Чуча

(Mikhail Golubev ill.)



ОСЕНЬ

Подъезд. Мужчина, которого друзья называют Чуча, заходит в кабину лифта, - он - в плаще, в его руке зонтик, он едет вниз и смотрит в зеркало. Выходит. В асфальт ударяет дождь, - и Чуча раскрывает зонт над своей головой.

ЗИМА

Ресторан. Столы. Живая музыка. Высшее общество. Фраки, бабочки, вырезы и сережки. Не важно - какая страна. Медленные беседы. Усталый смех. Дамы рассматривают друг друга – и - ничего интересного. Одна из женщин (назовем ее - Варенька Чадова) вертится по сторонам, всматривается – ищет кого-то.

Уставшая официантка Маша, обслужив столик, идет в подсобку – и видит рабочего в синем фартуке. Работник осматривает ее с головы до ног – потом закидывает мешок с мусором на плечо - и выходит на улицу. Там идет мокрый снег. Он оставляет черные следы – они ведут к контейнеру, - туда он сбрасывает свой мешок и вытирает руки об фартук.

ЛЕТО

День – и на ветках – листва. Варенька Чадова, искавшая кого-то зимой в ресторане, теперь садится в такси.

Поздний вечер. Листвы не видно – только темные кроны деревьев. Чуча сидит на лавке под фонарным столбом в коротких штанах и сандалиях. Сбоку - бутылка коньяка. Парк. Аллея. Цикады. И – огоньки мерцают по берегу моря.

День. Нам показывают девушку – она сидит в окошке уличного кафе, смотрит на улицу и скучает. Посетители заведения сидят за круглыми столиками, под большими желтыми зонтами, не торопясь, пьют кофе, кусают свежие булки, посыпанные сахарной пудрой. У ножки стола играет малыш, он присел и скребет палочкой между камней мостовой. Мимо проходит Чуча в деловом костюме: теперь он - менеджер.

Впереди – деловой квартал - стоят высотки. Нам показывают, как быстро переключаются светофоры, стартуют автомобили, люди переходят по зебре, энергично движутся по коридорам, кто-то на совещании прислоняет указку на график, люди снимают и кладут трубки офисных телефонов – один, другой, третий - вид сверху – и это - колл-центр… Множество людей в разных частях мира подносят к уху смартфоны, прижимают их плечом к голове, делая что-то руками, отодвигают смартфоны, вертикальные складки на лбу, смотрят - что там на экране, жмут на красную кнопку отбоя.

ВЕСНА

Варенька Чадова (она нам уже нравится) едет за рулем машины. Голубое небо. Варенька проезжает мимо – камера опускается - и нам показывают ростки мать-мачехи на обочине – первые желтые цветы.

ОСЕНЬ

Грязные, мокрые следы в холле гостиницы. Пожилой мужчина моет пол на этаже. За дверью номера слышны разговоры двух женщин, похоже, что матери с дочерью. Старик двигает шваброй уже в другом месте – за дверью громко говорит мужчина – он, видимо, подчиненный, - начальник сейчас в другом городе или стране. За следующей дверью коридора – молодые люди: они говорят о своем желании провести медовый месяц в Тайланде. Пожилой мужчина оперся о швабру – нам показывают, как он, со своей супругой, бегут по берегу моря - и постепенно стареют. Затем он видит со стороны похороны своей жены - и камера поднимается над кладбищем.

ЗИМА

Под фонарями летит снег. Мы видим ночную парковку около крупного магазина. Машин нет – только следы – множество следов от разных шин. Нам показывают отпечатки разных протекторов. Теперь - девушка-кассир сидит на своем рабочем месте в большом, пустом супермаркете. И - никого. Она подперла голову рукой, смотрит в мобильник, лежащий на ее коленях, устало листает пальцем чужие фото – загоревшие плечистые парни, улыбчивые красотки в купальниках, красиво оформленные спальни.

ВЕСНА

Чуча проходит досмотр в аэропорту. Низкое облачное небо за огромными стеклами здания.

Уставшая официантка Маша машет рукой на прощанье, пытается улыбнуться: она стоит у калитки детского сада, а воспитательница уводит ее дочь. Дочка и воспитательница не оборачиваются.

Теперь нам показывают как работника ресторана (который выбрасывал мусор в контейнер и вытирал руки о синий фартук) сбивает машина. Автомобиль свистит шинами на повороте - и быстро уезжает, не останавливаясь.

Девушка (продавец уличного кафе из предыдущей сценки) сидит в кино, почти в пустом зале – смотрит вперед и немного в бок – там голова и плечи мужчины: экран меняет яркость - вид мужчины становятся темнее и светлее. Теперь нам демонстрируют тень от кино на лице девушки – преступник поднял руку с ножом над своей головой, идет на жертву, жертва поднесла руки с шаром к лицу, как белка - орех.

Дедушка (пожилой уборщик гостиницы) идет по вечернему городу. Кругом - реклама: вывески по вертикали, вывески вдоль, яркие, неоновые вывески, мигающие стрелки, указывающие на другие мигающие стрелки.

Варенька Чадова красит губы.

ОСЕНЬ

Туман. Далекий размытый салют. Выстрелы пушек не слышно.

Вечер. Теперь нам показывают квартиры людей: они скучают у телевизора, в помещениях возникают синие и фиолетовые вспышки от телевизора. Все люди разные, на контрастах: с семьями и одинокие, с пивом и спящими детьми рядом, сценка секса, диваны и кресла, стенки и книжные полки, живые и увядшие цветы на подоконниках, сценка выхода человека из туалета: шум сливающейся воды – мужчина выключает свет и чешет живот.

Снова вечеринка в ресторане, но уже с другими людьми. Обслуживает та же самая официантка, Маша. Когда она закончит работать – то выйдет и раскроет зонт, потому что начался дождь.

Теперь – веселые танцы в Тайланде.

Теперь – гроб, и вид сверху – камера поднимается – скользит по верхушкам деревьев – и мы видим море, камера опускается - люди идут по нудистскому пляжу, многие загорают.

Теперь – малыш ползет на карачках. Он пока не умеет ходить, но уже улыбается.

Теперь – люди едут в большом лифте: украдкой смотрят друг на друга - и молчат.

На кухне мужчина жарит на сковородке куриные яйца.

Женщина вяжет на спицах.

В коридоре жилого дома на кафельном полу стоит маленькая несчастная собака и смотрит вверх – ее там снимают на мобильный телефон и ржут за кадром.

Сцена с минуту – серые хоженые ступени многоэтажного дома, мокрые следы от обуви ведут только вверх, за открытым окном подъезда идет дождь, вода ударяет в листву – и мелкие брызги.

Чуча голосует на проселочной дороге. Мимо едет автомобиль, останавливается. Чуча садится на переднее сиденье, благодарит. За рулем - Варенька Чадова. Они не знакомы. Варенька оценивает Чучу, включает тихую музыку, что-то из легкой классики. Чуча молчит, смотрит в окно на летящий кустарник, на просторы внезапного поля, и – опять на деревья. Камера заходит в лес – там грибы, там сосновые шишки, и мох, и поющие птицы. Варенька уже тоже не интересуется пассажиром, думает о своем. Когда они доезжают до города, Чуча протягивает деньги, Варенька отказывается. Чуча оставляет купюру на переднем сиденье, хлопает дверью, кладет ладонь на свое сердце и заглядывает внутрь к водителю – там сидит взрослый богатый Чуча, поправляющий узелок галстука. Мы видим удивление на лице знакомого нам Чучи, - он трясет головой, желая избавиться от наваждения. Теперь на водительском сиденье – голая Варя, потом – карапуз, потом - белка с орешком в лапах, потом – гроб – камера поднимается над лесом – и видно море. Теперь - машина трогается – и уезжает. Чуча смотрит вверх – начинается дождь. Он запахивает плащ, будто озяб, опускает глаза на лужи – и бежит вниз по ступенькам, бежит и бежит по ступенькам...

Вечер. Ровные серые стены домов. Капает в лужи, капает в зонт, льет и с навесов, и с крыш. И теперь - вид сверху: движутся по улице раскрытые зонты – черные (мужские), и цветные – женские; они хаотично перемешиваются – потом, вдруг, возникает красивейшая случайная картинка из зонтиков, - и, вдруг, - солнце! - нам показывают яркие тропические цветы – вид сверху - с каплями от дождя и на черном фоне – потом картинка расходится на несколько красивых групп из зонтов - и опять идет дождь.


Рецензии