2. Совершенство и завершенность...

ГЛАВА II - СОВЕРШЕНСТВО И ЗАВЕРШЁННОСТЬ...

Июль… Точнее, УЖЕ июль. Начинается самое страшное время, когда жить не просто трудно, а почти невозможно. Температура переползает за сорокаградусную отметку. Всё стихает, прячется, засыпает… Нет воды, нет дождей, нет ветра… Высыхают цветы, трескается земля, и братьям нашим меньшим приходится ой как трудно. Не верится, что совсем недавно был май, и был июнь, была весна и день летнего солнцестояния…

Однако жить надо… И вот я собрался хотя бы немного «побродить-походить» по любимым местам. Путь лежит по правому берегу Камы, вода рядом – рукой подать. Значит, не так уж всё и страшно. Сейчас 4.30 утра, а термометр показывает уже +27. Ничего, мы привычные ко всему: и к ветрам, и к холодам, и к морозам, и к жаре.

Вообще странно: я ведь февральский  Водолей. Стало быть, должен любить зиму. Люблю, конечно, но как-то не очень, больше – июнь и сентябрь. Не люблю свои дни рождения, а последние двадцать лет не праздную их совсем. Странная это штука – день рождения. Да неужели же мы рождаемся лишь раз в жизни – без собственного согласия, подчиняясь чьей-то воле и не имея осознанного выбора?  К великому счастью, таких «рождений» у нас множество, и вот некоторые из них можно и даже нужно праздновать.

Давно подозреваю, что я какой-то неправильный Водолей. Так – ни то, ни это… Почти вода… Или воздух наполовину с водой… Тогда я – дождь, туман, морось, облако, холодный влажный ветер, снег? Долго думал об этом, пока не понял: нет, я очень правильный,  нестарый и весьма привлекательный Водолей. Безусловно, несовершенный и незавершённый, однако зрелый, а кое в чём даже и перезрелый. Так и тянет, подобно груше или яблоку, упасть на тёплую землю и  стать чем-то иным… Шутка, конечно. А если без шуток, то дело здесь в следующем.

Каждая стихия – Огонь, Земля, Вода и Воздух – проживает в собственном Доме, состоящем из трёх «комнат». Допустим, это детская, гостиная и рабочий кабинет. Из окошка я вижу «Другие Дома», откуда мне «машет ручкой» такой же я, и тоже представитель стихии Воздуха, то бишь Разума. Такой же, только «отставленный по времени»…

В феврале я – Водолей, в июне – Близнец, в сентябре – Весы… Самое удивительное в том что «я-февральский» плохо переносим для «я-июньского» и «я-сентябрьского», в то время как «я-сам-целостный» смотрю на них весьма благожелательно, с пониманием и лёгкой иронией. В общем  же получается вот такая штука: я – Воздух, воплощённый принцип разумности – прохожу определённые стадии развития: детство и юность, зрелость и, увы, старость.

Выйдя из «февраля», я сталкиваюсь с «собой-июньским» - молодым, полным сил, жизнерадостным, романтичным и влюблённым в жизнь. В сентябре я – Весы - равновесие, гармония, «умное деланье», концентрация. Наконец, февраль. Зима, созерцание, определённая осторожность и здравый консерватизм, «собирание камней» и подведение итогов. Холодная голова,  горячее сердце.

И ещё я понимаю: ничего не кончилось. Опять будут и июнь, и сентябрь, и весна, и лето, и снова «зима тревог наших».  Внутри себя я уже прошёл и прожил все три ипостаси, принял и полюбил их. Однако я – Разум,  поэтому непоседа, фантазёр, изобретатель и вольнодумец.

Я думаю: «Но ведь это так скучно: Воздух и Воздух – из года в год, из века в век, из жизни в жизнь. Не стать ли чем-нибудь иным? Например, Водой… Крошечный шаг – и я уже Вода, а точнее – мартовская Рыба. А что? И первую, и вторую я люблю и уважаю. Да и «кувшины мои» наполнены отнюдь не воздухом, а водой – живой и мёртвой.

Что дальше? А это куда пойти. Или как посмотреть. Если и Вода, и Земля и Воздух у меня позади, то следующая остановка – Огонь. Если пойти наоборот, то будет Воздух, Вода, Земля и – опять-таки Огонь. Ужасно интересно…

А что, если за пределами этих четырёх стихий есть что-то ещё, что я пока не вижу и не ощущаю? А что, если добраться до центра, первоосновы, начала, откуда всё начинается вообще? И ЧТО есть этот гипотетический центр? СОВЕРШЕНСТВО или ЗАВЕРШЁННОСТЬ?

В человеческом языке нет ничего случайного – каждое слово есть понятие, символ, знак, образ, отражающий не просто реальность, а множество её ликов, проявлений и воплощений. Вслушайтесь, например, в слово ЗА-ВЕРШЁННОСТЬ… Это нечто такое, что есть сумма всего того, что находится ЗА ВЕРШИНОЙ. Оно вроде «закончено» – и в то же время находится «ЗА» - где-то там, куда не дотягиваются ни наш взгляд, ни наша мысль.

А вот – СО-ВЕРШЕНСТВО. «СО» – это всегда слияние, соединение, общность, со-звучие, со-причастие, со-действие. Наверное, поэтому со-вершенство не есть окончание, конечная цель, остановка. Оно – определённое состояние, качество, условие, залог совсем уже иного движения. Куда? Как всегда, отшучусь: «Куда Господь Бог скажет. Ибо на всё воля Его».

А может ли этот наш Бог быть «за-вершённым»? Но тогда Он куда-то исчезнет, хотя и остаётся везде, всегда и во всём. Отсюда и постулат: Бог есть Бытие. Наша же задача – это достижение СО-ВЕРШЕНСТВА настолько полного, насколько это вообще возможно для каждого из нас. Это та самая ВЕРШИНА, которую мы обязаны покорить, особая точка в пространстве и времени–  не «малая», «средняя» или «большая», а именно та, которая нам уготована и вполне достижима.

Начинаем же мы всегда с одного и того же – с ПРОСЬБЫ, в которой уже сокрыты и стремление, и готовность: «Примите меня таким, каков я есть». Примите меня в со-общество тех, кто желает Вершин, стремится к ним и не может жить без них. Вершина же всегда есть обретение… Она дарует нам не только простор, свободу, близость к небу, но и счастье приобщения к общему делу и светлому братству Людей Вершины.

Если шёл за тобой, как в бой,
На Вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него…

Итак, СЛОВО сказано. ВЕРШИНА – это то, что ведёт к небу, простору, солнцу, свету, истине, что возвышает и продлевает… То, что приводит к месту, где душа человека действительно принимает самого человека «таким, каков он есть». Это пространство жизни, где наши ангелы-хранители делают то же самое, храм, где духовные Учителя видят нас такими, какими мы должны стать и какими могли бы стать, хотя, – увы! – мы пока лишь такие, какие есть. И, наконец, это Дом, где Отец ждёт возвращения своего блудного Сына… «Это я, Господи, это я»…

*** 

Вообще, ко всяческим «вершинам» и «вершинкам» меня тянуло с детства. В институтские годы была возможность для этого, да увы, не сложилось. Не сложилось, хотя душа была постоянно там, где были горы и тянулась к тем, которые ходили по ним. Так случается часто, особенно в молодости: есть зов, есть потребность, да нет силы воли или желания резко изменить свою жизнь, покончить со старой и начать новую.

Нет их, этих вершин, и в моём нынешнем бытии. Однако не унываю, поскольку есть их «проекции на плоскость». Да и вообще – не только «физическими вершинами» жив человек. Есть те, которые «снаружи», есть те, которые «внутри». Как покорять последние – вообще отдельный и очень сложный разговор.

С некоторых пор я с трудом переношу любую незавершённость и несовершенство. Причём, к несовершенству мира и людей отношусь спокойно, взвешенно, с пониманием и сочувствием, как к объективной реальности. Но не к целостной, однородной единообразности, а динамической и многоуровневой множественности.

Иное дело – реальность внутренняя. Тут всё куда как сложнее и неоднозначнее – свои законы, своё время, пространство и способы проживания. Здесь стремление и движение  к цели куда важнее, чем её достижение. Требуется большая взвешенность, осторожность, поступательность. Нельзя превращать эту работу в бесконечную изнурительную гонку, нельзя делать самоцелью и единственным смыслом существования.

В то же время не допускать лени, самоуспокоения, самодовольства, самовозвеличивания и переоценки достигнутого. Остановка на  этом пути должна восприниматься, как тактический приём, не влияющий на общую стратегию, ибо во внутренней реальности «покой» немедленно ведёт к стагнации, возврату на прежние уровни, а то и падению.

Баланс между желаемым, ожидаемым и возможным не просто тонок, он вообще постоянно меняется. Именно поэтому короткие эпизоды отдыха чрезвычайно важны и ценны. Особенно – остановка ума и максимальное успокоение эмоциональной сферы. Это не означает прекращение общего движения, скорее – выбор единственно возможного его направления.

Я давно уже заметил, насколько это движение несхоже в своём физическом, жизненном, интеллектуальном и духовном вариантах и как невероятно тонко связано с аналогичными потоками мира. Незначительное ускорение – и всё начинает «мелькать», «мельтешить», сливаться в неразличимую  ленту, скороговорку, судорожное «дёргание». То же самое и с замедлением, только с обратным эффектом.

Достижение же полного равновесия позволяет не только добиться слияния, но и открывает глубины. Такого концентрированного стремления невозможно достигнуть при работе в группе, оно возможно лишь во внутреннем индивидуальном пространстве. Длительное пребывание в потоке сознания и целенаправленная работа в нём приводит к серьёзным структурным  изменениям. 

Восприятие уже не «рыщет хаотично», не «хватает всё, что попало», не отвлекается на мелочи, а само отыскивает необходимые реки, течения, потоки, «заливы» и «острова». Теперь касание «внешнего» формирует и перестраивает «внутреннее». Не просто оставляет неизгладимый след, но сотворяет новое и пересотворяет старое.

Иду уже этим путём много лет, и до сих пор не перестаю безмерно удивляться всем его поворотам, трансформациям и проявлениям. В нём нет формальной, логической целостности и единства, но нет и «разделённости» с окончательной, застывшей индивидуализацией. Последние представляются некими необходимыми реалиями и обусловленностями предыдущих этапов эволюционного развития; первые – как особый императив интеграции, основанной на диалектических принципах.

Сам императив столь же древен, сколь и непостижим. Кажется что он – далёкий отголосок Времён Сотворения (или Большого Взрыва), присутствующий во всём. Это эхо, которое не затихает, а, наоборот, непрерывно усиливается – как в личном, частном, индивидуальном, так и в общем, коллективном, общечеловеческом.   

Не очень давно мне пришлось ознакомиться с чрезвычайно любопытной теорией струнного строения вселенной академика Зельдовича. Она настолько необычна, что признаётся далеко не всеми. Однако, если перенести её на иное поле, то окажется – это не только «физика» и не столько «физика». В ней отчётливо просматриваются онтологические и психологические, философские и даже биологические составляющие.

В информатике и систематике существует такой постулат: «Любая динамическая система в трёхмерном пространстве должна иметь, как минимум, три степени свободы. Иначе никакого развития не будет».

А что, если их – этих «измерений» – куда больше? Если они не где-то «там», в абстракциях физико-математического мира, а здесь, в нас самих? В том, что мы именуем психическим миром? Не на этом ли базируется и следующий постулат: «Любая серьёзная психологическая (жизненная) задача относится к классу некорректных, где случайность, помеха, любой знак, символ, образ, подсказка и помощь способны радикально изменить и выбор, и результат, и ситуацию в целом». 

При подобном подходе «струны» уважаемого теоретика предстают как линии мирового развития. Более того, в пространстве изменённых состояний сознания (медитативных, холотропных, творческих) они трансформируются в нечто безусловно «живое», «разумное», «провиденциальное», «креативное». Это уже не закон и не принцип, не идея, не форма, а скорее – сущность и суть любого роста, основательно расширенная, глубокая, трансформированная и готовая к восприятию новых реалий.

Такое новое сознание способно отслеживать великое множество удивительных феноменов. Например, схематическое строение биоэкрана, предложенное известным биоэнергоинформатиком А.Глазом, основным элементом которого является нечто вроде «песочных часов», при особом видении немедленно разворачивается нечто невероятно сложное, многомерное и в то же время достаточно понятное. 

Во-первых, у этих часов нет но «дна», ни «крышки» – они открыты, незамкнуты и, более того, продолжают себя в тонком и тончайшем вариантах, уходя в условное «подсознательное» и «надсознательное». Биологическим аналогом этого «биоэкрана» служит двойная спираль ДНК, психологическим – весь человек вцелом.

Каждый шаг, каждое чувство, мысль, эмоция, действие немедленно отражаются в энергоинформационном поле, создавая некое новое «Я», и, согласно механизму обратной связи, транслируют «себя» в «себя» же «нижних».

Именно этот двойной процесс позволяет увидеть и собственное движение, и те «линии развития», по которым оно происходит. Отсюда – от нас и только от нас зависит, каковым оно будет, это наше «отражение» на Ткани Бытия. Не когда-нибудь «потом», в «посмертии», а именно «здесь» и сейчас. Дело за малым: научиться вовремя отслеживать любые искажения и устранять их.

Чрезвычайно интересной представляется и «перемычка», «узкое отверстие» между двумя – низшей и высшей – полусферами этих Часов Жизни. Любое движение через сужение предполагает как ускорение потока, так и его распад на отдельные составляющие и своеобразное «скручивание». Именно этот процесс, согласно современным физическим теориям, порождает пресловутые «торсионные поля» - предмет  жесточайших споров и разночтений.

Похоже, что в более глобальном смысле то же самое происходит и при переходе человека из «физического» в «супрафизическое» бытие. А вот его религиозный аналог: то самое «игольное ушко», через которое «богатому» так же трудно пройти, как и верблюду.

Тогда что же есть БОГАТЫЙ и что – БЕДНЫЙ? Здесь и «физика», и «химия», и «биоэнергоинформатика» бессильны. Главное же – чем и в чём БОГАТЫЙ, а чем и в чём – НИЩИЙ. Что в этом смысле есть тяжесть, плотность, отягощённость, помеха, а что – лёгкость, текучесть, освобождённость?

Возможно ли такое, чтобы на стенах этих условных «песочных часов» оседало предельно «плотное», «грязное», «липкое», «отравленное», а наверх уходило лишь «чистое, легкое и светлое»?  И если да, то как этого добиться? Есть, над чем задуматься…

Для острого ума и высокого сознания всё – тайна, всё – загадка и всё – путь. Например, знаменитые парадоксы Зенона. А вот его современный аналог: «Если вы так сильно желаете свободы и радости, то как не поймёте, что их нет вне нас? Поступайте так, как будто они – ваши, и они у вас появятся». (Ричард Бах).

 Что это? Хитрый психологический приём, самопрограммирование, самообман, остроумная шутка или некая подсказка? Совет, адресованный скованному, малоподвижному, недоверчивому и ориентированному на  абсолютную доказательность всего и вся разуму? Разуму, который в принципе не может ни воспринять, ни понять, ни сотворить в себе чего-либо такого, чего нет в нём самом?

Попробуйте подумать над этим парадоксом сами. Не захотите – ваше дело. Истина же в том, что без этой трудной, но необходимой работы вы никогда и ничего не поймёте вообще…

*** 

То, чем я занимаюсь уже столько лет, никогда не было ни «системой знаний», ни её «изучением», ни попыткой «протиснуться в ряды» избранных, известных, авторитетных. Не привлекала как роль ментора, наставника, учителя, руководителя, так и «лик» мыслителя, философа, психолога, поэта, писателя, популяризатора.  Всё, что обычным человеком  воспринимается как «наружное», у меня стало «внутренним», и наоборот.

Крайне трудно описать ситуацию, когда объект и субъект исследования становятся одним и тем же, причём и первый, и второй находятся в состоянии непрерывного развития. Хорошо сказал об этом Шри Ауробиндо:

«Ордена, церкви, религии, психология, теософия и философия не спасут человечество, потому что они занимаются интеллектуальными убеждениями, догмами, ритуалами, институтами. Намеченная нами цель – не рассуждать об этих вещах, а испытать их. Наш идеал – это полная трасформация внешней и внутренней природа человека».

Однако даже это не в силах передать всей немыслимой сложности поставленной цели. Супраментальная эволюция здесь означает лишь общий вектор движения, составленный из множества линий, уровней и направлений развития. Подробно описать эту сверхсложную систему нет никакой возможности, да и не в этом дело.

Необходимо не просто «увидеть», «почувствовать», «описать» одну, несколько или значительную часть этих векторов - надо СТАТЬ ИМИ в самом прямом смысле этого слова. Поэтому первыми и весьма обескураживающими открытиями являются следующие: путь этот может быть только индивидуальным – в себе, к себе и из себя. У вас множество подсказчиков, помощников, учителей. Они - опорой очень высоких уровней, однако вы – не они и они – не вы, и никогда вам не стать ими. Лучшее, что они могут для вас сделать – это поделиться своим опытом.

Далее вы открываете, что самопознание неразрывно связано с самореализацией, самовыражением, собственной эволюцией и трансформацией. Восходя по разным линиям, вы на каждой из них частично «находите», частично «организуете» сами себя.

Каждый этап, уровень, план, подплан предъявляют свои требования. У всех этих «я» – разные потребности, желания, цели. Никаких волевых усилий не хватит – ни «отменить», ни заставить «замолчать» вы их не сможете. Не поможет и чисто ментальное обучение. Нужно что-то иное, однако до него ещё нужно дорасти.

Возможным это становится лишь тогда, когда вы приступаете к проживанию надличностных стадий развития, где самопознание трансформируется в миропознание, богопознание, духопознание. Количество линий значительно уменьшается. Вы снова проходите через «игольное ушко», чтобы развернуться совсем в ином, непривычном пространстве…

Казалось бы, всё идёт, как надо, и беспокоиться не о чем. Однако это не так: вы можете быть возвращены туда, откуда вроде бы ушли окончательно и бесповоротно. В сущности, это «маленькая реинкарнация» – что-то (или кто-то) возвращает вас туда, где осталось незавершённое, несовершенное, нетрансформированное.

Это очень печальное открытие. Однако надо принять эти правила Игры, надо понять: вам предоставляется шанс прожить в одной жизни то, для чего другим потребуется множество воплощений. Так вы на собственном опыте убеждаетесь: никакие разовые (пусть даже значительные) успехи не могут превратить вас в совершенную личность.

Другая сложность в том, что совершая серию этих спусков-подъёмов, вы на время перестаёте понимать, что такое личность вообще и в чём должно выражаться её совершенство. Этот трудный и мучительный этап может затягиваться на много лет. Именно здесь совершается большинство отречений, предательств и бессмысленных бунтов.

То же самое можно сказать и о душе. В теории супраментальной эволюции есть одно важное положение: на путях восхождения человек неизбежно проходит три главнейших этапа – открытие супрафизических миров, овладение их силами и энергиями и, наконец, истинное рождение души. С первым и вторым можно сделать кое-что, но без третьего нельзя сделать вообще ничего.

Поэтому не следует бояться ни «возвратов», ни остановок, ни многочисленных повторов, ни попадания на нижние уровни сознания. Бессмысленно кричать: «Это не я! Это не я! Это не «моё»! Это «наружное», внедрённое, врождённое, враждебное!». Нет, это именно «я» и именно «моё», ещё не облагороженное, слабое,  склонное к панике и охваченное страхом.

Восточная духовная традиция предлагает в таких случаях не смирение, а спокойное и трезвое различение, успокоение эмоций, максимально возможное ограничение механической (мирской) активности ума, молитву (как обращение к высшим силам), медитацию, чтению святых книг, паломничества к святым источникам и, наконец, делание добрых дел, причем последние направлены не только на «ближних своих». Это куда более широкое понятие, включающее и чувство, и мысль, и поступок, и веру, и целеполагание, и творчество…

*** 

Наконец, есть ещё один, чрезвычайно сложный, запутанный и неоднозначный вопрос, именуемый СЛУЖЕНИЕМ. Давно известно и принято, как аскиома, что любое служение – будь то служение Богу и Божественному, великой идее, истине, познанию, искусству, человечеству и т.д. – требует отречения от всего того, что ему мешает. Требует полное самоотдачи, бескорыстия, бесконечной веры в то, чему служишь, немалого мужества и изрядной силы воли. 

Здесь познание мира и познание себя – даже не две стороны медали, а единый двунаправленный процесс. Одно не может быть без другого и не может эффективно развиваться по отдельности. «Внутри себя» эти два направления дробятся на множество потоков, сочетаясь и взаимодействуя самым причудливым образом. Здесь всё от человека» и всё человек, всё внутри человека, однако самым странным образом им не заканчивается…

Нельзя объять необъятное. Поэтому концентрация и ограничения необходимы и обязательны. Самые простые примеры – сакрализация работы, уход в научное исследование, поглощённость творчеством, жертва искусству, сужение мира рамками семьи или одного единственного человека.

Вместе с тем любое ограничение имеет свои собственные глубоко скрытые психологические корни. В этом контексте духовное не есть что-то особое, отдельное и отделённое, а входит в состав психического как одна из его высших составляющих. Уходят же в разное и по-разному.

Что лежит в основе самоограничения людей духовных, таких, как Серафим Саровский Сергий Радонежский? Чем было обусловлено добровольное затворничество Шри Ауробиндо, продлившееся почти двадцать шесть лет? Что может быть общего между бегством Льва Толстого из Ясной Поляны, историей русского Раскола ХVII века, судьбами и выбором староверов уже современных?

Что заставило Сатпрема избрать путь саньясина – странствующего монаха, и как это путь смог привести его в ашрам Шри Ауробиндо? Что заставило Мирру Альфассу Ришар, известную всему миру под именем МАТЕРИ, отказаться от всего, что у неё было, в пользу ещё неясного, неопределённого, не созданного, но предельно важного для судьбы Земли и земного человечества?

Как, какой мерой  измерить вклад их соотечественника, французского гражданина Антуана де Сент-Экзюпери – человека, безусловно, всю жизнь прожившего «в себе», в конечном итоге «ушедшего к себе» – и в то же время безгранично верившего в «Мир людей» и «Планету Людей»?

Что вообще есть отстранённость? Неучастие? Недеяние? Монашество? Аскеза? Особый род эгоизма, черствость, холодность? Отказ от участия в судьбах людей, глухота, слепота, холодная замкнутость на себе и ради себя? Или то, что в йоге именуется Вайрагьей – глубоко осознанным отвращением к миру, угасанием любых привязанностей, потребностей и желаний?

Может ли мир, глубоко погрязший в эгоизме, насилии, невежестве, лжи и самовлюблённости обвинять этих людей в нежелании служить ему? Как разобраться во всём этом и выбрать СВОЙ – только свой путь? …

Боюсь, что у нас нет иного выбора, кроме обращения к такому глобальному понятию, как эволюция. Ведь последняя – не только развёртывание преимущественно необратимых изменений в живой и неживой природе и социальных системах, это ещё и РАЗВИТИЕ – процесс, направленный на  преобразование материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. 

Это универсальное свойство материи и сознания, всеобщий принцип, объединяющий историю Природы, суть познания, смысл бытия человеческого сообщества и отдельного человека.

Процессы, протекающие на разных уровнях и первого (Природа) и второго (Сознание), аналогичны, но не совсем схожи. Это усложнение, дифференциация, повышение уровня организации, анализ, синтез и интеграция. В социальных системах это история множеств, в человеке – совместная история его индивидуальности, самости и сущности с суммой физического, психического и социального.

Итогом развития всегда является трансформация – преобразование, превращение, преображение, расширение прежних качеств и появление качеств принципиально новых. В психологии развития под трансформацией подразумевается широкий комплекс методов и приёмов, преобразующих личность в сторону безграничного совершенствования и совершенства.

Взятое по отдельности, всё это понятно, логично и убедительно. Однако в общем… Здесь возникает огромный и практически неразрешимый вопрос либо о стихийном характере эволюции, либо о её управляемом, организованном, разумном и сверхразумном, вселенском и космическом аспектах.

Что в человеке и человеческом сообществе является источником эволюции, порождающим императив к сотворению? Какие у нас здесь права и обязанности? Где мы должны действовать, а где остановиться и отказаться от любого действия?

Вопросы эти постоянно возникает в поле человеческого познания, принимая самые разнообразные, порой удивительные формы…

***   

Хочу напомнить: сейчас мы говорим о едином разноуровневом и часто асимметричном процессе, именуемом эволюцией. Полем её действия является природа и сознание. Первая слагается из «неживой» и «живой» материи, причём живая, безусловно, иерархична по градиенту разумности и организованности. Она представлена в виде социальных систем, но  не является «разумной» в истинном смысле слова. Сама же система – интегрированная общность материальных и духовных объектов.

В человеке материальное означает живое и физическое, а духовное – сумму разумного, познавательного, творческого, морально-этического, эстетического и творческого. В 60-х годах ХХ века произошло событие чрезвычайной важности – рождение жанра «социальной фантастики» как особого вида футурологии.

Уже самые первые работы её основателей вывели процесс поиска на принципиально новый уровень. Эволюция социальных систем, социальных форм и отношений оказалась тесно связанной не только с эволюцией личности, но и эволюцией разума в собственно космическом и вселенском аспектах.

В те далёкие времена для советских людей всё казалось предельно ясным и простым: и светлое будущее человечества», и крах прогнившего и изжившего себя капитализма, и торжество гуманистических ценностей как логичное продолжение идеалов социалистических и коммунистических.

Задача «мировой революции» как экспансии нового в пространство старого значительно изменилась, трансформировавшись в осознанную и управляемую эволюцию. В её тогдашнем понимании было очень много от патернализма, т.е. четко прослеживалась позиция старшего брата, защитника, опекуна, руководителя, абсолютно уверенного в своём праве и возложенной на него миссии.

Родился и особый термин для этой миссии – прогрессорство, осуществляемое специально подготовленными людьми-прогрессорами, за которыми стояла вся мощь, разум и материальные возможности объединённого человечества.

Единственным противником виделся фашизм во всех его видах плюс многоликая и почти не уничтожимая философия потребительства. Естественно, что ни о какой духовности либо духовных принципах подобной эволюции не могло быть и речи – в первую очередь речь шла о воспитании и укоренении идеалов человечности.

Прошло совсем немного времени, и всё изменилось. Почувствовав, что «быть богом» не просто трудно, но и невозможно, новое направление спустилось с небес на землю, но лишь для того, чтобы убедиться в старой истине: «нет пророков в своём отечестве».

Идея прогрессорства и в земном прочтении  оказалась не просто неосуществимой, по крайней мере, в настоящее время, но и крайне опасной, а зачастую и аморальной. Всё вернулось на круги своя - к праву сильного и  примату силы, от прогресса к регрессу, от эволюции к инволюции. Теперь всё решила теория действия с примитивным делением на «наших» и «не наших», на «плохих» и «хороших парней».  Последние побеждают всегда, ничуть не заботясь столько о моральном , но и правовом основании.

Главным же «Прогрессором Земли» провозгласили себя США и их союзники по европейскому блоку. Разумность предпочла тактику «немедленного реагирования»; Церковь самоустранилась, отдав предпочтение не прогрессорству, а миссионерству и не признавая эволюцию, как таковую, а идею эволюции духовной предав анафеме.

Осталось ли хоть что-то от прогрессортства в его космическом прочтении? Да. Причём не только осталось, но и безмерно расширилось. Большинство нынешнего человечества убеждено не только в палеоконтактах, но и в явном либо неявном «присутствии», «контроле» и «управлении» неземного разума. Последний предстаёт, как  сверхцивилизация, либо союз цивилизаций, а  выше – как метафизка сверхразума и сверхсознания.

Объединяет же всю эту разнородность одно: предупреждение о невозможности прямого влияния на судьбу разумной расы, запрет на предоставление ей техник и технологий высшего порядка, безусловной поддержки одной из множества конфликтующих сторон – как материальной, так и идеологической.

В этом есть глубокий смысл: если мы не можем разобраться в эволюции по «горизонтали», то как может судить о её «вертикальной» составляющей? Нам не дано видеть будущее во всех его деталях и свести общий баланс обретённого и утраченного. Мы хотели бы получить ВСЁ – немедленно, сейчас, побыстрее, не задумываясь о том, что гармония – закономерный продукт долгого, постепенного и крайне  мучительного развития.

Мы постоянно торопимся и вечно жертвуем настоящим в угоду будущему, совершенно его себе не представляя или представляя убого, неистинно, предельно упрощённо. В чём же выход? Превратиться из «прогрессоров» в «наблюдателей и созерцателей» и вмешиваться лишь тогда, когда живому существу, либо целому народу, либо расе разумных существ грозит неизбежная и недвусмысленная гибель?

Линия этого раздела испокон веков проходит через каждого человека. Кто в нём самом является истинным и знающим прогрессором? Разум? Вера? Душа? Дух?  Перманентный Бог в человеке как проекция Бога имманентного, всеобщего, всеприсутственного? Или вся иерархия божественного, нижние уровни которой практически смыкаются с миром человеческим?

Что мы выберем, таковым и будет наше служение. Погрузимся в мир для прямого действия в нём, научения, испытания либо наоборот – отстранимся, выделимся, ограничимся в одном, но безмерно расширимся в другом? Поймём, что трансформация – не только процесс, не только теоретическая возможность, но и практика глубокого преобразования личности в нечно иное?

Как нам вести себя в этом поле, где любой «сорняк», слабый и больной «росток», неказистый и неприметный «цветок» может превратиться в плод, могучее дерево, прекрасное и вечное цветение? Увы. Сделав очередной круг, мы снова вернулись к тому, с чего начали – к человеку, личности, душе и вере, к истине самопознания и миропознания.

Понимание деления на «избранных» и «неизбранных» присутствовало в человечестве всегда. Однако эта «избранность» никогда не была чем-то однородным. Отсюда: «Богу – богово, кесарю – кесарево».  Есть то, что ДАНО, и то, что ОБРЕТЕНО.

Что представляет собой разумное существо, прошедшее все стадии возможного для него развития, или этапов личной эволюции? Чего ждут люди от такого человека и чего он ждёт от них? На первый вопрос ответ давно известен. Ждут праведности, святости, мудрости, пророчеств, всяческих чудес, исцелений, благословения, отпущения грехов, духовного наставничества, а в наше время – суммы того, что называется «паранормальными способностями».

А чем (кем) ощущает себя этот человек? Сущностью? Личностью? Душой? Духом? Аватарой? Человеком Мира, Вселенной, Космоса? В чем его ЗАДАЧА, и какова его ЦЕЛЬ? Если донести, отдать, одарить, научить – то это можно сделать лишь в ипостаси ЛИЧНОСТИ. Предельно ясно выразил эту идею Шри Ауробиндо:

«Аватары нисходят для того, чтобы снова и снова возвышать человека, развивая всё выше и выше человеческую природу. Мы должны действовать в мире как источник света, силы, знания, чтобы посылать эти импульсы людям. Мелка работа тех, кто трудится ради собственного спасения и спасения немногих, и велика работа тех, кто  живёт ради вселения мира души, даже если это не удаётся либо удаётся частично и на время».

Отсюда и сложившаяся задача: каковым и до какого предела должно быть отстранение от людей, от человеческого мира, от его законов, привычек, желаний, страстей, способов решать проблемы, стереотипов поведения, религиозных и морально-этических, политических и идеологических предпочтений? Сохраняем ли мы в этом случае статус личности? И можем ли быть в земной реальности чем-то иным, нежели личностью?

В психологии развития, как и вообще в психическом пространстве, этот вопрос решается безусловно в пользу личности, а не души. Ведь и Будда, и Магомет, и все пророки, и все духовные Учителя человечества, и даже Иисус как сын человеческий были именно ЛЮДЬМИ.

Однако их служение, точнее – земная реализация высокой и высочайшей сущности, была различной: от жестокого аскетизма и «надмирности» до чрезвычайно активной деятельности. Таковы Иоанн Предтеча и Иисус, Шри Ауробиндо и Шри Чинмой, Дж.Кришнамурти и нынешний Далай-Лама, понтифик предыдущий и понтифик сегодняшний.

Мне представляется, что эти вопросы становятся по-настоящему актуальными лишь тогда, когда процесс самопознания переходит в пространство надличностного, надсоциального, надсознательного. Здесь не столько противостоят, сколько взаимодействуют два направления, два вектора: один – «вниз» и «наружу» как желание служить общечеловеческим ценностям и требованиям эволюции, другой – уносит «вверх» в миры духовного, всеобщего, космического.

Возникает ситуация весьма непростого выбора: расценивать неспособность к объединению, слиянию с миром людей, также, как и бесславный конец множества попыток «рассказать», «показать», «донести», «подарить», «предупредить» не как личную неудачу, не как слабость, незрелость, неготовность, а как великое благо, как обретение истинной свободы, без которой далнейшее восхождение не возможно в принципе.

Здесь многое происходит. Пропадает желание писать, рассуждать, анализировать, теряет значение чьё-либо мнение, похвала или осуждение, да и сами контакты постепенно изживают себя. Поэзия, песня, сказка как преданные и надёжные попутчики, друзья, единомышленники, остаются на прежних уровнях, однако ты не бросаешь их, а они – тебя – просто вы переходите в иное измерение.

Главное же, что имеет место быть – это глубоко осознанная необходимость перехода от физического, чувственного и интеллектуального восприятия мира к реалиям единого всеобщего сознания. Не следует считать, что это очень легко.

Нет, очень и очень трудно, ибо погружение в Ничто, Которое Есть Всё , в Пустоту, которая не есть Пустота, не может не быть воспринято разумом,  чувством и самой личностью как состояние предельной опустошённости, как дыхание , Чёрного Огня, не возжигающего, а  испепеляющего; как предельное одиночество, в котором предстоит идти дальше. 

Философствовать, рассуждать об этом легко и просто, но СТАТЬ ЭТИМ И ПРОЙТИ ЭТО… Подобное мне ни разу не удавалось, а если и удавалось, то ненадолго и в ограниченном объёме. Боюсь, что за какие-то несчастные 15-16 лет невозможно пройти то, для чего великим потребовалась целая жизнь. Я знаю, что и Пустота, и Нирвана и «ЕДИНОЕ, НЕДВОЙСТВЕННОЕ И БЕСФОРМЕННОЕ» - иллюзия, но уже не разума, а сознания, и что многим удавалось преодолеть её.

Понимаю, что «желание вернуться, чтобы служить людям и общечеловеческим ценностям» не означает немедленного спуска и погружения в море людских страстей, мыслей и действий. «ВЕРНУТЬСЯ» здесь означает нечто большее – требование реализации эволюционного принципа; что это «возвращение», как и реализация, может быть ОТЛОЖЕННЫМ.

Я много раз говорил о том, что началом всего пути, да и меня самого, стала теория духовной эволюции Шри Ауробиндо, а практикой – супраментальная йога. Основные её положения – сдача, избавление, Игра-Лила, отречение от плодов действия, которое не означает отвращения к ним либо отказ от собственно действия.

Возникает также понимание трёх гун ведантизма не только как мировых качеств, свойств, нитей бытия, а как форм сознания: саттвы (равновесия), раджаса (страсти, активности, стремления) и тамаса (инерции, пассивности, самоумаления). Согласен, что для освобождения надо избавиться от привязанности к вещам, фиксированным привычкам, стереотипам и эгоизма.

Наконец, я научился чувствовать присутствие божественного всегда и во всём. И ещё – «Никогда не беспокойтесь о временном, даже если оно кажется очень  долгим; будьте стойкими, терпеливыми, уверенными, ибо всемогущая любовь и мудрость работают, чтобы возвысить и пересотворить вас заново».

Всё это было не только множество раз перечитано, взвешено, проанализировано  и не только понято, но и прожито. Не было «усвоено», а стало неотъемлемой частью меня самого. Именно поэтому йога для меня есть не уход от мира, отвращение к нему, а союз, связь, единение души с бытием и слияние индивидуального человеческого существования с существованием универсальным и трансцендентным.

И куда бы я ни уходил, какие миры человеческого проявления не исследовал и не испытывал, нечто всегда возвращало меня назад, к началам и истокам. Иначе и быть не могло: ведь я сам абсолютно добровольно принял то, что принял, пусть даже это согласие было и временным, а до полного ещё не дорос. Иногда я ощущаю эту силу как нечто живое, безусловно  разумное, бережное, далёкое от всякого насилия, но настойчивое и имеющее полное право действовать так, как считает нужным. Поэтому постепенно отсекаются  все нити, ещё привязывающие меня к этому миру.

А может быть, я как душа ещё не «нажился», ещё хочу побыть и в этой жизни, и в этом воплощении, и в этой работе, не спеша уходить: «Туда мне и страшно и рано». А может, я всё ещё надеюсь из «Вопроса» стать «Ответом»…

Не исключено, что постоянный и бесславный конец моих самозапретов и клятвенные обещания «не мыслить, не исследовать, не писать, не действовать, не вовлекаться» тоже связаны с этим. Помните, о чём мы говорили в начале этой главы о стихиях: об Огне, Земле Воде, Воздухе? Так вот, всё, о чём я говорил выше – это моя «ОГНЕННАЯ ПИЩА», без которой я чахну, слабею, истончаюсь и развоплощаюсь…

Да и сам я, наверное, уже не Воздух, не Земля, не Вода и даже не Огонь, а АГНИ – свет, энергия, исполнительная сила, воля к сотворению.«Я мыслю, следовательно, я существую». Хорошая и надёжная истина. Но когда я думаю об этом, мне всегда вспоминается эпизод из Упанишад:

– Отец мой Варуна*, научи меня Брахману**

– Открой разум и освободи мысль, и тогда найдёшь Его. Воистину, от чего рождаются эти существа и чем живут рождённые, и то, во что входят, умирая, стремись распознать. Ибо это и есть Брахман. Ибо то, что здесь в человеке и то, что там в солнце – одно.

(*Варуна – Небо.

**Брахман – Единая Реальность, Абсолют, Всевышний; то, что объемлет собой Всё, Вечность, Космос, Дух).

Не следует думать, что надежда, как мечта, и вера – нечто слабое, беспомощное, иллюзорное и не способное преобразовывать. Ещё Плиний-старший сказал: «Надежда – это колонна, на которой держится мир; надежда – сон человека, который вот-вот проснётся».

И когда мне становится совсем плохо, я обращаюсь к словам своего Учителя: «Велика работа тех, кто живёт для вселения мира души, мира радости, чистоты и света в человечество. Даже если им это удастся частично и на время». Согласитесь, совсем не мало. Остаётся лишь успокоиться и принять всё происходящее, как должное – не как «предопределённое», а как «Предопределение», в котором нет, и не может быть случайностей…

*** 

Не так давно я задумался над весьма простой вещью: а что знают обо мне люди? Не думают, предполагают, считают, а именно ЗНАЮТ? Тогда-то родился, там-то учился тому-то и тому-то… Женился, развёлся, опять женился… Работал, вышел на пенсию… Написал то-то и то-то… Умер… ВСЁ… Печально. Но неужели лишь это – я, и это всё, что в людской памяти останется обо мне? …

Когда мы говорим о разделённости, непонимании, единстве и борьбе противоположностей в философском контексте, всё ясно и понятно. Совсем иное дело, когда эти категории касаются нас непосредственно и являются абсолютными реалиями нашего существования.

Почему природа и эволюция дошли здесь почти до предела? Лишь для того, чтобы «умалившись», «возвыситься», а «разделившись» – искать пути для объединения? Как бы человек не хотел отдать себя другому, подарить самое ценное и сокровенное, поделиться опытом пережитого, в большинстве случаев это невозможно.

Дело в том, что любое восприятие идёт через себя и только через себя, такова наша природа. Способность к глубочайшему сопереживанию, к фактическому «перевоплощению в другого» - вещь чрезвычайно редкая, учиться этому нужно очень и очень долго. По большому счёту, надо прожить чужую жизнь, как свою, утратив на время жизнь собственную с её «взглядом со стороны» и собственной оценкой.

Похоже, что именно это происходит при полной реинкарнации, ибо, как утверждает сегодняшнее «полупсихологическое, полуэзотерическое и полудуховное» знание, происходит и иное проживание чужих жизней, напоминающий некий не то сон, не то фильм с максимально выраженным эффектом присутствия. Опыт подобного «переживания» может быть и очень жёстким и жестоким, но никогда не калечащим.

Нечто подобное мы испытываем после физической смерти и далее на уровне «жизни после жизни», где происходит анализ и синтез не только минувшей, но и всех ранее прожитых жизней.

И вот мне подумалось: что, если я прямо сейчас, будучи ещё «здесь» предложу: «КТО ХОЧЕТ ПРОЖИТЬ МОЮ ЖИЗНЬ?». Она была неоднозначной, трудной, сложной и отнюдь не праведной, но интересной и насыщенной. Я даю её напрокат – проживите, подумайте, оцените!

 Да, да, я уже слышу: «А зачем это надо? Тут со своей не знаешь, что делать… Да и как брать то, что ещё не завершено и неизвестно чем кончится?»

А вы рискните!  Ведь кто не рискует выйти за собственные пределы, не пытается стать ИНЫМ и понять ИНОЕ, никогда ничего и ни в чём не добьётся. Не об этом ли сказано в стихотворении Давида Самойлова:

Повтори,  воссоздай, возверни
Жизнь мою, но острей и короче,
Слей в единую ночь мои ночи
И в единственный  день мои дни.

День единственный  , долгий, единый,
Ночь одна, что прожить мне дано,
А под утро отлет лебединый-
Крик один и прощанье одно…

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии