Духовный клад

                Эссе
                Духовный клад
                Читать — значит искать и находить:
                ибо читатель как бы отыскивает скрытый
                писателем  духовный клад….
                Иван Ильин

 Волею судеб, или, может  быть, рока, или благодаря стечению обстоятельств я всегда рядом с книгами. Со школьного возраста люблю читать, постоянно ходила в библиотеки, что-то выбирала сама для чтения, где-то полагалась на вкус библиотекарей, иногда брала книги по рекомендации друзей. И уже в этом возрасте понимала, что не во всех книгах можно найти духовный  клад.
Шестнадцать лет проработала библиотекарем после окончания культурно-просветительного училища. Мой путь - от простого библиотекаря до директора Централизованной библиотечной системы – начался в 1976 году. В 1982 году пригласили в Москву в Министерство культуры как лучшего директора ЦБС. Все шестнадцать лет  со мной были мои любимые книги. Я научилась определять книги, в которых зарыт клад.
Затем педагогический институт, филологический факультет. Если на библиотечном отделении (я подсчитала случайно) надо было одновременно читать 10-12 книг, то  в институте, конечно, больше. Читать, учить стихи, знать литературную критику. Классика – неиссякаемый сосуд, нет, даже не сосуд, ведь сосуд – это что-то ограниченное, классические произведения – это поле с зарытыми кладами. Иди, копай, ищи свой клад.
Вот уже 22 года я учитель русского языка и литературы.  Вкус к чтению не потеряла до сих пор.
В прошлом учебном году, когда готовила учеников к Государственному экзамену (ученики на экзамене должны были писать эссе), я прочитала интересную цитату Гёте о чтении. Суть цитаты заключается в том, что умение читать надо развивать всю жизнь. Я задумалась над этим. Если великий немецкий философ в старости  так говорит, что ему ещё надо учиться и учиться читать… Чтение – это действительно целая наука. Предложила раскрыть эту тему в эссе. Очень поучительные получились у учеников работы.
Искали и находили духовный клад мои ученики в разных произведениях. И это правильно! Результаты анкетирования оказались интересными (участвовали в анкетировании 86 учеников). Вот они шедевры:
И.С. Тургенев «Отцы и дети» - 31%
Л.Н. Толстой «Война и мир» - 26%
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» - 16%
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» -12%
Пауло Коэльо «Алхимик» - 6%
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - 6%
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» - 2%
Нил Нейман "Океан в конце дороги"- 1%
Я стала обращать внимание на то, как дети читают, какие книги читают. И раньше это делала, но сейчас, когда так запала в душу цитата, я к чтению стала относиться более бережно.
Именно поэтому из предложенных тем я выбрала эту. Поиск духовного клада! Конечно, только так я и  планировала, и планирую, и буду планировать   уроки, а затем проводить их -  уроки-исследования, уроки-проекты.  Мы с учениками были исследователями: искали тот клад, глубоко закопанный в словах произведения. И находили!
Меня учили так: на уроке главным является  его величество Текст. На каждом моем уроке текст царствует. Чему  и как я учу детей?
 Во-первых, учу вдумчивому чтению, во-вторых, использую разные формы и методы обучения – в этом привлекательность: нет однообразия, привыкания, эффект неожиданности, в-третьих, только тогда и доберемся до духовного клада, поработав как следует. Для более качественной работы с текстами использую разные стратегии.
На уроке внеклассного чтения с  учащимися  после стратегии "Ассоциации" был составлен такой категоризированный кластер:
Работа с текстом
Письменные  работы                Устные работы
КОНСПЕКТ                ЧТЕНИЕ (громкое, беглое, выразительное и др.)
ПЛАН                ВОПРОСЫ
СОЧИНЕНИЕ                ПЕРЕСКАЗ
ТЕСТ                ВИКТОРИНА
ОТЗЫВ   
РЕЦЕНЗИЯ                КОНКУРС
ТАБЛИЦА               
НАХОЖДЕНИЕ В ТЕКСТЕ ВЫВОДОВ           СВОЕ ОКОНЧАНИЕ ТЕКСТА
   РЕФЕРАТ                СООБЩЕНИЕ
НАХОЖДЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ
АННОТАЦИЯ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ       АНАЛИЗ ТЕКСТА               
ТЕЗИСЫ                КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ИЗЛОЖЕНИЕ                АССОЦИАЦИИ
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ   
СХЕМА
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
КЛАСТЕР
ДИАГРАММА ВЕННА
ИЛЛЮСТРАЦИИ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА
РАЗНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ   
И это ещё не все виды. Но если описать каждый вид, то можно создать такие замечательные 32 эссе!
А в моей педагогической деятельности девизом стали слова М. Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Поэтому я стараюсь создать на уроке такие условия, чтобы ученики самостоятельно изучали темы, находили доказательства и эффективные средства решения задач. Поиск духовного  клада продолжается…


Рецензии