Происхождение слов

Мы воспринимаем мир и отдельные объекты непосредственно, с помощью чувств, для этого нам не обязательно знать слова. Зачем же человеку понадобилось слово?

В Коране сказано, что Бог научил Адама «именам». Слово – это и есть имя явления или объекта, отражение его сути. В каждом языке есть:

1) Слова, обозначающие объекты и группы объектов или явлений – имена СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ(от слова «существует»). Например: «яблоко», «фрукты», «Иван», «человек». Бывают собственными (обозначающими конкретный уникальный объект) и нарицательными (обобщающими, обозначающими группу объектов или явление). Однако если проследить происхождение (этимологию) нарицательных слов, они неизбежно приводят к каким-то конкретным именам и событиям.

2) Слова, обозначающие процессы движения, изменения без привязки к объектам – ГЛАГОЛЫ. Например: «бежать», «двигаться», «изменяться». Их происхождение неизменно связано с существительным, с объектом, потому что движение невозможно без объекта, который движется, и часто связано с каким-то выдающимся именем или событием, которое стало затем нарицательным. Производные от глаголов существительные («бег», «движение», «изменение») – есть понятия абстрактные, позволяющие оперировать общими понятиями.

3) Слова, обозначающие свойства, признаки отдельно от самих объектов – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. Например: «красный», «большой», «вкусный». Их происхождение тоже связано с каким-либо существительным, например, «оранжевый» - от слова «оранж» (апельсин). Производные от них существительные («краснота», «величина», «вкус») являются тоже чисто абстрактными понятиями.
Помимо этих 3-х основных групп есть различные вспомогательные слова-звуки (предлоги, союзы, междометия), а также части речи на стыке этих групп (причастия, деепричастия).

Слова – это не статичные символы, как буквы или иероглифы. Они могут меняться, трансформироваться (склоняться, спрягаться) с помощью приставок, суффиксов, окончаний, ударений и т.д. Их можно сравнить с эластичной одеждой, которая облегает описываемый предмет или явление, стараясь наиболее точно передать его форму и содержание, или с пластилином, из которого можно лепить различные образы.

Слова могут играть сравнительную роль (меньше, больше, красивее), иметь превосходную степень.

Обладая абстрактными понятиями, человек может мыслить БЕЗ СЛОВ. Это есть чистое мышление, логика, лежащая в основе математического, научного, познавательного склада ума. Понимание законов природы происходит в первую очередь на интуитивном  уровне. А затем оно отражается в практическом применении, в личном опыте, в улучшении условий жизни, изобретении полезных технологий. Таким мышлением обладают и животные. Например, приматы, птицы, которые умеют создавать и применять орудия труда и передавать этот опыт другим соплеменникам и детям.

Но на определенном этапе развития, передача личного опыта без слов становится затруднительной. Особенно, если дело касается социального поведения, самосознания, отношения к миру, то есть понятий, которые имеют очень большое значение для успешной и счастливой жизни в коллективе, и не связаны с чисто прагматичной целью. Другими словами, когда дело доходит до решения проблем взаимоотношений, нравственных проблем. Вот тут возникает Слово. Вот тогда появляется насущная необходимость выразить себя, утвердить свою точку зрения, свою нравственную позицию!

Если и есть первое слово, произнесенное человеком, то оно непременно должно было быть отражением личной трагедии, сильной эмоции, реакцией на несправедливость. Речь не могла возникнуть из чисто практических соображений. Она возникла из стремления к справедливости и гармонии, к миру лучшему, прекрасному, лишенному страданий и зла. Именно это качество отличает человека от прочих живых существ.

Связь речи с нравственностью и культурой является не просто фигурой речи, а самой непосредственной, физической причиной, лежащей в основе нашей физиологии, психологии, нашего происхождения как вида.


Рецензии