Метро размышления в переполненном вагоне Продолжен

"У России две беды - дураки и дороги"

Н.В. Гоголь

Прошло шесть месяцев со дня завершения написания моих «размышлений», и я понял, что хочу их дополнить новыми. О чем я еще не говорил, а следовало бы? Есть, есть еще темы, которые волнуют, если не всех наших граждан, то уж большую их часть точно.
Итак, для начала: что требуется любому человеку, вернувшемуся после работы (учебы, театра, фитнес-клуба) домой? Да, поесть! И не важно, где – у друга (подруги), в ресторане или другом едальном месте. Для того, чтобы поесть, нужны, как минимум, продукты, а как максимум, тот, кто сумеет приготовить из них что-то съедобное. Вот за продуктами мы и идем в магазин, таким образом, окунаясь по уши в сферу обслуживания…

Глава 1. Сфера обслуживания.

Сразу хотелось бы, чисто номинально, разделить сферу обслуживания на магазины и все остальное. Это связано с тем, что, во-первых, история развития сферы обслуживания в магазинах началась несоизмеримо раньше, чем все остальное (типа СБ, платежных услуг, услуг ЖКХ и пр.), а, во-вторых, эта история, столь колоритна и многогранна, что о ней стоит поговорить отдельно.
Итак, магазины…
Снова вернемся в упомянутые ранее 70-е годы. При тотальном дефиците продуктовых и промышленных товаров продавец в магазине воспринимался как некое всемогущее существо, во власти которого было осчастливить вас вожделенной покупкой или нет. Кроме того, такая покупка, помимо самого факта ее совершения могла быть еще удачной или не удачной. Поясню на примере. Вы стоите в мясном отделе. По ту сторону прилавка (читай – бруствера) находится, с позволение сказать, женщина, которая упершись руками в обсиженный мухами стол смотрит на вас взглядом, способным испепелить без остатка. Подходит ваша очередь, и вы в крайне раболепной позе на вопрос «Чо вам!!!» нижайше (именно нижайше) просите: «мне бы кусочек говядинки попостнее грамм на 700» При этом, заискивающая улыбка не сходит с вашего лица ни на мгновение. Вместо ответа, тетя Маня, похожая на дядю Ваню, со словами «Всё одинаковое!» с размаху шлепает на весы шмат почерневшего от времени и мух «мяса» килограмма на 2, состоящего преимущественно из сала и костей и, не дожидаясь вашего согласия (несогласие, вообще, не рассматривалось), оглашает приговор: «Четыре пятьдесят – в кассу!». С той же улыбкой вы мямлите «Спасибо…» и направляетесь в следующую очередь – в кассу…
Впечатляет?! А ведь так реально было! И мы такими были!
Но прошло это время, пришли лихие 90-е, а вместе с ними, грубо скопированный западный штамп «голливудской улыбки продавца и навязчивого сервиса». К сожалению, и по сей день в большинстве супермаркетов (кстати, что такое «супермаркет» - супермагазин?; ну, об испорченном русском языке я уже говорил) этот штамп успешно культивируется. Неужели не ясно, что покупатель должен в спокойной обстановке выбрать то, что ему нужно, а уже ПОСЛЕ этого обратиться к продавцу. И вот тут уже продавец не должен заставлять себя ждать! Вместо этого уже на входе в магазин (отдел) на нас из засады кидается один, два или даже три продавца и начинают не переставая тарахтеть через уши прямо в мозг: «…сегодня только для вас у нас есть…» или «…а вот еще это посмотрите, или это…». Сразу вспоминается известный анекдот про картон и серпантин. Ну, тошнит, честное слово!
В настоящее время, надо сказать, бум на «захват» продавцами входящего к ним покупателя несколько спал, и эта услуга стала приобретать вполне цивилизованные формы. Теперь уже можно проникать в нужный вам отдел не крадучись и не проскакивать мелкими перебежками от одной витрины к другой! Жизнь налаживается…;.
Ладно, оставим магазины и перейдем к рассмотрению других категорий сферы услуг: пункты оплаты, ДЭЗы, справочные службы).
Здесь немного лучше. Видимо, потому, что эта сфера появилась позже и особенности ее предоставления и связанные с ними блага для ее дающих не так прочно укоренилась в мозгах, задействованных в ней избранных особей.
Кто в советские времена не выстаивал многочасовые очереди в окошко с целью получения вожделенной справки (ну, какой-либо, куда-либо)? Не дай Бог постучать в закрытое окошко с фразой «…а у Вас обед закончился 25 минут назад…». Всё!!! На сегодня Вам путь сюда заказан! Уже не говоря о людях, стоящих вместе с Вами в этой очереди: в лучшем случае, они одарят Вас взглядами медузы Горгоны, ну, а в худшем…
Примерно, то же происходило и в других местах сферы обслуживания. Скажите, ну, кому пришла в голову сверх циничная идея сделать перерывы на обед в сберкассе – с часу до двух, в ЖЭКе с двух до трех, а в налоговой с трех до четырех!? Если не успел до часу, то с часу до четырех – мертвая зона!
Что-нибудь изменилось? Да. То ли более высокие представители власти решили навести порядок снизу, то ли для предоставляющих эти услуги сильно улучшились условия работы, и ей стали дорожить, то ли в мозгах (наконец-то!) что-то переключилось, но отношение к «просящим» стало лучше. То есть мы имеем прямое подтверждение позитивного влияния, выбранного в 90-е годы прошлого столетия внутригосударственного курса на демократию, рыночные отношения и рост экономики. Правда, при этом, услуги (практически все) стали платными – рынок, извините…
В древнем Риме подданные императора требовали хлеба и зрелищ.
Любому человеку (ну, почти любому) и по сей день требуется набить желудок и поглазеть на какое-нибудь «шоу» (шоу – во всех его извращенных вариантах).
Ну?.. Правильно, поговорим о развлечениях!

Глава 2. Развлечения.
 
И снова экскурс в историю. В СССР перечень развлечений был весьма скромен: театры, музеи, выставки, кино, аттракционы в парках отдыха, да и, пожалуй, все. При этом, советским гражданам этого вполне хватало. Может, поэтому, приобщаясь к указанным ценностям, люди были образованнее, культурнее…
Начиная с тех же 90-х количество развлечений резко возросло. Причем в этом списке появились как легальные развлечения, типа массовых гуляний и участие во всевозможных шоу, записываемых на телевиденье, так и не очень, начиная с казино и заканчивая сафари в стиле «погонять на джипе, козлов пострелять». Каждый выбирал себе развлечение по своему вкусу, воспитанию и размеру кошелька. Правда, нелегальные и полулегальные развлечения в начале двадцать первого века стали потихоньку упразднять. Любопытный факт: были выделены специальные игорные зоны на окраинах Москвы и в Подмосковье. Это как? Там это уже не преследуется законом? Хотя, подозреваю, что крупное казино не поедет за сорок километров от МКАД, а просто закроется (или придумает какую-нибудь хитровыделанную схему, обходящую законы), так как там бизнес этого казино, в силу удаленности от скопления людских масс попросту прогорит. А на это и был расчет.
Однако, самым популярным зрелищным местом в 70-е, 90-е и нынешние десятилетия является, пожалуй, кинотеатр.
Ловлю себя на мысли о том, что часто вспоминаю эпоху великого нашего социализма. Наверное, это ностальгия по размеренности и предсказуемости жизни того времени. Но, все же, снова вернемся в 70-е. Выход (именно: «выход») в кино был чем-то на подобие праздника и в ответ на угрозу расшалившемуся чаду: «В воскресенье в кино с нами не пойдешь!» в глазах ребенка немедленно читалось: «Всё! Слушаю и повинуюсь!». Одевались нарядно, приводили себя в порядок, чинно обходили в фойе кинотеатра эстампы артистов. Да, заходили и в буфет, но, быстро и как-то стыдливо купив за девятнадцать копеек пломбир в вафельном стаканчике снова возвращались к эстампам. Когда входили в зал возникало какое-то чувство причастности к искусству. Медленно гаснет свет, по залу проходит легкий шепот, как готовность к просмотру, вслед за этим наступает ПОЛНАЯ тишина, прерываемая лишь иногда сдержанными покашливаниями и начинается… журнал «Новости дня» …
Что сейчас? В фойе кинотеатра вваливается орущая толпа отнюдь не нарядного вида и прямиком ломится в буфет. Очередь человек в 50 – это мало. За чем же стоят люди? За большим стаканом пепси и ведром попкорна! И ведь это все будет сжираться (извините, иначе не могу сказать) не здесь, а в зале! Кстати, о зале. Если раньше зал на 300-400 мест считался небольшим, то нынешний зал и залом-то не назовешь – это комната с двадцатью-тридцатью складными стульями. В этой комнате установлена суперквадраквазимега озвучивающая аппаратура киловатта на полтора-два. Громкость, выплескивающаяся из динамиков такой аппаратурой в десятки раз превышает необходимую для такого помещения, но, видимо, это и сделано для того, чтобы зритель в зале ни о чем другом, кроме как чем заткнуть собственные уши и думать не мог… Пропускаем демонстрацию роликов предстоящего проката (где же ты, киножурнал «Новости дня»?!), начинается фильм. Изображение, бесспорно очень хорошее, а вот что мы слышим? Динамики со всех сторон вжимают Вас в стул, слева: хруп-хруп (сосед отправил в рот пригоршню попкорна), справа: булькающие звуки (другой сосед хлебает из стакана пепси), сзади: «сари, ща этот козел начнет мочить того придурка! Прикольно!» хруп, бульк шр-шр-шр (разворачивает обертку шоколадки), впереди: «Привет!.. Да ничо, в кино торчу… (хруп), …нормально (бульк)… потом звякну, а то плохо слышно».
За то мне тебя классно слышно, урод!
Хочу спросить, для чего сюда приходить, хотя, вопрос можно считать риторическим! Да, еще за этот, извините, свинарник (сходство со свинарником особенно заметно при выходе из зала после сеанса при включенном освещении) надо платить!
Ну, и, раз уж мы заговорили о платности услуг, то нельзя не сказать о сфере, где это особенно обострено. Это отрасль, о которой, я считаю, следует поговорить отдельно, ибо ее значимость, особенность и, как следствие, популярность в беседах переоценить просто невозможно. И отрасль эта – медицина…

Глава 3. Медицина.

Медицина… На первый взгляд, медицину можно было бы отнести к сфере обслуживания, но эта область столь специфична, и столь разнятся о ней высказывания населения, что я решил выделить размышления о медицине в отдельную главу.
Итак, крылатая фраза, не начать с которой просто невозможно: «Лечиться даром, значит лечиться даром». Ну что тут скажешь? Фраза верна. Без всяких «но», «в прочем» и «однако». Верна безоговорочно, потому, что все то, что можно выделить упомянутыми вводными словами все равно легко в нее вписывается. Ну, действительно, когда кому-то (не приведи Господь!) необходима медицинская помощь, и этот кто-то, ухмыльнувшись над сказанной выше фразой, набирает телефонный номер знакомого дантиста (хирурга, офтальмолога и др.), никакого исключения здесь нет. Да, денег своему знакомому специалисту он не дает (впрочем, иногда случается), но предоставляет (или предоставлял раньше) некую услугу. Сюда, кстати, можно отнести не только материальный эквивалент в виде ремонта его бытовой электроники или перевозке груза к нему на дачу, но и нечто духовное в случае, если отношения не сводятся к формуле «ты – мне, я – тебе», а являются просто дружбой.
В эпоху «развитого социализма» медицина в СССР была бесплатной, но, даже тогда (кто жил в тот период, поймет, почему я акцентировал словом «даже») люди, дорожившие своим здоровьем и, при этом, свободные в финансах лечились только за деньги.
Медицина может быть бесплатной (и это касается любой страны) только в случае, когда одновременно выполняются три условия: 1) самый высокий уровень диагностической и лечебной аппаратуры, 2) самый высокий уровень подготовки специалистов, работающих на этой аппаратуре, 3) умение этих специалистов диагностировать (ну и лечить, конечно) заболевание и без нее (аппаратуры) – по оттенку белка глаза или запаху мочи. И такая ситуация должна быть абсолютно повсеместно: в любом регионе нашей необъятной страны и любом учреждении, начиная от ведомственных клиник и заканчивая районными поликлиниками. Почему только так? Да потому, что как только появятся подобного рода различия, тут же произойдет деление медицинских учреждений на «элитные» (читай – блатные) и прочие, а, вслед за этим начнется и расслоение персонала по уровню подготовки, зарплате и связям…
Долгое время (при социализме) считалось, что советская медицина одна из лучших (если не лучшая!) в мире. Возможно, это мнение было взращено внутри существовавшего тогда «железного занавеса». А может это было именно так? Что же на самом деле?
Когда демократия хлынула в Россию, а вместе с ней поток информации из-за открытых границ, стало ясно, что до первенства в медицине нам далеко, хотя могло быть и иначе. Достаточно вспомнить несколько волн эмиграции в послереволюционный, советский и послевоенный периоды. А ведь покидало Родину тогда и большое количество исконно русских светлых умов, великих ученых, работавших в разных отраслях и, в том числе, в медицине. С чего бы она (медицина) у нас была лучшей – ведь, все ТАМ. Достаточно вспомнить ситуацию с медициной на начало двадцатого века Ситуация вырисовывалась очень и очень печальная. Действительно, давайте обратимся к классике русской-советской литературы (А.П. Чехов, М.А. Булгаков). В «Записках юного врача» Булгаков описал такой беспросветный кошмар в деятельности врача, что трудно в это поверить (хотя, это правда!). Сообщение между населенными пунктами – ноль, наличие медицинских инструментов и препаратов – почти ноль. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что описываемое место событий – это глубинка необъятной России, где на то время лечение, как таковое, было вообще мало известно.
НО! Какова же была подготовка Владимира Михайловича Бомгарда, если не имея практического опыта и достаточного перечня медикаментов с успехом делал сложнейшие операции, диагностировал и назначал лечение болезней, о которых слышал только из медицинского справочника. Впечатляет! Сейчас бы таких врачей побольше!
Однако, пора поразмышлять и о делах насущных, ибо ни один человек не обладает таким здоровьем, которое позволило бы ему ни разу в жизни не обратиться к врачу (любому). И здесь уже появляется чисто субъективная оценка деятельности медицинских работников применительно к вашим близким, друзьям, знакомым.
Что касается моей семьи, то во времена моего детства и юности я наблюдал печальную статистику диагностики, повлекшей за собой самые трагичные последствия. Да и в целом отношение к больным было крайне недружелюбное. Но три года назад я, в силу обстоятельств, попал на экстренную операцию к хирургу, который спас мне жизнь! А было это в воскресенье вечером (еще раз: В ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЧЕРОМ!), и это была самая обычная больница… Слава Богу, что именно он тогда был на дежурстве. Огромная ему за это благодарность и дай Бог здоровья и долгих лет жизни ему и его близким!
Что это – исключение, подтверждающее правило, или все же медицинское обслуживание изменилось за эти сорок лет. Верю и надеюсь, на последнее.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия стало появляться множество советско- (в дальнейшем – российско-) иностранных предприятий, так называемых, СП. Это были коммерческие организации, попасть на работу в которые означало обеспечить себе вполне безбедное существование. Вот в этих СП и появилась впервые практика предоставления работникам медицинской страховки. Это был некий полис на бесплатное (для работника) медицинское обслуживание (как амбулаторное, так и стационар) со вполне существенной годовой суммой. Да, для работников – бесплатно, но контора-то за это заплатила! А работник платит конторе своим трудом (ну, кто, как может…). Значит, опять – за деньги.
Сейчас лечение за деньги у «своих» врачей несколько утратило свое безоговорочное первенство, которое имело место в эпоху «недоразвитого» социализма и, еще более, в эпоху построения нового демократического государства. Дело в том, что уровень медицинских специалистов и аппаратуры сильно вырос, и «свой» врач не всегда может предложить соответствующий уровень обслуживания, хотя направить туда, где все это есть, скорее всего, сможет. Кроме того, специалисты, эмигрировавшие из СССР, узнав о кардинально изменившихся условиях жизни, медицинском обслуживании и ведении бизнеса возвратились (не все, конечно), успешно практикуют и востребованы на Родине.
Вообще, о медицине можно говорить долго. О разных ее проявлениях схемах и влиянии на нашу жизнь. Оставлю эту тему для пьяных (и не очень) посиделок на кухне с друзьями и знакомыми и позволю себе дать некоторые советы:
1) не надо бояться посещать врачей в профилактических целях, так как болезнь легче предупредить или вылечить на ранней стадии, чем в запущенном состоянии (до безобразия банально, но это утверждение абсолютно верно);
2) не начинайте с «крутых» медицинских учреждений, начинайте с районной поликлиники (часто там сидят вполне приличные специалисты), а уж если там не смогут помочь, следуйте по адресу, указанному в выданном Вам направлении;
3) никогда не паникуйте, услышав неутешительный диагноз – проверьтесь у другого врача, сдайте анализы заново – «человеческий фактор» еще никто не отменял;
4) никогда не следуйте советам людей, особенно, малознакомых, рекомендации которых начинаются со слов «…у меня есть один знакомый целитель…»; кончается это почти всегда очень печально.
Да, все, что я сказал известно всем (или почти всем), что называется, «завязло на зубах», более чем очевидно, НО, почему-то люди часто об этом забывают или убеждают себя в том, что «…вот именно в моем случае это то, что надо!..».
И еще: ведите активный образ жизни. Подчеркиваю, не «правильный» (если Вы раз в месяц в хорошей компании приняли грамм 250 хорошего коньяка и даже выкурили пару хороших сигарет, не смотря на то, что не курите – это не вредно, нормально и, даже хорошо), а активный! Это значит, больше двигайтесь, как каждодневно, так и глобально. Как только человек перестает двигаться или уменьшает долю этого движения под ним начинает расти «плесень» со всеми вытекающими из этого последствиями.
В каждом человеке заложена некая энергетическая составляющая, размер которой у всех примерно одинаков. При этом среднестатистический человек использует ее процентов на десять! Для себя я на протяжении многих лет поставил планку в шестьдесят – семьдесят процентов от этой величины. Я заставлял себя и заставляю сейчас (разумеется с учетом текущих реалий) давать своему организму нагрузки, которые со стороны могут показаться окружающим излишними и, даже вредными. Мол, зачем ты так истязаешь себя и кому и что ты хочешь доказать. Да поймите! Иначе нельзя! Как только сделать первый шаг к послаблению, процесс пойдет лавинно и человек начнет неумолимо деградировать, сначала физически, а потом и умственно! И «откатить» назад (то есть вернуться к активному и энергоемкому образу жизни) с каждым днем будет все труднее и труднее.
А насчет «доказать», – да, никому и ничего! Достаточно того, что мне не дают сейчас моего возраста ни на вид, ни по физическим возможностям. Да, знаю, что хвалиться собственным здоровьем нельзя, но я не хвалюсь, а констатирую факт и исключительно на текущий момент. Только давая себе постоянные ощутимые нагрузки можно бороться с недугами, пытающимися завоевать твой организм. Поверьте, я имею право так говорить!
Не ленитесь оторвать свою задницу от дивана и отправиться в путешествие (не важно, на выходные или на весь отпуск), ибо интереснейших мест у нас в России (да и в Подмосковье, да и, чего уж там, в Москве) более, чем предостаточно. Остается лишь выбрать дорогу…

Глава 4. Дороги, которые мы выбираем.

Да-а-а… А вот с дорогами-то проблема!
Причем, проблема во всех аспектах этого понятия. И с точки зрения их (дорог) качества, а то и просто отсутствия, и с точки зрения их пропускной способности (проще говоря, «пробок»), и, наконец, с точки зрения непосредственных участников движения по ним.
Что касается наличия и качества, то здесь с тем фактом, что этим никто не занимается спорить трудно. Да, ну и что? Да ничего…
А вот второй и третий аспекты, на мой взгляд, тесно связаны между собой. По моему мнению, процентов 50-60 «пробок» возникают из-за тех участников движения, которые, пренебрегая элементарными и очевидными правилами дорожного движения (причем, не важно, почему: из-за имеющихся мигалок на крыше, из-за полного отсутствия культуры, или из-за стремления показать «какой я крутой!»), вылезают на обочину дороги (причем, на этой обочине может быть и две, и, даже, три полосы!), а когда обочина упирается в отбойник или овраг начинают «втираться» в поток добропорядочных автолюбителей. Кто-то, по принципу ДДД, пропускает, кто-то нет, начинаются «бодания», которые, в конечном счете, тормозят весь поток. Да, конечно, это не единственная причина, но ее влияние на ситуацию бесспорно. Еще бы, сделать вместо всех «левых» стрелок на главной дороге эстакадные развязки, да уменьшить время действия зеленого сигнала светофора второстепенной дороги. Разумеется, ехать надо всем, но если движению с второстепенной дороги на главную горит зеленый 20 секунд, едут оттуда 30-35. Сделать 10 секунд – будут ехать требуемые 20!
Но что-то я расфантазировался… Думаю, в ближайшем (да и не очень) будущем ничего из вышеперечисленного не изменится. Поэтому, надо все это принять, как медицинский факт и, исходя из этого, пытаться все-таки как-то двигаться. Зажать нервы (и все остальное) в кулак, абстрагироваться от окружающих тебя на дороге дебилов, заставить думать себя о чем-нибудь приятном и медленно, медленно двигаться к намеченной цели. Ну, включить, в крайнем случае, музыку. Только настоятельно рекомендую: включите CD-проигрыватель (если он есть) или найдите радиостанцию, которая не транслирует рекламу! Реклама – это еще одно творение рук человеческих, о котором хотелось бы сказать, но к чему его отнести? Вроде (как само явление) не сфера обслуживания, но пару слов скажу.
Глава 5. Реклама.

Реклама… Кто и как только не «мусолил» тему нашей рекламы! Трудно найти хотя бы одного юмориста, который отказал себе в удовольствии поглумиться над этим продуктом!
Добавить, как говориться, нечего. Хотелось бы только дать несколько советов создателям этих «монстров» (это касается, практически, всех рекламных роликов и щитов).
Во-первых, была строгая рекомендация Министерства связи и массовых коммуникаций: громкость рекламного ролика на TV не должна быть выше громкости основной передачи данного канала. Это требование самым вульгарным образом было игнорировано! Такое впечатление, что она (громкость) стала еще больше. Ребята, ну, бьет же по ушам!
Во-вторых, так же строго и все тем же Министерством была запрещена антиреклама. Хочу предложить читателю моего эссе, - просмотрите внимательно ЛЮБУЮ рекламу, и Вы обнаружите подтекст, из которого следует, что все остальное, кроме рекламируемого, – … (ну, понимаете, что я имею ввиду!..). Да, этикетка моющего средства, с которым сравнивают рекламируемый товар не читается, но ведь что-то там написано!
В-третьих, ребята, вы хоть думайте (понимаю, что это утопия, но, хоть иногда!) что вы транслируете с экрана! «Пейте без остановки напитки из Черноголовки!» Это говорит появившийся внезапно в купе поезда заяц злобного вида! (здесь было несколько вариантов говорящих зверушек). Возникает невольный вопрос: уж не из Припяти ли черпают воду для приготовления чудо напитков?
Или: что (и кому?) подсыпают в сникерсы, если на вопрос одного персонажа другому: «Лучше?!» отвечает третий персонаж: «Лучше!». А съев все тот же сникерс юноша вполне приличного вида превращается в гигантских размеров монстра-трансформера. Ну, неужели, это все, на что способна фантазия современных рекламных ремесленников?!
А когда рекламный ролик начинается с того, что идет молодая женщина и на ходу рвет на себе бусы, сбрасывает платье и все остальное?.. Оказывается, это реклама парфюма!!!
А сколько же надо «принять», чтобы постукивая по коробке вызывать оттуда мойщика полов?! И является мужик…
Ну, и без батарейки «Энерджайзер» наша планета просто бы погибла в одночасье! Но появился ОН и всем пришло электричество и счастье!
Все, больше нет сил писать об этом!
Хочу, только выразить самые теплые слова благодарности (никакой иронии!) людям, придумавшим дистанционный пульт управления к телевизору! Какое счастье, что можно не вставая с дивана переключить TV на время рекламы на другой канал! А то, ведь не напрыгаешься!..

Глава 5. Отпуск (читай – «ЮГ»).

Ну, вот, скажете вы, съездил в отпуск в Сочи (классика жанра) и воодушевился на новую главу на эту тему. Таки, да! Отпуск в наше время само по себе, важное событие, а уж проведенный в Сочи, месте легендарном начиная с советских времен по сей день, включая Олимпиаду 2014 года и подавно! Скажу сразу – за границей я не был, хотя, наверное, мог бы (а может еще и съезжу), поэтому не буду говорить о Турции, Канарских островах, Китае, Европе и пр. пр., тем более сравнивать. Однако, хочу выделить Сочи из прочих курортных городов России (СССР). Здесь «пахнет» отпуском! Климат, на мой взгляд, идеальный для европейца: в период май – октябрь можно подобрать с учетом интересов условия на любой вкус. В мае еще не жарко, все цветет, в июне наряду с еще свежими ночами днем жарко, купаться уже вполне комфортно, в июле и августе – жара, вода, как парное молоко! Ну сентябрь, октябрь – примерно то же, что и май. Климатический пояс Сочи вообще уникален. От лиственных и хвойных в предгорье до магнолий и пальм на побережье! Класс! Это – не реклама, это мое восприятие действительности.
Сфера обслуживания, о которой я говорил ранее поднята здесь сейчас на очень достойный уровень (из-за проведения Олимпийских игр, я думаю… ; ). Но осталась в общении людей (включая отношения покупателей и продавцов) некая изюминка, без которой Сочи не был бы Сочи. Невольно хочется вспомнить эпизод из тех же 70-х.
Возле автоматов с газированной водой мужчина пьет упомянутую жидкость.
Спрашиваю:
– Вода холодная?
Ответ:
– Как чай…
Вроде, ответ ни о чем, но, скажите, какой нормальный человек после этого представит в его руках запотевший от ледяной жидкости стакан?!
Это, правда, было в Одессе, которая, по праву, занимает первое место в мире по юмору, но эти два города очень похожи, уж поверьте мне.
Как только ты выходишь из железнодорожного вокзала, на тебя обрушивается водопад предложений вида: «Куда едем?» Отказаться сложно, особенно отдыхающему, впервые попавшему в эту ситуацию. Но если не торопиться и чуть разобраться в ситуации, то легко понять, что до нужного вам места можно добраться еще автобусом или маршруткой, истратив, при этом, в 5-6 раз меньше денег…
Но каждый решает этот вопрос для себя по-разному, и вот вы уже прибыли в нужную вам точку маршрута (в гостиницу, в частный сектор, к друзьям). Здесь, дрожащими от нетерпения руками распаковывается чемодан и из него извлекаются купальные принадлежности… Бегом к морю!..
Не буду говорить, какие чувства я испытываю при встрече с морем (Черным), ибо в моих жилах течет и южная кровь, но, думаю, что у почти любого человека это свидание вызывает всплеск положительных эмоций!
На набережной (и не только) не дремлет все та же сфера обслуживания: киоски, магазины, кафе, рестораны – в изобилии. Вообще, мое мнение, в поездку к морю надо брать только документы и деньги. Все, начиная от плавок и заканчивая вечерними костюмами и аксессуарами можно приобрести на месте.
Кроме того, здесь (в данном случае, в Сочи, но, думаю, и в любом другом южном городе) огромное количество интереснейших мест, в которых не побывать просто недопустимо. Надо, кстати, отметить, что экскурсии продуманы и хорошо организованы.
Да и просто погулять по городу доставляет массу удовольствия. Вокруг очень доброжелательные люди с улыбками на лицах. Это касается всего, окружающего тебя, и, например, если ты один стоишь перед «зеброй», готовясь перейти проезжую часть, и не смотря на то, что за приближающимся в твоем направлении автомобилем нет другого транспорта, он притормозит, пропуская тебя!!! Трудно поверить жителю мегаполисов, но это происходит в 10-ти случаях из 10-ти!
О море, юге могу говорить много, написал об этом две песни (приводить их текст не буду – это отдельная тема), но лучше один раз увидеть… И еще: Южная Ночь – это не просто два слова, определяющие место нахождения и время суток, это – сказка! Густой до осязаемости, терпкий воздух обволакивает тебя, манит куда-то, огромные звезды кажутся совсем рядом, протяни руку… Описывать это бессмысленно, бесполезно, но кто хоть однажды окунулся в нее, тот не забудет никогда и поймет…
А, вообще, эта глава – просто эмоции: сильные, положительные, незабываемые!..
Ну, вот, чем хотел – поделился. Если, вдруг, что-то еще придёт на ум, может напишу еще, а, может Вы мне что-нибудь подскажите)) !


Евгений Становский
август 2015 года.


Рецензии