Голодный сплав и Пропащая Яма

                "Я расскажу , как было , а вы судите как угодно".
                П.К. Пахтусов, подпоручик корпуса штурманов.
  Уважаемый друг!
  Вы, может быть, неравнодушны к экзотике сплава на надувном плоту по дикой, почти незаселённой части Урала именуемой Башкортостан? И Вам, хоть раз в жизни, хотелось спуститься во мрак и темноту настоящей, сложной по прохождению, пещеры? В таком случае Вам небезынтересно будет почитать ещё про одно путешествие по Уралу.
  Итак!
  Летом 1991 года мы с друзьями-альпинистами тренировались перед очередной поездкой в горы. Но, однажды, Вова Кравченко, сам бывший турист-водник и спелеолог, познакомил нас с Татьяной - руководителем спелеосекции. От её заманчивого предложения - сплавиться по речке Белой( что на Урале, в Башкирии) и по пути сделать недельную остановку возле Пропащей Ямы - довольно глубокой и малоисследованной пещеры, мы ну никак не могли отказаться.
  Для сплава мы достали ПСН (плот спасательный надувной) с кораблей типа "река-море". Для проникновения в Пропащую Яму, а это стометровый колодец с разветвлённой сетью карстово-глинянных гротов ( ещё примерно 2-3 км сказочных залов, "шкуродёров" и подземных озёр ), требовался такой же длины трос.
  После нескольких дней подготовки, подклеивания многочисленных дыр на , видавшем виды, ПСНе и тренировок по спуску и подъёму по тросу мы были, можно сказать, готовы к приключениям.
  Два дня пути от Омска, проведённые в поездах, электричках и разбитых "ПАЗиках", настроили нас на философский лад и , когда оказалось, что "хавчика" хватит только на полпути, мы лишь стоически вздохнули. Вздохнули и решили перейти на подножный корм. В августе уральские чащи богаты на малину, ягоды. Белая кишит рыбой, так что прожить можно.
  Сплав до Пропащей Ямы пролетел как один миг. Сказочная августовская уральская природа, дивной красоты пейзажи, а также непрерывная работа вёслами наполнили наши души какой-то умиротворённостью, любовью ко всему живому, да и неживому тоже. В результате ловля рыбы превратилась для нас не просто в ремесло, а в какой-то обряд. Но это к слову.
  И вот, мы у цели нашего путешествия - небольшой дыры, похожей на лисью нору. Положив поперёк неё огромное бревно, намертво крепим к нему наш трос. Вова Кравченко, как самый опытный среди нас по части пещер, первым начинает спуск в непроглядную жуть. За ним, прикрепив "спусковуху" к тросу, спускается единственная девушка в нашей дружной команде - Марина. За ней, включив налобный фонарь, спускаюсь я.
  Сказать, что это было необычно - значит не сказать ничего! Ну, представьте себе. Висишь непонятно где, непонятно на чём, свет фонарика выхватывает лишь небольшой кусочек стены да ещё эхо! Спуск на 90-метровую глубину приводит к "слуховому окну" - небольшому отверстию в вертикальной стене, примерно на высоте 10 метров от дна колодца. Чтобы попасть в него, нужно раскачаться и умудриться зацепиться за край "окна", затем подтянуть к себе "транспортник" - длинный узкий мешок из брезента со снаряжением, и , лишь потом, ты оказываешься в сказочном, необычном, неописуемо красивом мире "Пропащей Ямы"!
  Как захватывающе делать шаги по пещере, сознавая, что это твои первые шаги в спелеологии! Это сейчас я могу сказать, что каждый человек совершенно по-своему воспринимает мир, заполненный кромешной тьмой, и выбирает собственный способ передвижения по пещере: один - чуть ли не бегом, другой - шагом, третий - фотографируя всё подряд! При этом все узнают не только как нужно передвигаться по подземелью, но и, главное, самого себя! Тогда же все мысли сводились к одному: что дальше?
  Редкая нога пытливого спелеолога ступала по каменно-глинистому полу "Пропащей Ямы"! Оттого, наверное, и сохранились в своей первозданной красоте, причудливо выступающие из мрака, подземные шедевры! Дружно выстроились вдоль стен диковинные "подсвечники", неистово пляшут при свете фонаря тени.
  Это уже потом, на поверхности, немного стряхнув оцепенение, соображаешь: да это же те самые "натёчные минеральные образования, возникающие в пещерах", известные со школы как сталактиты и сталагмиты!

  Теперь немного о сплаве.
  Район среднего течения реки Белая является наименее малозаселённым и необжитым местом республики Башкортостан. Деньги там ( в 1991 году ) тогда были не в ходу. Спросом у местных жителей пользовались товары первой необходимости, а именно: спички, водка(спирт), чай, керосин и т.д. Поэтому попытка купить ведро картошки, хлеб, сахар была успешно провалена.
  Правда, когда у нас закончился резиновый клей для подклеивания ПСНа, мы остановились на днёвку у одного пасечника. Вот он то нас и выручил - дал трёхлитровую банку засохшего резинового клея. В том, что клей засох, не было ничего страшного. У нас был бензин для примуса. Бензином разбодяжили резиновое месиво и получился вполне приличный клей.
 
 
 


Рецензии
Классные воспоминания, спасибо!

Только прошу Вас, делайте пробел после каждой красной строки, пожалуйста! Для глаз воспринимается по-другому и читается легче!

С.И.У.Т.А., то есть - С Искренним Уважением, Т.А.

Сунцов Тимур Квадратим   20.10.2016 15:07     Заявить о нарушении