Пушкин в письмах и ролях
автор сценария и режиссер Татьяна Тарасенко (Акламэна)
Исполнители:
Александр Сергеевич Пушкин, Евгений Онегин, мудрец Финн – Олег Субель
Татьяна Ларина, Анна Петровна Керн – Елена Яшина
слова от автора, Наина – Татьяна Тарасенко
премьера спектакля, посвященная дню рождения Александра Сергеевича Пушкина (06.06.1799 – 10.02.1837)
состоялась 4.06.2016 в помещении бывшего завода "Эльфа", город Вильнюс, Литва.
продолжительность спектакля 1 час 45 минут
* * *
На сцену выходит Евгений Онегин, садится. К нему подходит посыльный с письмом от Татьяны Лариной:
(здесь появляется Татьяна Ларина и садится по другую сторону сцены)
Посыльный: "Вам письмо, сударь!"
Онегин забирает письмо и дает монетку посыльному.
Онегин раскрывает письмо и бегло читает первые две строки письма Татьяны Евгению Онегину, думая, что это просто письмо от кредиторов или деловое письмо:
"Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать? ..."
Татьяна Ларина, сидя, проникновенно с чувством полностью читает свое письмо Онегину. Уходит.
Александр Сергеевич Пушкин зачитывает свои письма:
1. Письмо Гончаровой (359)
2. Письмо Рылееву (163)
Встает и читает 3-е письмо к Керн (156) и садится.
"... умоляю вас, божественная, снизойдите к моей слабости, пишите мне, любите меня, и тогда я постараюсь быть любезным. Прощайте дайте ручку."
Здесь на сцену выходит Татьяна Ларина и садится.
Онегин пишет ответ на письмо Татьяны Лариной, запечатывает его сургучем с печаткой, подзывает посыльного, дает ему письмо и монетку. Посыльный обыгрывает ситуацию, посчитав монетки, мол, мало. Онегин добавляет еще монет.
Приходит посыльный к Татьяне Лариной с письмом:
"Сударыня, вам письмо!"
Татьяна читает первые две строки ответа Онегина на ее письмо:
"Вы ко мне писали,
Не отпирайтесь. Я прочел ..."
Онегин сидя читает свой ответ Татьяне. Перед последними тремя строками встает, читает их, подойдя к Татьяне Лариной, кланяется ей и уходит со сцены.
Татьяна Ларина читает фрагмент из "Евгений Онегин" глава 7, 14-21:
"И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит, ..."
до
(здесь на сцену выходит Александр Сергеевич Пушкин - Онегин)
"... Везде Онегина душа
Себя невольно выражает"
"... То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком."
Александр Сергеевич Пушкин стоя читает:
1. Письмо к Керн (160) - 21 августа 1825 г. из Михайловского в Ригу
обходит стул
2. Письмо к Керн (168) - 22 сентября 1825 г. из Михайловского в Ригу
"... Ответьте, умоляю вас, на самое главное в моем письме, и я поверю, что стоит еще жить на свете."
Татьяна Ларина изучает в это время записи и книги в кабинете Евгения Онегина.
Как бы нечаянно Александр Сергеевич Пушкин, уходя, роняет на стол Татьяны письмо-стихотворение к А.П.Керн.
Анна Петровна Керн (урождённая Полторацкая) проникновенно читает "Я помню чудное мгновение ..." до строк:
"... Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты."
(последние 4 строки не читает)
Здесь на сцену выходит Александр Сергеевич Пушкин, выхватывает из рук А.П.Керн лист с письмом-стихотворением, пылко читает последние строки:
"И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь."
Далее читает письмо (252) Пушкина к Соболевскому из Петербурга в Москву. Уходит со сцены.
Татьяна Ларина, все еще оставаясь в кабинете Евгения Онегина, продолжает читать начатый ранее фрагмент (24-25):
"... И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
...
Нейду. И всё грустит она
Да бродит по лесам одна."
Татьяна уходит со сцены.
Финн выходит из-за кулис на сцену, зажигает свечу, садится и берет книгу со стола.
От автора читается из "Руслан и Людмила":
"Что делаешь, Руслан несчастный,
Один в пустынной тишине?
...
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая."
Финн: "Добро пожаловать, мой сын! —"
(кладет книгу на стол и берет листы с текстом)
От автора: "Сказал с улыбкой он Руслану. —"
Финн: "Уж двадцать лет я здесь один
Во мраке старой жизни вяну
...
Судьба твоих грядущих дней,
Мой сын, в твоей отныне воле."
...
Играется сцена любви Финна к Наине и их встреча.
У Наины на словах: "Я колдунья" появляются 3 карты: Джокер, Король и Дама.
Карты, как гадание и подтверждение слов и желаний, обыгрываются в ходе диалога. Финн вырывается и выскакивает на авансцену, желая избежать объятий старой колдовки Наины.
От автора: "... Седой мудрец младому другу
Кричит вослед:"
(уходит со сцены)
Финн: «Счастливый путь!
Прости, люби свою супругу,
Советов старца не забудь!»
Финн садится, берет книгу, недолго как бы читает, потом закрывает книгу, гасит свечу. Уходит.
На сцену выходит чтец и читает "Египетские ночи". Уходит.
А. С. Пушкин выходит, садится и читает свое письмо Гоголю (441) из Царского Села в Петербург.
Выходит прислуга с чашечкой кофе для Татьяны Лариной, подходит к Евгению Онегину и шепотом говорит, указывая на Татьяну (которая в это время сидит сбоку на сцене с малиновым беретом на голове):
«Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Прислуга относит чашечку кофе Татьяне. Tа принимает ее и, попивая кофе, отстраненно смотрит вдаль.
Онегин встает и, обращаясь к сидящей Татьяне Лариной, читает свое письмо к ней:
"Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
..."
Татьяна Ларина встает на словах:
"Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал..."
Онегин на последних словах письма:
"... я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе."
встает на колено.
Татьяна Ларина читает свой ответ Онегину:
"Довольно; встаньте. Я должна
...
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна."
Татьяна Дмитриевна Ларина, в замужестве княгиня N (Гремина?), уходит за кулисы.
Александр Сергеевич Пушкин садится за столик; пишет.
Александр Сергеевич Пушкин встает и, приоткрыв одну створку занавеса, приглашaет на поклон Татьяну и Наину.
Bсе выходят на авансцену; кланяются.
* * *
Переписка А. С. Пушкина по изданию:
А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.
*156 - Письмо к А. П. Керн, 13—14 августа 1825 г. из Михайловского в Ригу.
*160 - Письмо к А. П. Керн, 21 (?) августа 1825 г. из Михайловского в Ригу.
*163 - Письмо к К. Ф. Рылееву, вторая половина июня — август 1825 г. из Михайловского в Петербург.
*168 - Письмо к А. П. Керн, 22 сентября 1825 г. из Михайловского в Ригу.
*252 - Письмо к С. А. Соболевскому, вторая половина февраля 1828 г. из Петербурга в Москву.
*359 - Письмо к Н. Н. Гончаровой, 30 сентября 1830 г. из Болдина в Москву.
***
фото: сцена из спектакля <<Пушкин в письмах и ролях>> Вильнюс 4.06.2016
Свидетельство о публикации №216070500702