Меч разделения

Многие знают историю о Тристане и Изольде, которые ложась спать вместе, клали между собой меч, как символ разделения, а так же чистоты, невинности и целомудрия.

Но мало кто знает сюжет из нартского эпоса о братьях близнецах Ахсаре и Ахсартаге, который старше кельтского на полтысячи лет. Выйдя из подводного царства, Ахсартаг вместе со своей супругой Дзерассой остановился в палатке своего брата Ахсара, который был на охоте. В то время пока Ахсартаг искал своего брата, тот вернулся и Дзерасса приняла его за своего мужа. Ночью, когда они легли спать на одной бурке, Ахсар положил свой меч между собой и Дзерассой, чтобы не было близости с женой брата, так это объясняется в эпосе. Возвратившийся Ахсартаг подумал недоброе (странно почему, если меч между ними был символом разделения?) и убил брата. Тогда Дзерасса рассказала мужу правду, и он охваченный отчаянием, пронзил себя тем же мечом.

Мотив «разделяющего меча» довольно распространен в мировом фольклоре. Наиболее интересную, и не лишенную оснований теорию такого обычая дает Р. Рейтценштейн. В своей работе Рейтценштейн показывает, как в первую брачную ночь между супругами клалось деревянное резное изображение тотема. Дух предка якобы и совершал зачатие, в то время как жених в первую ночь от сношений воздерживался. Впоследствии этот оплодотворяющий инструмент превратился в разъединяющий, превратился в меч между мужчиной и женщиной, не потеряв однако и первого своего значения.


Рецензии