Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В начале XXI века процесс осознания прошлого, трезвой оценки настоящего и робких попыток прозреть будущее значительно ускорился. Время мистических орденов, оккультных и теософских обществ, «Тайных доктрин» и закрытых от общественного внимания школ уходит в прошлое. Практически исчерпал себя острый интерес к эзотерическому знанию, а ряд серьезных скандалов последней четверти века подорвал веру в их цели и методы.

Зато налицо открытость и доступность самых современных исследований во всех сферах научного и «ненаучного» знания. Столь выраженное информационное насыщение  неизбежно приводит к кристаллизации, в ходе которой часть общего «выпадет в осадок», а часть переходит в новую форму.

Первое место по-прежнему занимают работы, посвященные проблеме пространства- времени;  второе остается за многомерностью и новым пониманием  реальности. Психология развития и психология трансперсональная выходят из стадии скрупулезного накопления фактов с достаточно вольной их интерпретацией.

Они переходят к описанию законов и принципов существования  психического мира как особого типа реальности с дополнительным, «четвертым» измерением.  Похоже, что «наука о душе» наконец-то осознала и сформулировала собственный метод познания, не  вступающий в противоречие  с научным, а развивающий его в границах новой парадигмы мышления .

Сходные  процессы происходят и в сфере эзотерического знания. Появилась несвойственная ему гибкость, глубина, толерантность, способность к интеграции и синтезу самого разнообразного материала, предоставляемого наукой, религией, философией и психологией.

Очень ярким примером может служить ряд работ В. Зеланда по теории и практике трансерфинга реальности. Собственно говоря, эзотеризм как тайное и предназначенное лишь для немногих избранных знание постепенно перестает быть самим собой, т.е знанием сокровенным и «не для всех».

Часть его перешла под юрисдикцию науки и нашла надежное подтверждение; часть вошла в психологию под видом современных психотехник, а оставшееся распределилось между философией, религиозной философией и новыми общественными движениями и течениями преимущественно мистического, метафизического и синкретического характера. Наиболее известное среди них-  «Нью-Эйдж», или «Новая Эра».

Сегодня все эти направления переживают «второе рождение», но в составе принципиально иной общности, которая и сама еще не сложилась окончательно, ибо в ее состав в качестве некой «мистерии» вошли и новая проза, и новая поэзия, и новая кинематография, и новая музыка, и новое исполнение.

Традиционная опора культуры и педагогики на идеалы и принципы прошлых веков остается надежным и крепким фундаментом, но его  уже явно не хватает. Задача возведения здания новой цивилизации требует гораздо более глубоких и точных знаний, новых технологий, новых проектировщиков, инженеров и строителей. К великому сожалению, то, что нам пытаются сегодня представить как новое образование, новое искусство, новую экономику, новую политэкономию и новые общечеловеческие  ценности, таковыми не только не являются, но никогда ими и не были.

Перед нами старые, как мир, установки: «Разделяй и властвуй», «Хлеба и зрелищ», «Плодитесь и наполняйте собой Землю», только в новом, куда более коварном и бесчеловечном варианте. Не стоит думать, что выбор правильного пути может быть поручен самому гениальному  человеку, общепризнанному духовному лидеру, самой сильной и богатой стране, самому демократическому обществу либо некому наднациональному правительству. Ничего и никогда не будет сделано, пока каждый (КАЖДЫЙ!) житель Земли не осознает полной меры собственной ответственности за общую судьбу человечества…

В этом плане союз науки, культуры, философии, социологии, психологии , религии, искусства и того, что ранее предстояло как эзотерическое знание, способен на очень многое. Однако здесь не обойтись без серьезного разъяснения.

Дело в том, что для простого человека понятие «НАУКА» означает почти то же самое, что «РЕЛИГИЯ» для верующего. Объединяет их одно — ВЕРА, без которой ни первая, ни вторая существовать не могут. Основа первой — вера в существование объективных и непреложных законов природы и космоса, вера в гигантский потенциал человеческого разума и бесконечность процесса познания, опора на материальное понимание Вселенной и интерпретация эволюции в первую очередь как поступательного технологического прогресса. Есть и много чего другого, но и перечисленного вполне достаточно.

С религией все намного сложнее. Сказать (как это сделал христианский апологет  Лактаций): «Религия есть учение о связи человека и Бога», — значит не сказать ничего. Она есть и особая форма общественного сознания, и мировосприятие, обусловленное верой в сверхъестественное; и свод моральных норм и способов поведения; она есть и сознательная воля, направленная к объединению с высшими силами, и особая форма существования в «инобытии» как противовесе  обыденному земному существованию.

НАУКА — религия людей, изгнанных из Эдема и не собирающихся туда возвращаться;  РЕЛИГИЯ — особая наука для желающих обратного…

Далее. Говоря о «науке», люди в первую очередь имеют в виду физику, математику и естествознание; реже — космологию, химию и геологию. Все остальное — это наука «второго сорта» или того хуже — «псевдонаука» . Постоянно не учитывается то, что есть наука как сплав познающего и познаваемого и наука как некая общность самых разнообразных индивидуумов, немалое число которых исповедуют ту или иную «научную религию».

Очень часто приходится слышать от весьма неглупых и образованных людей  традиционную фразу: « До сих пор наука не имеет ни одного серьезного доказательства фактов…»  а далее идет  их  перечисление, например, «жизни после жизни», полтергейста, телепортации людей в пространстве и времени, телепатии и телекинеза, реального существования «иных обитаемых миров» с возможностью самых разнообразных их контактов с миром нашим и т.д.Такие доказательства есть у людей; есть они и в распоряжении мирового научного сообщества; есть серьезная аргументация в виде самых современных теорий и новейших  методов исследования.

Чего же нет? Высочайшей санкции Его Величества Научного Метода… А ведь уже сейчас есть теории, отдельные дисциплины и междисциплинарные области, достаточно далеко отошедшие от привычной «научной традиции». Поэтому у каждого ревностного «защитника Метода» надо принимать общий зачет по знанию всех современных направлений  и способов  познания, в том числе  истории и философии науки… 

Практически то же самое мы видим в парах  религия-эзотерика, эзотерика-психология и религия-психология. Они всегда были тесно связаны и в определенном смысле продолжали друг друга, только иными средствами и методами. Сегодня уже никого не удивляют такие странные «гибриды», как религиозная психология, эзотерическая психология и даже «квантовая психология». Союз этот еще не устоялся — каждая из сторон «тянет одеяло на себя». 

Не следует забывать и о том, что эзотеризм конца ХХ го-начала XXI века — время третьей волны; однако уже во второй было четко сформулировано то, что  впоследствии стало основой эзотерической психологии. Примерно с середины ХХ  века наметилась явная тенденция к сближению этих трех направлений, хотя путь  оказался и долгим, и сложным. Вот что пишет одна из самых известных эзотериков ХХ века А. Бейли:

«У обучающихся азам эзотеризма имеется тенденция рассматривать любой интерес к энергиям, порождающим события в мире или имеющим отношение к правительствам и политике, как антагонистический по отношению к внутреннему, духовному устремлению. Таким всегда было отношение Теософического Общества.

Однако новый эзотеризм, характерный для более осведомленных групп и более ментальных типов людей, считает любые события, всемирные движения, национальные правительства плюс любые политические условия выражениями энергий, наличествующих во внутреннем мире интеллектуального изыскания; поэтому они не видят уважительной причины для того, чтобы исключать столь важный аспект человеческих дел из своего мышления и рассуждения, не ища в нем тех новых истин и методик, что могут ускорить наступление новой эры в человеческих отношениях.

Они спрашивают: зачем исключать политическое исследование из духовной программы? Они считают его столь же, если не более важным, чем деятельность церквей: правительства влияют на людей и способствуют образованию любой цивилизации, заставляя массы людей двигаться в необходимых задуманных направлениях.

Церквям и людям надо усвоить, что в целом мире явлений, сил и энергий нет ничего, что бы не могло быть взято под контроль со стороны того, что духовно. Все сущее в действительности есть дух в манифестации.

Массы сегодня начинают политически мыслить, и Учителя считают это большим шагом вперед. Когда духовно мыслящие люди мира включат эту сравнительно новую область человеческого мышления — международную деятельность, в сферу своего внимания и исследования, это будет означать существенный прогресс в продвижении вперед .

Одно из самых неадекватных определений эзотеризма таково: это учение, включающее в себя все, что скрыто, непроявлено и что, даже если и подозревается, все же остается неведомым. Подразумевается, что быть эзотеристом — значит быть среди тех, кто старается проникнуть в самую тайную сферу, куда обычному ученику  проникать не дозволяется.

Если бы дело было в этом, тогда всякий ученый и любой мистик, как ментальный и эмоционально развитый типы людей, были бы свои в мире эзотеризма и скрытых реальностей. Однако это не так.

Мистик никогда не бывает подлинным эзотеристом, так как имеет дело в своем сознании не с энергиями и силами, а с неким туманным «Другим» под названием Бог, Христос, Возлюбленный, то есть в действительности с тем, что утоляет жажду его души.

Ученый, который в настоящее время начинает быстро подступать к миру сил и энергий, входить в него, куда больший эзотерик, чем сам о себе думает, даже если — пытаясь контролировать искомые энергии — он и отрицает их источник. Последнее имеет относительно маловажное значение, в конце концов он распознает их истинный  источник».

Сегодняшняя ситуация выглядит так: ортодоксальная психология видит в религиозном, эзотерическом и духовном опыте прежде всего «психическую продукцию»; религиозная интерпретирует все психические реальности, исходя исключительно из религиозного сознания и мышления; эзотерическая пытается найти в океанах разумного, над- и подсознательного острова и течения истинно духовного или того, что она таковым считает…

Неправы (или одинаково правы) и первая, и вторая, и третья. Психический мир —  место пребывания и души, и разума, и сознания, и духа; духовному просто негде пребывать и работать, кроме как в этом общем пространстве. Отсюда и наличие общей цели: она не столько в том, чтобы «информировать», «снабжать знаниями», сколько обучать, воспитывать и подготавливать к новому способу существования.

Не каждый религиозный опыт предполагает религиозное развитие; то же самое происходит и с опытом эзотерическим. Он всегда строго индивидуален и предельно точно ориентирован; он может помочь достигнуть совершенства в определенной области либо сделать процесс совершенствования воистину бесконечным движением вперед — движением, не подвластным ни законам человеческого существования, ни времени , ни  физическому пространству жизни...

Мир современный уже начал это понимать благодаря отнюдь не «физической науке», а философии позитивизма, социологии постиндустриального общества,  конструктивизму и постмодернизму. В течение последних десятилетий в психологии в целом и особенно в клинической психологии, получили широкое распространение термины «духовность» и «духовный», которые несут иной смысл, чем «религия» и «религиозный».

Это особенно верно для США, где слово «религия» для многих стало ассоциироваться с сектами, обязательными верованиями и ритуалами и тем самым приобрело негативный оттенок. Напротив, термин «духовность» несёт положительный оттенок, поскольку отражает субъективную всеобщую способность постижения и согласования индивидуальной жизни с высшей реальностью.

Фактически, термин «духовность» на Западе претерпел эволюцию и перестал быть синонимом слова «религия». Место духовного наставника давно и прочно занял психоаналитик или психотерапевт, причем несокрушимая и почти детская вера цивилизованного Запада в эту новую «психологическую религию» не может не удивлять.

Похоже, что и классическая философия на рубеже ХХI века практически исчерпала свои возможности. Жизненно важные и наиболее острые вопросы все больше и больше отходят к психологическому, чувствуя себя там гораздо более уместными, чем в философском и религиозном. Время, когда психология считала своим долгом примирить человека с абсолютной неизбежностью ухода в небытие,  ныне уходит туда само…

Не оправдала себя и апологетика смерти как некоего «облагораживающего»  момента, противостоящего фрейдовскому грубому и всевластному «либидо». То же самое мы видим и с попыткой признать смерть одним из самых мощных регуляторов нравственного разума и праведной жизни. Ни сама смерть, ни угроза вечного ада никогда не служили делу эволюционного взросления человека, не служат и теперь.

Проблески этого понимания легко прослеживаются в истории всех монотеистических религий, особенно христианства. С завидной регулярностью  здесь появляется требование изъятия из учения любого упоминания о рае и аде, в то время как концепция «чистилища» находит все большее число сторонников.

Конечно, все это может казаться чисто умозрительными упражнениями современного интеллекта, однако не считаться с ними было бы величайшей ошибкой. Если же подойти к этим сложным процессам взвешенно и ответственно, то уже сегодня они могут стать основой нового миропонимания и принести немалую пользу.

Особенно важным такое присутствие представляется в сфере образования— как в смысле образованности, так и в смысле «преобразования из простого в сложное», а из «низкого в высокое».

Не стоит только представлять себе это механистически,  прямолинейно и буквально, по примеру введения в образовательную программу  основ христианской веры и христианской культуры (что прекрасно само по себе)  или уроков Закона  Божьего (что будет полезно для обладающих врожденным религиозным чувством).

Не означает это и призыва к преподаванию в школах «Тайной Доктрины», «Живой Этики», «Основ теософии», практики «Контакта» с иными формами разума либо теории духовной эволюции.

Скорее речь идет о раскрытии, воспитании и развитии совершенно особого и ни на что не похожего отношения к миру и жизни как к великой тайне бытия, к трепетной и чистой любви ко всему живому, к восприятию очищенному, многократно усиленному, прозорливому, очарованному великой  красотой и гармонией  не только всеобщего  существования, но и существования личного…

Много лет я пытаюсь сформулировать хотя бы общие принципы подобного мировосприятия, но никак не могу это сделать, хотя отчетливо представляю то, о чем хочу рассказать. Хорошо представляю учение, но не представляю, как и откуда появятся новые Учителя рода человеческого…

Возможно, это дело очень и очень далекого будущего, если, конечно, ТАКОЕ будущее люди сами для себя  выберут… Сегодня же есть смысл говорить о достаточно простых вещах — процессах интеграции и синтеза в ходе познавательной деятельности человека и их значении в общем эволюционном движении.

*** 

Для иллюстрации этого последнего тезиса можно представить самый разнообразный материал, как более, так и менее убедительный. Я решил остановиться на работе отечественного исследователя  А. Подводного «Каббала чисел». Во-первых, это классика современной эзотерики; во-вторых — яркий пример талантливого интегрального проекта, и в-третьих - это очень и очень интересно…

Итак, « Каббала чисел»…  Это не привычная и знакомая многим «душа души закона», не нумерология и не астрология, не провозглашение единства идеи и знака, буквы и числа, человека и Бога; не веданта либо теософия, не психология и не математика. Скорее попытка описания некого универсального и всеобщего закона через глубокий символизм и психологизм качественно- количественных категорий.

«Каббала чисел» целиком ориентирована на человека, включенного в систему всеобщих связей  и самого являющегося подобной системой. В качестве топологической  основы избрана не сфера либо система сфер, а пирамида, о тайнах которой можно говорить бесконечно и с историком, и с ученым, и с инженером, и с технологом, и с математиком, и с эзотериком. Уже одно это говорит о многом.

Пирамида повернута к нам одной из сторон (причем мы не знаем, сколько их и что на них происходит). У нее 10 ступеней (или уровней) ; вершиной, или первым «кирпичиком», служит единица; второй этаж состоит из двух чисел — 2 и 3; третий из трех — 4, 5, 6; ниже расположены 7,8,9,10; еще ниже — 11, 12, 13,14,15 — и так до последнего, десятого уровня, в котором 11 чисел — от 56 до 66.

 Как мы видим, число членов каждого нижеследующего ряда увеличивается на единицу т.е. линейно, в то время как сумма каждого ряда подчинена куда более сложному алгоритму 1,5,15,34,65 и т.д. Единица здесь «всеприсутственна» — ее добавление скрепляет всю конструкцию как по горизонтали, так и по вертикали.

Удивительно, что таким интересным исчислением до сих пор не заинтересовалась криптология- во всяком случае ее математический раздел. ( Кстати, «криптология» буквально переводится как  «наука о тайном, скрытом»). Каждый уровень имеет свое символическое обозначение.

ЕДИНИЦА — НАЧАЛО;

УРОВНИ:

Первый — ИДЕИ;
Второй — ОЖИВЛЕНИЕ;
Третий — ОДУХОТВОРЕНИЕ;
Четвертый — ПЛОТНЫЙ ПЛАН;
Пятый — ТОНКИЙ ПЛАН;
Шестой — ПЛОТНАЯ КАРМА;
Седьмой — ТОНКАЯ КАРМА;
Восьмой—  МАГИЧЕСКИЕ (СУПРАФИЗИЧЕСКИЕ) МИРЫ
Девятый — МАГИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ И ТОЧКА СБОРКИ
Десятый — САМОСОЗНАЮЩИЙ ДУХ.

Здесь немалое количество парадоксов: с одной стороны мы отчетливо видим  процесс нисхождения с последовательной инициацией и неизбежной   трансформацией. Тогда  Единица — это АЙН СОФ, БРАХМАН, АБСОЛЮТ, БОГ КАК
ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО, ВЕЩЬ В СЕБЕ, НЕИСПОВЕДИМОСТЬ И НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ.

В то же время это и человек, начинающий эволюционное восхождение. Бог   нисходит, человек восходит; путь его бесконечен, ибо на 10 уровне не только  ничего не кончается, а скорее «только начинается».

Столь же неограничен и Бог, ибо перед ним (или за ним) как «Единицей» пребывает абсолютно трансцендентный НОЛЬ — символ вечности и бесконечности, НИЧТО, КОТОРОЕ ЕСТЬ ВСЁ ; «Дыра» в пространстве и времени —  ТО, ЧТО МЫ ВИДИМ, НО НЕ ПОНИМАЕМ… Или начинаем немного понимать, если обратим внимание на 10 уровень, где буквально «ниоткуда» появляется  Самосознающий  Дух, который, похоже, незримо присутствовал во всем с самого начала…

Если же мы проследим его путь отсюда, как бы «снизу вверх», то получим единое движение  восхождения- нисхождения. В супраментальной  йоге его символом служит система из двух треугольников, обращенных вершинами друг к другу и постепенно проникающих в пространство каждого как напоминание об относительности всего и вся, в том числе и причинно-следственных, и кармических связей.

Прибегнув к ряду достаточно простых преобразований, мы из одной пирамиды  можем получить их множество, а превратив в сферу — столь же великое число сферических систем. В результате открывается не только одновременность и одноприсутственность, но и отнюдь не мистическое либо символическое, а буквально физическое ощущение многомерности того, что совсем недавно казалось двух или трехмерным (читай — земным, привычным и понятным)…

Как тут не вспомнить утверждение К. Уилбера о том, что «кроме нашего сенсомоторного пространства, существует по крайней мере еще десять иных пространств».

К сожалению, ограниченный объем этого исследования не позволяет в полном объеме представить эту удивительную книгу. Я обращался к ней множество раз, и неизменно находил что-то новое, не понятое ранее или пропущенное по невнимательности. Что же касается вообще всех читателей, то каждый непременно найдет в ней что-то личное.

Вечно торопящимся и заинтересованным в скорейшем получении полезной информации можно порекомендовать обратить внимание на числа, наиболее часто попадающиеся в поле их внимания, а также имеющие непосредственное отношение к их жизни (час, день, месяц и год рождения, дата свадьбы, окончания  ВУЗА и вообще всех  знаковых  событий).

Можно попробовать увидеть собственную жизнь  в разные возрастные промежутки, допустим, в 20, 25, 30, 40 и т. д. лет, но с высокой вероятностью «не узнать себя».

Систематиков и аналитиков ждет более серьезная работа. Здесь важны не столько числа и их интерпретация, а способ прохождения уровней, оценка достигнутого с возможностью возврата на непроработанные планы, числа и аспекты, а также тщательное планирование предстоящего движения.

И, наконец, для очень немногих «Каббала чисел» может стать великим  откровением, частной истиной внутри истины всеобщей, надежным проводником и верным другом. И последнее — будьте крайне осторожны при попытке отнесения себя к тому или иному уровню духовной иерархии либо к своему месту в системе малых посвящений. Переоценка своих возможностей и достижений здесь так же опасна, как и их недооценка…

***

Размышляя над этими сложными вещами, никак не можешь отделаться от весьма неприятного чувства: все они имеют самое прямое отношение к реальности нашего существования и в то же время ею не являются. Видимо, эта наша пресловутая реальность есть нечто такое, о чем мы до сих пор знаем крайне мало, либо ее закон, сила, воля и собственный взгляд на способы и цели эволюции значительно отличаются от наших…

Создается впечатление, что для нее наши добрые дела, благие намерения, правильные идеи и начинания, эмоциональные порывы и бесконечные проповеди, призывы следовать лишь «разумному, доброму и вечному» ничего не значат…

Либо наоборот, значат для нее, но не значат для нас. Абсолютно все, что хотя бы на немного превышает среднестатистический уровень, безжалостно срезается либо катастрофически уплощается и упрощается. Обычно в таких случаях мы констатируем: «Все, что вы говорите и к чему призываете, хорошо и правильно; однако у жизни свои правила и законы, идти против которых мы не  можем… Или пока не можем…

Должна сформироваться историческая необходимость, созреть определенные условия, появиться силы и средства, измениться миропонимание и целеполагание, а также…» — ну и т.д., и т. п. А мы слушаем — и вроде соглашаемся, хотя каким-то неведомым чувством понимаем: нам снова элементарно морочат голову…

Так уж случилось, что в процессе работы над этими записями мне довелось ознакомиться с неким «откровением» весьма известного в научном мире человека, неожиданно ставшим  если не мессией, то новым пророком. Век ХХ  породил множество подобных феноменов; не редкость их появление и в веке нынешнем. У меня нет намерения ни исследовать, ни как-то интерпретировать представленный материал. В таких случаях принято говорить: «Пусть каждый сделает свой выбор, исходя из … »…

А вот для перечисления этого «из» не хватит всей бумаги мира. Скажу лишь одно: любое откровение, от кого бы оно ни исходило, адресуется людям и для людей же предназначено. Не для малой группы избранных, а для всего человечества. Иначе оно не имеет никакого смысла.

Ну хорошо, получили, уверовали, прониклись, а что дальше? Вести себя согласно «полученным  свыше инструкциям?»  Нести это знание людям? Так ведь религия делает это испокон веков, да и сам материал «Откровения людям нового века», извините за прямоту, не выдерживает никакого сравнения с духовным, философским и культурным богатством христианского мира…

С трудом верится, что это «последнее предупреждение» возымеет тот эффект, который не был получен за многие столетия весьма сложной и сознательной работы эволюции. Помните? — «По плодам их узнаете их»… Плоды же могут быть получены лишь после мучительно трудной, долгой, самоотверженной и не гнушающейся никакой грязи работе. И не где-то там, в небесах и «других измерениях», а в нормальной и многообразной человеческой жизни и ее собственной  реальности.

Можно сколько угодно ругать ее, презирать ее, брезговать ею, но другой у нас нет, как нет и другого человечества. С чего начинать? Да хотя бы с памяти… С  разрухи, голода, болезней, полного  обнищания, беспризорности, неграмотности,  безотцовщины и культурного  одичания— реальной ситуации первых лет Советской власти..То же самое — и после Великой  Отечественной… Вы возразите: «Не то время… Не та ситуация… Да и вообще, идеалы свободы и демократии…»

Забудьте и о том, и о другом, иначе вас элементарно «сожрут» со всем демократизмом и свободолюбием… Не они сейчас нужны, а нелицеприятная и горькая правда плюс воля и желание.

Пока же все происходящее в мире напоминает одну популярную телепрограмму, в ходе которой самые эрудированные, профессионально подготовленные и известные всему научному миру доктора и академики не могут добиться консенсуса  ни по одному действительно важному вопросу.

Еще более плачевной выглядит ситуация, когда против этой «тяжелой артиллерии» выступают рядовые журналисты, писатели, доморощенные философы и вообще «люди с улицы». А в конце передачи ведущий, человек талантливый и безусловно неглупый, радостно восклицает: « Решать же, кто прав, предстоит вам, наши дорогие телезрители!!»…

Конечно, всегда можно сказать: «Нет пророка в своем отечестве…» И все же — неужели за последние десятилетия не было создано ничего, сочетающего в себе  высокую истину, прозорливость, предвидение, всеохватность с абсолютной правдой дня сегодняшнего, с его назревшими и «перезревшими» проблемами; некой констатацией, порождающей прямое, осознанное  и перспективное   действие?

Печально, но мы действительно «диалектику учили не по Гегелю», а об эволюции  практически ничего не знали, не считая ныне  почти забытой дарвиновской «Теории происхождения видов». Может быть, пришло время вспомнить три принципа диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и закон отрицания отрицания? А заодно подумать, почему мы с завидным постоянством опровергаем почти все законы существования видов, а о собственном происхождении как вида можем лишь бесконечно спорить?

И пока мы это делаем, жизнь на Земле не стоит на месте. Уверенность ученых  прошлых веков в неизменности числа основных видов живой природы канула в  Лету. Отмечается не только быстрая эволюция очень многих живых организмов, но и появление новых видов. Иное дело, что возраст любого вида несопоставим с возрастом человечества и превышает его во множество раз. А если это так, то нам придется допустить реальность такого процесса, как ускоренная, а точнее, «насильственная» эволюция.

Мы элементарно не успеваем приспособиться к непрерывно возрастающим требованиям  времени и постоянно  отстаем… В свете последних данных о цикличности разумной жизни на планете это отставание может стать катастрофическим, ведь мы по-прежнему исповедуем экстенсивный путь развития  с его ориентацией на количественные показатели. При такой ситуации никакого перехода «количества в качество» просто быть не может…

Да и последнее мы привыкли оценивать крайне упрощенно: «хорошее-плохое»; «низкое-высокое»; «надежное-ненадежное»; «полезное-вредное», «долговечное-недолговечное»  или вообще просто «качественное-некачественное». То же самое происходит при оценке куда более сложных социальных процессов и реальностей — системы образования, общественного устройства, культуры, науки,  здравоохранения, да и самой жизни в целом. Споры о качестве перечисленного происходили с завидной регулярностью, но как правило, ни к каким существенным изменениям не вели.

Весь парадокс ситуации в том, что КВАЛИТОЛОГИЯ, или наука о качестве, имеет долгую, непростую и весьма запутанную историю. Одна из странностей состоит в том, что она самым удивительным образом не воспринимается ни общественным сознанием, ни системой образования, ни системой управления, по-прежнему оставаясь чем-то абстрактным и маловразумительным .

Ранее этот раздел знания никогда не попадал в поле моего зрения — возможно потому, что самого этого «поля» еще не было, а появилось оно лишь тогда, когда пришлось серьезно задуматься над проблемой «человеческого измерения». Возможно, не попал бы вообще, если бы не интригующее название: «НООСФЕРИЗМ». Это было уже нечто знакомое, общепризнанное и достаточно хорошо известное.

Однако каково было мое изумление, когда концепция В.Вернадского-Т. де Шардена предстала в совершенно новом и непривычном виде, объединив в себе практически все области человеческого знания! Удивительный пример высочайшего синтеза и интеграции, порождающих новое там, где оно и не предполагалось; никаких прямых и столь привычных нам  заимствований из  эзотеризма, религии, психологии, квантовой и энергетической теорий; никакого  преклонения перед «научным методом» — и в то же время ощущение их скрытого присутствия как равноправных участников дискуссии, ведущейся с начала времен…

Возможно, это лишь мое субъективное восприятие, и не более того. Должен также предупредить, что чтение это крайне нелегкое. Оно требует не только фундаментальных знаний, не только способности к анализу и синтезу, но и элементарного терпения. Каждый раздел логично вытекает из предыдущего, продолжая и развивая его. Доступно и понятно  рассказать обо всем этом попросту невозможно, поэтому я перечислю лишь  самые основные темы:

1. Понятие синтетического квалитативизма;
2. Очерки теории качества;
3. Экономика качества и качество жизни в мире и России;
4. Квалитология образования;
5. Классификация эпох цивилизаций;
6. Синтетическая революция как механизм развития;
7. Система фундаментальных противоречий человека;
8. Кризис образования в общецивилизационном и космопланетарном измерении;
9. Кризис российского  образования;
10. Квалитология и системогенетика образования;
11. Теория циклов;
12. Закон спиральной фрактальности системного времени.

 Для начала я рекомендовал бы ознакомиться с одним из разделов- например описанием системы  фундаментальных противоречий человека. Ну а далее все зависит только от вас… Найти эту работу можно в Интернете:  А.И. Субетто «Ноосферизм»

Кроме того, по давно сложившейся традиции хочу представить вам следующие публикации:

Е.А. Файдыш  «Ноосфера Земли и глобальная эволюция»
Е.В. Луценко  «Опыт исследования высших состояний сознания»
А. Клюев «Новые подходы к проблеме реальности»
А.И. Зеличенко «Психология духовности»
Р. Ассаджиоли «Символы надличностных переживаний»
Р.Светлова «Новая концепция мироздания»
Н.И.  Березанская «От нереального к реальному»
В. Данченко « Три уровня надличного самосознания»
В.Д. Плыкин «Человек во Вселенной»

Итак, наша небольшая экскурсия в «Школу Земли» заканчивается… Боюсь, что назвать все здесь изложенное «УРОКАМИ» будет неправильно, скорее это некоторые наброски еще создающейся «школьной программы». Отсюда и определенные  нестыковки, и явные противоречия, и незавершенность, и отсутствие единого академического подхода. Это не страшно, ведь каждый может внести собственные коррективы не только словом и делом, но и самой своей жизнью. Хотя… Такая работа на первый взгляд кажется почти бесполезной, по крайней мере в дне сегодняшнем.

Истинная же беда в ином — многие из нас неспособны видеть дальше этого «единственного дня» (года, века ,одной-единственной жизни). Мы постоянно забываем о том, что наши жизни подобны камням, брошенным в Реку Времени с расходящимися от этого падения кругами. Никому не дано знать, как судьба малого  отзавется  на судьбе большого… Уверены мы можем быть лишь в одном: никто и ничто не может остановить процесс познания и повернуть вспять движение эволюции.

Но лишь от нас зависит, позволим ли мы заменить истину тотальной ложью, высокое качество — дурным количеством, а смысл и предназначение — убогой формой и примитивным существованием.

Счастья  вам , здоровья, удачи и долгой правильной жизни! …

*** 

НОЯБРЬ 2013 - АВГУСТ 2014 Г.Г.

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии