Икона имперского стиля

      "Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы" (Ин.3,19)
       Икона имперского стиля, написанная рыбинскими художниками, символизирует мощь советской империи и победу над внешним врагом. Благодаря таким активистам, как писатель А. Проханов "иконы" вождя стали распространяться по России с неимоверной быстротой. Несмотря на протесты Белгородской епархии А. Проханов продолжает возить свою "икону победы" по различным военным гарнизонам и общественным организациям, устраивать с ней демонстрации в день рождения советского вождя. В центре "иконы" крупным планом находится фигура Сталина в мундире генералиссимуса. По обе стороны от него фигуры маршалов в мундирах и с наградами. Руки Сталина скрещены за спиной. На заднем плане виднеется Кремль. Вверху над ними поясное изображение Богоматери в окружении ангелов. В комментарии Белгородской митрополии подчёркивается, что "изображение следует считать не иконой, а картиной, иллюстрацией идей так называемой гражданской религии, которая противостоит богооткровенной религии и Православной Церкви". Однако сам Проханов так не считает. Он продолжает настаивать, что все каноны соблюдены. Попробуем в этом разобраться. "Икона, безусловно, самый канонический вид искусства. В её основе лежит свод строгих правил: "не нарушай", "не выдумывай", "не сочиняй". Во всех православных иконах используется обратная перспектива, когда линии сходятся не за мнимым горизонтом на картине, а на человеке, который стоит перед иконой. В данном случае все линии сходятся на фигуре Сталина. Он является главным персонажем не только "иконы", но и "религии победы". Изображение лиц на иконах всегда условно, они лишены чего-либо временного и изменчивого. Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот мелкими, глаза - большими, миндалевидными, взгляд строгий и отрешённый, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Стилизуются пропорции фигур, они становятся чрезмерно вытянутыми и тонкими. Складки одежды графичны, подчинены лику. Они лишь условно передают природные формы. На картине рыбинских художников используется прямая перспектива, реальные пропорции человеческого тела. "Икона победы" максимально приближена к портрету. Кроме того нарушен иератический принцип. Изображение Богоматери занимает одну третью часть псевдоиконы. Она помещена в самом верху и является как бы дополнением к основному замыслу картины. Сталин приковывает к себе всё внимание, все точки сходятся на его фигуре. Держать руки скрещенными за спиной в церкви не полагается, так держат руки в местах лишения свободы. Специально рыбинские художники использовали этот символ несвободы или случайно - неизвестно, но получилось весьма убедительно. Бог шельму метит.
           Православная икона всегда многопланова, она требует расшифровки. Большую роль здесь играет цвет. Красный цвет - подвиг, мученичество, победа Христа над смертью. Пурпурный - символ верховной власти, царственность и величие. Синий цвет символизирует потусторонний мир, Небо, тайну, откровение и мудрость. Голубой цвет означает чистоту и целомудрие. Он является атрибутом Богоматери, символом её Приснодевства. Золотой или жёлтый цвет - это величие Божьего присутствия, вечности и благодати. Зелёный цвет символ Святого Духа, вечной жизни, гармонии и единения с Божественным. Белый цвет символизирует невинность, чистоту, святость, сияние. На картине рыбинских художников маршалы одеты в мундиры грязновато-зеленоватого цвета, фигуры их реалистичны. Сверху на них от фигуры Богоматери исходят бледно-жёлтые лучи. Православная икона созвучна с молитвой. Она является неотъемлемой частью литургии, ибо из неё родилась. "Иконописец должен понимать, что всё, что он делает, - это отражение молитвы всей Церкви",- говорит диакон Сергий Нежборт. Икона призвана создавать молитвенный настрой, а не вызывать патриотический пафос. Именно такой пафос вызывает прохановская "икона победы". Фигуры маршалов и Сталина изображены без нимбов, но для Проханова Сталин давно "святой". "Одержав победу над фашизмом, он замолил все свои грехи. Сталин совершил для Церкви благодеяние. Он установил патриаршество после долгого перерыва. РПЦ молилась за Сталина. Поэтому если она отрекается от Сталина, значит она отрекается от своих молитв, значит, она забирает назад свои молитвы. Молитвы назад не отзываются. Господь их назад не отзывает. Герои Великой Отечественной войны - Матросов, Таллалихин, Космодемьянская, 28 панфиловцев, Карбышев, Чайкина, "Молодая гвардия" - это всё святые. Святые не просто красной эры, а святые в полном смысле этого слова. Потому что война, на которой они мученически погибли, это Христова война. Это война за сохранение райских смыслов, против ада, который вышел из подполья. И Победа в Великой Отечественной войне - это не просто геополитическая победа, это победа рая над адом. При Сталине храмы были разрушены, а потом они были восстановлены. Были примеры римских патриархов, которые гнали христиан, травили их львами, а потом приняли христианство и стали святыми". Здесь всё является ложью. Никакие храмы Сталин не восстанавливал. Многие до сих пор лежат в руинах. После 1948 г. не был открыт ни один храм, более того, стали закрываться храмы открытые в дни войны. Духовенство и верующие расстреливались вплоть до самой смерти Сталина. Во время войны Сталин открыл церквей в 2 раза меньше, чем немцы на оккупированных территориях. Личные грехи Сталина не являются грехами всего государства, поэтому их нельзя искупить никакими победами. Грех - это отступление от Бога. Искупить его можно только личным покаянием, тем более, что Победа в Великой Отечественной войне - это победа всего народа, а не лично Сталина. Сталин так и умер нераскаянным. У него даже стремления  к покаянию не было. Царь Давид сразился с Голиафом, убил его и избавил народ от страшного чудовища. Вот это была его личная победа, а Сталин во время войны даже на фронт ни разу не выехал. Царь Давид одержал немало побед над своими врагами, но всегда чувствовал нужду в покаянии. "Помилуй мя, Боже, по велице милости Твоей и по множестве щедрот твоих, очисти беззаконие мое". Псалтырь царя Давида мы читаем до сих пор.
              Церковь знает только одну победу. Это победа Христа над смертью, "рая над адом". "Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос и ты низвержен" (Слово огласительное Иоанна Златоуста на Пасху). Сталин после войны хотел провести Восьмой Вселенский собор и сделать из Москвы что-то наподобие Ватикана, чтобы через Церковь влиять на весь мир. Но так как большинство Поместных Церквей не прислало своих представителей, Сталин утратил интерес к этой идее. Многие из героев Великой Отечественной войны не были даже крещёнными, их канонизация абсурдна. Проханов создал свою собственную светскую "религию победы", святыми в которой являются все герои Великой Отечественной войны и Новороссии независимо от их конфессиональной принадлежности. К православию это не имеет никакого отношения. Апостол Павел до своей личной встречи с Богом был гонителем христиан, а потом стал её апостолом и мучеником. Сталин ушёл из семинарии, отрёкся от Бога и крестился из Павла в Савлы. Миланский эдикт 313 г. имп. Константина прекратил гонения на христиан, а Сталин не прекращал их до своей смерти. Сравнивать его со святыми неуместно. Молиться можно за кого угодно, но не все молитвы доходят до Бога и отзывать их нет никакой надобности. Монахиня Мария Николаевна Толстая молилась за своего брата Льва Николаевича Толстого, но его это не спасло.
               Икона "Державной" Божией Матери была обретена 2 (15) марта 1917 г. в подвале Вознесенской церкви села Коломенского в день отречения имп. Николая II от трона и является главной святыней монархистов России. В руках она держит царские регалии, скипетр и державу. "Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества",- считает патриарх Кирилл (Гундяев). Но так считают не все.
                "Но слепой народ в годину гнева
                Отдал сам ключи своих твердынь.
                И ушла Предстательница Дева
                Из своих поруганных святынь"
                М. Волошин 1922 г.
В акафисте иконе говорится: "Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния". Покаяние всегда считалось стихией Православия. Покаяние святые отцы называли вторым крещением. Покаяние в современной России большой дефицит. 52% опрошенных ВЦИОМ, считают Сталина великим вождём, а сталинские репрессии оправданными. Сталинисты часто любят говорить, что "нет власти не от Бога". На самом деле правильно цитата звучит так: "Несть бо власть, аще не от Бога",т.е. власть не является властью если она не от Бога. Новомученики всегда признавали советскую власть от диавола, а Сталина считали предтечей антихриста. Ненависть была отличительным свойством коммунистов в первые и последующие годы советской власти. Луначарский вещал: Мы ненавидим христианство и христиан. Они проповедуют любовь к ближним и милосердие, что идёт вразрез с нашими принципами. Долой любовь к ближнему. Нам нужна ненависть. Мы должны научиться ненавидеть и только тогда мы сможем завоевать весь мир". Сталина даже его соратники большевики называли в шутку Люцифером. Светлана Алиллуева писала об отце: "Мой отец монстр, он ненавидит весь мир..." А Христос учил любить даже своих врагов и завоевал весь мир любовью.
              Икона является духовным выражением жизни всего народа. И по древним иконам видно какой мир коммунисты уничтожили. Так что иконы и каноны неразрывно связаны. Они принимались на Вселенских соборах и отмене не подлежат.


Рецензии