18. Хуторская чертовщина. Предрассветная беседа

              - Ну что там так долго Фанька возиться?
                С нетерпением ожидала свою прислугу барыня.

         - У Кузьмы Ильича всегда в кабинете порядок,
                обращаясь к фельдшеру, говорила Анна Владимировна,
               - все письма от детей лежат на видном месте.
                - Любил мой Кузенька  их перечитывать.

            Барыня растрогалась и заплакала, явно осознавая, что осталась теперь одна.

            - Ну что вы, что вы, вам не стоит волноваться,
                утешал доктор барыню.

              Барыня, отвлечённая от грустных мыслей, вытирая платочком капельки слёз с щёк, произнесла:
                - Понимаете, ничего нельзя доверить.
                -  Хоть самой поднимайся и иди.

            За Фаину вступилась младшая горничная:
                - Барыня Анна Владимировна, там в кабинете, эти разбойники  устроили такой погром, что трудно разобраться, где и что искать.

          - Вам ещё рано вставать, вы очень слабы, а конверты с адресами обязательно отыщутся.
                Уверял барыню фельдшер.

             -  Понимаете доктор, я - то эти адреса прекрасно знаю, но разве наш мужик может запомнить, что ему скажут и не один раз.
           - Только он выйдет за порог и всё, выветрилось всё из головы, я это прекрасно знаю.

             И Анна Владимировна стала рассказывать о своих первых годах пребывания в поместье.

                Дорогой мой Арсений Павлович, по молодости, когда мы всем своим семейством прибыли сюда, мне кроме заботы о сыновьях и чтением книг, не чем было заняться.
            Овдовевшая свекровь тогда была в силе, и все домашние дела цепко держала в своих руках.
              Вся прислуга от горничных, кухарок,  и до работников в усадьбе побаивались барыню, которая вымещала на них свою злость.
            Вот и решила я для хуторской детворы организовать школу, естественно на свои средства.

             Откуда такое желание скажите вы, всё даже очень  просто, кто в молодые годы тех далёких лет не мечтал изменить мир к лучшему.

         Духом народников, тех ещё, мирных, которые решили идти в народ,  поднимать его образование и самодостоинство, в корне менять политику деревни, прониклась и Анна.

             Вот у неё и появилась такая возможность.

           -  Кузьма Ильич подошёл к этому с пониманием, выделил здесь же в усадьбе светлое помещение, а хуторскому народу (в принудительном порядке) объявил, чтобы они надели в лучшие одежды своих детей, отправили в школу.
               Но так получилось, что занятия начались только с декабря, а причина тому сельскохозяйственные работы, с окончанием которых ребята могли пойти в школу.
            Хуторских мальчишек, от восьми и до двенадцатилетнего возраста, собралось в классе более тридцати.
                С первого дня было заметно, кто действительно пришёл учиться, а кто просто отбывать время.
              Каждому ученику старалась дать знания, что самое интересное, знания детям давались по их материальному состоянию родителей.
            Чем беднее была семья, тем труднее усваивались уроки учениками.

           - К концу зимы и с началом тёплых дней число учеников резко уменьшилось, а вскоре  и остальные ученики перестали посещать школу. 
              Причина банальна, начался окот овец, если взрослые сутками находились на работах в помещичьих отарах, то в своих личных подворьях  этим занимались ребята.
              А затем им приходилось выгонять овец с ягнятами в поле и присматривать за ними,  также подключаться помогать родителям, в это же время начинались полевые работы, которые продолжались до октября месяца.
            После этого ещё более ответственная работа, с подготовками и заготовками к зиме.

            - В начале декабря,  начались занятия и какой ужас, ребята всё позабыли, чему их  научила в прошедшую зиму.
          Да и ребята, которым исполнилось по тринадцать лет, считали, учёба им ни к чему, учится уже поздно, а ходить протирать штаны, пустая трата времени, есть дела и по важнее.
             Начали всё заново, это даже к лучшему, новое пополнение ребят, заинтересованы были в учёбе.
             К началу весны всё повторилось, но осталось семь усидчивых учеников, с которыми и проводила я занятия.
              Ребята подавали большую надежду, старательно учились, но к апрелю и этим нашлась работа, учить было не кого.
              А к осени родилась дочь Лизонька, забот прибавилось.

          -  В декабре месяцы, возобновили занятия, но пришли учиться только те семь ребят, которые проучились до апреля, остальные же, как считали их родители:
                - Такая школа, не приносит ни какой пользы, уж лучше пусть помогают по хозяйству,
                своих ребят не стали отпускать в школу.

              А вот этих семерых ребят выучила читать по слогам, да писать книжными буквами.
         Сами понимаете, на этом и закончилось моё обучение хуторских ребят.

          - Просто удивительно, этот забитый и тёмный народ даже не тянется к просвещению, живут по привычке  год от года, передавая свой быт и образ жизни по наследству.
             Ну, конечно же, не все такие, есть и думающие трезво, сами обучены грамоте, так и детей продвигают, у них и хозяйство каждый год даёт прибыль.
           Покупают прогрессивные орудия труда, облегчают свой труд, нанимают на работы своих же хуторян, которые даже тягловой силы не имеют, а без неё в сельском хозяйстве трудно выжить.

              - Вот у нас в хуторе найдётся семей двенадцать безлошадных, из них половина и волов не имеют.
        В наше - то время, пашут ещё сохами, представляете, какая тут может быть производительность труда.
             Вот Григоренко, крепкий хозяин, имеет железные плуги, конную косилку, поговаривают, собирается приобрести молотилку.
           Агитирует середнячков купить её в складчину, но этот мужицкий тормоз в голове, который очень медленно проворачивается, долго  прикидывает за и против.

          -  Мужик он по натуре жаден, очень жаден, хитёр и изворотлив, вы не смотрите, что перед вами стоит эдакий простачок.
           Главнейшей задачей считает для себя - выжить, выжить при любой власти над ним.
            Выжить при любой смене власти, власти меняются, а он мужик остаётся, ему деваться не куда, поэтому приходится изворачиваться и приспособляться.

        - Свободолюбивый от природы, крестьянин трудноуправляемый, его сложно заставить работать, если он в этом не видит своей выгоды.
            Наблюдательный от природы крестьянин имеет способность сопоставить факты, просчитать ситуацию, тут за ним глаз да глаз нужен, по натуре он воровит. 
                Слабая его сторона это страх.
        Страх перед жестокостью обстоятельств заставляет его быть сговорчивым и управляемым.
             Не заслуженно обиженные крестьяне  жизнью, из чувства зависти к своим же селянам помогают управлять основной массой народа,  и тут же с другой стороны мелочны, обидчивы, злопамятны, от такого в любое время можно ожидать удара в спину.

         - Вспыльчивый по натуре, крестьянин легко поддаётся на провокации, доведённого до точки кипения, его легко подговорить на бунт.
        А в такой момент он очень жесток, не щадит ничего.
                А когда сотворит непоправимое злодейство, отрезвеет со временем от ударившей в голову крови, долго будет каяться стоя на коленях, рвать на груди рубаху, а на голове волосы, да молить бога о пощаде.

           Вот такой наш русский мужик, не может понять, где же она эта справедливость, где она хорошая жизнь, а снять тёмную повязку с глаз не хватает ума.

              В комнату вошла горничная Фаина:
                -  Вот барыня, нашла и
                протянула Анне Владимировне конверты.
               
         - Позовите - ка мне, Викентия.

                - Да, барыня, за ним уже послали.

05 июль 2016 г


Рецензии