Эссе. Седьмое чувство
Ответ мне подсказал Александр Блок. В статье от февраля 1909 года «Душа писателя» он сначала пишет про «голос публики» и другие неясные для меня понятия. Но далее Блок пишет про такой признак, как «чувство пути»: «...только наличностью пути определяется внутренний «такт» писателя, его ритм. «Ритмические фонды» художника касаются в равной мере поэтов и прозаиков».
Если интуиция, которая б е з у с л о в н о (модное слово, постоянно встречается в современных официальных речах для повышения убедительности, предельно обрыдло, потому что сопровождает враньё). Я отвлекся, вернёмся к обсуждаемой теме. Итак, если интуиция, которая тоже участвует в творчестве, есть ш е с т о е чувство, то «чувство пути», определяющее внутренний такт художника можно назвать с е д ь м ы м.
Далее Блок пишет: «...неустанное напряжение внутреннего слуха, прислушивание как бы к отдаленной музыке есть непременное условие писательского бытия. Раз ритм налицо, значит… есть отзвук целого оркестра...».
Прислушивание ловит не только ритм, но и мелодию, передаваемую, в данном случае, словами в виде текста.
Хочу развить эту мысль.
Блок прислушивался к отдаленной музыке внутри себя, литература и музыка существовали в нём одновременно, а композитор Чюрлёнис сочинял музыку и видел внутри себя картины, которые потом нарисовал. Музыка и живопись существовали в нём одновременно. И тоже, вероятно, внутренний такт, ритм, который очевидно существует в живописи, да и в других видах искусства, например, в кинематографии, театре, балете определяется наличностью пути.
«Апассионата», «Лунная соната», «...бьёт пулемёт неумолим», «Черный квадрат», подожженная дверь Лубянки...
«Чувство пути» передается читателю, слушателю, созерцателю и определяет художественную ценность произведения искусства. Седьмое чувство. Оно живёт, я уверен, в душах творческих и интеллигентных людей независимо от их социального положения.
Свидетельство о публикации №216070601756
Наталья Курчатова 01.11.2019 08:00 Заявить о нарушении