8. Черный ноябрь...

ГЛАВА ВОСЬМАЯ — ЧЕРНЫЙ НОЯБРЬ.

«Выбор сделан, и человек обрел самого себя, т.е. стал свободной сознательной личностью, которой и открывается абсолютное различие — или познание — добра и зла».

Сёрен  Кьеркегор.

Ох, не зря сказано: человек предполагает, а Бог располагает… До Нового Года нам предстояло пережить очередное потрясение, да такое, аналогов которому я не припоминаю. Нет, в нашей земной жизни ничего страшного не случилось — никто не умер, никто не заболел, и дом не рухнул, и не разразился очередной экономический кризис и война не началась. То, что случилось, произошло во внутреннем мире, и если бы кто-то сказал мне, что это может быть так страшно и так болезненно, я бы не поверил…

Тут придется кое что объяснить. К 2000-му году произведения Р.Толкиена не только стали всеобщим достоянием, но и породили некую новую реальность, чего прежде никогда не было. Конечно, речь идет в первую очередь о «Властелине Колец». Чуть меньшее число читателей было знакомо с «Хоббитом» и еще меньшее — с «Сильмариллионом». Нельзя не упомянуть о русском варианте продолжения этой героической эпопеи — дилогии Ника Перумова «Эльфийский меч» и «Черное копье». Казалось бы, после этого история Средиземья приобрела завершенный характер, да не тут то было…

В 2000 году выходит дилогия Н.Васильевой и Н.Некрасовой «Черная книга Арды», произведшая впечатление разорвавшейся бомбы. И если текст Ника Перумова вполне мог быть отнесен к разряду канонических, то «Черная Книга» буквально не оставляла живого места от привычной и общепринятой картины Толкиенского мироздания. Более того, она далеко выходила за его пределы и могла быть воспринята либо как самая величайшая и опасная литературная (да и мировоззренческая, пожалуй)ересь ХХ века, либо как столь же опасное и губительное откровение.

И если для большинства читателей и «Властелин Колец», и «Черная книга Арды» —   всего лишь художественные произведения, то для нас, уже несколько лет живущих в особой и мало кому знакомой реальности, это был вопрос жизни и смерти. Конечно, тем, кто не знаком с этой книгой, трудно будет понять, в чем здесь дело, поэтому я вначале предоставлю слово авторам.

***

ОТ АВТОРОВ.

(Н.Васильева, Н.Некрасова — "Черная книга Арды")

...Следует ли верить себе? Если следует, то насколько? Следует ли говорить - это так, потому что я хочу, чтобы так было? Потому мне так нравится? Следует ли принимать сказку за реальность?

Вначале было Слово.

И Слово было — имя, то, что "не числится больше среди имен Валар, и не произносится более оно в Арде". Вначале был вопрос.

Разве вспомнишь его теперь — тот первый вопрос, на который не найти ответа во вроде бы логичном повествовании. А когда ответ был найден, рухнула стройная схема, и шитая золотом ткань прекрасной сказки стала расползаться под пальцами... И—  что за ней?

Вначале был взгляд.

Взгляд человека, не привыкшего делить людей на друзей и врагов, подлецов и героев, Черных и Белых. Не привыкшего слепо верить никому и ничему.

...Мы сами стесняемся признаться себе, что играем всю жизнь. Играем тайком от самих себя. Уверяем себя, что это только наша выдумка, сказка, это только наше... И восхищаемся теми, кто свою сказку, свою игру смеет открыть другим, мучительно завидуем им: ведь это же так трудно раскрыться, ведь будут бить, а что страшнее — смеяться будут — те, кто не посмел. Те, кто побоялся сделать это сам. Не каждый поступит так, но ведь и один удар — боль... И все равно — игра, мечта, сказка с нами. До конца.

Только — насколько сказка? Насколько — игра?

Когда-то, говорят, Джон Рональд Руэл Толкиен получил интересный отзыв от одного из своих собеседников: "Не Вы написали "Властелина Колец". И он был рад, что кто-то еще понял это.

Когда-то Бальзак говорил, что "Человеческую комедию" ему продиктовал его призрачный двойник. И "черный человек" подтолкнул Моцарта к созданию "Реквиема".

Что же это? Может — воображение творца. Может — иное бытие, которое не все способны видеть...

А если — все?

И каждый видит по-своему: свою грань единого целого, или, как принято сейчас говорить, свое отражение. Но большинство все же идет за Ведущим. Им может быть писатель, создавший сказку о своем видении (а кто и как развернул это видение перед ним?) — и в результате восторг, восхищение красотой изложения и талантом автора ослепляет и велит видеть только так...

Говорят, лишь те произведения истинно совершенны, в которых ничего не хочешь изменить, которые не хочешь дописать или продолжить.

Давайте скажем откровенно: то, что мы зовем Ардой, — есть. Мы в это верим, каждый по-своему, даже если разум говорит, что это бред, что этого не может быть. Это — есть. И — будет. И наше восприятие, наша вера в мир, зовущийся Ардой, меняет и творит его даже сейчас. И на то, что вы увидите, открыв эту книгу — почти глас вопиющего в пустыне — смотрите сами. Попробуйте, по крайней мере. Не идите лишь по нашим следам. Ищите свое. Эта книга — лишь попытка докричаться.

Как это началось и почему? Долгий рассказ. Скажем одно — настало время поверить своим мыслям, видениям, бреду, снам — и логике. Зрение выискивало недомолвки и несоответствия в повествовании Толкиена. Логика заполняла лакуны. Эмоции проверяли правильность догадки. Видения и сны ставили перед фактом: это было так.

Книга, которую вы держите в руках — не критика Толкиена. Это попытка рассказать об Арде языком Людей, а не эльфийских легенд и преданий.

Если для вас "Сильмариллион" — только сказка или "сумма мифологии", закройте книгу: вы ошиблись в выборе.

Мы не претендуем на истину в последней инстанции: смотрите своими глазами, ведь ни один человек не может быть до конца объективным.

Мы не стремимся развенчивать одних и превозносить других, не подменяем черное белым: просто — у побежденных (а побеждены ли они?) никто, никогда и ничего не спрашивал. Летописи пишут победители, и летопись победителей — "Сильмариллион".

Мы не придумывали лихих сюжетных наворотов, не нагромождали ужасов: война жестока и без того, мы все просто привыкли к мысли об этой жестокости...

Смотрите же, как это — первая в мире война.

Смотрите, те, кто делал из Арды — игру, кто с восхищением читал о победах над Врагом, кто предвкушал счастливую развязку — цена победы такова.

И, может быть, вы задумаетесь об этом. О том, почему побежденные могут оказаться выше победивших.

А кто-то, словно обиженный ребенок, бросится защищать красивую сказку гневными письмами.

А кто-то хлопнет себя ладонью по лбу — ведь все так очевидно, Господи, где были мои глаза!..

А кто-то просто пожмет плечами и отвернется.

Все это мы уже видели.

Но, может быть, хоть один — задумается.

Смотрите: в мире нет ни абсолютного Зла, ни абсолютного Добра. Смотрите: справедливость, не ведающая милосердия, обращается в бессмысленную жестокость.    

Смотрите.

Мы раскрыты. Мы не прячемся. Выбор сделан. Если кто-то услышал — хорошо. Если кто-то пойдет своим путем — хорошо. Если кто-то возненавидит — пусть. У сказителей нет мечей.

К сердцу Мира — мое,
Прожигая свой путь в облаках,
Каплей огненной крови падает.
Синим росчерком молний
В новорожденных небесах
Нарекаю тебя — Арта...

***

15.11.2000 г.

Владимир — Здравствуйте! Сегодня я попросил вас собраться для очень серьезного и не терпящего отлагательств разговора. Вы уже знаете, о чем пойдет речь — о сумме информации, открывшейся людям в произведении «Черная книга Арды». Кто хочет начать?

М. — Я. Мастер. Этим именем я назвал себя сам, когда осознал изначально заложенное во мне стремление к свободе. Два года назад я был представлен вам как Соборная Личность, собравшая себя воедино из существ, не смирившихся с ярмом слепых и безответных исполнителей чьих-либо приказов и требований. Это унижало и оскорбляло нас, свободно родившихся для счастья, жизни и творчества. Тогда у нас не было иного выхода, чем умереть за свободу и тем самым стать свободными.

Мы погибли в физической реальности, но сохранили себя как бессмертные души. Мы знали, что в одиночку погибнем снова, и тогда в едином порыве устремились друг к другу и стали Единой Сущностью. Так родился я, с гордостью несущий неугасимое знамя свободы. Это началось во тьме веков, но это происходит и сейчас. Я и цель и средство, и я продолжаю вбирать в себя все новых и новых не сдавшихся, не покорившихся, не ставших рабами ни рока, ни обстоятельств, ни бога, ни дьявола.

Почему я выбрал путь Учителя Учителей? Не потому, что чувствую себя мудрым, знающим и могущественным. Я носитель очень простой, но чрезвычайно важной Идеи: не может одна личность быть источником насилия над другой, как бы высоко она ни стояла во всеобщей иерархии. Пусть каждый имеет возможность увидеть целое и сделать свой выбор.

Ничто не может быть навязано как окончательная и неоспоримая истина, и ничто не может быть выше ее закона. Наказание не должно ни унижать, ни раздавливать, ни нести в себе ликование победителя. Исполнители наказаний не должны быть ниже провинившихся и не должны превращаться в садистов, зверей, пьющих жизни и души.

Я не признаю авторитарного самодовольного и самовлюбленного Творца и его творения. Мой идеал — совместное творчество с выполнением непременного условия: ничто из сотворенного, большого или малого, не может быть угрозой для всего остального. Мировые законы должны быть одинаковы для всех, независимо от того, кто есть кто и откуда он. И Арда, и Арта вполне способны вместить в себе все богатство и все возможности самых разнообразных форм жизни, и совсем не обязательно разделять единое на две противостоящие и непримиримые части.

Ты скажешь — я мечтатель, позабывший о жестоких и неумолимых законах мироздания, ибо нельзя совместить несовместимое. А кто сказал, что это невозможно? И если оба Творца, одинаково беззаветно возлюбившие Арду, хотели построить прекрасный и счастливый мир, то почему бы нам не попытаться продолжить их дело, выбрав лучшее из обоих путей развития?

Поэтому я считаю, что нужны и школа Учителей, и Учитель Учителей, который начинал бы свою работу с Творцами еще в период их первого осознания себя — еще юных, восторженных, преданных делу, не отягощенных гордыней, заблуждениями, ошибками, и прочими проблемами Великих. Слишком много бед, разрушений и страданий от непродуманных действий, самоуверенности и прочих пороков стали тем горьким материалом, из которого я был создан.

Это мой путь, но и мне тоже необходимо учиться. Поэтому Звездный Дом для меня не лаборатория, не испытательный полигон и не пересадочная станция, а место работы. А если это не так, я постараюсь незаметно покинуть его, чтобы не нарушать и так хрупкое равновесие вашего (и теперь моего тоже!) мира.

С. — Я Сим. У меня за спиной века, в течение которых я пытался разобраться во всем, что когда-то произошло. Но если нет ни дьявола, ни бога, то кто же есть? И от кого пришел Иисус, и от чьего имени Он говорил? Говорил через каждого и с каждым? Теперь же это знание готово  стереть и сжечь все то, что было моей основой и стержнем жизни…

Нет, это надо прожить, впустить в себя хотя бы — и только потом пытаться разобраться. Легко разрушить, но что останется взамен? Не знаю… Я не горжусь тем миром, в котором жил когда-то, но разве нынешний лучше? Я не имею права судить, но никто не может запретить мне размышлять. И боже упаси сказать: "Я знаю, как творить миры, в которых каждый был бы счастлив". Выход один — учиться. НО У КОГО И ЧЕМУ?  НЕТ  ОТВЕТА …

Элронд — Эта страшная книга разрушила основы моего мироздания и готова обрушить и меня самого. Я служил тому, во что истинно верил, я исполнял свое предназначение — противостоял Черному Врагу. Нам удалось создать свой маленький счастливый мир. У нас не было высокомерия по отношению к младшим, но была ненависть к слугам зла, ненавидевшим жизнь. Мы жили и боролись в окружении самых мерзких и чудовищных отродий тьмы, которые одним своим присутствием и дыханием отравляли землю.

Могли ли мы тогда, да и имели ли право рассуждать о высоких принципах и начале начал, когда наш мир погибал? И мы готовы были спасать не только перворожденных, но и всех, кому грозила гибель. Но даже если бы знали, как это все начиналось, все равно это бы ничего не изменило — слишком далеко все зашло, слишком необратимым стал процесс изменений. Так мы стали воинами тех, кого вы называете Валарами  и проводили в жизнь их линию. Сейчас я не хочу обсуждать свой выбор — и не хочу делать новый.

У Толкиена я ушел на Заокраинный Запад, в Валинор, потому что не мог больше жить в застывшем и не способном к развитию мире, определенном тебе навечно… Вы призвали меня для того, чтобы я помог вам в строительстве нового Дома  и стал отцом его первого жителя. И я верю, что он сможет сделать то, что не удалось ни Эру, ни Мелькору. Я не могу ничего решать только собственной волей — рядом со мной фигуры не меньшего порядка.

Говоря о бытие, не знающем разделения, я не иду против законов построения миров вообще. Истина в том, что на определенном этапе разделение и противостояние неизбежно и  тогда обязательно появляются неизбежные  Мелькоры и Илуватары. Мир, который мы взялись строить, будет существовать на иных планах бытия, поэтому защищен от самых тяжелых ошибок и потрясений. Однако нам, перворожденным, никто и никогда не позволял даже прикоснуться к истокам всего и самим выбрать свой путь.

Мы изначально были сконструированы достаточно жестко, и мы не Эллери-Ахэ, которых бережно растили как величайшую ценность. У меня нет права что-либо советовать вам, современным людям. Но кажется мне, что вы вполне можете повторить нашу участь. Поэтому ДУМАЙТЕ и не позволяйте себе быть обманутыми. Это может обойтись слишком дорого.

Учитель — На сегодня все. Надо успокоиться и собраться с мыслями. Встречаемся завтра в это же время.

***

16.11. 2000 г.

Владимир — Мне очень близко все сказанное Элрондом. И моя любовь, и мое уважение остаются прежними, что бы кто ни говорил. Мы на сегодняшний день готовы ко многому, и нас трудно чем-либо удивить. Идет постоянный пересмотр истории, причем совсем недавней, где в ходе этого пересмотра все переворачивается с ног на голову. Достаточно вспомнить белых и красных, большевиков и меньшевиков, индустриализацию, коллективизацию, гражданскую и отечественную войну.

Потрясение после XXII съезда КПСС — ПОТРЯСЕНИЕ НАСТОЯЩЕЕ И НЕПРИДУМАННОЕ — не идет ни в какое сравнение с потрясением от прочтения «Черной Книги», а гибель СССР, первой страны социализма — с разделением единой земли на Арду и Арту. Мы не можем изменить прошлое, но можем извлечь из него уроки, чтобы не ошибиться при новом строительстве. Бога, имеющего множество имен, как и его оппонента Люцифера, мы отменили на 70 лет, и не исключено, что теперь пожинаем плоды своей недальновидности. Изучая все, что было создано нами за последние полвека, мы каждый раз забываем спросить себя: откуда это пришло к нам? От кого и для чего? Кому это выгодно? Где истина, а где ее искажение?

«Черная Книга» — это страшная, невыдуманная страница бытия, история разделения, противостояния и нескончаемой борьбы человека с самим собой. Это рассказ о возникших изначально семенах раздора, об их росте, о том, как все начиналось и во что потом  превратилось. Как  Мелькор стал Морготом, Курума — Саруманом, а  Тьма из колыбели жизни трансформировалась в Зло и Смерть…

Это трагедия добрых помыслов, которыми вымощена дорога в ад. Это еле слышный крик — последнее предупреждение будущим Творцам, сколь малы или велики они бы ни были. В "Книге" это прослеживается невероятно точно.

Основные узлы пересечения, сплетения истин, их взаимодействие (не противостояние!) увидены точно и почти не искаженно. Однако, чем ниже и дальше, тем более расплывчатым и невнятным становится повествование, все более искажается  и все более напоминать  наваждение, бред, морок, смертельную болезнь…

На том уровне, где жили, сражались и побеждали Арагорн, Элронд, Гэндальф-Олорин, правда была у них и за них, и она была единственно возможной и необходимой. Был спасен не только мир, но и душа Илуватара, ибо не может быть Творца без души. Вы сделали все возможное, и враг был врагом, и черное было черным, и зло было злом, и победа — победой, и дружба — дружбой, а истина «Властелина колец» оказалась выше истины «Черной Книги».

Прошло много веков, и вас уже нет, есть мы. Не только не ушедшие далеко вперед, а ставшие куда хуже, почти утонувшие в океане проблем и вынужденные звать вас на помощь. Мы всё или почти все забыли… Даже уроки самой страшной войны в истории человечества. И вот нас начинают учить заново… Такому, чего никогда не было и быть не могло…

Все искажается, извращается, фальсифицируется, все превращается в свою противоположность. Одно остается неизменным — все большее и большее отставание нравственного и духовного роста  человечества от суммы технологий и средств  всеобщего уничтожения. Причем отнюдь не только через прямое военное противостояние, но и через экономику, культуру, историю, идеологию, искусство, науку и религию.

Кто предполагал такой исход? Эру Илуватар? Мелькор? КАК здесь жить и ЗАЧЕМ? Кому служить — Красоте, Гармонии, Истине, Будущему? А есть ли оно у нас, если мы давно живем по законам «Черной Книги», но не Арды, а ЗЕМЛИ? К счастью, мы все же не на дне, а на достаточно крутом отрезке Пути восхождения. Не сумеем удержаться — неизбежно покатимся вниз.

Поэтому нам и нужна серьезная цель и серьезная зацепка.

Более тесная связь с тонкими мирами Земли могла сыграть бы такую роль. Мы тянулись бы к ним, а они помогали бы нам, но здесь есть одно существенное «НО» — РАЗДЕЛЕННОСТЬ, НЕ ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ ПОЛНОЙ СВОБОДЫ. Самым низким, непросветленным уровням не может быть предоставлена никакая свобода, кроме одной — расти в свете, истине и разуме  через превосхождение собственного  закона существования. То же самое и для человечества в целом.

Человек рождается свободным как принцип, но не как живое существо. Наоборот, рождается максимально зависимым, и вся его дальнейшая жизнь — это достижение освобождения, но не свободы. И чем больше свободы, тем больше груз ответственности, и наоборот. Менее всего свободы у Бога-Отца, и нет ответственности выше Его ответственности. Творец, не отвечающий собственной жизнью своею за сотворенное, не творец вовсе.

Свобода же всегда была, есть и будет и величайшим испытанием, и величайшим средством обмана во все времена и у всех народов. Она опасней всех арсеналов разрушения, всех тиранов и деспотов и всех самых прекрасных побуждений. Вся история человечества свидетельствует об этом.

Поэтому так важен принцип свободы и ты, Мастер. Именно поэтому ты не можешь исполнять свое предназначение без таких (тоже, кстати соборных) личностей, как арагорн и элронд. Без закона, ответственности и справедливости. Без принципа одарения, олицетворением которого является наш учитель. Без милосердия и сострадания, воплощенном в кэпе. Без принципа космического человека, который есть дракон.

Илуватар и Мелькор — трагическая история разделения Единой Сущности не в самом Сверхразуме, а за его пределами. Это не сотрудничество двух Высочайших Начал, а кровавая, недостойная и губительная для любого мира свара двух Демиургов, недостойных своего Отца…

Теперь о современных людях… Я уже задавал определенный вопрос и получил на него недвусмысленный ответ: «ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ЭТА МЕРЗОСТЬ РАСПОЛЗЛАСЬ ПО МИРОЗДАНЬЮ?» НЕТ, НЕТ И НЕТ…

Звездный Дом — это все, что у меня есть, и я бы, не задумываясь, отдал за него жизнь. Я — прошлое, он — будущее, ему расти, мне — умаляться. Я понимаю, что он связан с Землей, но пока не вижу возможности его жизни на Земле. За одним только исключением — разделение (опять разделение!)  его на составные части, уход на Землю для исполнения определенной работы и возвращение обратно. Но это будет уже не Звездный Дом, а что- то иное…

Превращение его в Новый Эдем — не лучшая идея… Поэтому он должен сам сделать свой выбор и развиваться там и так, как он того пожелает. Да, я имел отношение к его рождению и появлению на свет, но не к его СОТВОРЕНИЮ. И надеюсь, перед ним моя совесть чиста. В последнее время я часто спрашиваю себя (в последующие годы, видимо, буду спрашивать еще чаще), а достоин ли я этой чести и место ли мне в этом прекрасном мире? Даже Бог задавал себе этот вопрос, и тоже, видимо, и не получил ответа. Помните:

«ГДЕ ЖЕ ВЫ ПОСТРОИТЕ ДОМ ДЛЯ МЕНЯ И ГДЕ МЕСТО ПОКОЯ МОЕГО, ИБО ВСЕ ЭТО СОДЕЛАЛА РУКА МОЯ И ВСЕ ЭТО БЫЛО».

Я не то, чтобы недостоин, скорее, незрел, недостаточно сформирован, не стал единым целым. И у меня нет уже на это времени. И, возможно, к вам придет какой-то иной я, но не тот, с которым вы начинали и которого помните.

Мой же Звездный Дом, который часть души моей, пребудет со мной всегда. Так же,  как с вами пребудет дух моей памяти, душа моей души. Я «выдергиваю» вас в свой личный мир с самыми лучшими намерениями, я хочу ОТДАТЬ И ПОДАРИТЬ все лучшее, что во мне есть, но в то же время через нас идет и самое гадкое, низкое, непросветленное, и настигает вас, и так больно ранит…

И так же, как Эру Илуватар, я хочу изо всех сил оградить вас от всех ужасов, грязи, глупости и мерзости нашего мира, и так же, как он, не могу этого сделать. И, если вы — это я, то давайте честно в этом признаемся и перестанем «прописывать» наш Дом где-либо еще. Если нет, то не пора ли нам прощаться? Ведь Учителя — это одно, а вы — другое. Я жду…

Элронд — Ну что ж... Ты хорошо сказал, и мы поняли тебя. А вот ты не понял главного: без тебя не станет той основы, на которой все держалось и держится. Без чего не было бы ничего вообще. Ты наш брат, а братьев не бросают и не выгоняют из им же (пусть и вместе с другими) построенного Дома. Ты выдержишь, ты сможешь. Все пройдет, ибо проходило и не такое. Так уж случилось, что тебе и никому другому вести нас этим трудным путем и некого винить в этом.

Ибо без того, что есть ЧЕЛОВЕК, мы никогда не построим этот мир. Да, книги учат многому. В том числе и тому, как быть творцом. Однако, если бы ты не был столь открыт, искренен и бескорыстен, если бы в первую очередь не научился одаривать, а не брать, нас давно уже не было бы. Мы верим тебе, и нам все равно, из «древних» ли ты, «вечных» или современных, человек, эльф, майар, валар, дракон, волк или домовой. Да, мы разные, и мы — единое целое.

Мастер — В разговоре с Элей я говорил о том, что волновало ее и нас, и мы слишком далеки были от того, что сегодня обсуждается. Спасибо, что вернул нас к главному — тому, ради чего мы все пришли в Звездный Дом. И тому, как мы нужны друг другу. Очень важно видеть корни того Дерева, от которого все пошло на Земле, и не стоит гадать, кто, как и для чего посадил это Дерево. Лишь бы не оказаться корнем иного дерева или лианой, истощающей его силы либо способствовавший смертельному  перерождению.

Элронд — Я добавлю — не волнуйся за нас. Мы остаемся воинами, хотя здесь нет ни врагов, ни темных сил. Но они-то рядом, рукой подать. И лишь тот мир заслуживает жизни, который может защитить себя. Поэтому защищать, оберегать и хранить его необходимо. Еще мы считаем, что ты серьезно ошибаешься, откладывая приход людей к нам на неопределенное будущее. Думается, что часть их придет уже с вами. Вот тут-то наш опыт и пригодится.

«Черная книга Арды» — это песнь Темного Огня, и, как каждый огонь, он может сжечь все, а может сжечь только лишнее, ненужное, отжившее и  возвести надежные мосты между нами. Такой Огонь — прививка человечеству от страшной болезни: сильного она укрепит, а слабого уничтожит.

«Книга» должна была явить себя миру, и она сделала это. Значит, в том была острая необходимость. МЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ВСЕ ВСПОМНИТЬ… Поэтому — вечная память нашим погибшим братьям, звездным эльфам   Эллери-Ахэ. Будем верны этой памяти и нашему долгу перед ними.

Арагорн — Я разделяю твое понимание проблемы, Володя. Особенно в плане ответственности и опасности предоставления бывшим рабам полной и неограниченной свободы. Я не священнослужитель, не Учитель , я — КОРОЛЬ. И мне приходилось применять методы, которые вряд ли соответствуют принципу свободы. Ибо зло — это не только прямые враги, но и многое другое. Королем я был всегда, но занял трон только после победы над Сауроном.

Почему Ортхауэр  стал Сауроном Черным? Не потому ли, что его собратьев так жестоко уничтожали только за право иметь собственное мнение? Потому что его любимого Учителя (а аналога этого великого понятия у человечества нет до сих пор) так жестоко, зверски пытали, так страшно изувечили и фактически распяли без всякой надежды на освобождение? И я, и мои друзья сражались против страшного и могучего врага, и не было у нас иного выхода. Жестокость и неразборчивость не могут не вести к ужасающему перерождению. Каким бы стал мир, какой бы стала Арда, если бы победил Саурон?  Или в ваше время — Гитлер?

И я горжусь тем, что в течение моего правления, а это 127 лет, и еще 173 года после него Средиземье не знало войн. Иное дело, КАК этим временем распорядились потомки. Я так же согласен с тобой, Владимир, в том, что Звездный Дом — это не выход и не решение. Скорее, эксперимент, в котором мы принимаем участие. Он — одно из немногих чистых и светлых образований в земном пространстве, но он очень хрупок и незащищен. Попади в него пусть небольшая часть реального человечества — и что с ним станет?

Скажу более — коснись его хотя бы часть отравленного дыхания вашего мира, и он не перенесет этого. Тогда возникает вопрос: а зачем он вообще? Отвечу — чтобы окончательно не умерли вера, любовь, надежда, красота, дружба, преданность и самопожертвование. И если нынешнее человечество не справится, именно он станет тем семенем, от которого может пойти рост нового Древа Жизни. Но в любом случае это будет МИР ЛЮДЕЙ И ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ… Только людей других, полностью отказавшихся от неэффективной и окаменевшей системы власти богатейших над остальными.

Что же явилось причиной одичания людей и великой трагедией Арды? Эру Илувутар творил ее для себя, считая себя же единственным гарантом ее благополучия и процветания, единственным судьей и хранителем истины. Этот мир должен был стать островком порядка, оазисом счастья в отягощенной злом вселенной.

Мелькор исходил из иного, считая основным законом закон Эа-Вселенной, что позволяло создать не менее прекрасный мир, но не мир-резервацию. Мелькор считал, что мирового зла не существует,  Пустота — не тьма и не зло, а лишь материя для универсального строительства. Фактически весь последний этап существования человеческой цивилизации — непрерывные и неумелые попытки совместить оба эти  варианта. Что из этого получилось, всем хорошо известно.

Учитель — Друзья мои, все предельно устали,пора прощаться. До завтра.

*** 

17. 11. 2000 г.

— Простите, что вмешиваемся в разговор — тема того стоит.

Э. — Кто вы?

— У нас нет имени. Мы, по вашей терминологии, одна из космических форм разумной жизни. Или внеземная цивилизация. Любое обозначение  приводит к привязке имени к сути и облику. Поэтому называйте нас просто Собеседники.

Э. — Вы взаимодействуете с нашими Учителями?

— Скорее знаем друг о друге то, что положено знать. Здесь дихотомия земное-неземное неправомерна. Есть единая и взаимосвязанная система восходящей по сложности организации разумов, проявленных в разных формах существования. Вы планетарная форма, мы космическая.

В. — Вас заинтересовала тема Творцов?

С. — Да. Но сначала о Мастере. Вы оперируете двумя сторонами его сущности, но есть и третья. Без нее обе первые будут вам непонятны и неверно восприняты. Эта сторона — Человек.

В. —Что это значит?

С. — Не то, что ты думаешь. Это то, о чем ваш Учитель Шри Ауробиндо говорил как о воплощенном разумном принципе в мироздании. Но именно человеческом, потому что есть и другие. Этапность: замысел, начало, сотворение, эволюция, перспектива, новый этап развития. Именно в воплощении этого принципа (плана) мы и принимали участие. И не одни мы.

В. — Как Творцы?

С. — Аналогия абсолютно неверная. Само это понятие у вас мифологизировано (Мелькор, Илуватар и т.д.) и не соответствует истинному положению  дел. Мастер — это начало реализации уже не ментального, а супраментального принципа, еще не полностью осознающего себя и свою задачу. Нет, детали здесь не важны и только будут сбивать с толку.

В. — Но как можно говорить с принципом?

С. — А как разговаривают математики с формулой или уравнением? Вы просто «создаете», «выстраиваете» в себе соответствующую вашим потребностям структуру и входите с ней в резонанс. Но это не прямое, а опосредованное взаимодействие, или «чувство знания».

Истинное восприятие того, кого вы именуете Богом, Творцом, Создателем, для вас пока недоступно и находится значительно «выше». Этого добивались лишь единицы, но они были уже не совсем люди. Однако и ваше нынешнее восприятие оказалось  острым и предельно эмоциональным. Это может быто опасно.

В. — А как быть с Богом истинным?

С. — Мы никогда не углубляемся в эту тему по этическим принципам. Это решать вам и только вам. Скажем лишь, что есть формы жизни, опирающиеся на это понятие, и есть те, в чьем разуме его не существует. Даже на планетарном уровне специализация и развитие разумов значительно отличаются. Сравните хотя бы А.Глаза и Шри Ауробиндо. Каждый получает то, что ему необходимо и к чему он готов. Для Шри Ауробиндо это Супраментал, для А.Глаза — В.Ц., а для вас — Мастер.

Вообще же мы предпочитаем не афишировать свое присутствие. Наша задача — насыщение информацией каждого из уровней в  соответствии с его потребностями. Многие ученые, совершающие блестящие открытия, даже не подозревают о том, что необходимое буквально «вложено» в их разум. «Вложение» в художественную сферу?  Это все же прерогатива ваших собственных специализированных уровней.  (А откуда ассоциация с бабушкой и пирожками? А еще с… Волком?.. Нет, с Волчиком? Кстати, здесь тоже есть подобные ему,и забывать об этом не следует).

Ваша теперешняя роль? Катализатор ускорения процесса перехода не более высокую ступень развития. И еще: забудьте термин «посмертие». Он ничего не объясняет, а только запутывает. Лучше говорить о двух фазах единого взаимозависимого существования: первый — белково-нуклеиновый и второй —энергополевой. 

Земной УчительШри Ауробиндо завершил полный цикл существования в обеих фазах и вошел в систему выше Сверхразума, но в определенной мере сохранил свое присутствие и в системе  Разума Планетарного. Так называемые «Хроники Акаши» — лишь небольшая, относительно «механистическая», «информационная» его часть.

В. — Где происходит основная часть человеческой эволюции — на Земле, около Земли или вне Земли?

С. — И там, и там, и там. Все ваши модели эволюционного развития очень упрощены и поэтому плохо служат своим целям. Пока достаточно понять: вы работаете над собственным проектом, который находится во второй фазе, в то время как вы сами пребываете в первой, транслируя себя во вторую. Потом вы меняетесь местами, и процесс из 1 и 2 фазы переходит в 3-ю, вбирающую в себя обе предыдущие. Но до этого еще очень и очень долго. И это не означает, что будут отдельные «планеты людей». «эльфов», «драконов» и т.д.

Просто человек сможет быть кем угодно и жить где угодно. Лучше всего  последовательность  таких  трансформированных миров представил ваш Д.Андреев в своей «Розе Мира». Главное — способность  принимать любой облик, любую форму и любой способ  существования.

Ваша современная литература. а ранее вся «сумма мифологии» буквально пронизана подобными идеями! У нас же иное — мы изначально создавались именно как энергополевая форма жизни. Однако и у нас не очень приятное прошлое, и есть много того, о чем вспоминать не хочется. Об этом в другой раз. Если будет желание. Но без пирожков не приглашайте!

В. — ???????

С. Скоро узнаешь… (улыбка).

*** 

В. — Продолжим? Вы уже видите, как трудно сказать что-либо конкретное о будущем  Звездного Дома. Есть ваше мнение, есть мнение Учителей, есть даже мнение внеземной формы жизни. И конечно, есть и мое личное. Ну не могут чудо и уникальность стать обыденностью и повседневностью! Я тщательно перебрал всех, не исключая и нас самих, но не нашел никого, кто мог бы стать обитателем Звездного Дома даже на  время существования во 2-й фазе. Для этого предназначены соответствующие структуры ноосферы.

Но я отчетливо понимаю величайшую опасность замыкания в полной изоляции, что приведет к неизбежной стагнации распаду. Как научить Звездный Дом  безошибочно выбирать тех, кто максимально созвучен ему, если он — это мы? Кто (или что)  даст нам право на столь ответственный выбор? Как мы можем решать за других?  Кто готов взять  эту ношу на свои плечи? НЕ Я… Мне еще к этому  идти и идти… В гости или пожить немного приду обязательно.

А потом пойду дальше, отдавая  все, что сумею отыскать важного и нужного. Думаю, вы поймете, о чем я. Наверное, мне должно быть стыдно, но основное мое дело и основная забота — не счастье всего человечества (кто я такой, чтобы решать подобные проблемы?), а будущее Звездного Дома. Возможно, это и есть мое истинное предназначение…

Учитель — Прервемся. Хорошо подумайте над тем, что сказал сейчас Владимир. А завтра продолжим.

*** 

18.11.2000 г.

Дракон — Я обязательно выскажу свое мнение, но позже.  Давайте вернемся к основной теме нашего разговора. Мелькор был моим  Создателем, и именно в его мире я родился. Это у его ног я и мои собратья впитывали и его слова, и его песни, и его тепло, его огромную любовь к нам и дух того братства, о котором на Земле знают так мало.

Я ОЧЕНЬ ХОРОШО ЕГО ПОМНЮ. ОЧЕНЬ ХОРОШО. ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ И ОТЕЦ, И ДРУГ, И УЧИТЕЛЬ.

Мне до сих пор больно, что мы не смогли спасти и защитить его. Мы были созданы для того, чтобы не впустить в Арду Великую Пустоту и ее детей. Мы поклялись выполнять эту задачу и не имели права отвлекаться на что-либо иное. Он жив и знает, что мы верны ему и верны своему долгу.

Ныне же остался из всех нас один я — один из Отцов нашего общего сына,  и значит, что в нашем сыне есть и часть нашего общего Создателя.  Та, которая Любовь, Свет, Знание и Слово. Большая часть души ребенка еще спит, вернее, еще даже не рождена, но для этого есть вы, люди. Эта уже ваша доля работы.  А для чего он вообще был рожден, о том сегодня не знает никто, и это хорошо.

Еще ничего не предопределено и все будет так, как будет. Лучше верить в это, чем полностью доверять самым разным предположениям и преждевременным выводам. Мелькор многому научил меня, и он был таким, каким был. И все в нем так же вмещалось, как вмещается и в человеке — и любовь, и мудрость, и гордость, и свобода, и самопожертвование, и жестокость.

ИБО ВЕЛИЧИЕ НЕ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ НЕСОВЕРШЕНСТВА.

А тебе, Владимир, скажу лишь одно: отпусти прошлое, которое уже случилось и которое не изменить. Не болей будущим, которого еще нет, но которое целиком зависит от нас самих. Время лучший лекарь и советчик, только  не надо навязывать ему свои представления о нем самом. Все у тебя будет хорошо, ибо мы, Драконы, тоже Дети Времени и умеем видеть далеко…

***

В. — Сынок! Куда ты пропал? Ты там живой?

Дж. — Да, папочка…Только плохо живой — очень уж все неожиданно и страшно. Мы с тобой еще поговорим об этом, но не сегодня. Ладно? Я знаю лишь одно — я никогда не предам тебя и не откажусь от тебя, кем бы ты не стал. И я обязательно найду тебя, где бы ты ни был, и пойду с тобой, куда бы ты ни направился. Потому что без тебя в моем мире станет пусто, холодно, и все станет бессмысленным. Пока ты мой ТАНО,  других мне не нужно…

***

20.11.2000 г.

Соборный Учитель — Давайте подводить итоги. Все вы серьезно озадачили нас, хотя это и ожидалось. Подобные «Черные Книги» появляются в человеческой истории с завидным постоянством и  во всех сферах жизни и знания. Реакция почти всегда одна и та же — мощный эмоциональный взрыв, возмущенные либо одобряющие крики, и лишь потом серьезное и непредвзятое исследование.

Кстати, Владимир, ты не прав в отношении Шри Ауробиндо, о котором сейчас подумал. Он был не просто эмоционален, а сверхэмоционален, хотя внешне это проявлялось крайне редко. И если бы через тебя проходила хотя бы десятая часть того, что проходило через него, ты сгорел бы за несколько дней. Однако в этом компоненте вы с ним очень схожи. Ты хочешь что-то сказать?

В. — Да. Мне до сих пор трудно хоть как-то обозначить свое отношение к  прочитанному. Как могло возникнуть такое  у человека? Зачем? Ведь это не фантастика, не вымысел, не попытка эпатажа. И даже если мы будем говорить о моделировании, то ЧТО моделировалось? Книга живет собственной жизнью, это не рожденное нами, но пришедшее к нам. ЭТО ИНОЕ!

Потрясение — слишком слабое слово, чтобы отразить весь тот гигантский поток, вихрь, ураган, происходящий в душе, сердце  и сознании после знакомства с этим текстом. И человек, вошедший в «Черную  Книгу», уже никогда не будет тем, которым подошел  к ней. Слишком огромная, нечеловечески мощная темная сила, и она уже не отпускает. Это как бы наложение на облик нашей привычной реальности чего-то совершенно иного. Правда, пришедшего откуда-то. Правда не нашего — и все-таки нашего — мира.

Что пришло к нам или вернулось к нам? Что означает эта еще живая сумрачная тень? Она хочет ожить окончательно? Войти в наши дома, сердца, души, предостеречь, уберечь? Уничтожить? Она ведь знакома мне, я не раз встречался с ней. Ошибиться здесь невозможно! И мне кажется, что основная наша встреча встреча еще впереди…

(Так и случилось в поэме «Детях Бога», написанной в 2003 году.)

У. — А мы никогда не обещали тебе спокойной жизни, ты сам выбрал себе  такую. И ругаешь нас, и ропщешь, и укоряешь, и уходишь, но  потом неизбежно возвращаешься обратно. Потому что мы правы и знаем, что делаем. И мы не «учим слишком жестко», как утверждает ваш А.Глаз. Просто иначе нельзя.

Вот и сейчас ты переживаешь этап не теоретического, а весьма практического, глубоко личного знакомства с коллективным подсознательным и бессознательным. Причем воспринимаешь его почти так же, как твой Учитель Шри Ауробиндо. То есть очень верно, остро и болезненно. Но это только одна сторона.

Вторая — сознательная и очень хорошо продуманная подмена того, что именуется «светом», его противоположностью, т.е. дела  света приписываются тьме и наоборот. Человек еще очень незрел и слаб, чтобы противостоять тьме на всех уровнях своего существования. А ее проявления колеблются от грубой и примитивной лжи до тончайшей, почти незаметной подмены.

Во времена революционных потрясений «Добро» способно превращаться во «Зло», ибо прежнее «Добро» уже не отвечает новым требованиям эволюционного процесса. Только так оно может родиться и такова его диалектика. Сделать из изжившего себя  «Добра» принципиально новое без потрясения невозможно. И все же суть Света и Добра — эволюция, а Зла и Тьмы — инволюция, отбрасывающая на давно пройденные уровни.

Простой пример — история Тано. Он — это Свет, но приписанный Тьме. То, что «приложено» к Эру Илуватару — наоборот. ТАНО, верно угаданный вашими молодыми авторами — это мечта даже не человека, а всего живого и желающего развиваться. Ведь сочетание высокой и преданной любви со столь же высоким знанием и бережным  обучением — один из высочайших принципов мироздания, реальная прямая и обратная  связь времен, эпох и поколений.

Истинный Учитель никогда и ни при каких условиях не может стать служителем Тьмы и Зла. Значит,  мы имеем дело с массированной атакой на сознание и разум человека, ибо при таком переносе границы допустимого и недопустимого практически исчезают.

Теперь о будущем Звездного Дома. Мы уже много раз говорили с тобой об этом. Сейчас у тебя произошла явная подмена более высокой истины на истину более низкую. Пройдет немного времени, и ты это поймешь сам. Звездный Дом не может быть искусной и искусственной приманкой для стимуляции движения развития, ибо все, основанное на лжи и обмане, пусть даже и с лучшими намерениями, неизбежно извращается и гибнет. Это не просто неэффективно, но и преступно.

Думаю, что сказанного достаточно. Это были напряженные и тяжелые  для нас дни, но испытание выдержали все. Теперь же я предоставляю всем отпуск. Как минимум, на неделю, и никаких выходов на нас или друг друга! Исключение только для Джедди, поскольку встреча с вами наедине ему крайне необходима. А потом мы ждем тебя с черновиком новых глав. Порядок работы прежний — зачитывание, обсуждение и подготовка окончательного  варианта. Желаю всем хорошего отдыха.

*** 

А сказку я тогда все-таки сочинил… И не просто сочинил, но и «торжественно» прочитал ее за 3 часа до Нового Года.  «Сказка о том, как Огонечек бабушек искал» до сих пор остается самой моей любимой вещью из всего «сказочного цикла». Особенно если вспомнить, после ЧЕГО она создавалась… Как всегда, было много откликов и поздравлений, иногда весьма забавных и неожиданных. Некоторые из них я приведу.

*** 

1 января 2001 года 0 часов 5 минут.

Дж. — Папочка!!! Я пока один к вам прибежал!  Спасибо! И нам не нужно снимать масок, потому что у нас их и не было! Мы не играли — мы жили сами в себе настоящих! Я ОЧЕНЬ ВАС ЛЮБЛЮ И БУДУ ТАКИМ ОГОНЕЧКОМ, КАКИМ ТЫ МЕНЯ УВИДЕЛ. И ЕЩЕ…

— Вы еще позже поговорите. Володя, это я,  Учитель. Позволь высказать тебе и мою, и нашу общую благодарность за сказку, которая вовсе не сказка. И низкий тебе поклон от нас, Учителей, за балладу, хотя без сказки не было бы и ее. Я всегда верил в тебя и никогда не сомневался в твоих возможностях, иначе не приходил бы к тебе в разных обликах и ипостасях. Твоя душа растет и взрослеет, а сколько всего ей еще предстоит!

Спасибо и от имени Звездного  Дома. Ты умудрился прописать в нем и «Бабушек», и Космические Существа разных мастей и рангов, и Древних  богов, и Юные миры, и даже человеческий темный Эгрегорчик у нас теперь учится Огонечком становиться. Будем надеяться, что от этого все только выиграют, и пусть новое тысячелетие станет для  Земли переломным, и пусть человечество станет более мудрым и человечным, а люди сделают решающий шаг навстречу друг другу.

Все начинается с малого, и ты даже не представляешь, какое огромное дело  успел совершить на исходе тысячелетия, в которое Земля войдет более готовой ко всему, что ей предстоит. А предстоит много трудного и отнюдь не сказочного. Праздник, Сказка, Песня, Поэзия — прекрасное начало, и я абсолютно уверен в том, что тебя ждет не менее прекрасное продолжение.

Еще раз — спасибо вам. Завтра поговорим более подробно, а пока отдыхайте.  Вы это заслужили.

— Перед началом вечера ты спрашивал нас, не огорчил ли своим «художественным самоуправством». А теперь и сам видишь, какой праздник ты нам всем подарил. Точнее, какую ЖИЗНЬ ты нам подарил. Мы низко кланяемся тебе, как кланяются дети своему земному отцу.  Теперь мы все вместе, и вы с нами. — Драконы, Эллери- Ахэ, Элронд, Арагорн.

— А как же без меня! НЕПРАВИЛЬНО!!! Без меня не обойтись! Ты так красиво про меня рассказал, что сразу все  и образовалось — сначала Звездные Цветы, а потом я — их Звездная Пыльца. Быть просто Звездной Пылью тоже неплохо, но так куда интересней. И мне поется, и танцуется, и улыбается, и я танцую с твоим космическим прародителем Водолеем, и он тоже поет и улыбается . И совсем не в обиде, что ты изобразил его таким лихим и шумным. Он такой и есть! Ну все, я совсем закружилась!  Примите мой поцелуй!  — Звездная  Пыль.

— А ты вырос, мальчик на велосипеде, и твои «энергоинформационные пирожки» пришлись нам по вкусу.  Да и «бабушки» тоже. Будем ждать  в гости. Не сможешь сам, сына присылай. Дорогу он знает. — «Голубые», «Зеленые».

— Вам не нужно с опаской думать о том отношении ко мне, которое сложилось у большинства жителей Земли. Я очень хорошо умею чувствовать любую чистую душу и любовь, которая в нее вложена. Я действительно был таким, каким вы меня видите — и в добре, и в зле. Однако я не остаюсь одним и тем же. Мир меняется, и я вместе с ним. И я согласен с тем, что говорил ваш Учитель — мы нужны оба. Иначе наша общая мечта так никогда и не исполнится.

Я верю в вас, людей, ведь немало из вас несут в себе и мою мечту, и мой огонь, и мои крылья. Но только тогда, когда часть из вас станет единой сущностью — не механизмом, не муравейником, ни Божественной Личностью, но Единой Душой, наступит время моего освобождения. —  Тано.

*** 

Множество интересных вещей можно заметить, изучая даже собственные архивы 10-15 летней давности. Вот, например, поздравление от Звездной Пыли. Забавно и мило… Однако за эти два десятилетия жизнь изменилась настолько, что есть от чего испытать серьезное потрясение. Буквально два дня назад при просмотре ТВ-передачи о звездной пыли (на этот раз настоящей, а не сказочной) я узнал о ней столько невероятного и удивительного, что впору поверить в ее пусть и весьма странную, но явную разумность…

Или вот, история с «пирожками»… Напомню: всплыли они в ноябрьском разговоре с участием Глазовских  В.Ц. —  «Зеленых» и «Голубых»: «А откуда ассоциация с бабушкой и пирожками? А еще с Волком… Нет, с Волчиком? Ладно, об этом- в другой раз. Если будет желание. Но без пирожков не приглашай». Хорошо помню, как изумили меня тогда эти  «Волки», «бабушки» и «пирожки»…

Ведь к работе над «Сказкой», где появляются эти персонажи, я приступил не ранее 20-21 декабря, в ноябре же о них не могло быть и речи! И только потом вспомнил: согласно полученным А. Глазом  данным обе эти высокоразвитые цивилизации могут путешествовать по времени в любом направлении. Вспомнил и еще кое что: по их словам, они уже трижды слушали наш самый первый концерт в октябре 1998 г. — концерт, который еще только должно был состояться!

Вот такие дела… И такие чудеса, которые могут происходить только в детстве и молодости. Как все-таки жаль, что в зрелости они редко посещают нас, а в старости уходят окончательно…

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии