Орудие

Командует орудием к-т Шавлак(с биноклем).
На корточках заряжающий.
Я  наводчик (откатившимся казенником скрыт).

«Орудие!...»
Это, махнув флажком, кричит командир его наводчику. Именно по этой команде тот нажимает на спуск, делая выстрел из артиллерийского орудия.

Лето 1972 года. Первый год обучения подошел к концу. Первый выезд на полигон для реальной боевой стрельбы. Правда, еще только… прямой наводкой. Это все, на что мы пока способны.

Для боевых стрельб нас вывезли тогда на Львовский полигон. Это километров в сорока на север от Львова. Туда нас везли в теплушках. Это было для нас так необычно, так внове, что мы сидели в дверях и пели. Наверное всё время пути от Хмельницкого до самой станции Добросин, Нестеровского района.

Тогда я впервые, с 1956 года, с двухлетнего возраста, увидел город, в котором родился  —  Нестеров (ныне Жолква).  Оказывается косогор, напротив станции, отложился у меня в памяти верно, и дым паровоза в воспоминаниях, когда меня из Нестерова увозили тогда, вовсе не было сном…

В Добросине разгрузка и 12 км… «пешкодрала» на полигон. Мне «повезло». То что в училище казалось мне почетным, чем я был горд и доволен, оказалось бременем. Дело в том, что я, единственный в курсантской батарее, был вооружен пулеметом РПК. Остальные автоматами. В караулы я должен был заступать с автоматом, поэтому всегда приходилось брать чужие, тех, кто шел в другие наряды. Каждую пятницу, с 16 до 17 мы чистили свое личное оружие. Я разбирал пулемет, освежал на нем смазку и всё! А кто-то из моих сокурсников удивлялся  —  вроде и в карауле не был, а АКМ опять ржавый. 

Но на этом марше я понял  —  РПК не то оружие, которое любишь. Из-за длинного и тяжелого ствола на пешем марше он… не подходящ. Если взять его на ремень вверх стволом - его центр тяжести поднимается так, что, кроме своего неустойчивого положения, требующего напряжения в руке, которая за ремень пытается его удержать, он нарушает равновесие всего твоего тела… Повесил на грудь или за спину  —  мешает соседу по строю и все время норовит сползти стволом вниз. Взял на ремень стволом вниз  —  с равновесием лучше, но… бьет длинным стволом по ногам.

Придя в лагерь мы почувствовали облегчение. Метровые ямы 4х4 рыть не надо. Даже устанавливать из бревен или досок каркасы палаток  —   не надо было тоже. Там уже были кирпичные гнезда для них. Умывальники сзади палаток, но носить чистую воду и черпать грязную тоже не надо  —  все есть. Вода подведена и канализация устроена. Лепота!

Установили палатки. Позади них и умывальников были кирпичные сараи. В них хранились и охранялись нарядом только приборы. А оружие было при нас, в палатках. Стояло в пирамидах (две  доски с вырезами) когда мы были в лагере и за плечами на всех занятиях и стрельбах. И ничего… Случаев утери или утраты …не было. О таком никто и подумать не мог!

До того, как приступать к стрельбам на полигон завезли снаряды.  Окончательно снарядили их (поставили капсули и ввернули взрыватели). От лишней смазки избавили. От нее нагара много… Сложили их на временный склад, и его надо было кому-то охранять. С одной стороны в 300-х метрах дорога, с другой, тоже в 300-х темнел мощный лес и …больше ни души. Караул по охране этих боеприпасов, в составе четырёх человек, назначили из нашего взвода. Начальником его пошел сержант Толя Дудин, отслуживший в армии еще три года, а с ним трое курсантов, в число которых попал и я.

Мы получили сухие пайки на три дня. Никто до начала стрельб сменять нас не собирался. Качество продуктов сухого пайка, с которым мы познакомились несколько дней назад в дороге, нам, после однообразия курсантских «явств» в столовой, тогда понравилось. Не понравился, правда, инструктаж. Патрон мы не получили, зато нам разрешили в случае нападения на пост …умело действовать штыком и прикладом. Это у горы Тартак, в 20 километровом удалении от всего лагеря.  Конечно и без связи с ним.

Но мы не почувствовали разочарования от перспективы остаться на три дня возле штабелей ящиков со снарядами. Мы были слева от Тартака, у самого леса, где в то время стеной стояли заросли спелой черники, с полянками земляники. И полная свобода на три дня, исключая 8 часов в сутки, охраняя штабеля.
То, что они не были ничем огорожены, что караульное помещение состояло их небольшой ямки – какого-то старого окопа, нас поначалу не очень волновало. Но комбат,  который нас отвозил туда, стразу же обострил обстановку.

 —  Вы знаете, какой сегодня день?
 —  Пятница…
 —  Нет. Я о числе – тон его становился зловещим.
 —  22 июня. – промямлил кто-то.
 —  Вот именно! День нападения Германии! А вы знаете, что несколько сел  с полигона в полном составе были вывезены в Сибирь за связи с бандеровцами?
 —  Нет…
 —  А то, что вокруг полигона ещё полно их родственников и в душе  бандеровцев? Самих их вернувшихся из тюрем? Теперь видите, что они такой день будут стараться чем-то отметить. Взрывом склада, например…

Нам вдруг стало заметнее, в какую передрягу мы тут попали…. Но что делать? Присягу принимали, надо тянуть службу, …умело действуя штыком и прикладом.

Один из нас сразу заступил на пост, другой занялся костром и дровами, а я был направлен собирать ягоды. У меня, еще с детства на Севере, был опыт в сборе ягод. Я их  мог  собирать быстро,  одновременно работая двумя руками. Через час мой котелок был полон и на костре варился густой компот. Сахар из сухих пайков и …вкуснотища! Компота сварили и выпили много. Два котелка. Израсходовав на это почти …весь свой запас воды.

К утру  мы, сменяясь, как положено, через два часа, не забывая о том, что кто-то бодрствовал, кто-то спал у костра. За эту ночь прожгли только одну шинель. Но, когда была твоя смена охранять, напряжение было значительным. Все время ожидая нападения (день начала войны все таки!), вслушиваешься в тишину. А тишина была такой, какой больше я за всю свою жизнь не слыхивал. Абсолютной! До звона в ушах…

Утром жажда, неумытость, а воды уже нет! Каша прошла, а запить ее сухую – нечем… Отправился я, как бывший ориентировщик, на поиски воды. Вышел на дорогу и увидел на ней  …одинокого путника, местного по виду.  Спросил у него:
 —  Где водички раздобыть?
Он переспросил:
 —  ВОды?  —   делая ударение на первом слоге.
Но я понял и кивнул. Тогда он махнул рукой в сторону перпендикулярную дороге и в противоположную от …тщательно охраняемого объекта. Там, кроме песчано-известковых высоток затартачья, ничего видать не было. Пришлось мне вернуться назад к Дудину и спросить его разрешения. Разрешение получено было и, обвешанный флягами и котелками я отправился искать воду.

Вышел я на горку и увидал метрах в восьмистах дорогу, пересекшую ту, что шла через полигон с запада на восток почти по низине. Она шла в нужном мне направлении - на юг. Решил идти по ней и наискосок на неё вышел.
Дошел до леса (километра три) - никакой воды не было...  Прошел ещё пару километров, лес прервался, и я увидел военный городок. Как оказалось , там квартировали саперы и воды там я смог набрать, сам при этом напившись  до отвала. Часа два у меня всё это заняло... Обратный путь был уже известен.

Почапал я назад и в конце, чтоб не ходить по катетам 1+1 км, решил срезать и выйти к "караульному помещению" по гипотенузе. Для этого пришлось снова подняться на одну из горок урочища Тартак и тут глазам открылось... Что всего в 2-2.5 километров от нас, расположены несколько обнесенных забором зданий с явными признаками жилья. Потом выяснилось, что это был  ...пункт управления полигона. И там воды было вдоволь!

Тогда я и вспомнил слова комбата и решил, что встреча с потомком Бандеры, мне обошлась дёшево. Я тогда львовян толком не знал и думал о них еще плохо.... Но каково было удивление, когда через год я смог изучить этот район по  карте.  Оказывается, что по лесу, в 800 метрах от нас протекал чистый (полностью лесной) ручей.

Ну, и под конец - как стрелялось.

100мм противотанковая пушка Т-12, если выверена, стреляет прямой наводкой лучше, чем снайперская винтовка. У меня была цель - передний бруствер капонира из песка, 3х0.6м, на удалении1200 м.  Я попал с первого выстрела прямо в его середину, разделив бруствер на два.

Но Гена Капитанов (покойный уже) - отличился. За минуту поразил четырьмя снарядами - 4 движущиеся мишени. Пока сообразили начальники, что "отлично" уже давно, он четыре мишени расстрелял! Только успевал его расчёт команду "Заряжай!" выполнять...
В этом "бою" и он получил "ранение".  Вышел из него с ...фингалом под глазом, полученным от прицела во время отката орудия..


Рецензии