Время для размышлений

 
    «Интересно, какой процент родителей высчитывает, сколько им будет лет, когда их дети вырастут и уедут из дома? Ну, чтобы начать вычеркивать дни до свободы и вечеринок? )) Я тут ужасно огорчалась, что у меня с Леей обнулился счетчик, но Вадик успокаивал: еще каких-то девять лет – и Саша уедет в армию, а Лея будет подростком в пубертате, которому глубоко плевать на родителей! А тебе будет всего сорок три!»  Оееее!! (из фейсбучных постов)

    Ни о чём в своей жизни я не жалею. И сыновей троих родила и вырастила, и дерево не одно посадила, и даже дом бревенчатый построила. А сколько ещё всего сделала! Сбылись ли мечты моей юности? Да разве ж они сбываются буквально! Мечты о семье не простирались дальше картинки – любящий муж, я с маленьким ребёнком на руках выхожу из собственной машины...

    О карьере, о работе – представлялось, что достигну профессионализма, уважения, квалификации в том, чем буду заниматься. Всё это с лихвой имею я сейчас. Мечты о журналистике – не стала я ею, хотя навсегда сохранился трепет перед литературным творчеством и желание писать. В студенческие годы работала в институтской многотиражке, мне очень нравилось, у меня получалось, даже звали работать в газету после окончания вуза. Но я со смехом, помнится, отговаривалась тем, что сначала попробую себя в качестве инженера, а если не сложится, тогда вернусь в газету. А нашла себя не инженером, не журналистом, а… преподавателем!  В юности, размышляя о написании рассказов, ощущала нехватку фантазии, просто нет у меня этого таланта, реалистка я, не фантазёрка.

     Ещё год назад у меня была такая же загрузка на работе, на даче, дома… Но времени не хватало катастрофически. В планах было то и это, в основном по домашним делам, по шитью. Шить люблю с детства, немало этим занималась в своей жизни, обшивала себя и частично - детей. Щеголяла в нарядах собственного изготовления, теперь сказали бы – дизайнерских. Получалось красиво и по фигуре, уж её-то достоинства я хорошо знала и всегда подчёркивала. Задумка каждого платья, юбки или блузки долго вынашивалась, осмысливалась, обдумывалась. Исходной точкой служила ткань, которую удавалось приобрести. Как, где и когда – отдельная тема. Случайно, по счастью, в магазине родного города или где-нибудь в отпуске…

     Пришло другое время, время изобилия тканей и других товаров. Я хожу среди райских сказочных прилавков, заваленных всевозможными рулонами самых немыслимых и невообразимых расцветок, оттенков и рисунков. Нет уже, правда, натуральных тканей - шёлка, шерсти, ситца, сатина, штапеля. Продавцы большей частью и названий-то таких не слыхали. Тем не менее после каждого захода в магазин тканей в мой переполненный шкаф втискивается очередной свёрток – отрез (было когда-то такое словечко) приглянувшейся материи. И я радостно планирую, что уж в следующие-то каникулы или отпуск обязательно возьмусь за шитьё!

    И вдруг, благодаря некоторым событиям,  ускорившим плавное течение процесса старения, открылась истина, как громом поразившая. Каким же хрупким, беспомощным и бесправным становишься, когда окружающие все менее и менее начинают нуждаться в тебе! Как резко сокращается круг общения, а новые круги уже не заводятся, как невыносимо и неотступно ждешь  весточки от деток, занятых по горло и не подозревающих, пока не наступит и их время, об этом безмолвном вопле.

    В комнату, покряхтывая, вошёл муж.
    - Что ж ты стонешь?
    - Устал за неделю!
    - Так как же ты с ребёнком-то гулял бы?
    - О!!! С ребёнком! Тут же про неё забыл бы, про усталость! Даже и не вспомнил бы!

    Слоняемся из комнаты в комнату. Смотрим сериалы по зомбоящику. Во время частых и продолжительных, тягомотных, тупых и надоедливых, как и сами сериалы, реклам как бы невзначай, в качестве разминки пробираемся на кухню, таскаем что-нибудь из холодильника и возвращаемся к очередному триллеру, честно глядя в глаза друг к другу. Впервые за много лет времени свободного появилось – вагон, а чем его заполнить?

    - Я шубу купила! Чёрную, повседневную, – полувиновато сообщила я мужу, хотя планировалось покупка давно и вместе.
    - Из чего? И сколько стоит? – небрежно поинтересовался муж.
    - Из норки. Предыдущая каракулевая была, надоела уже. Я хотела, конечно, другой цвет, поинтересней, но так тяжело ходить по этим меховым бутикам! Следят за тобой, как за воровкой, прикоснёшься к шубе – сигнализация срабатывает, а кроме того, на входе и выходе из магазина звенишь. А здесь продавщица очень угодливая попалась, я перемерила этих шуб штук 10,- объяснила я и назвала сумму.

    - Фи, пустяки какие! Купи ещё одну! Такую, как хочешь, нарядную! Моя девочка должна быть самой красивой!

    - Я тут подумал – мы так редко вместе обедаем, да чтоб ещё ты не суетилась, подавая то одно, то другое на стол. Только здесь, в санатории, раз в год. Поэтому решил – без тебя не буду начинать еду! Вместе будем и обедать, и завтракать, и ужинать! – это муж заявил, когда мы нынче в девятый раз за последние десять лет отдыхали и лечились в санатории на знаменитом озере (известном благодаря минеральной водой и целебными грязями). Процедуры начинались ещё до завтрака, я около часа с наслаждением плавала в чистейшем зелёно-голубом прозрачном бассейне с минеральной водой, у мужа были ЛФК и массаж, которые по времени заканчивались раньше моего сеанса. И он мне названивал по сотовому, приглашая на завтрак, когда я в полном счастливом расслаблении сушила волосы, отдыхая на удобнейшем старом диване, в тихом уголке рекреации между бассейном и столовой

    - Мы с тобой – две половинки, а значит, составляем одно целое! Это же так здорово! Ведь даже из наших друзей многие ли могут так сказать друг другу? Это великое счастье, надо ценить его и благодарить Бога!

      Слова эти, сказанные накануне мужу, я упомянула в разговоре с Гулей, знакомой младшего сына. Мы разговаривали за новогодним столом, общались впервые так близко, хотя Гуля с Тимофеем (это её парень) и мой сын – давние друзья. Она посмотрела на меня, широко раскрыв глаза:

     - Так я то же самое говорю своим родителям! Заботьтесь друг о друге, живите радостями один другого, наслаждайтесь, наконец, свободой от забот о детях!

     Всё верно. Но гармония, полная житейская гармония в идеале– это большая дружная семья, где есть все поколения и возрасты. Так ведь и задумано было Творцом, великий смысл жизни в этом. Телесное ветшает, но мудрость приобретается, любовь умножается. Конечно, трения между ближайшими поколениями (отцы и дети) неизбежны, это извечная неисчерпаемая тема для анализа, рассуждений, взаимных претензий, драм, обид…

     Избитая тематика драматических сцен – уходящее цепляется, мешая росту нового, старики – ненужная обуза, хлам на выброс,  никогда не достичь понимания с ними, нечего и искать причины; нетерпимость, неблагодарность, разрыв отношений…

     Но ведь пути решения этих неизбежных проблем были предусмотрены от начала! Родителям - воспитывать детей в любви и страхе Божьем, а детям – почитать и слушаться родителей. Сразу нужно уточнить о страхе Божьем. Это не житейский страх в нашем обычном понимании. «Начало мудрости – страх Господень». Поэтесса Наталья Щеглова написала, по-моему, до слёз проникновенно: «Страх Божий – с Богом жить глаза в глаза, боясь нарушить хрупкое созвучье». Становится ясно, откуда растут ноги проблем отношений отцов и детей. Если коротко – в отсутствии или недостатке любви и послушания, и у тех, и у других. И вместо взаимных обвинений необходимо просто проанализировать свою жизнь, увидеть эти корни, сделать выводы, хотя бы для себя, а лучше – и перед родителями и детьми, научиться признавать свои ошибки, сколько бы лет вам ни было, искоренить из сознания миф о своей непогрешимости…

     Большинству такое даже и в голову прийти не может, гордость воспитывалась в нас всем окружающим. Измени себя – изменится твоя жизнь, твоё отношение. Ведь не существует проблем дедов и внуков, проблема здесь только в огромной любви, а почему, кто над этим задумывался? С высоты возраста лучше видится главное, незначительные мелочи стираются, отсеиваются житейской мудростью, накопленной годами, а потоки бескорыстной любви, в которой так нуждаются сами старики, изливаются на внуков, а те просто купаются, млеют от счастья в её лучах… Любовь, которой так не хватает маленьким от своих родителей, ещё растущих к пониманию, что любовь покрывает всё!

     В наше время, разумеется, такие большие семьи невозможны в одном доме или одной квартире (но в восточных, мало цивилизованных странах это традиция ещё жива, и посмотрите, насколько уважаем у этих народов институт семьи!) И ещё проблема - перекладывание полностью на плечи бабушек-дедушек забот о воспитании маленьких детей. Конечно, старшее поколение в большинстве своём безропотно берёт эту уже непосильную для них ношу, когда так складываются обстоятельства, хотя сами они уже физически изношены в той или другой степени, нуждаются в покое и отдыхе. Но ещё больше они хотят быть со своими детьми, а особенно – с внуками! Общаться, помогать растить малышей, воспитывать прогулками, сказками, чтением, совместными увлечениями и делами, учить их жизни, играя и помогая познавать её… От таких гармоничных отношений всем – только польза. Взрослым детям, загруженным работой и семейными проблемами – хотя бы небольшая помощь, когда они могут ненадолго отдохнуть от бесконечных малышовых «почему», побыть друг с другом, просто физически отдохнуть от малышей. А уж про обоюдную радость общения и настоящий праздник жизни, в который выливаются встречи внуков с бабуль-дедулями - любителями их побаловать -  и говорить, и добавить что-то к уже известному и написанному трудно! Слава Богу, в течение почти 10 лет нам с мужем было даровано это счастье общения с любимыми кровиночками - внучатами!

     Сначала дети, а потом внуки были смыслом нашей семейной жизни. Заботы о них, радости и тревоги каждый день, повторяясь в обыденном, несли новые открытия и горизонты, стремительный ритм их познания жизни увлекал, даруя нам счастье быть рядом с ними в те быстротечные мгновения, смотреть на знакомые вещи и явления по-новому, их глазами, отмечая их интерес, любознательность, становление их характеров, увлечений, привязанностей…

      А потом внуков увезли в далёкую страну. Звонят всё реже. С одной стороны, конечно, печально для нас. Хотелось бы общаться с любимыми часто, насколько это только возможно. Но и позитивная сторона в этом тоже есть. Значит, уже не так тоскует по нам, привыкает к новым обстоятельствам, адаптируется, находит занятия.

      По здравому смыслу от переживаний толку нет. Принять и смириться? Уже летом внуки приехали повзрослевшими, изменившими
ся. Но тогда прошло всего пять месяцев. А вообще-то мы будем видеться, в лучшем случае, не чаще раза в год.

      Иногда ужаснешься – сколько уже живу, сколько всего  помню... Но чаще всего радуюсь. Вот сижу  в своем доме, самолично построенном, осуществленной мечте. Из кругляка необработанного, сохранившего целостность солнечно-желтого соснового бревна. Весной нынешней закрыли стены пломбирно-бежевым сайдингом -  стремительно падающий рубль вкладывали, а кроме того, для красоты и теплоизоляции. Сколько проживем в нем – только Богу ведомо. Но когда смотрю на свое детище, горделивый силуэт дома сквозь розовые готические заросли цветущего люпина – каждый раз сердце наполняется благодарностью Творцу.

      Уютный дом, хотя и небольшой. Кухня 10 кв. метров, комната 20, веранда, большой светлый солнечный мансардный этаж над всем домом…  Хоть все лето живи. Да и зиму. Купили печку, когда и сайдинг, только не установили еще. А никто не живет. Нынешним летом и не ночевали ни разу – муж не любит, ему лучше спится в городе, всегда вечером возвращаемся, благо недалеко – всего 15 километров. Подгородняя – помните у Достоевского в «Дядюшкином сне»? Очень удобно – от 17 до 25 минут трачу на дорогу. Все равно что в сад вышел неподалеку от дома.

      Как я мечтала о хорошем дачном доме, когда дети росли! Чтоб жить с ними здесь все лето, отдыхать от города, слушать пенье птиц по утрам, любоваться утренней росой на цветах. Но вот оно и есть, а уже не надо. Грустно. И в то же время открывается другое вИдение.  Я стала смиряться с тенденцией уменьшения своей значимости, необходимости, нужности кому-то. Круг общения сужается, степеней свободы все больше. Можно спать сколько хочешь, можно читать книги, смотреть любимые фильмы хоть до утра, можно пойти в кафе с любимой подругой в любое время (а муж зайдет за нами после работы, и еще прекрасно вместе пообщаемся), можно заняться рукоделием, на которое всегда не хватало времени. И перечислять –не перечислить. Скоро учебный год, снова встреча с любимой группой студентов, прошлогодними третьекурсниками, а теперь они уже - выпускники, я буду читать им новый курс лекций...
 
      И перестаю комплексовать, что начинаю жить и для себя, хотя это так необычно. Ведь с тех пор, как появились дети – жили для них и их заботами и нуждами...
 
      А дождь увел меня с обработанной земляничной грядки, чтоб я не переутомилась – остановиться, оглянуться, поразмышлять, написать все это.  Я это заслужила? Как смешно и грустно возраст связывается с «заслуженным отдыхом».
По смартфону пришло сообщение от мужа: «Поспи хоть немного, пощади свои ножки»

      - Спасибо, мой милый!
      До слез растрогана. Много ли надо для счастья?


Рецензии