Воспоминания о Приютино

Воспоминания о Приютино.
« Есть дача за Невой,
   Верст двадцать от столицы,
   У Выборгской границы,
    Близь Парголы крутой…….
    Но мы забудем шум
    И суеты столицы,
    Изладим колесницы,
    Ударим по коням
    И пустимся стрелою
    В Приютино с тобою.
    Согласны? – По рукам.
 ( К.Н. Батюшков  «Послание к Тургеневу»)

Недалеко от  Санкт. Петербурга, бывшего Ленинграда, есть поселок Приютино, бывшая усадьба Олениных – меценатов и знатоков искусств,  времен А.С. Пушкина. Само название: Приютино уже ласкает слух и располагает к себе. Приютино – однокоренное слово с такими словами, как уют и приют – добрыми и душевными русскими словами, и указывает и подчеркивает  гостеприимство и хлебосольство хозяев. В разное время здесь были многие знаменитые писатели и художники – Пушкин, Грибоедов, Жуковский, Брюллов, Венецианов, Кипренский, Глинка, Крылов. Список можно продолжить. Здесь проводились литературные вечера, устраивались чтения.
Приютино находится совсем близко от Санкт. Петербурга, в каких-нибудь 5 км от черты города, но близость города не чувствуется. Может от того, что здесь находится большой лесной массив, а может потому, что рядом расположен военный полигон и город не растет в эту сторону. К полигону ведет «запретное» шоссе, по которому мы любили кататься на велосипедах в детстве. Шоссе, прямое как стрела, проложено еще наверно в 50 – 60 е годы. С тех пор, насколько я помню, его не ремонтировали,  асфальт растрескался, и кое-где проросла трава. Можно ехать по нему час, и не увидеть ни одной машины. Редкие машины и заповедная тишина только подчеркивают  ощущение безлюдности и какой-то нереальности. Не поверишь, что совсем рядом расположен огромный город.
Мой отец получил участок земли, недалеко от Приютино, под строительство дачи в 1954 году, когда родился я. Сейчас понятие дача предполагает большой каменный дом, со всеми удобствами, площадками для игр и отдыха. А в то время это был небольшой домик, построенный из не сортового материала (а точнее – горбыля) и грядками под овощи и клубнику. Большую площадь занимала картошка. Дача рассматривалась не как место пассивного отдыха, а как подспорье к небогатому городскому столу. Со временем однокомнатный домик изменился: отец пристроил веранду и кухоньку, а позднее и еще одну комнату с печкой. Жизнь на даче кипела. Отец вставал рано, и, всегда что-то строил, подправлял или ремонтировал. Когда мы с сестрой просыпались, то всегда слышали или стук топора или визг пилы. Мать готовила завтрак, или полола грядки. Я не помню, чтобы отец или мать праздно проводили время на даче. Когда я подрос, мне стали разрешать гулять за пределами садоводства. Я ездил на большом отцовском велосипеде, просунув ногу под рамой. На седло я не садился – ноги не доставали до педалей. В это время и произошло мое знакомство с поселком Приютино. Прошло много лет, как последние хозяева Приютино оставили дом, но до сих пор угадываются черты бывшего парка с хозяйственными постройками. Под высоким берегом с господским домом находится пруд, с небольшим водостоком, заброшенный и заросший. Сохранились и несколько огромных, в два обхвата, деревьев. Я хочу рассказать два случая, связанных у меня с этим местом.

Случай первый.

Недалеко от руин господского дома, по-над берегом пруда, стоял большой валун, не понятно откуда взявшийся в этих болотистых местах. На нем были выбиты стихи русского поэта Гнедича, написанные на смерть сына Олениных, погибшего во время Отечественной войны 1812 года. Прошло уже 50 лет, с тех пор , как я первый раз прочитал это стихотворение, но я так часто «проигрывал» в голове понравившиеся мне строки, что помню слова до сих пор:
« Здесь некогда наш сын
   Дуб юный возращал.
   Рос он
   И дерево взрастало.
   В полях Бородина он за Отчизну пал
   И дерево увяло!
   Но не увянет никогда
   Куст повилики сей
   На камне возращенной,
   И каждою весной
   Взойдет он орошенный
   Слезами матери и грустного отца».

Строчки врезались мне в память, и, каждый раз, когда я был в Приютино, я обязательно приходил к камню, перечитать, понравившиеся мне строки. Но однажды камень пропал. Это было, наверно, в начале 80-х годов. Кому понадобился этот валун, и зачем? Увести его без спецтехники было невозможно. В душе остался неприятный осадок. Много раз, когда я бывал в Приютино, и подходил к месту, где раньше стоял камень, в душе начинало саднить, как будто потерял хорошего друга. В начале 90-х годов, был создан мемориальный комплекс усадьбы Олениных. Восстановлен господский дом. Несколько раз я был в этом музее, и, однажды, рассказал экскурсоводу о камне и стихах Гнедича, на память прочитав это стихотворение. Прошло еще несколько лет, и камень появился, но не таким, каким я его помнил, и не на том месте. Стихи немного отличались от тех, которые я помнил. Но все же, все же. Может быть, мои воспоминания хоть немного помогли восстановить историческую реконструкцию. Хотелось бы в это верить.

Случай второй.

Второй случай произошел на даче, когда я учился в 7 или 8 классе. Однажды к нам пришел пожилой мужчина, сосед по даче, и принес с собой старый стул. Прошло уже много времени, и я не помню всех деталей разговора, но подарил он этот стул, почему то мне. Я это хорошо помню. Стул был с высокой и прямой резной спинкой и потертым кожаным сиденьем. Зачем школьнику этот старый стул? Стул мы с отцом забросили на чердак, и я надолго забыл о нем. Вспомнил я о нем через много лет, когда перебирая старые вещи на чердаке, снова наткнулся на него. Он еще больше потрескался, кожа на сиденье порвалась так, что стали видны пружины. Гвозди, которыми была оббита кожа сиденья, были необычной формы. Шляпки гвоздей были не плоские, и не сферические, а имели вид четырехгранной пирамиды, которые я никогда раньше не видел. И тут меня осенило. Ведь этот стул, скорее всего из Приютино. После революции, когда хозяева оставили дом, мебель и домашнюю утварь растащила по домам бывшая прислуга, и этот стул, по какому-то стечению обстоятельств, позднее очутился у нашего соседа по даче. Когда-нибудь я соберусь с деньгами и отреставрирую этот стул, и, если он представляет какую-то историческую ценность, передам его в музей-усадьбу Приютино.


Рецензии
Здравствуйте!
Вы меня порадовали этим своим рассказом о Приютино. Читала и думала, что прав учёный Владимир Вернадский, утверждая о всюдности жизни. Жизнь, очень интересная, есть везде. И везде люди оставляют свои следы: знания, постройки, мебель, сады...
Надо только присматриваться.
Жаль, что не могу, как хотела бы, здесь назвать тех, кто увёз камень со стихами поэта Гнедича. Бессовестные люди! Именно эти - последователи большевиков в желании всё экспроприировать.
Вы не написали имя поэта Гнедича. Их было два. Наверное, стихи написал Николай Иванович Гнедич (1784-1833).
Удач!

Лариса Прошина   24.02.2017 20:56     Заявить о нарушении
Добрый вечер Лариса, Спасибо за отклик. Действительно я не знаю кто именно написал эпитафию на камне. Я об этом как то не задумывался. Мне кажется, что вы человек не равнодушный.и это мне очень импонирует. Заходите на страничку. буду рад. Всего хорошего. Творческих успехов.

Михаил Пруцких   24.02.2017 23:20   Заявить о нарушении