У любой медали есть две стороны

О таких людях как Евгений Николаевич Никулин говорят «пахарь». Он предан своему делу. Трудности, которые встречает на пути, называет «ступенями познавания», всеми фибрами души поддерживая Пушкинскую мысль «…опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг». Кумир его, поэт-сатирик Александр Иванов, привил ему любовь к памфлетам и эпиграммам, что иногда приносило и неудачу. Но об этом позже. 


Любимая профессия

А начал свою трудовую карьеру Евгений Николаевич Никулин 9 января 1968 года в Краснотурьинском ЛПУМГ машинистом технологических компрессоров 3 разряда.

«До этого у меня был задел, - рассказывает Евгений Николаевич, - в армии я обслуживал авиационные турбины самолетов МиГ-19 и Миг-21. Эти знания помогли мне в течение полутора лет, получить самый высокий разряд машиниста - шестой». 

Но приобретаемый опыт не давал Евгению Никулину возможности работать, как мечтал, инженером. Не хватало профильного образования, и поэтому поступил на заочные курсы Волгоградского нефтегазового техникума, с отличием закончив его. 

«Учился легко, даже сам преподавал сокурсникам лекции по теме «Системы регулирования ГПА». Потом, закончив учебу в техникуме с красным дипломом, без экзаменов поступил в Тюменский институт нефти и газа», - рассказывает Е.Н. Никулин.

На учебу времени не всегда хватало. В ЛПУМГ ежегодно сдавались новые компрессорные цеха, и на пуско-наладку оборудования, эксплуатируемого в них, направляли опытный персонал. В их числе был и Никулин. При всей занятости Евгений понимал, что другого шанса у него получить высшее образование в будущем может и не быть, и поэтому старался прикладывать максимум усилий для учебы в вузе.

«А к мысли о том, насколько важен газ для населенных пунктов, промышленных предприятий нашей страны, меня подтолкнул такой случай. В 1970 году по вине строителей, произошел разрыв первой нитки газопровода Игрим-Серов. Подача газа тут же прекратилась на Богословский завод, на городскую электростанцию, на котельную. Восстановить ее удалось только через несколько дней после ремонта газопровода. Тогда я понял всю ответственность, которая ложится на нас, газовиков, по надежности транспортировки природного топлива потребителям».


Путь к мечте

В 1973 году Никулина назначили старшим диспетчером, после окончания техникума - старшим инженером по ремонту, потом начальником компрессорного цеха №2. После получения диплома высшего образования в 1983 году Евгения Николаевича назначили начальником газово-компрессорной службы. 

«В те годы я исполнял несколько должностных обязанностей, - вспоминает Е.Н. Никулин, – начальника ГКС, начальника гражданской обороны и еще был ответственным за рационализаторскую деятельность в ЛПУМГ. 

В 1983 и в 1986 годах мне как начальнику службы было присвоено звание «Лучший специалист». У нас были высокие показатели по наработке

оборудования на отказ, по экономии турбинного масла, электроэнергии, включая большое количество рацпредложений. А все началось с того, что на КЦ-1 получился большой расход масла. 

Я дал задание инженеру по ремонту проследить за этим процессом. Оказывается оно уходило через уплотнительный подшипник нагнетателя. Когда ремонтники восстановили этот подшипник, то было отмечено при наплавке баббита, они нарушали температурный режим, 1200 градусов, при разрешенных  360. За счет этого выжигали в баббите все составляющие компоненты, которые его делали «мягким» и «пластичным». В процессе такой работы наплавка трескалась  и масло через эти трещины выходило. 

После восстановления наплавки на всех подшипниках, потери масла значительно упали, и стали ниже отраслевой нормы в несколько раз ниже. Такая же работа была проведена и на остальных цехах с «пятерочными», «шестерочными» и «десяточными» газоперекачивающими агрегатами».

«Интерес к рационализаторской мысли у многих моих коллег был, - вспоминает Е.Н. Никулин, - но не все стремились их представлять, так как с них же потом и требовали внедрения их. А некоторые из предложений требовали не только затрат личного времени, но и больших материальных ресурсов, проведения испытаний, доказывания членам комиссий высокой эффективности данного предложения и т.д. 

Вот поэтому у многих людей заинтересованность продвигать свои идеи и падала. А я, будучи на курсах улучшения производства, решил использовать мысль одного из преподавателей, профессора Артшуллера. Он говорил о том, что для внедрения рацпредложений нужно создать сильную команду, состоящую из заинтересованных лиц - генераторов идей, экспертов, выбирающих эффективные рацпредложения, снабженцев, и тех, кто занимается внедрением.

В итоге моя газокомпрессорная служба в год вносила и внедряла в среднем более сорока пяти эффективных рацпредложений.

В числе активных рационализаторов были слесарь 6 разряда Борис Кочкин, он получил серебряную медаль ВДНХ; слесарь Николай Постников…».


Карьера

Некоторые люди боятся ходить к врачам. Нет, не из-за уколов, как дети, а из-за того, что, когда не знаешь о своей болезни, то легче живется. Так и Никулин. Через некоторое время он получил запрет работать в компрессорном цехе. Причина – вибрация, шум, отрицательно влияющие на его здоровье.   

Поэтому начальник ЛПУМГ В.В. Кремлев предложил Евгению Николаевичу перейти на должность начальника линейно-эксплуатационной службы.

Объем работы на Никулина здесь лег не меньший, чем в ГКС. Под его ведомством находилось 1200 км газопроводов в однониточном исполнении, более 700 кранов различных систем. А управляло этим процессом вместе с ним всего 12 человек: сварщики, обходчики, трубопроводчики линейные.

В конце 80-х на северном участке магистральных газопроводов произошла серия разрывов. К расследованию их происхождения «Газпром» подключил большие силы специалистов из научных учреждений, заводов-изготовителей трубной продукции, из конструкторских бюро, а также из других отраслей – энергетики, железнодорожного транспорта.

«Я изучал причины этих разрывов вместе со специалистами различных направлений деятельности, - рассказывает Е.Н. Никулин. -  И было чем заниматься. Изучали воздействие высоковольтных линий электропередач на газопроводы, которые они пересекали.  Воздействие шахт, близко подходящих к трубопроводам, месторождений руд, фтора, железнодорожных линий.

Технический отдел «Тюментрансгаза», возглавляемый Карлом Фридриховичем Оттом,  дал мне задание отследить, в каких местах происходит коррозионное растрескивание. Я сделал 200 шурфов, по ним  определил состояние трубы, адгезию (прилипаемость изоляции к трубе) и так далее. 

Определилось много разных причин, влиявших на надежность работы газопроводов, включая нарушение состава металла, выпускаемого на трубопроводных заводах. Чтобы уйти от этого, министерством было принято решение заменить трубу на этом участке». 

И снова медицинское заключение поставило точку в карьере Е.Н. Никулина – чрезмерная утомляемость. По своей просьбе он перешел на новую стезю, заместителем главного инженера филиала по охране труда.

И здесь Евгений Николаевич взялся за работу, забыв о наставлениях врачей: провел аттестацию 245 рабочих мест, вел жесткий контроль соблюдения всех норм промышленной безопасности, соблюдений требований охраны труда на производственных участках. Плюс в течение 8 лет исполнял обязанности председателя профкома Краснотурьинского ЛПУМГ.


Творчество

Хорошую помощь в работе ему оказывала и любовь к сочинению памфлетов, эпиграмм.

- Руководство ЛПУМГ поддерживало ваши литературные увлечения? – спрашиваю у него.

- Да как сказать. Понимал, что нужно быть аккуратным по отношению к руководству, но иногда не сдерживался и имел неприятные разговоры. Да еще эта любовь к сатире мне не раз закрывала дорогу в карьерном росте... – улыбается Евгений Николаевич. – Да я сильно и не переживал от этого, так как старался заниматься своим делом профессионально, с пользой. А когда она была - польза, то начальство на мои «прегрешения» закрывало глаза. Знало, что я специалист полезный.

В 2005 г. Е.Н. Никулин вышел на заслуженный отдых. За свою работу имеет много наград: нагрудные знаки «За трудовое отличие», «За 100 лет профсоюзной деятельности», в том числе и юбилейную  медаль, в то время имевшую очень высокое значение в партийных кругах, посвященную 100-летию В.И. Ленина. Она и сегодня мне очень дорога, на обратной ее стороне написано «За доблестный труд». 

- Евгений Николаевич, я один из ваших постоянных читателей на сайте «Проза.ру». С интересом прочитал ваши сборники в бумажном переплете. Очень нравится ваш стиль, ваши мысли. Как отзываются о них профессиональные писатели?

- А чтобы спокойнее себя чувствовать, на любую критику отвечаю словами поета-сатирика Александра Иванова: «Ай, кажется, вышли плохие вирши. Ой, мне разрешается, я - от сохи».

Иван Цуприков


Рецензии
Иван, здравствуйте!
Целеустремлённость, сила воли, стойкий характер, вот сопутствующие черты Вашего героя. Радует, что его труд и заслуги перед Родиной оценили. Спасибо за чудесный рассказ!

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   29.02.2024 13:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.