Люди с люфтом

Кажется, в учебнике богословия Милларда Эриксона (читал 17 лет назад, поэтому сейчас не уверен, что именно там) приводится одна из любимейших моих иллюстраций о свободе человеческой воли. Там свобода человека сравнивается со свободой руки делать движения. Мы можем повернуть свою руку очень разными способами, но не любыми. Рука имеет большую степень свободы, но свобода эта ограничена (точнее, обеспечена и ограничена) суставом.

Так и со свободой человеческой воли: “От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию” (Дн.17:26). Безусловно, мы свободны, но так же безусловно наша свобода ограничена рядом факторов: во-первых, как сказано здесь Павлом, временем или эпохой, в которую мы родились, во-вторых, страной, местом и семьей, в которых мы родились и которые определили наше воспитание. И еще есть огромная куча “в-третьих”, “в-четвертых”, “в-пятых” и так далее.

На днях я немножко рассмотрел эту мысль в новом для себя ракурсе. Все хотел додумать и дооформить размышления, но никак не получается и чувствую, что сейчас уже не получится, поэтому запишу, что есть. Предлагаю новую иллюстрацию, демонстрирующую три степени свободы.

Представим себе некую деталь, которая ходит в механизме. У нее есть свой диапазон перемещений, и в этом диапазоне она передвигается легко и без затруднений, успешно выполняя свои задачи. Это один вид свободы.

Второй вид: место посадки детали разбито, имеется люфт, зазор. Деталь ходит все в том же диапазоне перемещений, но попутно она болтается, задевает другие детали, слегка их повреждая, а свою задачу в полном объеме не выполняет.

И, наконец, третий случай: деталь вообще вылетела из механизма и носится поблизости сама по себе. Это самая опасная ситуация. Толку от детали вообще никакого, механизм либо стал работать без нее хуже, либо вообще останавливается, при этом во время своих беспорядочных перемещений деталь может наносить огромный урон остальным деталям.

Вы уже поняли, что я о степенях свободы человека. Идеальный случай - когда ты выполняешь свое назначение, свою задачу в том “механизме”, в который тебя поместил Создатель. Для выполнения этой задачи (задач) у тебя есть необходимый оперативный и жизненный простор, есть оптимально подобранная Проектировщиком свобода перемещений и определенный набор отношений с другими людьми, в которые (в отношения) ты будешь вступать на этом просторе. Понятное дело, что имеется и ряд ограничений, задающих рамки твоей свободе, но все эти ограничения необходимы и обоснованы.

Следующий случай, пожалуй, в церкви достаточно нередок. Человек, кажется, находится на своем месте. Но у него постоянно есть люфт. Этот член церкви, вроде бы, ходит, как надо, но то и дело полутонит, выступает за свою траекторию там на миллиметрик, тут на два. Из-за того, что его так шатает, у него происходят сцепки-конфликты то с одним ближним, то с другим. Задачу свою он, вроде бы, выполняет, но если разобраться - брака в его деятельности выше крыши. Зато он весь такой свободный, либеральный, живущий по благодати.

Третья ситуация самая печальная. Человек даже вида не делает, что он на своем месте. Живет, как хочет, авторитетов не признает, если бьет, то наотмашь и кого попало. Кстати, люди с люфтом - кандидаты на это положение.

И все дело в том, что мы - не бездушные детали. Мастер хочет подтянуть какой-нибудь расшатавшийся элемент, а тот сопротивляется, заявляет о своих особенных взглядах на жизнь и на механизм, о своих правах и свободах, брыкается, и представляете - Мастер не подавляет его, не проявляет насилия, а отходит в сторону и ждет.

А бывает, что на иную деталь с люфтом находит озарение и дух сокрушения, датчик верещит - и Мастер тут как тут. Освящение - и люфта как не бывало.

P.S. Короткий дисклеймер: я сейчас не расписываю всякие частности, у любой иллюстрации есть свои ограничения, моя цель была - только набросать общими штрихами скетч, чтобы было с какой точки додумывать, если вернусь к этой теме, и чтобы кому-нибудь из читателей добавить пищи для размышлений.

06.07.2016


Рецензии