Начало похода

                Н А Ч А Л О       П О Х О Д А

 в  «Слове»   представлено  два  раза.    Редкий  исследователь  замечал  это.  И  поэтому  не   раскрывал  смысл  такого  начала. Некоторые считают, что это рыхлость композиции.  Но… Несомненно, Боян – участник похода,  но у  него   для  «отчёта»  своя  «песнь»   о походе, которая  отличается  от   «Слова»  самого  автора.
         А  в самом-то  деле : почему  автор  не  просто  рассказывает  о  неудачном  походе?    Её  собственный   рассказ  занимает  не  много  места  в  её  «Слове».
Её  возмущает  неправда  , получившая  официальную  поддержку.
Она  видит  причины  того, что  случилось  с  Игорем.  Мало  того, она  ненавидит  Святослава,  «позволяет»   ему  делать  «разбор  полётов» ;  видит, что  Русская  земля  страдала  не  столько  от  половцев,  которые  не  были  завоевателями,  сколько  от  других  поганых   и   от   распрей  князей ;  Всеволод  - забияка ;  Ярославна  представлена  недалёкой,  хотя  и  заслуживающая  уважения  за  её  любовь, а  её  любовь - тайная.   
     В  «Слове»  несколько  раз  звучат  призывы  отомстить  за  раны  Игоревы.
     Но  мы  знаем, что   историю  пишут  победители.
В  нашем  разбираемом  деле  победителями  были  половцы.  И  эта  победа  была  сродни  междоусобным  разборкам  русских  князей.
        Не  лепо  (нелепые  глаголы=бранные  слова)   ли    н ы н е    бяшеть,  братие,  начиная  старыми (как вчерашняя газета)  словесами   напыщенными  и  вычурными      трудных   повестей    о  походе Игоря.
Пусть  же  начнётся   песнь  по  правдивым   рассказам   сего   времени,                а  не  по  замышлению   вещего  Бояна,
который  бякал  = внёс  свою  лепту (мелкую  монету =  продался  за  30  монет)  в  нашу  историю  ,  растекаясь  мыслию  по  древу –  древу  познания,  родословному.
    Мы выяснили, что  Боян, если и не прямой потомок  Яна Вышатича, то его последователь – это точно.   Некоторые, а  в  их числе  и  министр М.Зурабов, считают, что  растекашется  по  древу   мышка   или   белка.   Но  после -   О Боян! Скакал бы ты, славий, по  мыслену древу!   +     тому Всеславу  вещий  Боян  и  первое  припевку, смысленый=разумный,  рече:… понятно, что  упомянута  мысль.  В  «Слове»  несколько  раз  мелькает  «мысль», и  по  смыслу  это  не  мышка  и  не  белка. Даже  пусть некоторые  считают,  что   мысь  =  мышь  ( Пск. – В.Даль), но  это  ничего  не  меняет. 
       Манера  автора   запутана,  мысль перескакивает  от  него самого  к  тому, о  ком  ведёт речь.   Поэтому   предполагают,  что   «Слово»  попеременно  складывают  несколько  голосов ( Оленева,  Лихачёв,  А.С.Кравченко).    Что-то  вроде  письма  из  Простоквашино  :  дядя  Фёдор,  пёс  Шарик,  кот  Матроскин  -  каждый  считал  своим  делом   дописать  что-то  своё.    Возможные  переписчики  «Слова»  добавляли  «тёмные»  места.  Некоторые   даже  утверждают, что  «Слово»  есть  мистификация, фальсификация.   Иносказательность,  двоякий  смысл  сбивают  нас  с  толку, даже если  автор конкретно указывает на какое-то действие.
 Это  разгадали  его  современники – церковники  и  князья     и  предали  его  творение  анафеме.  Пришлось  публиковаться  в  «самиздате»  и  очень  малой  тиражности. 
 «Братие»  -  родственные  по  крови  и  духу.  Так  у  Игоря.  Но  слово  автора  -  копирование  обращения  Божественного Яна – орла Византийского -  к  пастве ,    такое  обращение  не  церковника  выглядело  лукавством .    Версия  автора -  трудная  повесть -  не  вошла  в  летописи.          Всё это не даёт покоя столкнувшимся  со  «Словом».  По числу работ  о  «Слове» можно сказать,  что это   я в л е н и е   достойно быть  отмеченным  в  Книге  рекордов   Гиннеса.

                --- Как    ныне    сбирается   (вещий  Олег)  отмстить    неразумным…
              ---  и  он  к  устам  моим  приник,  и  вырвал  грешный  мой  язык
                и  празднословный,    и   лукавый…   и  жало  мудрыя  змеи  вложил…
 
     1.             Боян   же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пущаше -  он  свои  вещие персты на живые струны воскладаше. Они  же  сами князьям  славу  рокотаху.
   Почнём же, братие, повесть сию   от  ( Считают, что « после».  Но  сказано :  «от», что  означает  намного  «не  после»)  старого Владимира II  .  Бо  (потому,что)  Ян – Боян  знает официальную трактовку истории:   помняшет  первых  времён усобицы,  старого Ярослава, храброго Мстислава.     Тут  и  начало  похода, тут  и  заминка  в  начале  похода - затмение.   Тут  и  реакция  как  бы  от  Игоря  на  это:
        «Лучше  же  бы  потяту  быть, нежели  полоненному.
        Всядем, братие,  на  свои борзые  комони  да  позрим  синего  Дону».
        Спал  князю  ум  похоти, и  жалко  ему     из-за  знамения  отказаться  от
        искушения   дойти  до  Дона.  «Потому, что  хочу копьём  приломить  (добавить)
        конец  поля  Половецкого. С  вами,  русичи, хочу  главу свою  приложить  к  славе
        и   любо  испити  шеломом   Дону». 
      Дон. Далеко  ли  до  реки  Дон?   На  восток  -  короче, чем  на  юго-восток   к  Сурожскому (Азовскому)  морю.  А  с  небольшим  войском  можно  только  сделать  набег  за  какой-то  добычей, но  никак  не за завоеванием  территории.       
Так  поведал  нам    кто-то,  которого  автор  «Слова» назвала   Бояном.   А  бояре   при  расшифровке  сна  Святослава  ещё    и   «добавили» :  «Уже, князь, горе  ум  полонило, ибо два сокола слетели с отчего стола поискать града Тьмутороканя  и  с удовольствием  испити  шеломом  Дону».        Очень ловко переключили  внимание  с  виновников  беды,  которая  пошла  на  Русскую землю,  только  на  князя   Игоря.
   Оглядывание  назад  и  обращения  к  князьям  за  содействием   автор  «Слова» «поручила»  Святославу.
          «Неже  полонену  быти…» -  Что  за  мысли? Ведь войско  ещё  на  полпути  к  цели.  Игорь  сомневался в  праведности  похода. До него  наших  князей  в  плену  не  бывало.   Автор  выдал  желаемое  за  действительное? -  Нет! – Просто  и  Боян
( и  автор)  знал, каким  был  исход,  и  это  невольно  вкралось  в  его  речь.
                Г.М.Кислов  не  думает, что  это  невольно  вкралось. Игорь занимал
                у  купцов   что-то   для  совершения  похода. Надеялся на  успех = добычу      
                богатства  и  власти.   Авантюрист.
                Но  не  случилось.   После  плена  Игорь  для  «отчёта»  направился
                к  святой    богородице  Пирогощей   - церкви  купцов.    
2.            Автор делает замечание : О Бояне, как и соловей (певец) старого времени Ян, 
        вот  как  бы  сей  поход  ущекотал, скача,  славий ( славянин),  по  мыслену древу
( первое упоминание  и  это –второе-  говорят  о  родословной), летая умом под облака  (первый раз  он  был  и серым  вълком  по  земле, и  сизым  орлом  под  облака), свивая славы обеих  половин рассказов сего времени, рыща по тропам Трояна через поля (Половецкие) на горы (Киевские).  О  Боян,  вот  ты  этот  поход  воспел, рыща  с  гор на поля ,  а   надо  было  воспевать,  рыская   п о   т р о п е  Трояна  через   п о л я    на   г о р ы !    
-  Тропа  Трояна :   не  дорога - через  два  века   после  принятия  христианства  новая  вера   не  полностью  в   жизни  русичей.   Три  Яна – божественных  -  мессионеры.
-    О  Днепре  Словутицю!  Ты  пробил  еси    к а м е н н ы е   г о р ы   сквозь  землю  Половецкую.    Эти  горы -  каменные  пороги  на  Днепре ,  где  были   половцы.
         Петь   надо  было , первое,  песнь про Игоря   того Яна внуку (чтобы    т а к
    пел  песнь  про  Игоря  того   Яна  внук) :
  Не соколы-князья бурей несутся через поля широкие Половецкие, -  то галки   
  стадами бегут к Дону великому. Узнав о выступлении  Игоря, половцы
  двинулись ему навстречу.  Кто,  как не половец,   мог это видеть  и  рассказать об
  этом.  Галки  -  чёрные  =  чёрные  ,подчинённые  люди,  в  понимании  властителей.   
                Или  так   надо  было , второе , воспевать, о  вещий Боян-христианин,
  Велесовой внучке  иноверке:..    Как понимать  эти  слова ? -  Обойдёмся  без 
  песнотворца- баяна  Святославова -   она   с а м а   складывает   своё   С л о в о  :          

     Комони  ржут за Сулой   -
  ( Считают,что Сула- пограничная река.  Но  по картам видно, что  Сула ещё не пограничная , граница проходила восточнее  -   по реке  Псел ,  и  даже  дальше : Северский  Донец   и   Ворскла.   Между  этими  реками, конечно, была буферная  зона.   Река  Сула   делит  Переяславское  княжество   почти  пополам.  Поэтому  за  Сулой -  это  на  Русской  земле!   Хоть  с  запада, хоть  с  востока. ) 
  Кстати,  Казань,  которой сейчас   справляли 1000 лет,  «появилась»  на  картах  в  XIII  веке, у   А.Данилова и Л.Косулиной – Учебник по истории России для  6-го класса, 2003г. стр.21 – в конце XII века,  а  БСЭ -1973г.- обнаруживает  её  во  второй  половине XIII века.    При  раскопках  нашли  какие-то  предметы.  Но  это  были  предметы  волжских  булгар. Потом  был  разрыв  во  времени. Потом  появилась Казань  с  казанским  ханством.               
   Так можно считать старше своего возраста любое поселение :  вот  посёлок  сахзавода – микрорайон  Южный города Уссурийска  может быть старше самого города на несколько столетий : на том месте находилось когда-то поселение Бохайского царства; там в огородах попадались осколки и целые предметы гончарного производства – посуда , небольшие скульптурки  божков. Некоторые их них  мой отец передал в музей, через сорок лет я  столкнулся  со своими  знакомцами  в краеведческом музее им.Арсеньева в г. Владивостоке. Я  не  сразу  узнал  их: головка  была  размером  с  кулак  тогда,  когда  мне  было  лет  12,  то есть  намного  меньше  теперешнего.                Лет десять назад  в  городской газете прошла серия публикаций по поводу давности  появления  города Уссурийска. Оставили как есть: слишком большой временной перерыв. Археологический  отряд  много  лет  ведёт  раскопки  в  окрестностях Уссурийска. Знаменитость  Уссурийска – каменная  черепаха ( 130х100х50  см.)  бохайцев.
     Комони  ржут  за  Сулой -   звенит слава  в  Киеве  о  недавнем  походе  Святослава. Трубы трубят  в  Новгороде, стоят стяги  в  Путивле: Игорь  готовится  к  походу  и  договаривается  с  милым  братом  Всеволодом,  а  тот  бахвалится   своей готовностью.
  Дело  было  так (Г.М.Кислов) :  1184-й год. Игорь ,  вдовец,  по  каким-то  делам  был  в  Галиче на  Карпатах.  Князь  Ярослав  Владимирович. Его  дочь.  Сватовство.  Поиздержались  на  свадьбу.   Надо  что-то  восстановить.
    Другой  Ярослав – Всеволодович  , чериговский, давал   совет  не  спешить.  Игорь  спросил  брата  Всеволода.   Игорь  ждёт  мила  брата  Всеволода.  А  тот  ему:  что  тут  думать, седлай, брате, свои борзые  комони,  а  мои-то готовы -  уже  оседланы  у  Курска .   Всеволод – князь трубчевский; воины его дислоцируются  в  Курске  -  в  верховьях   реки  Сейм   недалеко  от  Половецкой земли.    ((первые упоминания  о  Курске – 1032г).  Куряне – жители места, где  вырублен,выжжен  лес. Курень =  лёгкая  постройка,  дом  у  казаков- половцев, которых нанимали  русские  князья  для  военных  походов. А  ещё  был  хан  Куря  (972-й год)).  Поэтому  его  курянам  степные  пути  ведомы  и  степные  овраги  им  знакомы (Лихачёв).   Всё  это  им  знакомо, значит,  не  раз наведывались  за  шеломянь. 
Как  и  семь  богатырей,  которые  жили   р а з б о е м. – Пушкин.
А  в  энциклопедии: «Огромное  значение  в жизни  казачьих  общин  имела  война».
– Это  о  чём ?..
Но что-то помешало Всеволоду и Игорю встретиться в назначенный срок.
Всё знают, но …
   И  вот  Игорь  к  Дону вои ведёт.  Затмение- предупреждение  не  остановило  его.  На  Руси  не  было  астрономов, астрологов, звездочётов.  Но   а  вещателей, колдунов  почему  не  спросили?  -   Пророков  мы  не  любим
    В первом варианте  (Бояновом)  отговорок не было.  Была  реакция  Игоря   и   его   обращение  к  участникам  похода.
   Тут же – во  втором-  автор  предупреждает, хоть и задним числом
  (Песнь прозвучала после события),  напоминает :  велит  послушати -  землю незнаему.  Это уточнение  не  от  русича,  русский  не  ссылался на приметы.  Предупреждения  перечислила  автор – из половцев. 
И  нет  пламенных  речей  Игоря! Разве  автор  не  знала  о  них?  А  в  летописях  есть.
 Ссылка  на  храброго  Мстислава  и   на  красного  Романа Святославлича  напоминает о  том,  каким  может  быть  исход  похода  :  пан  или  пропал.         
  А  половцы неготовыми дорогами, почему  неготовыми?- в степи просек не надо делать, просто этим маршрутом  раньше не пользовались,
Кончак  и  Гзак  не  ожидали выступления  русичей  именно  в  этом  месте  и  в  это  время,  побежали  к  Дону  Великому: кричат телеги   не по времени,   что лебеди распуганные, телеги  не  смазаны: в  степи  нет  берёз,  из  которых  делают  дёготь  для  смазки  осей.
        В  «Слове»  упомянуты : трава  и  деревья  вообще  и  только  дуб – конкретно.
Автор  других  деревьев  - не  знает. Даже  у  Двины  автор  не  заметила. Только  потому, что  там  не  бывала.  А  события  на  северо-западе  Руси  «использованы»  только  для  того,  чтобы  показать,  что  беды  русичей – больше  от  их  собственных  распрей    и  других  «поганых» - католиков,  а  не  только  от  половцев.   
      Позже   Ярославна  кычет, как  лебедь,  а  Гзак  и  Кончак   шумно  преследуют  Игоря.   Для  Игоря  Дон – просто  река, а  для  половцев Дон – Великий.
И вот Игорь к Дону вои ведёт!  А  Русская земля  уже  за  шеломянем  еси!   За бугром, за курганом (Изюмским ?  -  В.Г.Федотов). 
     Если  принять  во  внимание   общепринятую версию о походе Игоря  на Тмуторокань, и находят место его пленения  недалеко  от  Сурожского (Азовского) моря   и  не  далеко  от  Дона,  то  есть  в  самой  глубине  территории  Половецкой земли , 
то   зачем  половцам  бежать  к  Дону  Великому ?    Ведь    они   и   так  там.
Это  говорит  о  том, что  встреча  половцев  с  русичами  Игоря  произошла  на  окраине  Половецкой  земли.   А   Всеволод  так  прямо  и  указывает  на   приграничный  район  возле  его  владений.
     Знаем, что  автор  при  удобном  случае  не отказывался  от  гипербол.
     Так и  тут  можно  с  уверенностью  сказать, что  шеломянь -  Среднерусская возвышенность, с  которой спустилась  дружина Игоря  в долину Дона –  Окско-Донскую низменность.   
      Замечаем, что из одного возвышенного  места стекают несколько   достаточно многоводных   рек  (Сейм,   Псёл , Северский Донец,  Оскол,  Ворскла),  а  оно  может  выглядеть  холмом, курганом, шеломянем.  Шеломянь, за  которым  оказалась  Русская Земля.  И  на  карте  помечена  граница .   При этом  холмы  крутой  стороной  на   Русской    земле, на западной  правой стороне  от  Дона, поэтому  и  речушка  с  быстрым  течением.  Недалеко от  г.Воронежа, севернее   возле  Дона – селение   Подгорное, 
а  южнее - возле  реки  Воронеж – Гремячее.
   
       Встретились  они  у  Дона  возле  этой  речушки  окаянной.
 После чего  половцы  отомстили   за  недавнюю обиду, нанесённую  Святославом :
 Взяли  обратно  контроль  над  Днепром. 

Так  в  «Слове»  начинались    д в е    п е с н и –  с о л о в ы    об  одном  походе.
История  одна, -  комментарии  разные.   Версия  Бояна, поддержанная другими  спасшимися  и  великим  князем ,   вошла  в  летописи,  которым  мы  все  верим.
Трудно  ведь, когда   все  говорят  одно,  а  было  не  совсем  так.
Комментарий  автора  оказался  неугодным  властям тогдашним;  теперешние  комментаторы,  ещё  находящиеся  в  плену  устоявшихся  представлений, постепенно начинают понимать то, о чём поведал нам автор.
А  ведь  ещё  Пушкин  заметил  это,  поэтому   понятно   его   нежелание,
как  и   нежелание  автора  -    тащиться   по  следам  Бояна.
До  сих  пор   не  свиты  обе  половины  славы    с е г о   времени.
Славы   с е г о  времени  -  это  сообщение, что  «Слово»  было  создано  в
ближайшее  после  события  время.
Быстрая   река  Каяла  разделила  оценки  события.


Рецензии