5. Уроки Земли...

ГЛАВА  V - УРОКИ ЗЕМЛИ…

Не могу точно вспомнить, когда я начал серьезно задумываться над такими вещами, как память, пространство и время, настоящее и будущее. Конечно, нам объясняли, что это такое, и вполне убедительно. Поэтому я воспринимал память как некую информацию, записанную на генетическом (молекулярном) уровне и не имеющую ко мне прямого отношения. То есть я - это я, а память - это то, что обо мне «записано».

Время было некой абстракцией, любимым детищем ученых, областью, где велось множество споров. Одни считали время материальной структурой, выдвигая концепцию «хронона» - элементарной частицы времени, другие с этим не соглашались. Были и теории, согласно которым времени не существует вообще. Кое-что мною было усвоено из релятивистики и очень много – из научной и «полунаучной» фантастики.

Наверное, это было все, чем обладал среднестатистический человек конца ХХ-го века. Остальное представлялось избыточным и неприменимым в реальной жизни. Нужны были особые обстоятельства и события, чтобы появились потребность и возможность выхода в иную систему координат, позволяющих не только взглянуть на мир новыми глазами, но и действовать в нем, сохраняя самоидентификацию. 

Со мной это произошло в 1998-м году. Видимо, создалась «критическая масса» из современных научных теорий, религиозных, эзотерических, философских и   психологических концепций. Но главное было не в этом, а в полной невозможности продолжения жизни в прежних границах себя и мира.

Теперь достаточно было лишь внешнего толчка и осознанного внутреннего усилия, чтобы «процесс пошел». Так я очутился в пространстве психического мира и психического времени, где все резко и неузнаваемо изменилось. Мне стало жизненно важно понять, ЧТО эти категории значат для меня, в каких я с ними отношениях, что нас связывает и что разделяет.

Появилось какое-то странное ощущение себя – не то частицы бытия, внутри которой я был заключен, не то трудно определимого текучего и пластичного   процесса, особой структуры, внутри которой пребывало это самое бытие… Последнее также не воспринималось как нечто единое, завершенное и ограниченное. 

Иногда эти два способа существования сливались воедино, порождая самые неожиданные ощущения, эмоции, слова, мысли и поступки. Чувство времени как некой однонаправленной реальности исчезало, зато появлялось ощущение условности настоящего, прошлого и будущего. 

Не менее резко изменилось и пространство… В нем сохранялись все реалии земного мира, но только при статическом созерцании. Достаточно было лишь осознать в нем движение, как все неуловимо менялось, таяли четкость и законченность структуры, замещаясь чем-то «надструктурным», но не «бесформенным».

Наверное, лучшим обозначением для этого нового пространства может послужить система сфер, внутри которой одновременно происходит сжатие и расширение, «схлопывание» и «выворачивание наизнанку» через то, что ранее воспринималось как «точка», а теперь стало «дырой», существующей и не существующей одновременно. Множество видов и способов движения являли единство, но каждая его часть подчинялась собственным  законам. Но это было не хаосом, а скорее предельным разнообразием, жаждущим упорядочивания.

Хочу подчеркнуть, что речь идет не о теоретической модели и логических конструкциях, а о прямом чувственном восприятии, имеющем мало общего с воображением, фантазией и даже интуицией. Психология считает подобное  восприятие пространства-времени явным эволюционным скачком, но не в силах объяснить причин его появления…

Вначале оно достигается лишь в ходе транса и длится недолго. Затем становится  обязательным компонентом молчаливого ума и, наконец, трансформируется в несколько уровней восприятия реальности «по договоренности», позволяя объединять их в единое целое. И только после этого в «организованном хаосе» появляется жизнь – от самых простых до самых сложных ее форм.

Почти все исследователи этого феномена согласны в том, что пространственные, световые и энергетические формы его проявления являются лишь прологом для дальнейшей трансформации и развертывания . Однако здесь очень многое, если не все, зависит от самого человека, его цели, веры, общего развития и способности к интеграции и синтезу в условиях композитной  реальности.

Для большинства таким пространством становится психический мир, именуемый  также ноосферой, планетарным разумом, коллективным надсознательным, энергоинформационным полем Земли, системой земных тонких миров и т.д. Интересно отметить, что даже само обозначение здесь не случайно – оно полностью отражает внутренние установки и ожидания, а также самоидентификацию человека в этом мире. Есть огромная разница в позиции наблюдателя, исследователя или активно действующего персонажа развертывающейся мистерии.

Я, например, присутствовал в ней как «двойная  сущность», одна часть которой оставалась на Земле, а другая была участником всех происходящих в этом психическом пространстве событий. Здесь я пробыл многие годы, многое понял, многое узнал и многому научился. Например, тому, что мое прошлое и будущее есть одновременность настоящего, а памяти как чего-то отделенного от меня не существует… Более того: память – это более «я», чем я «сам по себе». Это то, из чего я создан, однако продолжаю непрерывно «создаваться» и «пересоздаваться».

Сегодня многие говорят о последовательности событий как о единственной реальности, а о времени как об искусственной структуре, созданной нами для  организации существования в трехмерной системе координат. Время здесь понимается как непрерывный поток бытия, как одна из воспринятых и осознанных вселенских реалий, и в то же время как способ противостояния вечности и бесконечности.

Теперь о последовательности событий. Это восприятие стало итогом действия бесчисленных причинно-следственных связей, иногда осознанных, иногда скрытых от сознания, объединяющих в единое целое необходимость и случайность. Так вот, при особой концентрации и предельном усилии почти все «последовательности» могут быть нарушены. Самый простой пример – погружение в пласты самосуществования независимо от того, как далеко они находятся от условного «сегодня».

Возможны погружения еще более глубокие, где идентификация идет уже не с нынешним «я», а с множеством разновременных «я». И когда мы обретаем  способность к этой новой самоорганизации, все мгновенно оживает, расцвечивается множеством красок, оттенков и звучаний, приобретает форму, объем, смысл и все признаки реальной жизни. Еще раз подчеркну, это не знакомое любому из нас обращение к «памяти прошлого», не «припоминание», а скорее повторное «проживание», «переживание», но уже в новом качестве.

Качество же это таково, что позволяет изменять «неизменимое» прошлое, а вместе с ним и настоящее. Это не означает немедленной и кардинальной трансформации объективной реальности во что-то иное. Последняя обладает огромной инерцией, опирающейся на законы материального и биологического  мира.

Однако у нас появляется некая новая возможность реализации, особый шанс на успех, который постепенно вплетается в ткань обычного существования. Люди, осознанно или неосознанно, всегда прибегали к этому приему; самое простое (но простое лишь с виду) – покаяние, исповедь, молитва…

*** 

Теперь перед нами открывается несколько путей. Мы можем, образно говоря, продолжить восхождение, рискуя оторваться от «земного мира», можем в процессе самопознания  погружаться все глубже и глубже в себя (и тоже рискуя утонуть там с головой) и, наконец, можем от самопознания перейти  к  миропознанию.

Здесь нас будут поджидать немалые трудности – например, переход от двойного движения «восхождение-нисхождение» к «расширению- распространению». Пройдя определенный путь, мы уже не можем  воспринимать себя и мир как прежде. Предметно-вещественное восприятие  начинает сменяться образно- символическим, что означает выход в надсознательное, надсоциальное и надличностное.

 Таким образом, у нас наряду с тремя обычными измерениями появляется и четвертое, которое можно обозначить как «проникновение в глубинную суть вещей, феноменов, процессов и их взаимосвязей». Здесь я хотел бы прибегнуть к широкому цитированию работы Р.АССАДЖИОЛИ «СИМВОЛЫ  НАДЛИЧНЫХ  ПЕРЕЖИВАНИЙ», чтобы сделать вышеизложенное более понятным.

«Говоря о надличных переживаниях, надличном опыте, мы сталкиваемся с серьезным затруднением, связанным с неадекватностью нашего языка, – неадекватностью, обусловленной объектностью его изначальной ориентации.

Слова, которые служат для обозначения внутренних психических или духовных реалий, первоначально были выработаны для обозначения чувственно воспринимаемых явлений и процессов внешнего мира. Слова эти – не более чем символы или метафоры; слово "дух", например, происходит от корня, который обозначает дыхание, дуновение и т.д.

Языковые трудности такого рода вполне преодолимы, если мы принимаем во внимание символическую природу используемых нами выражений. Будучи приняты и поняты должным образом, символы сослужат нам добрую службу, индуцируя непосредственное интуитивное проникновение в существо, обозначаемое ими.

Эти слова, указывающие на реалии надличной сферы, способствуют выявлению существенных аналогий между внешним и внутренним миром – именно благодаря тому, что первоначально они были порождены чувственным опытом.

Однако символы таят в себе и серьезные опасности. Буквально восприняв символ и будучи очарован им, человек не сможет постичь то, на что данный символ указывает. Кроме того, все символы носят односторонний характер: символ способен выразить лишь какую-то сторону обозначаемой им реальности. Этой односторонности можно избежать, только воспользовавшись рядом символов, которые обозначают одно и то же.

Взаимопроникновение, синтез многих точек зрения, воплощенных в разных символах, может дать более полное и глубокое представление о том, что они символизируют. Итак, по нашему мнению, существует четырнадцать категорий или групп символов, способных обрисовать человеку раскрытые перед ним надличные перспективы:

1. ОБРАЩЕНИЕ ВНУТРЬ (ИНТРОВЕРСИЯ)
2. СПУСК – НИСХОЖДЕНИЕ
3. ПОДЪЕМ – ВОСХОЖДЕНИЕ
4. РАСШИРЕНИЕ – РАСПРОСТРАНЕНИЕ
5. ПРОБУЖДЕНИЕ
6. СВЕТ – ОЗАРЕНИЕ
7. ОГОНЬ
8. РАЗВИТИЕ
9. УСИЛЕНИЕ – ВОЗРАСТАНИЕ
10. ЛЮБОВЬ
11. ПУТЬ – СТРАНСТВИЕ
12. ПРЕВРАЩЕНИЕ – ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
13. ВОЗРОЖДЕНИЕ – ОБНОВЛЕНИЕ
14. ОСВОБОЖДЕНИЕ

К первой группе относятся символы интроверсии, ОБРАЩЕНИЯ ВНУТРЬ. Интроверсия крайне необходима современному человеку ввиду чрезмерной экстравертности нашей цивилизации.

О типичном, "нормальном" ее представителе, вовлеченном в стремительный водоворот самоцельной активности, можно сказать, что психологически он живет "вне себя". Это выражение, которое в прошлом использовалось для указания на душевный разлад, хорошо описывает состояние человека нашего времени, – человека, ищущего смысл жизни где угодно, но только не в самом себе. Современный человек эксцентричен в полном смысле слова, ибо живет, так сказать, вне своего внутреннего центра.

Очевидно, столь активную внешнюю жизнь нужно должным образом уравновешивать жизнью внутренней. Надо вернуться "в себя", отказавшись от обычных уловок, которые позволяют нам избегать встречи с тем, что с некоторых пор стали обозначать термином "внутреннее пространство". Надо вспомнить, что существует не только внешний мир, но и внутренние миры, и что человек призван изучать и осваивать их так же, как и мир внешний.

Современный человек научился управлять природой и использовать ее силы, но, как правило, не сознает, что все его внешние достижения имеют внутреннее происхождение: все они являются результатом его желаний, стремлений, влечений, импульсов, а также рассуждений, расчетов, целеполагания и других форм психической, то есть внутренней деятельности.

Каждое внешнее действие человека является следствием внутренней побудительной причины. Следовательно, необходимо знать эти причины и уметь управлять ими. Обращение внутрь не только восстанавливает равновесие, укрепляя нервное и психическое здоровья, – оно позволяет также обрести опыт надличных переживаний.

Обращаясь во внутрь, мы открываем свой Центр, свое истинное Существо, самую сокровенную и доселе неизвестную нам часть себя. Это открытие сопровождается так называемыми "пиковыми переживаниями", которые прекрасно описал Абрахам Маслоу.

Вторая группа состоит из символов, связанных с НИСХОЖДЕНИЕМ, или СПУСКОМ к основанию, "фундаменту" нашего существа. Исследование неосознаваемого символически трактуется как углубление в пропасти внутреннего мира, как исследование "дна" души.

Этот символ начал широко использоваться с появлением психоанализа, однако не был открыт последним. Уходя корнями в далекое прошлое, в древности он был наполнен и более глубоким содержанием, – вспомним нисхождение Энея в Аид у Вергилия и Дантовское описание ада. О "безднах души" говорили и многие мистики.

Кроме психоанализа в узком смысле слова, существует также "глубинная психология", представленная Юнгом и другими. Ее основной постулат гласит, что человек должен найти в себе мужество осознать все свои дискредитированные, "теневые" стороны, а затем включить их в состав своей личности наряду со "светлыми", сознаваемыми ее сторонами. Такое признание и последующее включение является актом смирения и в то же время силы.

Человек, который пожелал и смог признать низкие стороны своей личности, не позволив при этом обретенному знанию подавить себя, достиг истинной духовной победы. Однако погружение в глубины связано с определенными опасностями. Сказка об ученике чародея напоминает, как легко дать "водам" вырваться на волю и как трудно потом заставить их войти обратно в свое русло, управлять ими.

В связи с этим ценной может оказаться практика Роберта Дезуаля с его методом "пробужденного сна". Он использует символ нисхождения, но основной упор делает на символе восхождения. Относительно же нисхождения он указывает, что осуществлять его надо постепенно и осторожно: начинать следует с активации высших уровней сознания и лишь затем, по мере того как субъект начинает ощущать свою силу, осторожно приступать к изучению все более глубоких уровней бессознательного.

Задача состоит в том, чтобы устранить разрыв между сознанием и низлежащими неосознаваемыми уровнями, – разрыв, который возник в результате подавления и осуждения этой стороны личности сознательным эго, не желающим признавать ее из гордыни или из страха. Такое подавление не дает никаких положительных результатов.

Пытаясь искоренить или уничтожить какую-то нежелательную часть себя, человек лишь возбуждает ее, стимулирует ее противодействие. С другой стороны, признать эту часть своею не означает уступить ее требованиям. Признание своих глубин есть необходимое условие их преобразования.

Третья группа символов связана с ПОДЪЕМОМ, ВОСХОЖДЕНИЕМ, – освоением "внутреннего пространства" в верхнем направлении. Существует восходящий ряд внутренних миров, каждый из которых, в свою очередь, имеет более высокие и более низкие уровни.

Так, в первом из внутренних миров – мире эмоций – отчетливо различаются уровень слепых страстей и уровень возвышенных чувств. Далее идет мир ума, где также можно обнаружить разные уровни: уровень конкретного аналитического рассудка и уровень отвлеченного философского разума (нуса). Кроме упомянутых миров, существуют также мир интуиции, мир воли и еще более высокий невыразимый мир, на который можно только указать, назвав его "запредельным".

Символика восхождения использовалась во все времена. Все религии воздвигали свои храмы на возвышенностях, на вершинах гор; в древности многие горы сами по себе считались святыми. Символ неба или небес – высшего мира, обители богов и цели человеческих стремлений – универсален.

Символы четвертой группы – это символы РАСШИРЕНИЯ СОЗНАНИЯ. Следует заметить, что несмотря на взаимоисключающий, казалось бы, характер некоторых символов, в действительности они предполагают и дополняют друг друга. Так, нисхождение не исключает восхождения, а упрочивает фундамент последнего, тогда как восхождение, в свою очередь, обеспечивает безопасность нисхождения.

Подобным же образом для того, чтобы не потерять себя на просторах расширяющегося сознания, необходимо прежде обратиться вовнутрь и упрочиться в центре своего существа. Эти два процесса – расширение и центрирование – не исключают, но дополняют друг друга.

Психиатр Г. Урбан говорит о "спектре сознания", утверждая, что мы сознаем лишь ограниченную область, аналогичную видимому диапазону электромагнитных волн от красного до фиолетового. Существуют, однако, и другие психодуховные области, аналогичные инфракрасному и ультрафиолетовому диапазонам электромагнитного спектра.

Мы можем расширить свое сознание, включив в него более широкую сферу впечатлений. Расширение сознания должно быть именно сферическим, осуществляться во всех направлениях – не только по вертикали, но также по горизонтали, то есть от индивида к группе, обществу и всему человечеству. При этом важно не утратить сознания себя в рамках целого, не "потерять" себя в целом.

Расширение, которое ведет к включению в себя других существ, соединяется с символикой любви (см. десятую группу). Еще одну координату расширения сознания образует время. Как правило, человек живет одним днем, растворяясь в сиюминутных нуждах. Но он может расширить свое сознание, включив в него более широкие временные циклы, весь многомерный временной континуум.

Это ведет к постижению, что жизнь человека обретает смысл и ценность не благодаря какому-то моменту жизни, но благодаря процессу, который разворачивается по меньшей мере в промежутке между физическим рождением и смертью индивида.

Это расширение во времени, это включение в себя все более широких временных циклов готовит человека к переходу – можно даже сказать, СКАЧКУ – из времени в вечность, понимаемую не как неограниченная длительность, а как вневременное трансцендентальное измерение, в котором наш внутренний центр, Я, пребывает над потоком течения времени» .

(Для тех, кто серьезно заинтересовался данной темой, не составит никакого труда найти эту работу в Интернете и прочитать ее полностью – она того стоит).

*** 

Итак, вам предоставлена возможность увидеть мир новыми глазами и, так как речь у нас идет о ПОЗНАНИИ. Теперь вы сразу же отчетливо определите три его уровня – мироздание как объект исследования; себя как исследующего субъекта и, наконец, внутреннюю вселенную как отражение вселенной наружной. И здесь, пожалуй, первое, на что придется обратить внимание – это наука.

Она разделяется на определенные и строго очерченные сферы знания, методы исследования и людей, эти методы применяющих, что уже само по себе вносит в объективное элемент субъективности. Если же понимать науку как часть единого процесса познания, то у нее неизбежно окажется своя история, своя психология и своя философия.

Философия науки сложилась в XVII-XVIII веках, благополучно дожила до наших дней, и лишь в XIX-XX в.в. благодаря классическим  исследованиям  Карла Поппера и особенно Томаса Куна изменилась кардинально. Однако от философии реальности до самой реальности — дистанция огромного размера…

Ортодоксальная наука отнюдь не утратила уверенности в своем методе познания и не собирается уступать ни пяди территории, хотя уже достаточно давно стало ясно: наука бессильна там, где речь идет о высших составляющих человека, его чувствах и мечтах, тайнах внутреннего мира, любви, вере и надежде; о безусловной жизни и условной смерти, о красоте и гармонии, о смысле существования и предназначении, о душе и духе…

Конечно, попытки объединить или хотя бы примирить эти две стороны человеческого существования предпринимались издревле, однако никогда не приводили ни к чему хорошему. Вот что пишет об этом Шри Ауробиндо:

«В интегральной динамической йоге не следует воспринимать всё в слишком жестком и механическом смысле. Это огромное, многоуровневое, пластичное движение, наполненное игрой самых невероятных возможностей. Оно должно быть объято очень бережно, с гибким и тонким тактом, в видящем и различающем сознании. Его невозможно свести к слишком жесткой логической или математической формуле, как и к расплывчатой и нечеткой религиозно- философской.

Не через «изобретение» и «придумывание» целокупной реальности, но лишь посредством кардинального изменения сознания можно перейти от незнания к знанию – тому, посредством которого мы становимся тем, что знаем…

Наука уверена, что предельная истина должна быть физической и объективной, что позволяет объяснить даже необъяснимое. Йога исходит из противоположного – предельная истина субъективна и духовна. Именно в ее свете мы должны рассматривать объективные феномены.

Между двумя этими полюсами простирается бездна, широкая настолько, насколько это вообще возможно. Но чем более вы уходите вверх и внутрь, тем более изменяется взгляд на вещи, и всё внешнее, организованное наукой, начинает занимать свое реальное и очень ограниченное место».

Теперь давайте рассмотрим, что представляют собой  два полюса, о которых речь шла выше. Первый- это материальный мир, эмпирическая реальность, объективность, разумность, телесность, наука и научный способ познания мира, эволюция, понимаемая как процесс развития живых и неживых систем.

Второй – чувственность, правда, интенция, внутренняя реальность, сознание,  религиозное чувство, особое восприятие пространства-времени, духовный опыт и духовная направленность эволюции. Между этими двумя крайностями расположена зона общего существования.

Главным образом, это социум, техника и технология, производство с его силами и отношениями, история и культура, естественные науки и социоисторические реальности. Особое место занимают религия, философия и психология. Первая не может считаться наукой познания в прямом смысле этого слова, хотя прямо  говорит о духовной жизни, духовных законах и духовном  пути вхождения в истину Божественного мира.

Философия определяется как дисциплина, изучающая наиболее общие законы развития природы, человека и общества, мышления и познания, а также фундаментальные принципы реальности (бытия). С психологией дело обстоит сложнее, ибо она оформилась как самостоятельное научное направление совсем недавно и представляет себя как науку о психической реальности. 

Если вглядеться внимательнее, то сразу же становится ясным общий предмет интереса и общая направленность поиска, а также особенности методологии, объединяющие эти направления. Здесь нет ничего странного – ведь и религия, и философия, а в определенном смысле и психология имеют общие истоки.

Что же касается реальной жизни, то в ней нет тех грубых разделений и разграничений, которые мы наблюдаем в созданном нами «Древе наук». Нет и привычного  противопоставления: каждая из наук присутствует в каждой и дополняет общую научную картину мира.

Одним из важнейших достижений этого «общего» является новое понимание реальности и действительности. Говорилось об этом очень много, однако до сих пор существует ряд досадных заблуждений, порождающих немало проблем и ошибок. Не следует поступать с ними так же, как мы пытались сделать это с  материей и природой в ХХ веке.

 Реальность нельзя «взнуздать», покорить, насильственно изменить или  заставить служить чьим-то целям и прихотям. По крайней мере это так, когда речь идет о реальности физической. Иное дело реальность психическая (или психологическая). Обе связаны настолько тесно, что разделить их практически невозможно; в огромной степени одна определяет другую и зависит от нее.

Желающим изменить личную и общую реальность придется забыть о «магии», «волшебстве», «ведовстве», попытках овладения супрафизическими силами и энергиями и т.д. и серьезно заняться перестройкой собственного внутреннего мира и всех его составляющих. Это очень трудная, серьезная и ответственная работа, но это реальная и действенная работа, далекая от грез и безумных фантазий. Да, есть два мира и по крайней мере два способа его познания  и изменения, однако непреодолимой пропасти между ними не существует и никогда не существовало.

Есть лишь  нежелание  (или неумение)  видеть общее в огромном многообразии частного. Доказательством тому служит еще одна область человеческого опыта, пройти мимо которой невозможно. Ее нельзя ограничить какими-либо рамками, заключить в жесткие формы, прописать в царствах материи, идеи, мысли, чувства, отнести к философии, религии, психологии либо чистой культуре.

Речь идет об ИСКУССТВЕ, которое в античные времена было отнесено к наукам, об особом феномене и особой реальности, органично сочетающей в себе человеческое (земное), небесное (божественное) и космическое (вселенское).

Однозначного определения искусства до сих пор не существует, несмотря на его многотысячелетнюю  историю.  Есть лишь множество доступных нашему осознанию «ликов», которые мы пытаемся выделить и хоть как-то обозначить.  Итак, искусство – это:

1. ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВОСПРИЯТИЯ, ПОЗНАНИЯ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ И  ТРАНСФОРМАЦИИ РЕАЛЬНОСТИ;

2. ОСОБАЯ ФОРМА ЖИЗНИ И СПОСОБ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ;

3. ОБРАЗНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ;

4. ТВОРЧЕСТВО;

5. ИТОГ ВЫРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИЛИ ВНЕШНЕГО (ПО ОТНОШЕНИЮ К ТВОРЦУ) МИРА;

6. НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ;

7. СУММАРНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

8. СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ;  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЭКВИВАЛЕНТ  ЭВОЛЮЦИИ;  ПРОРОЧЕСТВО О СУДЬБАХ МИРА И ЧЕЛОВЕКА; СИМВОЛ, МЕТАФОРА, МИСТИКА;

9. РАЗВИТОЕ И ДОВЕДЕННОЕ ДО СОВЕРШЕНСТВА  МАСТЕРСТВО В ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ОБЛАСТЯХ.

Есть и еще одна не так уж тщательно сокрытая сторона. Похоже на то, что она была вплетена в ткань «живого и разумного» изначально. Произнесите вслух:  ИСКУССТВО…  Затем – ИСКУС и, наконец, ИСКУШЕНИЕ… Наверное, многим станет не по себе, ибо это не «человеческое и не от человека»…

Перед нами одновременность разрешения, благословения и сурового предупреждения. Ибо ИСКУС – это такое стечение обстоятельств, в котором таится угроза потери себя, утраты веры либо впадения во грех. Отсюда и извечное:

«НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ , НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО…» 

Не думаю, что кому-то придет в голову шутить или иронизировать по поводу этих слов, особенно тем, кто действительно причастен к высокому искусству, ибо последнее открыто настолько, насколько это вообще возможно. Есть множество дорог, ведущих как к Богу, так и к дьяволу, как к добру, так и ко злу, как к горним  вершинам, так и к глубочайшим пропастям, как к жизни вечной, так и к утрате себя в темных лабиринтах небытия или псевдобытия. Прекрасно сказал об этом Ф. Ницше: «Искусство дано нам для того, чтобы не умереть от истины. Любишь бездны – имей крылья»…

Неясно только, имелись ли они, эти крылья, у нас изначально, а мы просто забыли об этом… Теперь вспоминаем – медленно, мучительно, трудно, косноязычно… А может быть, нам еще предстоит их вырастить – через муки, страдания, слезы, слепоту, глухоту, немоту… Через то, что мы обозначаем как  ИСКУССТВО. Ибо это еще и МАСТЕРСТВО, и не только высокое умение гончара,  землепашца, плотника, оружейника, каменщика, музыканта, поэта, писателя, художника, ваятеля. Это еще и искусство жить, понимать, чувствовать, верить, любить, творить себя и помогать рождаться другим…

ЭТО ПУТЬ, НА КОТОРОМ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ПОРОЖДАЮТ СОВЕРШЕНСТВО…

Еще раз вглядитесь в десять приведенных выше пунктов. Каждый из них – путь,  дорога и судьба, и каждый порождает множество других – расходящихся, сближающихся, пересекающихся, теряющихся и появляющихся вновь, переходящих один в другой, но с железной неотвратимостью приводящих к той точке, из которой все когда-то начиналось… Немногим дано понять это.

Те же, кому дано, перестают считать себя, например, «поэтами» и служить только поэзии как таковой. Теперь смыслом их жизни становится не «стихосложение»,  а СЛОВО – самая простая, но и самая великая Тайна Мира, до сих пор нами не понятая…

«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ. В НЕМ БЫЛА ЖИЗНЬ, И ЖИЗНЬ БЫЛА СВЕТ ЧЕЛОВЕКОВ»…

Вообще же об искусстве можно говорить до бесконечности. И с той же пользой, которую имеем от споров о том, «что было до того, когда стало всё». Как и о путях человеческих, которые воистину непостижимы…

***

Итак, мы постепенно обретаем  НЕЧТО, совсем непохожее на традиционные  науку, религию, философию, искусство. Мы все более отчетливо видим цель, но еще слабо представляем себе пути, ведущие к ней. Возникает ощущение некой неполноты, незавершенности, недостаточности. И еще – растерянности от непонимания того, что делать с этим обретенным богатством и новым знанием…

Придержать для себя или отдать другим? Как преодолеть гигантскую миллионолетнюю инерцию, тиражирующую прежние законы и способы существования, буквально вошедшие в нашу кровь и плоть? Как «говорить к людям», если большинство из них еще пребывает на самых ранних этапах  эволюционного развития и даже слышать не желает ни о чем, выходящем за пределы житейского ума и здравого смысла?

Приходится возвращаться назад, к истокам и началам, в надежде обрести то, что было упущено или просто не замечено… Так мы наряду с пространственно- временными, энерго-материальными  и  энерго-информационными связями  выходим на не менее сложную структуру – количественно-качественные отношения в мироздании…

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии