процедура бесплатная.
- А болезненная?
- Нет. Ну а ты чем занимаешься?
- Уже ничем. Я в бегах.
- И от чего или кого бежишь?
Я не хотел рассказывать и промолчал.
- Ну ладно, раз это не мое дело. Сейчас многие от чего-нибудь бегут. Но бежать некуда — Земля круглая. Только если на Тот Свет. Я бывала Там.
Замолчала Галина.
- Расскажи, - попросил я.
Галина посмотрела на меня:
- Ты не представляешь, как там хорошо. Там прекрасно.
Она закрыла глаза и вздохнула.
- Я была в солнечном городе. Здания сверкали, отражая солнце и небесную голубизну, а во дворах было так тихо и покойно. На улицах не было движения, город словно спал. Я бродила меж домов и смотрела на умиротворенных людей. Я видела подлинное счастье в их глазах. Их глаза не знали, что такое слезы, их сердца не ведали, что такое страх. В этом мире не было боли. Я бы хотела вернуться в этот мир спокойствия и доброты
- А как ты попала Туда?
- Была мертва. Всего несколько секунд, а показалось, что прошел целый день. И когда мои глаза открылись, а грудь вновь наполнилась воздухом, я заплакала, потому что поняла, куда вернулась. Я прокляла врачей, которые меня вернули.
- Может, это был сон?
- А может, наша жизнь — сон? Кошмар?
Я не нашел, что ответить.
- Нет ничего хуже одиночества.
Галина была права. Я вспомнил о матери и о том, как в споре, в неистовом желании настоять на своей правоте довел ее до сердечного приступа. В тот день я потерял единственного близкого человека и обрек себя на страдания.
Мы проговорили час.
- Я – спать, - сказала Галина.
- А я пойду. Спасибо за чай.
- Не пойдёшь. Мы же договорились.
- О чём?
- Что ты останешься.
- Чего ты хочешь?
- Не быть одной сегодня ночью. Я замёрзну, если со мной никого не будет.
Ожидая ответа, Галина заволновалась, наверное, боялась отказа, мне было вообще не по себе. Я согласился:
- Где мне лечь?
- Рядом.
Моя жизнь и так необычна, но сегодня особенный вечер. Странное знакомство, странная девушка, странная просьба. В последнее время меня посещала мысль: я умер и вижу странный сон. Иногда эта мысль забавляла меня, иногда пугала.
Галина была искренна и именно её искренность обезоружила меня.
Пожалуй, если бы она не была привлекательной и притягательной, я бы отказался: с людьми, мне не интересными, я старался дел не иметь. Галину я не мог понять, и этим она поразила меня. Её поведение было иррациональным с человеческой точки зрения.
Ко всему прочему, ужасно хотелось спать и совсем не хотелось куда бы то ни было идти. Я пожелал одного – чтобы Совесть не нашла меня сегодня.
Я устал. Бояться.

Она прижалась лбом к моему плечу, её кожа была необыкновенно горячая, мне стало тепло.

Во сне я пытался разглядеть Совесть… под окнами был непроглядный мрак. И я знал — она там, в темноте. Я ощутил на себе ее взгляд и покрылся льдом. Она меня нашла. Я поднялся на девятый этаж и обнаружил, что решетка, ведущая на крышу, закрыта. Однако я увидел довольно широкий проем между прутьев и пролез через него. На крыше было свежо и холодно. Над головой висело черное небо из туч. Я подошел к краю крыши и расставил руки в стороны — я полечу. Я прыгнул, и когда уже был у самой земли, подумал, что не сумею спланировать, но воздух резко поднял меня, словно я упал на большую пружину. Я замахал руками и начал подниматься. Совесть стояла прямо подо мной, я видел ее очень смутно. Я чуть не попался ей в руки. Я воспарил над крышами домов и полетел к горизонту. Но я знал, что этот замкнутый мир слишком крохотный для того, чтобы убежать и скрыться.

Галина спит, положив руку мне на грудь. Рядом с ней мне спокойно. Чувство опасности притупилось, хотя и не ушло совсем. Я понял, от чего бежит она. От Одиночества. Спасается рядом со мной. Неопределенность стоит рядом с кроватью и, словно инопланетянин, смотрит на меня. Что будет с тобой дальше, спрашивает она меня беззвучно. Я понятия не имею.
Я не знаю, сколько времени прошло, но настало пасмурное утро. Тоскливый свет заглядывает в окна, день наступает с неохотой. Галина проснулась и открыла глаза. В них спокойствие. Я обнял ее и прижал к себе. Мне послышалось, что где-то за стенкой играет прекрасная музыка. Мелодия льется из другого мира. Я затосковал по лету. Я устал мечтать и бояться. Устал бегать. Мне хочется сразиться с Совестью, но я понимаю, что мне ее не одолеть. Может быть, все это сон? Я не чувствую себя реальным, живым. Я больше не уверен в собственных силах. Ощущаю себя беспомощным и оставленным. Где-то что-то пошло не так. Не по сценарию, который я сам написал.
– Я ждала тебя, - говорит Галина вполголоса. - Всю жизнь.
В это мгновение мне вновь кажется, что я знаю ее очень давно. Я хочу сказать ей об этом, но не могу. Я мог бы полюбить ее. Я никогда никого не любил. Мне не терпится крикнуть об этом на весь мир.
Я любил только одну женщину — самую дорогую на свете. И я убил ее. Чувство вины превратило мою жизнь в ад. Может, страдание — это судьба? Я не верю в это. Интересно, что думает по этому поводу Галина.
- Почему ты бежишь от Нее? - спросила она.
Я хотел ответить, но слова застряли у меня в горле, а сердце сжалось от тяжести невидимого груза.
- Это было десять лет назад. Мне было двадцать. Я жил с мамой. Я был на третьем курсе университета. Я был рад, что мы живем вдвоем. Нам никто больше не был нужен. Мама много работала, уставала и часто болела. Я не особо помогал ей. От меня всегда были одни неприятности и головная боль. И мы спорили — часто и сильно. Иногда спор переходил в ругань. И вот однажды, когда мы поспорили — она была религиозной и верила в бога, а я был агностиком, что превращало нас во врагов, - ее сердце не выдержало. Я потерял ее и надежду на светлое будущее. Десять лет я живу кое-как. Скорее существую. Совесть пришла не сразу. С каждым годом она подбиралась ко мне все ближе и ближе, усиливая чувство вины и страха. И вот неделю назад я понял, что нужно бежать.
-  Все будет хорошо, - сказал Галина.
Я был благодарен ей, но сам не верил в ее слова. Для меня жизнь кончена. Меня спасет только чудо.
Этот город стал чужим. Да что там — вся Земля. Весь этот мир теперь враждебен. Еще я знаю, что бежать от Совести все равно что бежать от собственной тени. В конце концов она тебя настигнет.
Иногда мне хочется прекратить убегать и отдаться ей на растерзание. Как бы там ни было, я этого заслужил. Мною движет лишь бессознательный инстинкт выживания. Однако я близок к тому, чтобы покончить с этим раз и на всегда. И начать все с начала. А может, и вовсе не начинать.
Одно меня останавливает — смерть не будет спасением... я знаю это наверняка. Совесть настигнет меня и там.
- А ты почему одна?
- Я перестала общаться с родными и друзьями, потому что они меня не понимали и желали переделать. Я решила жить в изоляции, чтобы сохранить свою уникальность. Мною двигало чувство самосохранения. Всю жизнь я ждала человека, которого полюблю. Мне кажется, ты тот самый. Просто... я чувствую это.
- Мы только вчера познакомились. Не знаем друг друга. Но я не могу сказать, что мы чужие. Что-то объединяет нас. Делает родными.
По ее взгляду я видел, что Галина понимает меня.
Меня томило то, что я буду вынужден покинуть ее. Потому что не смогу долго оставаться на одном месте без риска обнаружить себя.
Очень трудно жить, когда знаешь, что впереди чернота и ничего тебя не ждет. Жизнь лишается мотивации и смысла. Ты живешь лишь прошлым, а настоящее кажется тебе пустым, оно больше не оставляет следов и не становится прошлым. Как выжить с чувством обреченности? Куда идти, если никуда не стремишься? Где та дорога, с которой ты сошел много лет назад? Худшее в том, что даже смерть не конец пути и не выход. Лишь дверь на пути, который идет дальше и дальше в никуда. Может, человек не рожден для того, чтобы быть с кем-то? Может, каждый человек уходит в свою сторону и в конце-концов остается один?
Я больше не мог думать обо всем этом. Мне было больно от мыслей. Вероятно, я не заслуживал спасения и забвения.
Меня парализовало. Я был не способен выйти из дома, встать с кровати. Чувство скорого конца разъедало душу. Я хотел одного — перестать существовать.
Мы долго лежали в молчании.
- Давай сбежим в другой мир, - сказал я.
- Давай...
Меня осенило чувство дежа вю, словно я уже предлагал это Галине. Возможно, Вселенная живет одинаковыми циклами и в ней происходит одно и то же раз за разом. Только душа помнит то, что с ней уже происходило.
Я подумал о том, куда мы отправимся. Каждый из нас мог предложить свои миры. Мне на ум пришел осенний мир — спокойный город со старыми зданиями, в котором идет дождь. Я бывал в нем когда-то, один. В том мире нет времени и некуда спешить. Там нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее.
- У тебя есть зонтик? - спросил я Галину.
- Есть.


Рецензии