3. Вера, право, наследство...

ГЛАВА III - ВЕРА, ПРАВО, НАСЛЕДСТВО

Август... Время бежит незаметно. Иногда от него устаёшь, и тогда требуется остановка, отдых. Состояние покоя, умиротворённости, полёта и парения над океаном человеческого бытия и, конечно же, ощущение особого пространства, в котором «словам тесно, а мыслям просторно».

Поговорим немножко о многом? Жалко, что это снова будет монолог и я не смогу воспринять ни ваших слов, ни ваших чувств и мыслей. Ничего не поделаешь: путь познания почти всегда - путь одиночества…

Многое пришлось испытать на нём: что-то нашёл, что-то потерял, в чём-то разочаровался, во что-то уверовал. Внутреннее строительство – всегда интеграция, поскольку нет в мире ничего, что было бы абсолютно однородным и единообразным. Нужно искать подобие, учиться видеть единое во множестве, пусть даже это «единое» и выглядит по-разному.

Ориентироваться в этом сложном мире отражений нелегко - выбирать следует лишь то, что мы находим, пусть и в изменённом виде, в трёх-четырёх проекциях. Например, в физических и естественных науках, разных философиях, религиях, искусстве, психологии, истории. Но и этого мало. Необходимо что-то ещё - что-то объединяющее, централизующее, дарующее жизнь и дыхание, смысл и вектор движения всем этим многочисленным отражениям, включая и самого себя.

Странно, но пока я вижу лишь одну такую силу – силу веры. Ограничивая ее  религиозной конфессией и церковью, верой в бога и/или верой в человека, мы существенно упрощаем проблему, низводя её на достаточно примитивный уровень.

Дело же в том, что человек не может существовать без веры вообще. Не мог, не может и никогда не сможет. Помню, как когда-то очень давно меня поразили слова одной из песен в исполнении М. Шуфутинского:

А в окно на огонь всё летят и летят мотыльки,
Разбиваясь о стёкла, но веры своей не теряя.
Пусть мне кто-нибудь скажет: «Нет веры», - умру от тоски,
Но с надеждою вместе, а это всё в корне меняет.

Тогда я очень остро почувствовал, что речь идёт об одной из самых великих тайн человеческого (а может быть, и не только человеческого) бытия.

Шестидесятые и частично семидесятые годы были временем романтиков, но это была романтика особая и не для всех предназначенная. Так уж сложилось, что в нашем тогдашнем окружении не было людей «романтических»  профессий: моряков, летчиков, геологов, «физиков и лириков», не было и людей истинно верующих – хоть в бога и царство небесное, хоть в коммунизм. Была классика, была фантастика, была поэзия и была некая скрытая истина, почти не поддающаяся разумному осмыслению:

Моряк, потуже вяжи узлы -
Беда идёт по пятам.
Сегодня море и ветер злы
И зол, как чёрт, капитан,
И волны вслед разевают рты,
И стонет парус тугой -
Никто не сможет тебе сказать,
Вернёшься ли ты домой…

Сегодня это обозначили бы как «нейро-лингвистическое программирование». МОРЕ, ВЕТЕР, МОРЯК, КАПИТАН, ВОЗВРАЩЕНИЕ, ДОМ. Удивительно, но эти слова–символы  породили в моей жизни множество удивительных вещей и событий. Самым же главным  оказалось следующее: «НИКТО НЕ СМОЖЕТ ТЕБЕ СКАЗАТЬ»… Никто, кроме тебя самого.

Мне часто кажется что я вернулся из каких-то таинственных и загадочных путешествий, и не только земных, и теперь мой Дом – это вся Земля. Я не могу говорить о «камских просторах», «одесских булыжных мостовых», «деревянных  городах», «скитах и храмах», как о чём-то отдельном. Я вернулся  НА ЗЕМЛЮ. Вернулся снова, и не только потому, что здесь «хорошо весьма». Вернулся ещё и потому, что «любой путь есть жизнь и любая жизнь есть путь, и оба они есть ДАО».  Лишь при таком понимании рождаются или проявляются силы, исчезает усталость, забываются возраст и всяческие болезни

Человек, наверное, единственное существо, которое не теряет себя, уйдя с Земли и снова возвращаясь на Землю. Вся трудность в том, чтобы понять, кто он такой, этот «Я», уходящий и возвращающийся. Думаю, что открыть это можно только на пути, протяжённость которого неизмеримо больше, чем одна-единственная жизнь. Да и та ведь неоднозначна…

Что-то рождается, что-то уходит, что-то приходит, а что-то «возвращается на круги своя».  Времена года, Огонь, Земля, Вода, Воздух… Это не просто стихии, это особые символические пространства, универсальные архетипы, отображающие принцип цикличности бытия. Покидая один «мир», мы попадаем в другой, но лишь для того, чтобы перейти в следующий.

В начале этого путешествия сохраняется самоидентификация с какой-либо из стихий. И тогда мы говорим себе: «Аз есмь воздух, разум и воплощённая разумность, переходящая из одного состояния в другое, но не теряющая саму себя».

Сегодня я в гостях у Земли, но сохраняю в себе память и других Домов – того же Огня, Воды и самого себя в них. Земля же в первую очередь – это ЗЕМЛЯ ЛЮДЕЙ… Мы - её дети, плоть от плоти и кровь от крови её. Здесь во много раз усиливается стремление (которое есть императивная потребность) рассказать о своём пути, о своих открытиях, находках и потерях, о своей вере и надежде.

Однако очень быстро понимаешь, что для людей одного Дома, одной стихии, ещё не вышедших за их пределы, твои слова мало что значат. Огонь может сжечь, ибо пока он освоил лишь это, Земля – пригнуть, придавить и даже похоронить в себе, Вода – утопить в чувствах и эмоциях…

Верно и то, что Воздух, ветер (разум) способен отнять безмятежное спокойствие Воды, породив величайшие шторма, Земля – призвать на помощь глубоко скрытый в ней Огонь. Последний же вообще непредсказуем, ибо есть альфа и омега всего. Поэтому люди севера, юга, востока и запада так непохожи…

Вот я – северный человек. Но это по рождению. А если заглянуть глубже? В генетическую, родовую память? Хорошо помню невероятно острое  ощущение себя пятилетнего, впервые увидевшего другую «Воду» и другую «Землю» во время пребывания на юге, в Одессе. Всё было не так, всё было не то, всё было иначе и в то же время было несомненно узнаваемым. Ведь и отец, и мать, и деды, и прадеды были отсюда – от этой земли, этого моря, этого солнца…

Впоследствии мне часто приходилось сталкиваться с этой моей - и не только моей - памятью. Есть загадки, на которые я до сих пор не могу найти ответа. Те же Набережные Челны, например. В период с 1971 по 1985 годы они были лишь тем, чем были – городом молодых, городом надежд, всесоюзной комсомольской стройкой, городом песен, стихов, городом близких людей и достаточно простых отношений.

Набережные Челны образца 1999-2014 годов стали совсем иными. Это уже не был «город молодости», это не была Татария, это была БУЛГАРИЯ – древняя, загадочная и почти мистическая страна, особая Земля  внутри великого множества земель. Я полюбил её, однако от этого моя любовь к Северу и Городу моего детства отнюдь не уменьшилась. Оказалось, что одна любовь не мешает другой, а лишь усиливает её. Точнее, она остаётся ЕДИНОЙ, даже временно разделив себя на части. Но если мы – части, то ЧЕГО? Чем отличны и в чём схожи?

Каждое поколение – особое, но особое лишь ему свойственной особостью. Наше было вне религии, а в определённом смысле и вне досоветской истории, но оказалось крещено чем-то таким, чему я до сих пор не могу дать определения. Нам подробно и дотошно объясняли, что такое социализм и коммунизм, однако, мы видели не это, а прекрасное и удивительное будущее,  НОВЫЙ МИР, не похожий ни на что предыдущее.  Мы видели  ИНОГО ЧЕЛОВЕКА  но не того, о котором твердили идеологи, философы и политологи…

Большинство из нас не испытывали ни отвращения, ни протеста, ни злобы от «вечного вранья», «идеологической мифологии», «скудности и ограниченности», утомительной риторики и всевластного официоза, то есть того, что горячо и убедительно излагается ныне от нашего имени.

Я не помню ни одного человека, которого бы безмерно раздражали, например, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина или первые советские телесериалы «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». Не было и преклонения перед западными ценностями и буржуазными свободами.

Было иное - особая реальность, тонкость и свобода жизни, которая воспринималась, как СВОЯ, и реальность другая - условная, ненастоящая, выдуманная, которая, безусловно, была чужой. Они никогда не перемешивались и до определённых пределов не мешали друг другу. Свобода же, о коей сегодня говорят так много, заключалась в свободе внутренней, в поиске, эксперименте, творчестве и вере. Вере не в Бога, но в нечто светлое, являющееся сутью человека…

Когда мы услышали, что «уже нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», то не поверили ни единому слову. Мы интуитивно чувствовали мощное дыхание особой жизни, не имеющей никакого отношения к классовой борьбе, общественным формациям и идеологическим догмам - жизни, которая вот-вот должна была наступить…

Мы верили - или скорее безошибочно чувствовали: и наше поколение, и последующие уже никогда не будут жить так, как прежде… Не берусь утверждать, хорошо это или плохо, были ли эти изменения эволюционной необходимостью, «родовыми муками» или «происками тёмных сил».

И первое, и второе, и третье будут одинаково далеки от истины, ибо для этого придётся понять и открыть для себя множество вещей. Например, почему мы, имеющие общее происхождение, столь разные и непохожие? Как из единообразия возникло многообразие? Для чего это было нужно и к чему должно было привести? Почему утрата эго, личности, индивидуальности для западного ума – и научного, и философского, и религиозного - означает смерть, абсолютное небытие, а для восточного – нечто прямо противоположное?

Думаю, что причина многих наших проблем в том, что мы до сих пор не можем, а большинство из нас даже не пытается понять, что такое ПСИХИЧЕСКИЙ МИР. Мы продолжаем отказывать ему в реальности, «плотности», свободе воли, способности к развитию и абсолютной нерасторжимой связи с Космосом, Землёй, человечеством и каждым отдельным человеком. 

Не понимаем, что пресловутое «четвёртое» измерение – это не философская, не временно-пространственная и даже не «тонкоматериальная» категория,  что индивидуальная и коллективная психика обладает восходящей и нисходящей  причинностью. Применение же всей суммы технологии «физического» практически неприемлемо там, где мы имеем дело с психическим и духовным.

Воистину человек есть то, о чём свидетельствует, и именно это свидетельствование обладает достоверностью и доказуемостью. Мы намертво вцепились в земную реальность и короткое, почти бессмысленное существование, за пределами которого многими не видится ничего, и делаем всё, чтобы это новое существование не состоялось. Вера наша – это вера в НЕБЫТИЕ, а не в ЖИЗНЬ…

Даже достигнув серьёзных успехов в самопознании, мало кто знает, что же со всем этим открытым делать. А делать надо очень простую вещь: от самопознания, личностного и духовного психосинтеза шагнуть дальше и  глубже – к тонким уровням бытия, к реальностям мультиверсума, к пространствам иных миров, иных времен  и форм жизни. Надо ещё в земном существовании открыть их, «пожить в них», стать своим для каждого из них…

Необходимо сделать всё, чтобы даже на этом уровне оппозиция Я и ОНИ (ОНО) сменились на МЫ, пусть даже умозрительное. Мы имеем на это право, ибо оно в нас заложено изначально, заложено как нечто вечное и неограниченное. Здесь предстоит очень серьёзная работа, ибо ПРАВО НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ПОНЯТИЯМИ СВОБОДЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, СОБСТВЕННОСТИ И НАСЛЕДОВАНИЯ.

Кроме того, внутреннее индивидуальное право – это одно, а коллективное, общечеловеческое, международное, национальное – совсем другое. Так что давайте поговорим - хотя бы в общих чертах - о том, ЧТО организует и регламентирует нашу земную жизнь во всём её многообразии…

*** 

Что лежит за пределами спектра человеческого восприятия? За границами того самого «реального» - прагматичного, практичного, трезвого, здравомыслящего, «научно доказанного» мира? …

Мне приходилось не раз и не два пересекать эти границы, однако это мой и только мой опыт. Для других он не более чем  грёзы, фантазия, игра воображения.  Тогда ответьте: могут ли существовать «грёзы», «фантазии», «иллюзии» сами по себе, не опираясь на опыт всего человеческого существования ?

И не приходилось ли каждому (!!!) человеку переживать нечто подобное тому, о чём я рассказал? Хотя бы в детстве? И не являлись ли они истинной  сутью свободного и счастливого существования, сменившейся впоследствии  «суровой правдой жизни»?

Общеизвестно, что законы разрабатывают юристы, а принимают парламенты. Но чем они руководствуются и на что опираются? При внимательном рассмотрении мы с немалым удивлением понимаем, что право - категория не столько бытийная, сколько метафизическая.

По сути речь идёт о том, в каком мире мы пребываем: неправильном, сфальсифицированном, искажённом, основанном на праве сильного, на обмане, подлоге, насилии - или же мир человеческий все же соответствует неким высшим нормам «разумного, доброго и вечного».

Многие считают, что право, точнее, сама идея права, имеет не столько философские и исторические, сколько религиозные корни. Тогда мы вынуждены признать существование фундаментального конфликта между «ОНО» - сверхсложной безликой системой государственности, и «МЫ» - реально живущими людьми - некого объекта юридического контроля, механизмы которого нам недоступны, непонятны и враждебны.

Удивительный парадокс: при таком понимании и религия, и философия государству, этому «ОНО», не нужны и даже вредны. В то же время «не нужны» они и «народу» как некой безликой массе, которое тоже «ОНО», дикое и необразованное, т.е. недифференцированное, безликое, бесформенное, неуправляемое.

Не видеть этого было бы глупо, как и не видеть иного: для власти такой «лик народа» не просто привлекателен, но абсолютно необходим и как объект манипулирования, и как субъект непрерывного и ничем не ограниченного потребления, и как носитель самых тёмных, грубых и разрушительных инстинктов. Здесь права ответственных, культурных, высокоразвитых существенно ограничиваются, и их, стоящих на более высоких ступенях разума и сознания, либо устраняют, либо покупают.

Что же касается духовного, то оно либо вообще отделено от государства, либо признаётся только как формальный признак национальной самоидентификации. Возможно, Церковь не так уж и ошибается, считая утрату религиозных и духовных корней права великой трагедией и объяснением всего произошедшего и происходящего.

В любом случае, закон всегда боялся правовой самодеятельности граждан гораздо больше, чем разгула криминала. Так было и в царской России, и в СССР, и в других странах мира. Достаточно вспомнить движение вигилантов  XIX века, создавших в США общественный кабинет, призванный бороться с коррупцией в правительстве.

Слово вигиланты происходит от испанского vigilante, бдительный. Вигиланты считают, что официальное правосудие неэффективно, вследствие чего объединяются для того, чтобы противостоять криминальным элементам своими силами. В отдельных случаях вигилантами становятся одиночки, разочаровавшиеся как в законе, так и в окружающем их обществе. Иногда жертвами вигилантов становятся представители властей, обвиняемые в коррупции и стоящие над законом.

Другой пример: массовое движение «снизу», известное  в конце ХХ века под аббревиатурой PAGAD (народ против гангстеризма и наркотиков), особенно мощно проявившее себя в ЮАР и южных штатах США. Однако просуществовало оно недолго и очень скоро было тихо задушено.

Отчётливо видно и другое: с начала ХХ века, а особенно после окончания Второй мировой войны, организация правового пространства начала отчуждаться от населения в геометрической прогрессии. Что же ей было противопоставлено? А очень простая вещь – возврат к тем самым религиозным и духовным корням.

Так произошло, например, новое рождение шариата – правовой системы прямого действия. Достаточно иметь внутри общины шариатского судью, и все вопросы решаются однозначно  и незамедлительно. Исключается паразитический госаппарат, сидящий на шее общества и исповедующий собственные правила игры, неприемлемые для простых людей.

Какому чиновнику подобное может понравиться? И если нельзя победить, отменить или подчинить духовное начало, значит, его надо извратить, переориентировать, натравить на другого и других. Именно это и происходит на протяжении многих веков, и дело здесь не в иудаизме, христианстве или исламе и не в народе, исповедующем эти ценности, а в стремлении перенаправить справедливый гнев людей, недовольных произволом правителей. 

Запад пошёл иным путём, реанимировав и несколько облагородив классическое Римское право. Его основой стала фундаментальная идея государственного суверенитета, включающего в себя и явно имперские тенденции. Христианская доктрина и её традиции, будучи приняты «de ure», оказались не воплощенными «de facto».

Возник не только институт двойных стандартов, но и абсолютное всевластие мировой бюрократии, у которой в кармане оказались такие структуры, как ООН, Европарламент, ЮНЕСКО, НАТО, МВФ и подавляющее большинство СМИ. То же самое произошло и в национальных бюрократиях, чьи личные и корпоративные интересы полностью заменили интересы национальные .

Возникла принципиально новая система «гуманитарной деятельности», дающая идеальные возможности для псевдокорректного политического криминала и неограниченного отмывания денег транснациональными корпорациями.

Стал нормой примат международных соглашений и норм над национальными законами. Но если последние хоть худо-бедно отражают интересы народа и опираются на представительские органы, то международную бюрократию фактически никто не избирал и не назначал. Она живёт сама по себе и сама же себя воспроизводит.

Нет и единых правил игры - они меняются в соответствии с интересами тех или иных транснациональных корпораций и по-разному трактуются, ориентируясь не на немедленную кару за нарушение «норм международного права», а на превентивное разделение, информационное оболванивание и максимальное ограничение с целью получения выгод для данных корпораций, а не для защиты государственных интересов задействованных сторон.

Вполне можно сказать, что при этом не имеют никакого значения ни сама национальность, ни национальные корни, традиции, история, культура, менталитет и религиозные убеждения. Против особо упрямых организуется либо прямая агрессия, либо втягивание в конфликты друг с другом.

Сегодня именно это безликое, вненациональное, циничное и аморальное «ОНО» не только переписывает, но и творит собственную историю вне всякой связи с реально происходящими событиями. Сама идея справедливых  выборов национально ответственных политиков представляется как нелепость, невозможность, обман.

Что это, как не старая, как мир, идея: «Разделяй и властвуй»? Весь многовековой уклад классического либерализма, основанного на концепции единства государства и народа как нации, неудержимо катится в пропасть…

А что же произойдёт, если эволюция социальных форм от глобализации, искусственного и насильственного объединения вернётся к разумному и правильно организованному разделению?  Или хотя бы на время откажется от безумного желания «разделять ради властвования»? Перестанет видеть капитализм единственной альтернативой социализму и выберет что-либо иное? …

Конечно, паразитическая и узурпировавшая власть «псевдообщность» уступит не сразу, но в огромной мере устранит своё сегодняшнее лживое право. Боюсь лишь, что здесь не обойтись без большой крови, серьёзных потрясений и жертв…

Возможно, новое устройство мира будет не столько федеративным и национально-политическим, сколько кластерным и эгрегориальным. Возможно, это будет выглядеть как возвращение на несколько столетий назад, пусть не по форме, а по содержанию. Не исключено, что социальная эволюция попытается вернуть нас на некую развилку, где мы сделали неправильный выбор.

Что же у нас есть сегодня? «Майданы» в национальных и межнациональных масштабах, каждый из которых порождает цепь последующих. Есть недоверие к власти и коллапс власти. Есть неуправляемая и плохо осознаваемая жажда свободы как высшего права.

Есть нежелание народа (на этот раз – именно народа!) жить по-старому и грубое, не рассуждающее, циничное усилие подавить, оболгать, столкнуть лбами то, что выбирает новое, то, что хочет основываться на справедливом законе, на ясных и понятных общечеловеческих ценностях и, если хотите, на прочном фундаменте, придающем человеческой жизни истинный смысл. Смысл не столько религиозный, сколько духовный.

Мы имеем на это право, хотя лишь смутно осознаём его. Именно это новое право, этот закон и завет, применяемые «снизу вверх», а не «сверху вниз»,  и будет разницей между безвестной «пылью веков» и людьми, сознательно выстраивающими собственную историю и собственное будущее.

Однако следует понимать и иное: мы допустим непоправимую ошибку, отдав предпочтение обществу и жестко противопоставив его государству. Последнее – гарант целостности, устойчивости и стабильности, хранитель основного закона, согласно которому организована вся жизнь социума.

Динамика  развития социальных форм может вести как к прогрессу, так и к регрессу, ибо опирается на социальные общности. Для развития последних характерны неравномерность, асинхронность, разнонаправленность и специфичность. Именно здесь лежат истоки таких понятий, как народные массы, психология толпы, стадность и клановость, поэтому к любым протестным акциям следует относиться крайне осторожно, какими бы высокими понятиями они не оперировали.

Нередко это стихийный бунт ради самого бунта, тёмный инстинкт разрушения, мятеж стеснённой, ограниченной, неразумной, «тварной» и «тленной» жизни. Эта тёмная и нерассуждающая сила использовалась, используется и всегда будет использоваться не неким абстрактным государством, властью, правительством, а абсолютно реальными людьми, преследующими собственные цели.

Да, эволюция и революция – необходимые компоненты, образующие диалектическое единство. Однако есть такие этапы развития, где революции, особенно ничем не обусловленные, не подготовленные всем ходом исторического развития, преждевременные и непредсказуемые, абсолютно недопустимы.

Теперь несколько слов о собственности и наследовании, как объекта права и субъекта права.

*** 

Общее понятие СОБСТВЕННОСТИ состоит из четырёх составляющих: экономической, юридической, гражданско-правовой и имущественной. Это общественные отношения присвоения, распределения, распоряжения, владения, пользования и наследования опираются на полный комплекс прав субъекта владения. Основными форматами собственности являются государственная, муниципальная и частная.

В ранних обществах до возникновения производящего хозяйства и орудий труда понятия собственности как экономической и юридической категории не существовало, однако несомненно осознавалось некое «разделение», «вычленение» из общей природы, деление мира на я, мы, они (оно).

«Моя семья» (род, племя), «моя территория» сосуществовали с «не моим», «не нашим», тем, что в дальнейшем стало именоваться Божественным. Последнее прошло долгий путь от язычества, пантеизма, политеизма до монотеизма, породив абсолютное право абсолютного собственника, хозяина, распорядителя, т.е. Бога, Творца, Создателя.

В этом контексте люди никогда не были истинными владельцами, скорее арендаторами либо рабами. При этом предполагалось, что сам принцип рабства (человек – раб божий) санкционирует его нисходящее движение: один человек (либо группа людей)  имеет право на рабов собственных, а последние – на отношение к другим существам как их абсолютной собственности.

Итак: Бог, человек, скот. Таковым был первый шаг, открывший в понятии собственность ещё один аспект – религиозный и морально-этический.  Существует мнение , согласно которому «Собственность есть идеальное вещное право». Однако понятие «вещь» - чрезвычайно ёмкое и сложное.

Во-первых, это особый первоэлемент, объект материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивым существованием.

Во-вторых, это объекты, не слагающиеся из материи или созданные из материи иного рода. Платон трактовал их как слабую или сильную материализацию идеи, а Аристотель - как чувственно  воспринимаемые реальные предметы, возможно, и созданные богами, но существующие абсолютно независимо от них. Поэтому есть одновременно отдельное, общее  и всеобщее, принадлежащее «кому-то», «всем» либо «никому ни из людей, ни из богов».

В XIX веке ситуация значительно изменилась. Появилось понятие «овеществления» - ситуации, когда отношения между людьми приобретают извращённую форму, становясь отношением не людей, а «вещей», например, в сфере товарных отношений и буржуазного понимания собственности. Последняя должна обладать свободой; воля собственника священна, но границы этой свободы полагаются такой же свободой других.

Нельзя не отметить и иного – близкого родства слов «собственность» и «собственно», т.е. сущностно, независимо, суверенно. Поэтому обладание первой категорически не означает полного господства над вторым.

В целом же, несмотря на титанические усилия религии, философии, юриспруденции, а позже и психологии, попытка дать единое определение собственности как некоего «философского камня цивилизации», так и не увенчались успехом. То же самое можно сказать и о праве собственности как таковом.

Поэтому ограничимся лишь констатацией: мы имеем некую собственность и в то же время сами есть собственность, т.е. сумма того, что мы есть «сами по себе». Таким образом, кроме собственности вещной, имущественной, материальной, мы обладаем и другой – личностной, интеллектуальной, душевной и духовной. Мы – «свободные владельцы»; владеть – это наше право.

Что же можно сделать вообще с этим владением? Очень многое. Видоизменить, потратить, приумножить, разрушить, использовать для получения дохода, сдать в аренду, предоставить в залог, наконец, подарить или завещать. Здесь всё понятно, кроме, пожалуй, последнего, ибо завещание в первую очередь означает НАСЛЕДОВАНИЕ – биологическое, социокультурное, правовое, духовное.

В ХХ веке появилось понимание наследования как вида программирования, а точнее – «объективно ориентированного программирования», т.е. особого процесса, позволяющего создавать новые классы на основе уже существующих, «родительских».Такой класс – ПОТОМОК – использует уже собственные возможности, методы и свойства, приумножая и развивая те, что были ему завещаны.

Кроме того, это позволяет выстраивать новые иерархии классов более высокого порядка. Основными составляющими данного механизма являются язык, ассоциация, мышление, осознание и фантазия (адекватное моделирование). Усвоив эти несложные теоретические постулаты, попробуем перенести их в реальную человеческую жизнь.

***    

Вряд ли кто-то будет возражать против того, что главная ценность современного мира – это человек, развитая, культурная, мыслящая и ответственная личность, хорошо усвоившая уроки само- и миропознания. Что же касается такого важнейшего качества, как духовность, то само это понятие претерпело и продолжает претерпевать серьёзную трансформацию.

Общепринято, что обретение мудрости происходит лишь с наступлением зрелости и опирается на самый широкий и разнообразный человеческий опыт. То же самое и с духовным, призванным венчать всё крепко выстроенное светское. 

Ещё Серафим Саровский утверждал:«Всякому,  желающему иметь жизнь духовную, должно начинать с жизни земной и деятельной, а потом уже переходить во внутреннюю и умосозерцательную, ибо без одной не может быть другой.»

Вообще есть множество вещей (например, истина о конечности нашего земного существования), о которых мы в юности не знаем, в молодости не думаем, в зрелости думать не хотим, а в старости принимать боимся. Тем не менее, в возрасте 50-60 лет происходит очень серьёзный и почти всегда трудный пересмотр ценностей и приоритетов, как индивидуальных, так и общечеловеческих.

Один из них - это пересмотр постулата о непрерывном экономическом росте и экстенсивном типе развития. То же самое происходит и в сферах мировоззрения и идеологии. С нынешней точки зрения, даже думать об этом не следует, ибо любая идеология неизбежно приводит к «зомбированию», а затем - к социальным потрясениям, революциям и тоталитарным режимам.

Хорошо помню, как в начале 90-х причастность к какому-либо «изму» считалась признаком слабоумия. Никаих «измов», никакой идеологии, никакой – «государственной», «патриотической» либо национальной идеи! Лишь предельно свободный, саморегулирующийся и мирный рынок, только «продаём и покупаем» - вот идеальная система. Ну и, конечно же, «плодитесь, размножайтесь и наполняйте собой землю», как было завещано…

Прошла всего четверть века, как мы начали понимать, что никакие либеральные, а в первую очередь экономические реформы неспособны решить множество проблем общества, культуры и мировоззрения. Не решает их и смена политической модели.

Тогда что же решает? И если это решение не технологическое, не экономическое, не политическое, не религиозное, не идеологическое, то где и как нам обрести истинную систему ценностей, призванную облагородить и продлить в будущее наш мир?

Уже стало ясно, что это не глобализация - любимое детище интеллектуалов конца ХХ века. У последней в центр помещены торговля и торговые операции. Ни реальная ценность ресурсов, ни затраты на их добычу и распределение, ни утилизация отходов, ни прямая ответственность за саму землю не имеют значения. Такое объединение аморально, бесперспективно и абсолютно неэкономично. Единственное, что оно способно породить – это идею золотого миллиарда», затем 100 миллионов, 1-го миллиона и т.д.

Нынешняя государственная элита уделяет много времени сложнейшей научной аналитике, но этого абсолютно недостаточно, чтобы изменить сам способ существования человечества. Многие начинают понимать, что работа с ценностями и смыслами сегодня не просто актуальна, а предельно важна.

От грубого и примитивного насилия торговой, политической и идеологической рекламы, от умелого, безнравственного и бесчеловечного манипулирования «народными массами», «биопланктоном» - к бережному, осторожному и глубоко продуманному  информационному насыщению. Хотя правильнее было бы сказать – идеологическому, ибо государства, не опирающегося на  идеологию, никогда не было и никогда не будет.

Не было и нет такого государства, которое бы отказалось от порядка, закона и права в пользу  маловразумительной, опасной и ничем не ограниченной  вседозволенности… Особенно это актуально для нынешней России, где уровень общественного интеллекта крайне низок, а ответственное гражданское общество еще не сформировано. Поэтому правовое воспитание, культура, просвещение, приоритет общечеловеческих ценностей, следование оправдавшим себя национальным традициям – основное  направление нынешнего движения вперед.

Интересно отметить, что наряду с управляемой составляющей большая часть  этого движения возникает  как бы стихийно, самопроизвольно, из «ниоткуда». Это не идеологемы, не мифологемы, не убеждения и не пророчества, а нечто неизмеримо более тонкое, прекрасное и действенное. Это и не сказки, скорее – удивительно мудрые и почти живые притчи, становящиеся важнейшими звеньями транскоммуникации. 

Обычно их рассказывают артисты, музыканты, писатели, поэты, фантасты. Немало и тех, кому жизненно важно поведать миру историю собственную – не как беллетристику, мемуаристику, а как нечто исповедальное и доверительное.

И если учёному нужно показывать графики, цифры, таблицы, формулы, то обычному человеку нужно рассказать историю о нём самом, о мире, в котором он живёт, о мирах, в которых мог бы жить. Поэтому если ты действительно хочешь изменить мир, расскажи ему хорошую историю, а ещё лучше – множество таких историй. Например, такую:

«Когда-то безмерно давно в одной отдалённой галактике был создан прекрасный мир. Потом были созданы мы, люди. Созданы как хранители, садовники, учителя. Наша единственная задача – сохранить и приумножить его, чтобы передать от родителей к детям и внукам»…

Вот так, исподволь, мы неизбежно перешли к вопросу о наследстве. Повторю, что чаще всего такое понимание свойственно лишь зрелости и мудрости. Есть оно и в отдельном человеке, и в народе, и в обществе, и в человечестве в целом.

Нынешние люди, наконец, осознали: они – первое поколение на планете, действия которого стали глобальными и результаты действий которого будут столь же глобально отражаться на судьбе будущих поколений. Ведь оно, это будущее Земли, ещё не имеет голоса, у него нет никакой возможности поставить под сомнение наши решения и как-то повлиять на них…

Нельзя сказать, что практически ничего не было сделано. Так в Новой Зеландии ещё в 1986 году была утверждена должность парламентского комиссара, призванного защищать права будущих поколений, причём не только экологические, но и экономические, и социальные.

В 2001 году в Израиле была создана Национальная Комиссия по защите прав будущих поколений. То же самое произошло и в Венгрии, где в 2008 году была введена должность уполномоченного по делам будущих поколений. Это пост имеет столь же высокий статус, как и должность уполномоченного по Правам человека.

Ныне любой политик на вопрос: «Думаете ли вы о судьбе будущих поколений?» – ответит положительно. Однако и политик, и парламентарий, и сам парламент, и президент ограничены сроком своих полномочий, мы можем проследить лишь краткосрочные решения и общепринятую перспективу.

Поэтому эти проблемы неизбежно войдут (и входят!) в поле существования каждого реально живущего человека. Ему и только ему предстоит решать и вопросы права, и судьбу разных видов собственности, и принципы наследства и наследования. Вопросов этих великое множество: трудных, непривычных, пугающих и в большинстве своём не имеющих однозначного ответа.

Кто я? Откуда? Зачем? Что в этом мире моё, а что чужое? Что во мне самом «я», а что «не я»? Что обусловлено  влиянием окружающей среды, воспитанием, образованием, профессией, а что мною как таковым? Стало ли это относительно «чужое»  моей неотъемлемой частью или находится ко мне в оппозиции? Где собственность моя, а где не моя? Кто я – «ничейный» или «чей-то»? А если последнее верно, то кто имеет право владеть мной и кем имею право владеть я? МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ВООБЩЕ БЫТЬ СОБСТВЕННОСТЬЮ?

Кто такие А.Пушкин, Л.Толстой, И.Сикорский, А.Эйнштейн, Н.Тесла? Русский? Еврей? Серб? Собственность народа или достояние всего человечества? А если ещё выше – кто такие Гермес Трисмегист, Аристотель, Платон, Архимед? Иисус, Иоанн, Будда, Магомет, Бахаулла? «Наши» они или уже не «наши?». С нами они или уже где-то ТАМ? Чем я владею истинно и кому (как) могу передать это владение?   

Со всяким «личным», «движимым» и «недвижимым» имуществом всё понятно. А что есть жизненный опыт? Навыки? Умения? Способы решения тех или иных ситуаций? Общая картина мира? А что делать, если жизнь изменилась настолько, что мой опыт – «мои года – моё богатство» – неактуален и ни на что не годен? И разве этим опытом существования ограничивается то, что я считаю собой?

Что ещё? Характер, душевные качества? Особенности мышления? Что я, ещё живущий, могу передать детям, а через них – внукам? Если иметь при этом в виду генетическую наследственность, то да, кое-что могу. Но и в этом случае это будет не моё («мужское») и не её («женское»), а НАШЕ ОБЩЕЕ. 

Кроме того, в 20, 22 или 24 года мы сами ещё «никто и звать никак». Правда, ещё есть дяди и тёти, бабушки и дедушки, есть «родная кровь», «дурная кровь». Есть и «родовое проклятие» – вещь абсолютно реальная и доказанная. Но не в мистическом, а в материальном, генетическом смысле. 

Однако  и это ещё не всё. Конец ХХ - начало ХХI века ознаменовался целым  каскадом ошеломляющих открытий. Оказалось, что пересадка не только чужих органов (сердца, почек, печени, костного мозга), но и банальное переливание крови могут изменить человека до неузнаваемости. При этом изменения касаются не только характера, привычек, стереотипов поведения, но и физических параметров, и половой ориентации, и самоидентификации человека в целом.

Что же произошло? В моём истинном и суверенном «Я» появился кто-то «чужой», нарушивший мои права на владение собой? И вот уже сначала робко, потом всё увереннее начинают звучать голоса о том, что вместе с чужеродной тканью от донора переходит и ЧАСТЬ ЕГО ДУШИ.

Осторожные  возражения: «Это не душа, а всего лишь фрагмент энергоинформационной составляющей», тонут в хоре возмущённых голосов: «Но ведь ДУША И ЕСТЬ  ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ОБОЛОЧКА, БИОПОЛЕВАЯ СТРУКТУРА!!!  Ваши представления о душе – религиозный обман, суеверие, ненаучная и поэтому никуда не ведущая концепция».

Печально. Значит, душа – это не я, я – не она, и вообще всё это не я, не моё, и прав на это я не имею? А на что же имею? Что я получил от мира в наследство, и что оставлю ему? Не разум, не душу, не переживания и чувства, а их продукт, то, что принято считать ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. Могу её «похоронить в себе», могу подарить, сдать в аренду, могу сделать источником прибыли, могу, наконец, настаивать на ее особой цене в интеллектуальной собственности многих. Уже неплохо…

Однако с ростом разума и выходом его на  более высокие уровни начинает работать то, что Шри Ауробиндо назвал «прибавленной ментальной стоимостью». Вы убеждаетесь, что все ваши открытия, прозрения, озарения в это же самое время делают другие одновременно с вами и независимо от вас.

Что есть некая огромная, почти непостижимая общечеловеческая собственность, где каждый из собственников условен и лишь обозначен. Где вы имеете не только права, но и обязанности. Где  вам предстоит очень  постепенно перейти от банальностей, простеньких констатаций  и умственных построений той либо иной сложности к откровению и прямому постижению…

Где царит не «энергоинформационное поле» - а Сила-Истина, Сила-Знание – особое пространство, в котором вашими естественными союзниками становятся не столько наука, сколько вечная философия и бытие как таковое. Теперь вы учитесь особому  способу проживания, но НЕ ВНУТРИ СЕБЯ, а ИЗНУТРИ СЕБЯ. Однако это будет ещё не скоро, если будет вообще…

*** 

Пока же идёт время, и вы из «зрелого», «много  повидавшего», «умудрённого опытом» плавно переходите в просто СТАРОГО . Всемирная Организация Здравоохранения начинает отсчёт этого завершающего этапа с 70-ти лет. Удивительно, но именно здесь человек как бы «исчезает» из поля зрения множества общественных институтов как нечто отжившее, ненужное, раздражающее и мешающее.

Говорить о старении, угасании, умирании и подготовке к смерти считается бестактным и даже неприличным. На уходящего уже не распространяется множество вещей, иногда весьма забавных. Недавно я ради интереса проанализировал ряд гороскопов, опубликованных в СМИ. Оказалось, что всё это или «не про меня», или «меня» как такового уже нет. Остаётся лишь признать великую мудрость жизни, сознательно организовавшей это отстранение и отчуждение в финале нашего  земного существования…

Фактически у нас всего два сценария: либо изо все сил цепляться за уходящее, не смиряясь, не признавая и всячески отрицая свою конечность, либо остановиться, подумать и постараться сделать хоть что-то из того, что мы обязаны были делать в течение всей жизни. А без этого МЫ ПРОСТО МЕДЛЕННО УМИРАЕМ…

Приходят слабость, болезнь, печаль, ощущение опустошённости и ненужности, а очень часто и абсолютной бессмысленности прожитой жизни. Это тот период в жизни человека, о котором говорят: «Пришло время подумать о душе».

Обратите внимание: не открыть её, не привнести в мир, не вырастить, не воспитать, не полюбить, а всего лишь подумать. Практически это означает предоставить ей свободу… Свободу ухода от того, что не дало ей жизни, радости, счастья, любви, понимания…

Обычно действия человека в этой ситуации суетливы, торопливы, непродуманны и достаточно бессмысленны. Немедленно креститься…. Покаяться, получить отпущение грехов, простить врагов своих, раздать имущество, составить духовное завещание… Успокоить больную совесть… Съездить на родину, проститься с детьми, внуками, друзьями и родственниками… Смириться и спокойно ожидать решения своей участи…

Мало и в то же время вполне достаточно. По крайней мере, так утверждает Церковь. Психологически же здесь проявляются два отчётливых направления: либо бегство от мира в прошлое, либо полное осознание этого прошлого – не столько «себя в мире», сколько «мира в себе», ибо в конечном итоге это решает всё.

Лозунг «отречёмся от старого мира» мало пригоден и в политике, и в социологии, и в экономике, и совсем уже не пригоден в деле внутреннего строительства. Здесь всё одноприсутственно, всё взаимодействует, сотворяется и пересотворяется. Всё либо  реализуется, либо ждёт реализации...

В этом смысле постулат «Блаженны ничего не ждущие, ибо они не обманутся», – чреват весьма тяжкими последствиями. Сама эта христианская идея достаточно логична, понятна и убедительна, однако не предполагает ни личного участия  ни свободы воли, ни развития, ни внутренней  эволюции.

Правда, есть и другие рекомендации. Одна из них – концепция жизни «здесь и сейчас», имеющая явное сходство с древней Майявадой, другая – некий аналог Веданты. Основа её – утверждение того, что всё уже есть, всё давно сотворено, всё создано; всё  давно продумано  и устроено в самом лучшем виде… Все безвременно, бесконечно и  одноприсутственно… Человеку  НЕ НУЖНО ни стремиться, ни желать, ни творить: всё уже есть в нём, остаётся только «вспомнить», «открыть в себе заново» и слиться с высшими реалиями бытия…

Это оно, долгожданное и выстраданное наследство, блаженство и счастье? В рамках этой концепции творческий принцип отрицается как таковой. Человек есть не творец по «образу и подобию», а скорее «пользователь», так что кантовские «страсть к познанию» и «воля к сотворению» – не более, чем иллюзия.

На другом полюсе этого противостояния пребывает наука, с маниакальной настойчивостью пытающаяся либо доказать, либо опровергнуть существование Бога. А пока это не удаётся, установить материальную либо энергоинформационную природу души, измерить её, взвесить, а ещё лучше – уловить при помощи сверхсложных механизмов. Причём принципы  конструкции таких устройств  приобретают всё более реальные очертания….

Хочу заявить – здесь во мне говорит не религиозное чувство и не церковная интерпретация души. Скорее, духовная интуиция, собственный опыт и  история всего человечества… Давайте все же попробуем понять, что происходит с человеком после смерти тела…

ЧТО ОНО ЕСТЬ, ЭТО УМИРАНИЕ? Переход в состояние хаоса, небытия или принципиально иной тип упорядочивания материи? Что определяет её ритм и цикличность – то, что есть в нас либо то, что навязывается извне подобно тому, как разряд электрического тока позволяет (или заставляет) вновь заработать остановившееся  сердце ? Как нам совместить постулат о непрерывности и вечности движения с понятием его дискретности и разнонаправленности?

Создаётся впечатление, что в земной жизни мы живём в пространстве, формируя личное (психологическое) и общественное (историческое) время. А вот в посмертии уже последнее будет формировать наше внутреннее пространство. Означает это не просто изменение формы и способа существования, но и его смысла и цели.

Главным ядром этой новой структуры становится не столько «информация», «опыт», «память», но именно то, что мы сумели создать в себе и из  себя, трансформировав в мощный и направленный эволюционный импульс.

Живя в плотном мире, мы привыкли считать все его тонкие составляющие некой простой «тенью», важной, но не определяющей. Затем приходит понимание иного рода, своеобразное смещение «точки  сборки». Теперь уже мы, живущие, есть ТЕНЬ, ОТРАЖЕНИЕ, а реально существовать будем  в ином пространстве и в иных мирах. 

Мы начинаем осознавать, что вся наша земная структура готовится к переходу в иное состояние, причём личность и душа делают это по-разному. Первая проявляет некий разумный консерватизм, склонность к ритуальности, пунктуальности, дотошности, пытается переходить на «энергосберегающие технологии». Она желает как бы «упроститься», освободиться от лишнего груза, утончиться и стать более лёгкой.

У души иная задача. Она не «упрощается», а «разусложняется», избавляется от того, что не есть она, что есть громоздкость, обусловленная проживанием совместно с телом и разумом. Она обретает особую гибкость, текучесть, пластичность, способность создавать новые формы и переносить в них то, что было ранее создано личностью.

Именно это: «ТО-ЧТО-МЫ-СОЗДАЛИ», – станет нашими новыми руками, ногами, чувствами, стремлениями, разумом. Личность «лицедействует», душа «перевоплощается». Однако, и первая и вторая безошибочно найдут своё место в структуре Нового Мира.

И лишь очень редко случается так, что Психическое существо как представитель души в человеке и Внутреннее существо как гарант сохранения личности не разделяются, а «рука об руку» идут дальше. В определённом смысле мы можем не только их увидеть, но и «сотворить» для обоих эти пути, причём ещё при земной жизни.

Многие люди представляют себе, а точнее – «создают в себе» – миры посмертного существования, ничем не отличающиеся от земного. Такая жизнь достаточно бессмысленна – она лишена развития, в ней нет того движителя, который должен быть создан в плотном мире ограниченных возможностей, где нет маяка и нет ориентира.

В целом этот первый уровень очень схож с обычным – не символическим, вещим или «обучающим» – сном. Такой сон хаотичен, неуправляем, нелогичен, составлен из фрагментов всевозможных сюжетов, ни один из которых полностью не реализуется. В сущности это бессмысленное блуждание в пространстве личного «тонкофизического», витального и ментального.

Пробуждение здесь – аналог «нового рождения» и пространство  «нового воплощения». Что-то запоминается, что-то нет, но всегда есть общий эмоциональный фон – чистый, светлый, радостный либо наоборот – тягостный, безысходный, тревожный, больной. Странно, но эти казалось бы нереальные «скитания» прямо влияют и на физическое тело, и на здоровье разума, и на целостное состояние сознания.

Не исключено, что первые этапы посмертия обусловлены особой его концентрацией, имеющей   личностные признаки, но не являющейся  ни самостью, ни душой. Отсюда и все феномены «состояния вне тела» от осознания себя и мира до способности перемещения его в пространстве.

Далее на это базовое сознание накладываются многочисленные кодировки личности, а то, что мы называем душой, обеспечивает движение, его скорость и направленность. Пока это перемещение «внутри себя» и обращённость «внутрь себя».

Здесь происходит большинство  хорошо известных нам феноменов: полёт, невесомость, свет, туннель, светящееся существо, встречающие нас родственники, друзья – обязательный компонент, ибо он неизбежно присутствует в жизни каждого.

С Учителями сложнее. Если их в вашей судьбе не было либо вы не смогли создать их внутри себя, их не будет. «Светящееся существо», «Ангел» - это ваша душа; вы – Психическое существо, ещё остающееся личностью и не утратившее с ней связи. Есть порог и хранитель порога; есть черта, переступив которую, назад  уже не возвращаются.

Однако мы сегодня говорим не об умирании и посмертии, а о вещах куда более серьёзных и жизненно важных. Можно в совершенстве знать догмат и  канон, посвятить всю свою жизнь изучению эзотерики, философии, истории, религии, стать сведущим во всех науках, преуспеть в искусстве, составить подробнейшие психологические карты «миров иного существования», но это ничего не изменит, ибо любое знание без возможности его практического применения – знание мёртвое.

Когда же мы говорим об эволюции живого и разумного, ситуация усложняется неимоверно. Нам предстоит не говорить, а действовать, не изучать, а становиться. Философское «Изменяя себя – изменяешь мир», – и религиозное «Спаси себя, и через тебя спасутся многие», – по-прежнему кажутся пустыми и бессмысленными утверждениями,  если мы не выйдем за их пределы.

Нам предстоит увидеть эволюцию как осознанное действие самого бытия или – по иной интерпретации – Духа, признать и оценить его взлёты и падения, осознать его высшую цель и пути её достижения. И  если эволюция есть абсолютная реальность Вселенной, то она должна проявляться во всём: и в разных мирах, и в человеческих культурах, и социальных формах, и в самих человеческих существах. Мы должны не просто увидеть её в разных сферах нашего бытия, но и вовремя осознать, что она означает.

Но только изменив базис, отказавшись от примата разума в пользу сознания, мы можем решить эту задачу. Это не означает отказа от разумности – мы просто включаем её в новую, более широкую общность.

Мы не отказываемся от реалий земной жизни и её уроков, а просто помещаем их в жизнь вечную, сознательную и творческую. Мы признаём права, но отказываемся от любого вида присвоения, учимся в любой собственности видеть не её, а общее достояние.

Теперь у нас множество путей развития, часть которых продолжаются в линии мировые, и столь же великое множество реализаций. Мы отчётливо видим и эти пути, и эти линии – эмоциональные, морально-этические, волевые, эстетические, познавательные и творческие; видим  уровни, на которых они развёртываются и то, во что потом  воплощаются.

Мы осваиваем  разные способы восприятия и переживания Пространства-Времени,  «плотной» и «тонкой» материи, жизни и смерти, образов себя и образов мира, познаем  суть способностей, таланта и гениальности.

Мы перестаём горевать о  несостоявшемся, неслучившемся, нереализованном, ибо открываем для себя смысл отложенной реализации как задачи уже не этой, а следующей жизни, где будем уже не мы сегодняшние, а те, кому мы дали начало; те и единственно те, кому мы можем завещать и подарить самих себя.

Однако это лишь самая поверхностная констатация. На самом деле всё намного сложнее. Отложенная реализация опирается на Закон кармы, но не находится в его подчинении. Человек сознательно отдаёт себя в руки куда более высоких сил; его задача - при земной жизни стать предельно пластичным материалом для построения основ супраментального человека, представителя новой расы человеческих существ.

При этом он сохраняет себя как личность, сущность и индивидуальность, как свобода, инициатива и все возможности творчества. Это не означает, что после окончания  курса обучения следует вручение некого «диплома», позволяющего претендовать на самые престижные места и должности в человеческом обществе.

Такой человек не стремится к немедленному созданию школ, фондов, сайтов, не гонится за количеством учеников и не отстаивает с пеной у рта право на духовную собственность, не погружается в бесконечные молитвы «о смягчении нравов», «исцелении страждущих» и «прощении грешных» – этим занимается Церковь. Не участвует и во «всемирных часах» всеобщего обращения к Богу – это элемент особых школ и духовных практик.

Став на порог, не принимает его за Дом, а возведя стены храма, не забывает про окна и двери. Заботясь о внутреннем убранстве, не забывает и об одухотворении всей окружающей территории. Его цель – не оправдание на Страшном Суде, не счастливое посмертие и не новая,  высокая реализация в новом воплощении.

СОСТОИТ ЖЕ ЭТА ЦЕЛЬ В ПРЕДЕЛЬНО ПРОСТОЙ  ВЕЩИ – БЫТЬ ТАМ И ТЕМ, ГДЕ В ТВОЕМ ПРИСУТСТВИИ ВОЗНИКАЕТ САМАЯ ОСТРАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ.

Эта концепция не противоречит христианской идее личного спасения и не отрицает её, скорее продолжает, расширяет и продлевает до бесконечности. Для достаточно подготовленного человека это вполне понятная и приемлемая концепция – ведь говорим мы не о чём-то «духовном», «философском», «виртуальном», а о вполне земном и реальном. О том, что понимается, как наши права, возможности и пути их реализации.

Похоже на то, что осознанным это движение стало в 60-е года ХХ века. Это было время больших надежд, нового романтизма и во многом беспочвенных ожиданий. От жизни требовалось ДАТЬ – здесь, сейчас, тут же, немедленно, при жизни одного поколения.

Идеалом стало быстрое достижение, успех, процветание, известность, максимальный результат при минимальных затратах. Поэтому этот бурный взрыв столь часто принимал пугающий, извращённый, гротескный, а иногда и трагикомический характер.

Примерно через два-три десятилетия (невероятно короткий срок в масштабе эволюции) пришло отрезвление… Первоначальное «пробуждение», «просветление» , энтузиазм  и стремление, столь важные в начале пути, быстро угасали, оставляя человека и человечество в ещё худшем состоянии, чем раньше.

Эволюции требовалось не только желание, стремление, вера, но и терпение, упорство, устойчивость. Но самое главное – время для осознания, для создания новых и эффективных  преобразующих практик, однако, в отличие от прежних, ориентированных не на тысячелетия, века и множество жизней, а на годы, десятилетия и одну индивидуальную жизнь.

Это было доступно, реально и разумно, однако позволяло идти лишь по одной или двум-трём линиям одновременно. Возникла ситуация, когда гиганты несли на своих плечах добрую дюжину пигмеев, а также великое множество незнамо откуда взявшихся паразитов. И лишь в 90-х, а скорее – в начале «нулевых» ситуация резко изменилась.

Эта последняя, третья волна пока  ещё ребёнок, но растёт с головокружительной быстротой. Теперь это не просто самопознание и миропознание, не только личностный и духовный психосинтез, не только многоуровневая и тотальная интеграция, но и трансформация, становление и перевоплощение.

Очевидно и иное: все эти три волны сосуществуют и действуют в современном мире. Поэтому каждый из идущих вынужден проходить их, подвергаясь испытанию на прочность и живучесть. То же самое происходит и со всем человечеством в целом.

*** 

Сейчас мне не хочется подводить какие-либо итоги и тем более не хочется, чтобы всё изложенное воспринималось академически и  представало  как некое интегральное религиозно-философское, духовное либо психологическое исследование. Или того хуже – нудное, бессмысленное пережёвывание давным-давно известного и сказанного.

Понимаю, что это почти неизбежно, ибо я не могу заставить кого-либо стать мной или прожить мою жизнь. Не могу ни рассказать, ни показать, так как для множества переживаний, ощущений, касаний, присутствий  и многого другого в спектре измененных состояний сознания ещё не создано ни слов, ни определений, ни понятий.

Процесс этот настолько тонок, многообразен и трудноуловим, что может быть воспринят только изнутри, оставаясь в то же время несомненно реальным. Многие годы я с немалым изумлением слежу за тем, как почти незаметно трансформируюсь в «НЕЧТО», оставаясь в то же время «ЧЕМ-ТО» и «КЕМ-ТО».

Так уж случилось, что я не смог строго держаться одного направления и одного пути – их было и есть множество. И на каждом я представлен как Я и как не Я, и на всех – как МЫ… И даже такая невероятная практика, как супраментальная йога, уже не вмещает всего и перестаёт быть тем, чем была 15, 10 или 5 лет назад.

Тем не менее, есть ясное и отчётливое осознание и ощущение незавершённости. Я, безусловно, СТАНОВЛЮСЬ, НО ЕЩЁ НЕ СТАЛ. Мне бы ещё 10-15 лет, и тогда… Но, увы, я не знаю, что будет тогда. Знаю лишь, что время – вопрос меры, хотя само по себе неизмеримо.

Главное же, что всегда было со мной, поддерживало и поддерживает – это ВЕРА… Не любовь, не надежда, не душа, не религия, не Бог и не Божественное… Не зря давным-давно было сказано: «Религия – всего лишь одежда веры». Последняя же относится как к неопределимым понятиям, так и к трансцендентным реальностям.

Помните парадокс, скорее – максиму – Ричарда Баха: «Если вы так желаете свободы и радости, то как не поймёте, что их нет вне нас? Поступайте так, как будто они – ваши, и они у вас  появятся». 

Я бы ещё добавил – СЧАСТЬЯ, ибо радость и свобода – его важнейшие составляющие. Что же они такое: и первая, и вторая, и третье? Эмоции? Чувства? Процессы? Состояния? Что-то вторичное по отношению к первичному?

Обычно мы думаем, что абсолютным условием должен быть базис – нечто строго определённое, «реальное», однозначное и строго «научное». Именно это основание – ПРИЧИНА; радость, свобода, счастье – его следствие. Так считает разум, так говорит нам опыт, так утверждает наука. Не может быть следствия впереди причины – невозможно опираться на то, что ещё не создано и идти от того, чего ещё нет.

Если есть гипотеза, предположение, некая ментальная конструкция, то она должна быть доказана абсолютно и неопровержимо. Лишь тогда можно начинать строительство. Однако есть области, где всё обстоит с точностью до наоборот: настоящее формирует не только будущее, но и прошлое, становящееся для «сегодняшнего» абсолютно реальным. То же, что по форме является «будущим», оказывается «настоящим». Именно «оказывается», а не «предстаёт».

Впрочем, и это всего лишь ментализирование, слабая и беспомощная попытка передать то, что происходит на самом деле. Ни я и ни кто-либо другой никогда не сможет объяснить, как можно стать ТЕМ, КОГО ЕЩЁ НЕТ, НО КОТОРЫЙ ЕСТЬ, БЫЛ И БУДЕТ.

«Поступайте так, как будто они –  ваши, и они у вас появятся». ВАШИ здесь – указание не на личное, собственное, а всеобщее, всеприсутственное, где «Моё» и «Ваше» трансцендируется «НАШИМ»  как единством «ВНЕ НАС», «НАС» и «ВНУТРИ НАС».

Теперь «Поступайте так…». Но ведь «поступайте» – это не только физическое действие. Это и чувство, и мысль, и ощущение, и формирование цели, и смысл движения, и само движение. Это пусть и очень неопределённая, но явная подсказка, совет: как «поступать» определённому в неопределённом и неопределимом.

Максима Ричарда Баха очень старая, явно ведущая своё происхождение от знаменитых парадоксов Зенона.Вот и я постепенно учусь поступать так, как будто «я уже есть» и «у меня всё есть». Не сомневаясь, не рассуждая, не комплексуя, не принадлежа кому-то и принадлежа всем. Ничуть не отрицая пройденных этапов – овладения словом, позитивного мышления, самопознания и психосинтеза, религиозного чувства, йогической садханы и философского восприятия мира.

Поступаю так, потому что безошибочно чувствую – есть чёткая граница, переступать которую не следует… Черта, за которой всё «тонкое» превращается в «плотное», имеющее собственную правду существования, волю, законы и права.

Здесь познание (и само знание) переходят в узкую специализацию, ограничение, упрощение и подчинение. Механизм такого превращения универсален и прослеживается во всех сферах человеческого бытия – и в науке, и в религии, и в философии, и в психологии, и в социологии, и в экономике.

Здесь разумное самоограничение не означает поверхностной осведомлённости – последняя присуща «плотному», но никак не «тонкому». Самоограничение и невовлечённость не  исключают знание   мира, в котором человек проживает, наоборот – диктуют его необходимость.

Это особое знание, широкое, глубокое, всеохватное и почти безошибочное. Оно должно стать откровением, таким, как стала для меня работа Шри Ауробиндо «Человеческий цикл». Оно учит видеть начало, базис, основные движущие силы, постоянные линии развития и линии переходные, угасающие либо продлевающие себя в ином виде. Следует определиться в основных идеях, принципах и движениях  жизненно важных для вас всегда, везде и во всём.

Сегодня я хочу предложить вам на рассмотрение четыре такие идеи:

«ДУША, ВОЗЛЮБИВШАЯ МИР, СТАНОВИТСЯ БОЖЕСТВЕННОЙ».

«СНАЧАЛА - ВЕРА, А ПОТОМ – БОГ».

«ЧЕЛОВЕК ПОСТЕПЕННО СТАНОВИТСЯ ТЕМ, ВО ЧТО ВЕРУЕТ».

«НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ».

Подумайте, войдите в их пространство , постарайтесь не просто понять их, но СТАТЬ ИМИ. Удачи вам! …

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии