Куда делось награбленное золото?

   КУДА ДЕЛОСЬ НАГРАБЛЕННОЕ ЗОЛОТО?

   Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников
НФ - Носовский и Фоменко

   АБ: «Казалось бы, после столь долгого и систематического грабежа где то в «монгольской» столице, пусть даже кочевой, где то в китайских городах должны были скопиться горы ценностей: не только русских, но и хорезмских, польских, венгерских, чешских, грузинских. Брали в первую очередь, конечно же, драгоценные металлы. Даже если допустить, что все изделия из золота и серебра тут же злодейски переплавляли, в «монгольской столице» должно было скопиться нереально много золота. Как в Испании, куда целые караваны судов везли и везли американское золото. Однако в последующие века, когда в Сибирь пришли русские, а в Китае появились европейцы, это «сверхнормативное» золото отчего-то так нигде и никогда не всплыло. Следуя «официальной» истории, где то должны существовать поражающие воображение груды добычи, собранной с полумира. Но ни малейших ее следов не прослеживается [9.1].

   РАД: «Один купец взял из казны чистоганом 500 балышей [золотых монет]. Спустя некоторое время он пришел и привел не заслуживающие внимания доводы [в оправдание того], что тех балышей [больше] не осталось. Каан [Угедей] приказал выдать ему еще раз 500 балышей. Он взял их и на следующий год снова пришел еще более несостоятельным и привел [какой-то] другой довод. [Каан] приказал, чтобы ему дали еще столько же. Он опять пришел и [опять] стал оправдываться. Битикчии порасспросили о правдивости его слов. [Им] сообщили, что такой-то губит и проедает по городам деньги. [Каан] спросил: «Как можно проедать балыши?». Ответили, что он раздает [их всякому] сброду и тратит на яства и пития. [Тогда каан] сказал: «Так как сами балыши остаются прежними, а люди, которые [их] от него берут, – наши подданные, то деньги все так же остаются в наших руках. Пусть ему дают, как давали раньше, и скажут, чтобы он не мотал.
   Когда он [каан] уже построил город Каракорум, он вошел однажды в казнохранилище и увидел около двух туманов [20000] балышей и сказал: «Какая нам польза копить это? Постоянно надо охранять. Пусть объявят, чтобы те, у кого есть сильное желание [взять] балыши, явились и получили». Жители города – знать и простой народ, богачи и бедняки – [все] направились в казнохранилище, и каждый получил обильную долю» [3.2, к.3, ф.2].

   ЕТ: И таких рассказов тьма, почитайте сами по ссылке. В общем, в Монгольской империи был построен коммунизм. Возможно это преувеличение, народная молва склонна к этому. Но характерно само появление массы таких рассказов. Про иных правителей, русских, европейских, китайских, даже про Чингис-хана, таких рассказов нет. Значит, что-то в этом есть. Тем более, что Угедей был пьяницей, в чём он сам искренне сознаётся:

   ССМ: «Но вот и погрешности мои. Будучи возведен на государев родительский великий престол и восприяв на плечи свои все государственное бремя, бываю я одолеваем темным вином» [1.1].

   ЕТ: Он и умер от пьянства:
   РАД: «Каан очень любил вино и постоянно находился в опьянении и допускал в этом отношении излишества. [Это] с каждым днем его все больше ослабляло; сколько ни старались приближенные и доброжелатели удержать его, [это] не удавалось. Наперекор им он [еще] больше пил. Чагатай назначил одного эмира в качестве шихнэ, чтобы он не позволял [ему] пить больше определенного количества. Так как он не мог нарушить приказ брата, то вместо маленьких чаш выпивал большие, дабы число [чаш] оставалось то же. И тот эмир-блюститель тоже [от себя] давал ему вина и составлял общество, чтобы при удобном случае стать инаком. Его служба не принесла каану никакой пользы. У каана был баурчи, сын Абикэ -беги, сестры Соркуктани-беги, которую Чингиз-хан выдал за Кяхтей-нойона. Каждый год Абикэ-беги по совету Соркуктани-беги приезжала из китайской страны, где был ее юрт, на служение [к каану] и, устраивая пир, потчевала [его]. На тринадцатый год по восшествии его на престол она, по обыкновению, приехала и вместе со своим сыном, который был баурчи каана, поднесла каану кашу [с вином]. Ночью во время сна каан от чрезмерного [количества] выпитого вина скончался» [3.2, к.3, ф.2].

   ЕТ: Пьяницы жадными не бывают, и при неограниченной власти и немыслимом количестве денег вполне мог позволить одаривать кого угодно сколько угодно. Конечно, один каган не в состоянии пропить и раздать столько денег. Но попойки были массовыми и многодневными, с раздачей всей казны!

   РАД: «[Целый] месяц беспрерывно родственники в согласии пировали с раннего утра до звезды, и, по принятому обычаю, все богатство, которое было собрано в казнохранилищах, он [каан] раздарил собравшимся» [3.2, к.3, ф.2].
   РАД: «Так в течение целой недели шел пир и веселье. На обязанности питейной казны и кухни было [доставлять] каждый день две тысячи повозок с вином и кумысом, триста голов лошадей и быков и три тысячи баранов» [3.2, к.3, ф.7].

   ЕТ: Да уж, нехило гуляли! Причём не только верхушка.
   Мэн-да бэй-лу: «Когда го-ван Мо-хоу возвращается из похода, всякий раз каждая из жен по нескольку дней подряд как хозяйка торжеств ставит вино и угощения и пьет-пирует с ним. У тех, которые находятся ниже [его по положению], бывает то же самое» [2.2].

   АБ: Великий хан Угедэй, нужно признаться, был горьким пьяницей (от чего в конце концов и помер). Но в то же время он оказался весьма талантливым государственным деятелем… Вообще сохранилось немало свидетельств о том, как Угедэй раздавал просителям и просто бедным немалые деньги из государственной казны [9.5].

   ЕТ: Ну вот, спустя 10 лет сам нашёл ответ на свой вопрос: «куда золото делось». Да уж, раздача казны свидетельствует о недюжем таланте государственного деятеля. Только чего тогда вопрошал ранее: «Где деньги, Зин?» Вспоминается бородатый анекдот.
- Почему мы такие бедные?
- Потому что татарское иго было.
- А почему тогда татары такие бедные?
   Кстати, Угедей самим фактом своего существования опровергает «новую теорию» о том, что не из Монголии пришли монголы. Ибо Угедей жил в Монголии, а Батый был его западным вассалом.

   ЕТ: Но, скажете Вы, золото хоть уходило из казнохранилища, в стране-то оставалось. Но, во-первых, виноград в Монголии не растёт. Значит вино импортное, и золото за него утекло заграницу. Во-вторых, не одно только вино, но множество иных товаров ввозилось из-за рубежа.

   РАД: «Так как повсюду распространялась молва о его [Удегея] щедрости и доброте, то к его двору направлялись купцы из разных стран. Он приказал брать у них [все] товары – и хорошие и плохие – и оплачивал их сполна. Большей частью бывало так, что он отдавал [плату], не видав [товара], и они [купцы] назначив цену в десять раз дороже, получали барыши в избытке. Это смекнули все купцы. Не распаковывая товаров, они два-три дня не показывались, пока [каан] не распорядится уже купленным. Тогда они приходили и назначали цену по своей прихоти. Было приказано платить, [добавляя] по единице на [каждый] десяток, сколько бы ни вышло. Однажды должностные лица его величества сказали, что нет надобности [платить] излишек по единице за десяток, так как цена товаров сама [по себе] выше цен на подобные товары. Он сказал: «Сделки с казной выгодны купцам при [получении] лишнего, так как у них наверняка есть расходы на вас, битикчиев. Это я оплачиваю ваш каравай [хлеба], чтобы они не ушли от нашего величества с убытком» [3.2, к.3, ф.2].
   Джувейни: «Исчислить дары и щедроты его [Батыя] да измерить великодушие и щедрость его невозможно. Государи соседние, властители (разных) стран света и другие (лица) приходили к нему на поклон. Подносившиеся подарки, являвшиеся запасом долгого времени, еще прежде чем они могли поступить в казну, он целиком раздавал монголам, мусульманам и (всем) присутствующим в собрании и не обращал внимания: малы они или велики. Торговцы с (разных) сторон привозили ему различные товары; все это, что бы оно ни было, он брал и за каждую вещь давал цену, в несколько раз превышавшую ее стоимость» [3.6, с.21-22].
   РАД: «Так как Гуюк-хан хотел, чтобы молва о его щедрости превзошла молву о щедрости его отца, то проявлял в этом деле излишества; он приказал, чтобы, как это было принято во времена каана, товары купцов, приехавших из окрестных стран, оценивали, и он оплачивал [их]. Один раз [цена] оказалась выше семидесяти тысяч балышей, так что [пришлось] написать берат на области. Товары разных стран были навалены горами, так что перевозка их представляла некоторое затруднение. Вельможи доложили его величеству об этом обстоятельстве. Он сказал: хранить их трудно, и пользы [от них] никакой не получается, пусть раздадут войску и [всем] присутствующим. Много дней делили и раздавали всему народу, и все оставалось много, тогда он приказал отдать [это] на поток и разграбление… В какое бы селение он ни приходил или каких бы людей ни видел по дороге, он приказывал дать им столько балышей и одежд, что они избавлялись от унижений нищеты» [3.2, к.4, ф.6].

   ЕТ: А ведь за всё заплачено золотом, и золото тю-тю, увезено хитрыми купцами в дальние страны. Обычное дело. У грабителей деньги долго не залёживаются, в итоге они оказываются у предприимчивых купцов. Так же, как испанское золото перешло в руки английских и голландских купцов и в нынешней Испании никакого «сверхнормативного» золота не прослеживается. Ибо само отношение к нему такое.

   Григора Никифор: «Серебро, золото, жемчуг и камень лихнит для них то же, что сор» [5.1].

   ЕТ: Более того, они презирают людей, любящих золото.
   Марко Поло: «И когда Алау (Хулагу) взял город (Багдад), открыл он калифскую башню, и была она полна золотом, серебром и другими богатствами; никогда, нигде не видано было зараз столько богатства. Посмотрел Алау на эти богатства и подивился. Позвал он к себе калифа, да и говорит ему: «Калиф, на что ты собрал столько богатства? Что ты задумал с ним делать? Или ты не знал, что я твой враг и иду с большой ратью уничтожить тебя? Если же ты это знал, так почему не роздал ты этого богатства конной и пешей рати, чтобы они защищали и тебя, и твой город?» Молчал калиф и не знал, что отвечать. Сказал тогда Алау опять: «Вижу я, калиф, что любишь ты свое богатство, отдаю его тебе, кормись им». Приказал Алау заключить калифа в ту самую башню с казною и запретил давать ему есть и пить. «Калиф, — говорит он ему потом, — ешь свое богатство сколько хочешь, полюбилось оно тебе сильно и не будет тебе никогда другой еды!» Умер калиф через четыре дня после того, как посадили его в башню» [6.10, т.1].

   ЕТ: Другой вариант этого рассказа:
   Магакия: «Гулаву приказал подать блюдо, наполненное червонцами и поставив перед халифом, сказал ему: «бери, ешь золото, чтоб утолить свой голод и жажду, и насыться им»! На это халиф сказал: «не золотом бывает жив человек, а хлебом, мясом и вином». Гулаву сказал халифу: «если ты знал что человек живет не сухим золотом, но хлебом, мясом и вином, что же ты медлил прислать ко мне, все это золото? Тогда бы я не разгромил твоего города и не захватил бы тебя. Вместо того ты сидел себе беззаботно, ел да пил». После того Гулаву приказал бросить его под ноги войску, и таким образом умертвил мусульманского халифа» [4.2].

   ЕТ: Даже если это легенда, то очень характерная, показывающая отношение к золоту. Кроме того, вспомним похороны ханов и знати.
   Карпини: «Золото и серебро они хоронят таким же образом вместе с ним… Императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра» [6.8].

   ЕТ: Ну и не стоит забывать, что русские побеждать стали, так сказать, «грабить награбленное».
   Задонщина: «Теперь уже русские сыновья захватили татарские узорочья, и доспехи, и коней, и волов, и верблюдов, и вина, и сахар, и дорогое узорочье, тонкие ткани и шелка везут женам своим. И вот уже русские жены забряцали ТАТАРСКИМ ЗОЛОТОМ» [7.14].

   ЕТ: Впрочем, золото находили в развалинах татарских городов.
   Гмелин: «Простой народ берет оттуда кирпичи для делания печей и разных домашних нужд, и при сем случае приносят иногда с собою малые монеты, серьги, кольца, золотые и серебряные и прочее сему подобное… В осьми верстах ниже нижнего города Астрахани, на западном гористом берегу Волги, почти на том месте, где купца Ключарева находится ватага и на том самом, где прежде копали селитру, видны на одном бугре оставшиеся развалины старинного города, где еще и поныне корыстолюбивые люди упражняются в копании, потому что прежде сего старые татарские серебряные и золотые монеты, кольца, серьги, зарукавья и проч. там находили. Россияне сие место называют Жареным бугром» [6.25].

Оглавление:  http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Кто такие баскаки? http://www.proza.ru/2016/07/07/37


Рецензии