Глава 97. Тимур

Тимур — наиболее известный и популярный герой советской литературы для детей. А потому после 1991 г. ему и досталось по полной программе от завидущей братии бездарей-демагогов, едва им представилась возможность поиздеваться над бывшим идеологическим кумиром.

Самое меньшее, в чём обвинили этого симпатичного, чрезвычайно правильного мальчика, так это в политической ангажированности, официозности и формализме. Особо ретивые критики рассказали ошарашенным читателям, что Тимур — типичный сынок из среды советского партийно-чиновничьего аппарата, заодно со взрослыми участвовавший в геноциде собственного народа — не позволял умирающим от голода детям из простонародья поесть яблочек из ломящихся от небывалых урожаев садов коммунистических бонз. Не забывали намекнуть и на «садистические наклонности» горе-командира, которые передались ему от «изувера»-автора.

Прошло время, и сегодня Тимура уже представляют как архетип мальчика-святого из житийной литературы, готового не пожалеть живота своего ради братиев своих и творящего жертвенный подвиг в тайне от суетного мира. Другие же пытаются провести параллель или поставить знак равенства между Тимуром и князем Мышкиным или пушкинским Гринёвым.

На этом закрываем тему демагогов. Нас интересует феномен Тимура — литературного персонажа, задуманного и родившегося одновременно с киногероем. Думаю, полная разгадка этого образа — а загадка, безусловно, есть — ещё только предстоит и, скорее всего, в неблизком будущем.

Сейчас же об авторе повести «Тимур и его команда».

Аркадий Петрович Голиков родился в 1904 г. в городе Льгове. Отец его, Пётр Исидорович Голиков, был из крестьян, но смог получить образование и служил учителем. Мать, Наталья Аркадьевна Салькова, трудилась фельдшером, происходила из обедневших дворян — отец её, Аркадий Геннадиевич Сальков, кадровый офицер царской армии, владел небольшим поместьем в Щигровском уезде.

Невзирая на то, что вслед за Аркадием у Голиковых родились ещё три дочери — Наталья, Екатерина и Ольга — Петр Исидорович и Наталья Аркадьевна помогали революционному подполью, по причине чего в 1909 г. были вынуждены покинуть Льгов. С 1912 г. семья обосновалась в Арзамасе.

В 1914 г. Пётр Исидорович ушёл на фронт, а Аркадий осенью того же года определился в Арзамасское реальное училище, где почти сразу показал свою высокую литературную одаренность.

После Февральской революции 1917 г. Голиков-старший был избран сначала комиссаром, потом стал командиром полка, затем комиссаром штаба дивизии. Всю гражданскую войну он провел на фронтах, что в определённой мере способствовало военной карьере сына.

А в Арзамасе в декабре 1918 г. Наталья Аркадьевна добилась зачисления Аркадия адъютантом Е.О. Ефимова, командира формировавшегося тогда в городе коммунистического батальона. Предполагалось, что служить паренёк будет на месте, а его довольствие станет неоценимым подспорьем в хозяйстве. Неожиданностью стал перевод Ефимова в Москву на должность командующего войсками по охране железных дорог Республики. Аркадий уехал с ним, став, таким образом, адъютантом командующего. Помимо адъютантской должности великолепно проявивший себя подросток исполнял также должность начальника узла связи всего штаба — отвечал за бесперебойную работу телеграфистов, шифровальщиков, за техническое оснащение.

Однако Аркадий хотел воевать, и по его настоянию в марте 1919 г. паренька направили в Киев, на командные курсы Красной Армии, которые он прошёл за шесть месяцев. 20 августа 1919 г. Аркадий Голиков был досрочно произведён в командиры. В тот же день он был включён в отряд смертников, в знак готовности погибнуть за рабочее дело отправившихся на фронт под исполнение оркестром похоронного марша.

В первом же бою Аркадий добровольно заменил убитого командира и после боя был единогласно избран на этот пост. Было ему тогда пятнадцать лет и шесть месяцев. Вскоре молодого человека направили для дальнейшего обучения в школу «Выстрел», где учёба перемежалась с периодическим участием в боевых действиях. В 1921 г. семнадцатилетний выпускник Аркадий Петрович Гайдар получил мандат с правом на должность командира полка. Полк ему дали немедленно — 23 резервный в Воронеже, поскольку накануне там был арестован весь командирский состав, намеревавшийся перейти на сторону Антонова.

Далее следует самый спорный период в жизни Аркадия Петровича — когда Голиков служил в отрядах ЧОН*. Именно ссылаясь на то время, «обличители»** писателя рассказывают о его изощрённой жестокости и садизме. Однако документальных доказательств описываемых в современной прессе изуверств нет, мы же будем придерживаться презумпции невиновности. Итак, вскоре после прибытия на театр военных действий Голиков был направлен М.Н. Тухачевским на подавление крестьянского восстания на Тамбовщине. Служил он в 58-м отдельном полку по борьбе с бандитизмом. Затем участвовал в подавлении бандитизма в Тамьяно-Катайском кантоне в Башкирии и Хакасии. Известно, что, обвинённый в незаконных действиях против мирного населения, он находился под следствием сразу по нескольким делам, но был полностью оправдан, поскольку суд установил, что в боевой обстановке Голиков действовал оперативно, продуманно и властью не злоупотреблял.
______________________
* ЧОН — части особого назначения; были созданы для оказания помощи органам советской власти по борьбе с контрреволюцией и бандитизмом; в составе ЧОН находились пехотные, кавалерийские, артиллерийские и бронечасти; существовали в период с апреля 1919-го до 1925 г. и считались элитой ВЧК.
** Прежде всего, речь идет о явно озлобленной и неоправданно предвзятой повести В.А. Солоухина «Солёное озеро», на которую в основном и ссылается нынешняя антигайдаровская истерия.

Однако в 1923 г. дали о себе знать последствия контузии прошлых лет. Еще в 1919 г. ударной волной от близко разорвавшегося снаряда у Голикова был повреждён головной мозг, и теперь у него стал развиваться травматический невроз. После длительного лечения Аркадию Петровичу пришлось расстаться с мечтой о военной карьере и демобилизоваться по состоянию здоровья. Впоследствии он неоднократно лечился в психиатрических клиниках, что в наши дни стало поводом для бесконечных инсинуаций и глумления над писателем в жёлтой прессе.

О новом жизненном пути вынужденный отставник раздумывал не долго — решил стать профессиональным писателем. Первый его рассказ «Р.В.С.» был опубликован в 1925 г. в Ленинграде. Работать же Аркадий Петрович начал в пермской газете «Звезда». Там 7 ноября 1925 г. впервые под именем Аркадий Гайдар был опубликован рассказ о гражданской войне «Угловой дом». Происхождение псевдонима неизвестно, а те версии, которые мы порой встречаем в исследованиях, документального подтверждения не имеют и заведомо страдают надуманностью.

В 1925 г. в Перми Аркадий Петрович женился на семнадцатилетней комсомолке Руве-Лии Лазаревне Соломянской (1907—1986). История эта весьма тёмная, поскольку, по одним источникам, у Соломянской уже был сын Тимур (1926—1999), и Гайдар его усыновил, по другим — мальчик родился через год после свадьбы и является законным ребёнком писателя. В любом случае, впоследствии биографию Тимура Гайдара подгоняли под литературного героя, и разбираться, где в ней ложь, а где истина, предстоит будущим исследователям. В 1931 г. Соломянская бросила Аркадия Петровича и ушла к другому, разумеется, забрав с собой и Тимура. С этого времени Гайдар с мальчиком практически не виделся.

Писатель плохо переносил одиночество и вновь отправился кочевать по российской глубинке. Так Аркадий Петрович оказался в Хабаровске, где его в очередной раз положили в психиатрическую больницу. Там и была написана сказка о Мальчише-Кибальчише.

С осени 1932 г. Аркадий Петрович навсегда обосновался в столице. Его литературная слава быстро росла. Он уже был автором повести «Школа» (1930), затем написал повести «Дальние страны» (1932) и «Военная тайна» (1935), рассказ «Голубая чашка» (1936). Гайдар подружился с К.Г. Паустовским* и Р.И. Фраерманом**, которые оказали значительное влияние на его дальнейшую судьбу.
_______________________
* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — прославленный советский писатель, выдающийся певец русской природы.
** Рувим Исаевич Фраерман (1891—1972) — советский детский писатель; самая знаменитая его книга — «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

В начале 1938 г. Аркадий Петрович снял квартиру в подмосковном Клину и через месяц после этого вступил во второй брак — с Дорой Матвеевной Чернышовой. Тогда же он удочерил пятилетнюю дочь Чернышовой — Евгению. В советское время существование второй семьи Гайдара замалчивалось, поскольку создавался миф о Тимуре — сыне Гайдара. По другой версии, писатель так и не развёлся с первой женой и, зарегистрировав брак с Чернышовой, стал двоежёнцем. Как бы там ни было, но последние годы жизни Аркадия Петровича долгое время его биографами сознательно фальсифицировались.

А ведь именно периодически отдыхая в Клину, Гайдар создал целый ряд своих знаменитейших произведений для детей: «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости» и, конечно же, киносценарии «Тимур и его команда» (по нему затем была написана одноименная повесть) и «Клятва Тимура».

Кто является прототипом девочки Жени в повести, понятно любому. А вот о том, как появился Тимур, рассказала сама Евгения Аркадиевна Гайдар-Голикова*.
______________________
* См.: Е. Гайдар-Голикова. «Задумал я вещь совсем новую». М.: журнал «Юнга», № 1—4, 1997.

«Весной 1940 г. к старику-соседу в доме, где жили Гайдары, привезли внука — маленького мальчика по имени Тимур. Отец его был моряком, служил на границе и был тяжело ранен в перестрелке с диверсантами. Матери пришлось ухаживать за ним в госпитале, а мальчика на время отправили к деду с бабкой. На беду Тимур заболел воспалением лёгких. Аркадий Петрович стал помогать соседям чем мог.

Как раз в это время Гайдару и предложили написать сценарий для фильма о советских мальчишках. Сюжет его сегодня хорошо известен, а вот первоначально фильм должен был называться “Дункан и его команда”. Прозвище Дункан главный герой взял себе из романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта”.

Однако руководство киностудии от имени Дункан категорически отказалось. Гайдар настаивал. Тогда к нему приехали для утряски вопроса Паустовский и Фраерман. И выяснилось, что в отличие от Аркадия Гайдара, все, кто знакомились с рукописью, за именем Дункан слышали не название жюльверновской яхты, а имя Айседоры Дункан*. В те годы все, что было связано с Сергеем Есениным, находилось под жестким государственным запретом. Гайдару пришлось согласиться с доводами друзей, и он принялся за поиски нового имени для своего героя.
_________________
* Айседора Дункан (1877—1927) — знаменитая американская танцовщица свободного стиля; в 1921—1923 гг. супруга Сергея Есенина.

Надо же было такому случиться, что как раз именно в те дни к Гайдарам зашли перед отъездом соседи — Тимур с выздоровевшим отцом-пограничником. Встреча была тёплая и радостная, а когда гости ушли, Аркадий Петрович сказал домашним:
— Ну что ж, раз постановщикам фильма не нравится имя Дункан, назову-ка я его в честь сынишки моряка-пограничника, орденоносца — Тимуром»*.
____________________
* Е. Гайдар-Голикова. Там же.

Так и появился на свет литературный герой Тимур, к которому первая семья Гайдара, в отличие от Гайдаров-Голиковых, никакого отношения не имеет.

После развала СССР гайдаровский Тимур неожиданно стал во много крат более значительным образом, чем был в советское время. Именно он, в числе немногих литературных героев, созданных теми, кто непосредственно и искренне участвовал в гражданской войне на стороне большевиков, является свидетелем истинных намерений и мечтаний идейных революционеров, а следовательно, самим фактом своего существования опровергает те гигантские потоки истерической лжи на советскую историю, что безостановочно льются на современного россиянина из средств массовой информации.

Тимур олицетворяет собой ту молодую животворящую силу, которая способна не только действенно противостоять жлобской корысти и лжи, но и в состоянии организоваться, чтобы противостоять им и побеждать.

Бесспорно, в любом обществе были, есть и будут люди безнравственные, жадные, глупые, трусливые. Но и в любом обществе были, есть и будут люди добросердечные, готовые придти на помощь нуждающимся, бескорыстные, верные. И сколько бы ни были первые в холе, почёте и власти, мир всё равно существует лишь благодаря вторым. Именно к ним и обращён Тимур, именно таким он и был задуман и создан Гайдаром, именно таков он — юный и всепобеждающий Дон Кихот страны Советов.

Сам Аркадий Петрович говорил, что Тимур побеждает творящей идеей, поскольку в корысти идеи нет и завлечь ею невозможно. Время опровергло эту благостную надежду, но не сразило идею Тимура, лишь на срок отдалив её торжество.

Литературным продолжением повести «Тимур и его команда» стал написанная в 1941 г. повесть «Комендант снежной крепости». Её можно признать неудачей автора.

Классикой советского кинематографа стал фильм режиссера А.Е. Разумного* (при непосредственном участии в работе самого А.П. Гайдара) «Тимур и его команда». В роли главного героя снялся Л.С. Щипачёв**.
__________________________
* Александр Ефимович Разумный (1891—1972) — один из основоположников советского кинематографа, режиссёр, актёр, сценарист, художник, оператор; в кинематографе с 1915 г.
** Ливий Степанович Щипачёв (1926—2001) — советский художник; Тимур оказался его единственной ролью в кино.

В первый год войны по сценарию А.П. Гайдара был снят заказной фильм «Клятва Тимура». Съёмки были закончены в 1942 г., уже после гибели писателя, но на экраны картину не выпустили в силу её низкого художественного качества. Роль Тимура здесь тоже исполнил Л.С. Щипачёв. Сценарий фильма тоже был переработан (уже без автора) в одноименную повесть, которая и завершила трилогию о Тимуре.

Телевизионный фильм «Тимур и его команда», снятый на Одесской киностудии в 1976 г., слаб во всех отношениях. Исключением стала, пожалуй, только игра В.В. Баранова* — исполнителя роли Мишки Квакина. Режиссёры фильма А.И. Бланк** и С.Я. Линков***. В роли Тимура снялся А.О. Табаков****.
___________________
* Вячеслав Васильевич Баранов (1958—2012) — популярный советский киноактёр 1980-х гг., исполнитель ролей трудных подростков.
** Александр Исаакович Бланк (1938—2000) — советский актёр и кинорежиссёр; наиболее известные его фильмы «Цыган» и «Возвращение Будулая».
*** Сергей Яковлевич Линков (р. 1935) — советский актёр, кинорежиссёр и сценарист; работает преимущественно в области документального кино.
**** Антон Олегович Табаков (р. 1960) — в молодости актёр театра и кино, ныне деятель отечественного шоу-бизнеса.


Рецензии
Виктор! С интересом прочитал. Узнал много нового. Спасибо.
Ваш
В.

Вахтанг Рошаль   10.12.2018 09:42     Заявить о нарушении
Уважаемый Вахтанг!
Спасибо за отклик.
Лучше всего прочего получаются рассказы, когда удается побеседовать с непосредственным участником событий. К счастью, жива и здравствует приемная дочка Гайдара, прообраз той самой Женьки из повести.
Так что все рассказанное в книге из первых рук получено.
С уважением.

Виктор Еремин   10.12.2018 11:30   Заявить о нарушении
Виктор! Даже не вериться. Спасибо.
С теплом
Ваш
В.

Вахтанг Рошаль   11.12.2018 05:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.