Алтай, Путь к себе, репортаж Юлии Фотлер

Юлия Фотлер, журналист, побывала на интенсиве и написала нам о своих впечатлениях.

Горный Алтай. Усть-Коксинский район. Одно из самых мощных на Земле мест силы – гора Белуха, неописуемой красоты снежные вершины Северо-Чуйского хребта и горная тайга. Именно сюда устремились в 2012 году те, кто всерьез опасался «конца света». Люди настроили для себя домов-«шариков» и поселились в них, надеясь, таким образом, избежать своей гибели вместе со всем человечеством. Конца света, к счастью, не случилось! А эти домики необычной формы и сейчас можно там встретить – как свидетельство того массового волнения. Именно сюда в начале июня 2016 года направилась наша группа – тренеры и участники расстановочного интенсива «Путь к себе».
Дорога от Новосибирска до туристической базы «Вечный странник» около села Маральник – около 900 км - занимает почти сутки. Если ты оказываешься в этом почти мистическом, наполненном тонкими энергиями месте, то у тебя уже нет шансов спрятаться и убежать. В первую очередь - от самого себя. Нет другого выхода, чем остаться со своей группой и сделать шаг к совершенству своей души.   Начать путь к себе.
«Путь к себе» - это авторский тренинг-интенсив, разработанный и проведенный сибирскими психотерапевтами Ниной Кулиныч и Людмилой Баскаковой. Десять дней занятий тренеры помогали нам, участникам, прорабатывать важные жизненные темы – отношения с родителями и детьми, отношения в паре, симптомы и болезни, события в родовой системе, деньги и ресурсы - с помощью метода системных расстановок, а также других  методов психотерапии.
- Я в психологии давно, и могу уверенно сказать, что никакой другой метод так, как системные расстановки, не структурирует человека, его пространство, его мысли. Когда человек понимает, что такое порядок, баланс, то они появляются и в его душе, и в обществе, в котором он вращается, и в работе, и в отношениях, - рассуждает Людмила Баскакова. - Расстановки наилучшим образом помогают этому процессу.
- Для меня самое удивительное в расстановках, когда люди очень четко передают информацию в роли заместителей, впервые вставая на эти роли, - говорит Нина Кулиныч. – Расстановки – это очень многогранный метод, который можно использовать каждый день, это способ восприятия мира, своих процессов, структур. Я пришла к этому методу после того, как узнала много терапевтических методов, и ощущение чуда для меня не исчезает -  я продолжаю познавать расстановки. 
Как рассказали Нина и Людмила, программу тренинга они разрабатывали в течение нескольких месяцев, тщательно отбирая самые мощные и действенные инструменты. Помимо расстановок, это были психологические игры, беседы о трансерфинге, упражнения в парах, практика «Вспомнить предков», где мы зажигали свечу в память о каждом члене рода, расстановки с фигурками, обсуждения, постоянная психологическая поддержка, утренние энергетические гимнастики и медитации.

Мы такие разные… и мы вместе!
Поскольку я занимаюсь самопознанием уже более 14 лет и считаю себя весьма «проработанной», надеялась отделаться легким испугом. Но не тут-то было! Программа была настолько сильной, что все «слепые пятна» моей души быстро вышли наружу и заявили о себе в полную силу. В который раз убедилась – нет предела совершенству.
Самой молодой участнице - чуть больше 20 лет. Этим летом девушка решила отправиться в знаменитое место силы и наполниться новыми ощущениями. Она рассказала, что Горный Алтай ее покорил своей красотой, воздухом  и комфортным климатом. Программа далась участнице непросто, и особое внимание она уделяла получению ресурса.
Очаровательная уралочка Оля прибыла к нам из городка Озерска – она познакомилась с Ниной и Людмилой во время научной конференции в Екатеринбурге, где Нина проводила  семинар «Психосоматические причины бесплодия». Ольга с радостью откликнулась на предложение участвовать в тренинге в Горном Алтае.  Она впервые была на расстановках и с изумлением отмечала разные незнакомые состояния, выступая заместителем:
- Я узнала, что я могу себя вести по-новому. Происходят какие-то осознания, которые, как я предполагаю, подействуют позже. У меня обычно бывает так. Я испытываю чужие ощущения в расстановках, когда я заместитель – это необычно, тело реагирует без твоего ума. Это интересный опыт. Очень понравились тренеры - Нина и Людмила. Обычно ведущие тренингов ведут себя отстраненно от участников, держат дистанцию. Это же – два серьезных профессионала, они знают свое дело, с ними комфортно и безопасно, они крайне внимательны ко всему, что с нами происходит. Меня радует, что я могу вне занятий с ними поговорить по душам, пообщаться в неформальной обстановке. Они ведут себя просто, ясно и на равных. И вообще компания у нас подобралась замечательная.
Одна из участниц покоряла нас своим женским шармом, начитанностью и интересными историями, другая – усердием в работе над собой, стремлением помочь и поддержать, искристой энергией, улыбками и смехом. Ведущую тренинга Нину Кулиныч сопровождал ее супруг Михаил. Мы ему благодарны за «мужские роли», за бесподобный юмор, за шашлыки и помощь в быту. И, конечно, за то, что он вместе с нами искренне открылся происходящему. Миша признался, что рад этому путешествию с женой – оно помогло им открыть друг в друге что-то новое.
- Для нее важна моя поддержка, а для меня важно то, чем она занимается, - рассказал он. – Я прояснил для себя некоторые вещи, мы стали еще ближе, думаю.
Среди участников тренинга был еще один мужчина – серьезный и немногословный Сергей. Кстати, это он доставил нас на своем микроавтобусе из Новосибирска на турбазу и обратно. У меня, водителя с десятилетним стажем, ни разу на дороге не возникло ощущения опасности – настолько бережно и вместе с тем виртуозно Сергей управлял автомобилем. Мы благодарны ему за то, что он по вечерам растапливал печки в домиках, ожидая нас из походов, и за то, что исполнял роли дедов и отцов в расстановках. Он впервые был на таком тренинге и, по его словам, чувствовал, «когда поле разряжается, и когда возникает напряжение».

Ожившие фигурки
Простые пластмассовые фигурки-куклы, фигурки-игрушки разного вида, размера, «пола» - какую информацию он могут дать человеку непосвященному? Однако в процессе выполнения задания, данного терапевтом-расстановщиком участникам, безмолвные предметы вдруг обретали «душу», статус, роль в системе. И возникало глубокое понимание того, что происходило и происходит у каждого участника в роду, в семье, в сердце.
Выставив мою нынешнюю семью, я тут же получила обратную связь от Нины. Всего два точных перемещения в моей расстановке – и я увидела два процесса, нарушающих целостность моей системы, а, следовательно,  и моего внутреннего состояния как личности. И я четко поняла, что «пошло не так». Поставила фигурки на причитающееся им место и стала наблюдать. В душе что-то поменялось. Появился свет, пришла внутренняя сила. И, конечно, побежали мурашки по коже. (Говорят, что мурашки бегут, когда ты прикасаешься своим сердцем с чем-то невидимым, но светлым по своей сути). Я благодарна Нине за то, что она помогла мне обрести еще одну, когда-то  потерянную, частичку души.

Расстановка для каждого
Каждый из нас получил на тренинге свою расстановку. Прорабатывали самые болезненные, самые актуальные темы. Меня давно интересовало, есть ли в моем роду «исключенные» близкие -  то есть те, кого вольно или невольно забыли, кому не было отдано должное. Расстановка помогает таких людей в системе восстановить. Как следствие - восстанавливается баланс в душе членов семьи, каждый из них отныне может занимать в роду свое «правильное» место и идти своей жизненной дорогой. Сопровождала меня в этом процессе Людмила Баскакова. Я благодарна ей за удивительную эмпатию, умение тонко чувствовать человека и бережно ему помогать. В этой расстановке я сделала для себя важные открытия и смогла прикоснуться к судьбам своих близких из прошлого, получить ответ на волнующий меня вопрос. И еще со мной случилось озарение – какое, сказать не могу (это слишком личное). Оно наполнило меня любовью и подарило силы для дальнейшей жизни. Спасибо тебе, дорогая Людмила, за это.

Групповая динамика - ее не избежать!
Чувства, которые блокировались многие годы, обнажены, эмоции получили выход, боли – дано место, тело, наконец, расслаблено. Здравствуй, групповая динамика!
Групповая динамика случилась у нас на четвертый день интенсива. Мы все – концентрированный сгусток энергии непрожитого, невыясненного, неуслышанного, непрочувствованного ранее. Переживания зашкаливают. Кто-то чувствует себя вполне комфортно и спокойно, доброжелательно – и вдруг получает отзыв об агрессии, которую транслирует другим. Величайшее удивление – я агрессивен???  Не верю! И вспоминает, что да, действительно, имело место некоторое раздражение, которое не было высказано вовремя. И теперь это состояние - «спящая собака», которую окружающие во что бы то ни стало хотят разбудить. Агрессию, оказывается, скрыть сложно, ею веет от человека.
Отстаивание личных границ и хроническое «спасательство» -  самые животрепещущие темы. Мы учимся говорить «нет» всему, что нас не устраивает.
- Я всегда говорю своим детям, и говорю сейчас вам – делайте, что хотите, но не потеряйте эту возможность – делать так, как хочется, - комментирует Нина Кулиныч. Свобода выбора, свобода поступка и мысли – это то, к чему стремятся все человеческие души. Но мы ограничены рамками социума, с этим приходится постоянно считаться.
- Если есть необходимость проявлять агрессию в обществе (а без нее - никуда), делать это нужно правильно, чтобы не оттолкнуть человека, не создать между вами большую дистанцию. Не ранить его жестким словом, - подчеркивает Людмила Баскакова.
Как все просто! Сказать вместо оскорбления «Ты такой-сякой»   - «Когда ты делаешь так-то, то я чувствую себя так-то. Пожалуйста, не поступай так». Мы с удовольствием взяли эту эффективную формулу в свою жизнь. Кто как смог.

«Девчонки, я нашла вам еще одного коня!»
Одно событие мы не забудем никогда, настолько оно яркое, эмоциональное, необычное, коснувшееся каждого участника нашей группы. Оно случилось  утром того дня, на который был запланирован конный поход на смотровую площадку с панорамой Северо-Чуйского хребта. С нее виден кусочек самой Белухи! 
«Вечный странник», кафе, завтрак. Казалось бы, впереди день отдыха. Но на самом деле – продолжение тренинга. Групповая динамика во всей красе. Вот как описала это утро в Фейсбуке Нина Кулиныч:
«Когда незнакомые люди собираются в группу и идут к общей цели, внутри группы возникают закономерные, как позитивные, так и негативные процессы. Шел четвертый день нашего интенсива. Утро было солнечным, и в этот день мы собрались подняться на гору, с которой открывался вид на Белуху. Но одно событие полностью изменило спокойное течение нашего тренинга. Для путешествия нам нашли на одного коня меньше, чем планировалось. Это угрожало интересам каждого участника, и с этого момента все процессы в группе стали развиваться с неимоверной скоростью.
Нам надо было решить, кто останется на базе и не пойдет смотреть Белуху. Дискуссия набирала обороты: на фоне небольшого шока и возросшего напряжения в группе появились участники, которые сами стали отказываться от путешествия «…да я не очень-то и хотела…», и к ним стали присоединяться те, кто их поддерживал «…. я останусь с тобой!». Другие наоборот, твердо отстаивали свое право участвовать в путешествии. В какой-то момент внутри стал отчетливо чувствоваться раскол, нетерпимость, и целостность группы стала под угрозой.
После того, как один из участников группы сказал: «Как мы будем наслаждаться видами Белухи, когда один из нас не пойдет…?», мы с Людой решили, что группа пойдет в полном составе, но останется кто-то из нас, тренеров. В этот же момент напряжение группы переместилось на нас. Все пошли собирать вещи в дорогу, а наш процесс продолжался. Через некоторое время мы пришли к выводу, что не будем нарушать целостность тренерского состава и вдвоем останемся на базе. Напряжение спало. Ровно в этот момент вошла Раиса, жена хозяина базы, и сказала: «Девчонки, я нашла вам еще одного коня!!!»
В этот день наша группа прошла через горные речушки, великолепные равнины, поднялась на высокую гору, с которой мы смотрели на величественную Белуху, и вернулась сплоченной командой, готовой к глубокой внутренней работе. В группе возникло доверие. Процесс был завершен. Опыт, который он принес с собой, нам еще предстоит осмыслить». (Нина Кулиныч, пост в Фейсбуке)
Лично для меня большим достижением этого путешествия было то, что я, наконец, осилила страх перед верховой ездой, села на коня (его звали величаво – Ромул!) и проехала на нем 16 км в гору и с горы! Причем я сомневалась до последнего – это, наверное, тоже сыграло свою роль в той утренней «недостаче» коней) Нина настоятельно рекомендовала мне раз и навсегда перебороть эту боязнь и отправиться во что бы то ни стало на экскурсию – посмотреть Белуху, разве можно это пропустить! А моя соседка по домику Оля проводила со мной теоретические мастер-классы по управлению животным - у нее самой богатый опыт конных походов. Я очень благодарна им обеим за вдохновение и поддержку.

Прошло десять дней…
Прошло уже десять дней, как мы вернулись из той сказочной поездки. Эмоции улеглись, мы скачали на компьютер фотографии, поделились с близкими впечатлениями и погрузились в повседневные заботы… А в душе просыпается прекрасное чувство. Что эти люди стали тебе родными, что после всего пережитого вместе всего за несколько дней они уже никогда не сотрутся из памяти. И ты навсегда берешь этих людей в  свое сердце.
Дорогие мои! Для каждого из вас в моем сердце есть хорошее место! 
Юлия, человек Эпохи самопознания
22 июня 2016 года


Рецензии