Смерть Ленского

Смерть Александра Павловича Ленского потрясла театральную Россию. 13 октября

1908 года ушел из жизни великий актер , педагог и реформатор отечественного

театра.Тихой скорбью наполнены слова М.Н.Ермоловой :" Он всю жизнь и душу

положил за искусство. Умерла душа Малого театра". Человеческая судьба оказалась

втянута в рамки убогой драматической схемы.В университетских аудиториях и в

роскошных гостиных убежденно говорили , что печатная клевета убила Ленского.

Императорская сцена в конце 19 века переживала глубочайший кризис.Самые разные

слои общества объединяла мысль, что русский театр переживает сложный и

болезненный этап своего развития.Но наиболее трагично эта ситуация переживалась

людьми , чьё творчество было гордостью русской сцены.В 1897 году Ленский

выступил на Первом Всероссийском съезде сценических деятелей с докладом о

причинах упадка театра в провинции.Упоминание о провинции было бесхитростной

уловкой ,вызвавшей ироничные улыбки слушателей. Собравшиеся прекрасно

понимали истинный смысл выступления режиссера Малого театра. Критикуя

современную провинциальную сцену, Ленский изложил план преобразован русского

театра.Основные положения его были таковы : 1.Борьба за новую драматургию .

2.Необходимость новых принципов постановочного искусства.

3.Изменение природы повседневного труда актера.

Главная фигура в театре это актер.Драматургия имеет определяющее значение для

творчества актера.Репертуарная мешанина провинциальных театров соединяет

образцы классической драматургии с произведениями полными обывательской

пошлости.Обилие пьес развлекательного характера не может скрыть скудности и

бедности современного репертуара. Бог весть ,из каких тайников извлекались эти

умопомрачительные образчики оптово-розничной словесности.Провинциальный театр

заброшен и никому не нужен , положение его почти безнадежно .Что бы выжить

провинциальный театр вынужден низко "кланяться" зрителю.Даже сцена Малого

театра с трудом выдерживает сотню постановок в сезон.Не весть откуда взялись

толпы исторических персонажей и исполнители скачут из одной эпохи в другую.

Здесь уже не до постановочных изысков .Внешнее обновление мизансцен ,обилие

избитых штампов- позволяет продолжать этот театральный галоп .Психологическая

сложность актерского исполнения становится на пути развития действия. Из

образа ушла пластическая непринужденность ,блистательная условность

человеческой подлинности.Это порождает театральное безлюдье ,когда при обилии

исполнителей играть некому.Все это разрушает лучшие театральные традиции и

искажает смысл и природу актерского труда.Именно лучшие традиции станут

основой будущих преобразований. Ленский сформировал принципы грядущей

реформы театра: 1.Единые принципы сценической игры.

                2. Единое истолкование смысла и стиля пьесы.

                3.Целостное режиссерское решение.

До исторической встречи двух " театральных мечтателей " в "Славянском базаре"

оставалось три месяца.

Принципы эти были глубоко продуманы и выстраданы Ленским.Появление в 1895 году

утренних воскресных спектаклей молодых актеров Малого театра вызвало шквал

насмешек и издевательств .Ленский выступил с объяснениями  в печати."Наша

публика-учащаяся молодежь , билеты по уменьшенной цене , строгий классический

репертуар -все это может стать фундаментом к созданию другого императорского

театра".Весной 1898 года , после окончания театрального сезона, в хлебосольную

, на должность управляющего московской конторой Императорская театров прибыл

В.А. Теляковский. Этот блестящий гвардейский  офицер , по мысли Министра Двора

барона Фредерикса ,должен был внести "свежую струю "в дело управления

московскими императорскими театрами.Позднее в своих мемуарах Теляковский

писал:"Малый театр более всего придерживался старых традиций и рутины ,

растеряв часть своей публики".В ходе встречи с управляющим делами Дирекции

В. П. Погожевым были намечены следующие нововведения :

                -создание оперного класса при Большом театре;

                - открытие Нового театра.

Прибавив ко всем своим обязанностям еще и должность режиссера Нового театра ,

Ленский столкнулся с ворохом неразрешимых проблем.В полном отчаянии он

пишет В. П. Погожеву :" Главная причина плохих сборов- высокие цены, нужно

разрешить утренники и снизить цены".Коснулся режиссер и проблемы

"перенаселенности " театра. "Дело неминуемо погибнет , если удовлетворять

проклятый зуд полчища баб , наводняющих наши сцены.Они попали на сцену

благодаря дядюшкам и тётушкам ,через родство и великокняжеские источники".

Ленский официально обращается к Теляковскому :" Устроим смотр этому ополчению ,

чтобы выгнать помелом без сострадания и жалости весь ненужный баласт ,

лежащий гнетом  и на искусстве и на бюджете".Разразившийся вскоре конфликт

обнажил всю остроту противоречий между Дирекцией и Ленским. 22 августа

1900 года на репетиции " Снегурочки"  Теляковский обвинил Ленским в

предвзятом отношении к актрисе Хржановской. Это была открытая провокация.

Накануне , пообещав предоставить роль Хржановской , Теляковский отметил в

дневнике:"Ленский морочит Дирекцию своей полной бездарностью ".Несуразность

обвинения была очевидна.  Хржановская была ученицей Ленского и он прекрасно

знал ее артистические способности. Обвиненный в предвзятости и не порядочности,

Ленский немедленно подает в отставку с поста режиссера и руководителя

театральной школы.Скандал ,разразившийся в труппе Малого театра стал достоянием

прессы. Теляковский отставку не принял , но решил постепенно удалить Ленского

из театра.В январе 1901 года в газете "Новости дня " Ленский публикует статью

"По поводу декоративной живописи".С газетных страниц прозвучал протест против

вмешательства Теляковского в вопрос  художественного оформления трагедии

Шекспира "Ромео и Джульетта".Автор статьи не упоминал о желании супруги

Теляковского изготовить эскизы к костюмам.Ленский заявляет о готовности

уйти в отставку, требуя подчинить живописное оформление спектакля замыслу

режиссера. Богатейшие перспективы в оформлении спектакля открывала установка

вращающейся сцены.Именно Ленский положил начало индивидуальной постановочной

режиссуре в Малом театре.До этого о режиссере , как постановщике пьес никто в

Малом театре и не говорил.Режиссировали пьесу сообща сами артисты, а Главный

режиссер Кондратьев был лишь связующим звеном между труппой  и конторой

Императорских театров.Крайне болезненно воспринял Ленский запрет на

постановку трагедии Софокла "Эдип в Колоне". "Все свое время отдаю изучению

пьесы, ее постановка будет для меня истинным наслаждением". Режиссера тревожит

качество перевода ,он подолгу советуется с ведущими специалистами по античной

литературе Веселовским, Адольфом, Тихонравовым. Тщательно сверяясь с

подлинниками, он стремится передать силу и образность слога трагедии Софокла.

Театральные неурядицы вызвали у Ленского тяжелое заболевание сердца. В конце

1904 года он едет лечиться за границу. Пребывая в восторге от европейских

порядков, Ленский горько шутил:" Ну , что-бы Ермаку вместо Сибири завоевать

Австрию".Но даже европейское благополучие не в состоянии заглушить тревогу

Ленского за судьбу русского театра. "Вот что значит конституционное государство

И здесь есть Нелидов и Кондратьев , но определены они в лаки и кучера.Будет

и у нас когда -нибудь конституция".Пророчество Ленского сбудется .Через год в

России будет конституция, а через 15 лет бывший управляющий конторой

Императорских театров Нелидов станет конферансье на выступлениях

О.В.Гзовской. Прошло полгода , как ушел из жизни Чехов.Память услужливо

возвращала образ писателя.Ленский вспомнил, как советовал Чехову не писать

больше для театра, как фактически предсказал роковой провал "Чайки", как не

принял в училище Книппер .

В 1907 году Ленский занимает пост главного режиссера Малого театра. "Эта

совершенно неожиданно представившаяся возможность осуществить мечты , которые

казались несбыточными ".Год он будет занимать эту должность.Этот год будет

последним в его жизни.5 августа Ленский произносит перед труппой "тронную "

речь. Режиссер призывает оставить обиды и молочное самолюбие и " взглянуть в

глаза нашим грехам ".Малый театр обладает самой крупной труппой на европейском

континенте."Но мы теряем доверие , мы утратили нашу былую славу".О глубинных

причинах кризиса Ленский говорит в самых общих чертах."Поднимается занавес и

сразу со сцены в зрительный зал ползет мертвенная тоска.Слышаться фразы :"А

говорили Малый театр, Малый театр". Публика становилась все равнодушнее и

безучастнее к театру.  Накануне открытия сезона, Ленский был

втянут в сложную интригу , связанную с именем О.В.Гзовской, которая накануне

премьеры заявила о своем желании перейти в Художественный театр.Но , получив

от Ленского согласие на переход , она решает остаться в труппе Малого театра

еще на один сезон.Режиссерское решение, о передаче части репертуара Гзовской

другой актрисе, вызвало резкое недовольство управляющего конторой императорских

театров Нелидова .Не пройдет и года, как Гзовская станет законной супругой

Нелидова и покинет сцену Малого театра.А Ленский подаст прошение об отпуске

"без содержания , вплоть до выздоровления ". "Вся работа , все надежды смыть

ушатом помоев "-пишет актер В.Я. Брюсову. В письме обозначена и истинная

причина отставки :" Нелидов, которому получена судьба нашего несчастного

театра, распустил по Москве слух, что в Малом театре готовится грандиозный

провал".Письмо передает состояние горького отчаяния в котором находился

опальный режиссер."Ухожу из театра , которому я отдал половину жизни и всю

душу. Не хочу быть свидетелем его окончательного растления.Ухожу не только как


режиссер , но и как актер".Седовласый романтик понимает , что для осуществления

 творческой идеи ему необходима личная свобода. "Утешает меня в предстоящем

моем положении и то еще , что на 62 году моей жизни я почувствую себя

независимым ,насколько можно чувствовать себя независимым в нашем отечестве".

Уходя, Ленский словно топчется на пороге. Под предлогом "проститься "он за

несколько дней до смерти посещает В. Л. Теляковского ,ставшего Директором

императорских театров. Несколько лет спустя , получив изрядную порцию критики

в газетах, Теляковский назовет донос нашей национальной идеей.Но сейчас

Директор подчеркнуто вежлив и деловит , и "прощание" приобретает характер

беседы хозяина с засидевшимся гостем.Но и в этом, обоюдно неприятном разговоре,

Ленский демонстрирует готовность до последнего дыхания отстаивать свое

человеческое достоинство и честь Малого театра.Такой гордый и несломленный

Ленский служил живым укором театральным властям.Результатом этой встречи стало

продолжение газетной травли Ленского.Публикация полного достоинства ответа

редакции "Новостей сезона ", стала последней битвой великого театрального

романтика против "высочайше утвержденной рутины".


Рецензии
Александр, рассказ Ваш "Смерть Ленского" ( Где-то час назад прочитала очерк Ваш о государственном школьном образовании), а для чтения выбрала статью-очерк о Ленском. Думала: о смерти-гибели Пушкинского Владимира Ленского. Ваш Ленский - режиссёр, актёр, смерть которого "потрясла всю театральную Россию ...1908 года". Фамилия ЕРМОЛОВА известна всему миру. Для меня Ленский-режиссёр ранее не известная фигура в театре. Спасибо Вам за знание! Я прочитала с особым интересом. Успехов Вам в творчестве! Всего Вам доброго! С уважением к Вам Роза Салах.

Роза Салах   07.08.2016 20:06     Заявить о нарушении
Роза, спасибо за добрые слова.Ваша повесть тронула до глубины души.Позвольте
пожелать Вам успехов в творчестве.С уважением.

Александр Евгеньевич Закатов   07.08.2016 20:51   Заявить о нарушении
Александр Евгеньевич, спасибо, что читаете мои произведения. Мне это приятно, я рада. С уважением и благодарностью к Вам Роза Арслановна.

Роза Салах   07.08.2016 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.