Начало похода
в «Слове» представлено два раза. Редкий исследователь замечал это. И поэтому не раскрывал смысл такого начала. Некоторые считают, что это рыхлость композиции. Но… Несомненно, Боян – участник похода, но у него для «отчёта» своя «песнь» о походе, которая отличается от «Слова» самого автора.
А в самом-то деле : почему автор не просто рассказывает о неудачном походе? Её собственный рассказ занимает не много места в её «Слове».
Её возмущает неправда , получившая официальную поддержку.
Она видит причины того, что случилось с Игорем. Мало того, она ненавидит Святослава, «позволяет» ему делать «разбор полётов» ; видит, что Русская земля страдала не столько от половцев, которые не были завоевателями, сколько от других поганых и от распрей князей ; Всеволод - забияка ; Ярославна представлена недалёкой, хотя и заслуживающая уважения за её любовь, а её любовь - тайная.
В «Слове» несколько раз звучат призывы отомстить за раны Игоревы.
Но мы знаем, что историю пишут победители.
В нашем разбираемом деле победителями были половцы. И эта победа была сродни междоусобным разборкам русских князей.
Не лепо (нелепые глаголы=бранные слова) ли н ы н е бяшеть, братие, начиная старыми (как вчерашняя газета) словесами напыщенными и вычурными трудных повестей о походе Игоря.
Пусть же начнётся песнь по правдивым рассказам сего времени, а не по замышлению вещего Бояна,
который бякал = внёс свою лепту (мелкую монету = продался за 30 монет) в нашу историю , растекаясь мыслию по древу – древу познания, родословному.
Мы выяснили, что Боян, если и не прямой потомок Яна Вышатича, то его последователь – это точно. Некоторые, а в их числе и министр М.Зурабов, считают, что растекашется по древу мышка или белка. Но после - О Боян! Скакал бы ты, славий, по мыслену древу! + тому Всеславу вещий Боян и первое припевку, смысленый=разумный, рече:… понятно, что упомянута мысль. В «Слове» несколько раз мелькает «мысль», и по смыслу это не мышка и не белка. Даже пусть некоторые считают, что мысь = мышь ( Пск. – В.Даль), но это ничего не меняет.
Манера автора запутана, мысль перескакивает от него самого к тому, о ком ведёт речь. Поэтому предполагают, что «Слово» попеременно складывают несколько голосов ( Оленева, Лихачёв, А.С.Кравченко). Что-то вроде письма из Простоквашино : дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин - каждый считал своим делом дописать что-то своё. Возможные переписчики «Слова» добавляли «тёмные» места. Некоторые даже утверждают, что «Слово» есть мистификация, фальсификация. Иносказательность, двоякий смысл сбивают нас с толку, даже если автор конкретно указывает на какое-то действие.
Это разгадали его современники – церковники и князья и предали его творение анафеме. Пришлось публиковаться в «самиздате» и очень малой тиражности.
«Братие» - родственные по крови и духу. Так у Игоря. Но слово автора - копирование обращения Божественного Яна – орла Византийского - к пастве , такое обращение не церковника выглядело лукавством . Версия автора - трудная повесть - не вошла в летописи. Всё это не даёт покоя столкнувшимся со «Словом». По числу работ о «Слове» можно сказать, что это я в л е н и е достойно быть отмеченным в Книге рекордов Гиннеса.
--- Как ныне сбирается (вещий Олег) отмстить неразумным…
--- и он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык
и празднословный, и лукавый… и жало мудрыя змеи вложил…
1. Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пущаше - он свои вещие персты на живые струны воскладаше. Они же сами князьям славу рокотаху.
Почнём же, братие, повесть сию от ( Считают, что « после». Но сказано : «от», что означает намного «не после») старого Владимира II . Бо (потому,что) Ян – Боян знает официальную трактовку истории: помняшет первых времён усобицы, старого Ярослава, храброго Мстислава. Тут и начало похода, тут и заминка в начале похода - затмение. Тут и реакция как бы от Игоря на это:
«Лучше же бы потяту быть, нежели полоненному.
Всядем, братие, на свои борзые комони да позрим синего Дону».
Спал князю ум похоти, и жалко ему из-за знамения отказаться от
искушения дойти до Дона. «Потому, что хочу копьём приломить (добавить)
конец поля Половецкого. С вами, русичи, хочу главу свою приложить к славе
и любо испити шеломом Дону».
Дон. Далеко ли до реки Дон? На восток - короче, чем на юго-восток к Сурожскому (Азовскому) морю. А с небольшим войском можно только сделать набег за какой-то добычей, но никак не за завоеванием территории.
Так поведал нам кто-то, которого автор «Слова» назвала Бояном. А бояре при расшифровке сна Святослава ещё и «добавили» : «Уже, князь, горе ум полонило, ибо два сокола слетели с отчего стола поискать града Тьмутороканя и с удовольствием испити шеломом Дону». Очень ловко переключили внимание с виновников беды, которая пошла на Русскую землю, только на князя Игоря.
Оглядывание назад и обращения к князьям за содействием автор «Слова» «поручила» Святославу.
«Неже полонену быти…» - Что за мысли? Ведь войско ещё на полпути к цели. Игорь сомневался в праведности похода. До него наших князей в плену не бывало. Автор выдал желаемое за действительное? - Нет! – Просто и Боян
( и автор) знал, каким был исход, и это невольно вкралось в его речь.
Г.М.Кислов не думает, что это невольно вкралось. Игорь занимал
у купцов что-то для совершения похода. Надеялся на успех = добычу
богатства и власти. Авантюрист.
Но не случилось. После плена Игорь для «отчёта» направился
к святой богородице Пирогощей - церкви купцов.
2. Автор делает замечание : О Бояне, как и соловей (певец) старого времени Ян,
вот как бы сей поход ущекотал, скача, славий ( славянин), по мыслену древу
( первое упоминание и это –второе- говорят о родословной), летая умом под облака (первый раз он был и серым вълком по земле, и сизым орлом под облака), свивая славы обеих половин рассказов сего времени, рыща по тропам Трояна через поля (Половецкие) на горы (Киевские). О Боян, вот ты этот поход воспел, рыща с гор на поля , а надо было воспевать, рыская п о т р о п е Трояна через п о л я на г о р ы !
- Тропа Трояна : не дорога - через два века после принятия христианства новая вера не полностью в жизни русичей. Три Яна – божественных - мессионеры.
- О Днепре Словутицю! Ты пробил еси к а м е н н ы е г о р ы сквозь землю Половецкую. Эти горы - каменные пороги на Днепре , где были половцы.
Петь надо было , первое, песнь про Игоря того Яна внуку (чтобы т а к
пел песнь про Игоря того Яна внук) :
Не соколы-князья бурей несутся через поля широкие Половецкие, - то галки
стадами бегут к Дону великому. Узнав о выступлении Игоря, половцы
двинулись ему навстречу. Кто, как не половец, мог это видеть и рассказать об
этом. Галки - чёрные = чёрные ,подчинённые люди, в понимании властителей.
Или так надо было , второе , воспевать, о вещий Боян-христианин,
Велесовой внучке иноверке:.. Как понимать эти слова ? - Обойдёмся без
песнотворца- баяна Святославова - она с а м а складывает своё С л о в о :
Комони ржут за Сулой -
( Считают,что Сула- пограничная река. Но по картам видно, что Сула ещё не пограничная , граница проходила восточнее - по реке Псел , и даже дальше : Северский Донец и Ворскла. Между этими реками, конечно, была буферная зона. Река Сула делит Переяславское княжество почти пополам. Поэтому за Сулой - это на Русской земле! Хоть с запада, хоть с востока. )
Кстати, Казань, которой сейчас справляли 1000 лет, «появилась» на картах в XIII веке, у А.Данилова и Л.Косулиной – Учебник по истории России для 6-го класса, 2003г. стр.21 – в конце XII века, а БСЭ -1973г.- обнаруживает её во второй половине XIII века. При раскопках нашли какие-то предметы. Но это были предметы волжских булгар. Потом был разрыв во времени. Потом появилась Казань с казанским ханством.
Так можно считать старше своего возраста любое поселение : вот посёлок сахзавода – микрорайон Южный города Уссурийска может быть старше самого города на несколько столетий : на том месте находилось когда-то поселение Бохайского царства; там в огородах попадались осколки и целые предметы гончарного производства – посуда , небольшие скульптурки божков. Некоторые их них мой отец передал в музей, через сорок лет я столкнулся со своими знакомцами в краеведческом музее им.Арсеньева в г. Владивостоке. Я не сразу узнал их: головка была размером с кулак тогда, когда мне было лет 12, то есть намного меньше теперешнего. Лет десять назад в городской газете прошла серия публикаций по поводу давности появления города Уссурийска. Оставили как есть: слишком большой временной перерыв. Археологический отряд много лет ведёт раскопки в окрестностях Уссурийска. Знаменитость Уссурийска – каменная черепаха ( 130х100х50 см.) бохайцев.
Комони ржут за Сулой - звенит слава в Киеве о недавнем походе Святослава. Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле: Игорь готовится к походу и договаривается с милым братом Всеволодом, а тот бахвалится своей готовностью.
Дело было так (Г.М.Кислов) : 1184-й год. Игорь , вдовец, по каким-то делам был в Галиче на Карпатах. Князь Ярослав Владимирович. Его дочь. Сватовство. Поиздержались на свадьбу. Надо что-то восстановить.
Другой Ярослав – Всеволодович , чериговский, давал совет не спешить. Игорь спросил брата Всеволода. Игорь ждёт мила брата Всеволода. А тот ему: что тут думать, седлай, брате, свои борзые комони, а мои-то готовы - уже оседланы у Курска . Всеволод – князь трубчевский; воины его дислоцируются в Курске - в верховьях реки Сейм недалеко от Половецкой земли. ((первые упоминания о Курске – 1032г). Куряне – жители места, где вырублен,выжжен лес. Курень = лёгкая постройка, дом у казаков- половцев, которых нанимали русские князья для военных походов. А ещё был хан Куря (972-й год)). Поэтому его курянам степные пути ведомы и степные овраги им знакомы (Лихачёв). Всё это им знакомо, значит, не раз наведывались за шеломянь.
Как и семь богатырей, которые жили р а з б о е м. – Пушкин.
А в энциклопедии: «Огромное значение в жизни казачьих общин имела война».
– Это о чём ?..
Но что-то помешало Всеволоду и Игорю встретиться в назначенный срок.
Всё знают, но …
И вот Игорь к Дону вои ведёт. Затмение- предупреждение не остановило его. На Руси не было астрономов, астрологов, звездочётов. Но а вещателей, колдунов почему не спросили? - Пророков мы не любим
В первом варианте (Бояновом) отговорок не было. Была реакция Игоря и его обращение к участникам похода.
Тут же – во втором- автор предупреждает, хоть и задним числом
(Песнь прозвучала после события), напоминает : велит послушати - землю незнаему. Это уточнение не от русича, русский не ссылался на приметы. Предупреждения перечислила автор – из половцев.
И нет пламенных речей Игоря! Разве автор не знала о них? А в летописях есть.
Ссылка на храброго Мстислава и на красного Романа Святославлича напоминает о том, каким может быть исход похода : пан или пропал.
А половцы неготовыми дорогами, почему неготовыми?- в степи просек не надо делать, просто этим маршрутом раньше не пользовались,
Кончак и Гзак не ожидали выступления русичей именно в этом месте и в это время, побежали к Дону Великому: кричат телеги не по времени, что лебеди распуганные, телеги не смазаны: в степи нет берёз, из которых делают дёготь для смазки осей.
В «Слове» упомянуты : трава и деревья вообще и только дуб – конкретно.
Автор других деревьев - не знает. Даже у Двины автор не заметила. Только потому, что там не бывала. А события на северо-западе Руси «использованы» только для того, чтобы показать, что беды русичей – больше от их собственных распрей и других «поганых» - католиков, а не только от половцев.
Позже Ярославна кычет, как лебедь, а Гзак и Кончак шумно преследуют Игоря. Для Игоря Дон – просто река, а для половцев Дон – Великий.
И вот Игорь к Дону вои ведёт! А Русская земля уже за шеломянем еси! За бугром, за курганом (Изюмским ? - В.Г.Федотов).
Если принять во внимание общепринятую версию о походе Игоря на Тмуторокань, и находят место его пленения недалеко от Сурожского (Азовского) моря и не далеко от Дона, то есть в самой глубине территории Половецкой земли ,
то зачем половцам бежать к Дону Великому ? Ведь они и так там.
Это говорит о том, что встреча половцев с русичами Игоря произошла на окраине Половецкой земли. А Всеволод так прямо и указывает на приграничный район возле его владений.
Знаем, что автор при удобном случае не отказывался от гипербол.
Так и тут можно с уверенностью сказать, что шеломянь - Среднерусская возвышенность, с которой спустилась дружина Игоря в долину Дона – Окско-Донскую низменность.
Замечаем, что из одного возвышенного места стекают несколько достаточно многоводных рек (Сейм, Псёл , Северский Донец, Оскол, Ворскла), а оно может выглядеть холмом, курганом, шеломянем. Шеломянь, за которым оказалась Русская Земля. И на карте помечена граница . При этом холмы крутой стороной на Русской земле, на западной правой стороне от Дона, поэтому и речушка с быстрым течением. Недалеко от г.Воронежа, севернее возле Дона – селение Подгорное,
а южнее - возле реки Воронеж – Гремячее.
Встретились они у Дона возле этой речушки окаянной.
После чего половцы отомстили за недавнюю обиду, нанесённую Святославом :
Взяли обратно контроль над Днепром.
Так в «Слове» начинались д в е п е с н и – с о л о в ы об одном походе.
История одна, - комментарии разные. Версия Бояна, поддержанная другими спасшимися и великим князем , вошла в летописи, которым мы все верим.
Трудно ведь, когда все говорят одно, а было не совсем так.
Комментарий автора оказался неугодным властям тогдашним; теперешние комментаторы, ещё находящиеся в плену устоявшихся представлений, постепенно начинают понимать то, о чём поведал нам автор.
А ведь ещё Пушкин заметил это, поэтому понятно его нежелание,
как и нежелание автора - тащиться по следам Бояна.
До сих пор не свиты обе половины славы с е г о времени.
Славы с е г о времени - это сообщение, что «Слово» было создано в
ближайшее после события время.
Быстрая река Каяла разделила оценки события.
Свидетельство о публикации №216070600470