Притяжение КамАЗа

            
          (Первую художественную киноленту о строительстве автогиганта снимает «Грузияфильм»)

    Мы идем по взрытой бульдозерами глинистой земле под сводами гигантского литейного цеха. Мы – это группа кинематографистов Грузии, снимающих на КамАЗе художественный фильм «Мирное время», журналисты и несколько их местных доброжелателей. Новенькие оранжевые каски с надписью «Стальконструкция» делают  актеров вполне «камазовскими».  Пробираемся к торцевой лестнице, многоступенчатой железной махине, которая ведет на крышу. Гофрированная, отливающая серебром металлическая поверхность. Ходить по ней нужно осторожно. Но зато отсюда, с большой высоты, хорошо просматривается панорама стройки на Каме.
    Степной ветер хлесткими порывами доносит со всех сторон музыку строительного оркестра – рычание тракторов, могучих скреперов, шум проезжающих машин, энергичные голоса людей.
    Звукооператор Гарри Кунцев держит свой магнитофон наготове. Звуков здесь – только успевай записывать. Настоящее открытие для Гарри – строительное  эхо. Утром снимался момент подъема большой фермы. Он восторженно вспоминает:
    - Ферма случайно ударилась о строительный кран, и пошли такие звуки, такое глухое эхо, которое искусственно создать невозможно. Чувствуется атмосфера грандиозности, огромное сооружение на заднем плане. К счастью, в этот момент магнитофон был включен.
    К съемке все готово. Актрисы Геновайте Циплинскайте и Этерия Абзианидзе, играющие роли работниц КамАЗа, спускаются по деревянным мосткам. В руках – сумка с обедом для монтажников. Стрекочет кинокамера. Но неожиданно солнце спряталось за огромное мохнатое облако. Съемка приостановилась. Ожидание. Нельзя нарушать световой режим. Эпизод, начатый с солнцем, должен с ним и закончиться.
    Погода словно взялась сегодня испытать долготерпение режиссера, операторов, актеров. Небо то ослепительно светло, то сыплет дождем. Нехитрая сценка обеденного перерыва в бригаде монтажников «прогоняется» с самого утра. Конец эпизода уж снимается при заходящих солнечных лучах. Не будет преувеличением сказать, что в создании фильма солнце работало не менее активно, чем запланированные участники съемки.
    Работающие рядом монтажники с интересом смотрят на актеров. Уже много дней они наблюдают за нелегким актерским трудом и убеждаются, что играть в кино – работа тяжелая. Режиссер фильма Омар Гвасалия вспоминает, смеясь, первую встречу с ними:
    - Объект строящийся. И не он к нам, а мы к нему пристраиваемся. Стараемся по возможности не мешать. Подхожу утром к бригаде монтажников. с которой нам предстоит отснять некоторые эпизоды. Бригадир меня не видит и говорит своим:» Сейчас мы этих курортников (имея ввиду нас) поднимем наверх, а потом будем работать.» Обернулся и смутился, поняв, что я все слышал. Я не растерялся и говорю:»Ничего, я актерам только что сказал:»Сейчас эти курортники нас поднимут, а потом будем работать.» Все расхохотались.
    Пользуясь вынужденными перерывами, я беру у создателей фильма несколько интервью.
    Актер Геннадий Рехвиашвили:
    -В фильме мне поручена главная роль. Это мой дебют в кино. А вообще я – кинооператор. Мной снято 12 документальных лент. За первый фильм «Высотники» на 5-ом Всесоюзном фестивале получил Большой приз. КамАЗ меня очень привлекает. Я  с удовольствием снял бы здесь несколько сюжетов. Чувствуется подлинный энтузиазм. Вот я смотрел на монтажников, как они работают, - буквально руки чесались взять камеру и снимать. Куда ни кинь взгляд – везде кипит работа. Здесь не надо заставлять людей играть. Они все делают так, что лучше и не придумаешь.
     Актриса Геновайте Циплинскайте:
    - Создаю образ главной героини. Снимаюсь в кино впервые. Мне 23. В прошлом году закончила Вильнюсский театральный институт, работаю в Литовском академическом театре драмы. Очень люблю театр. Считаю, что мне очень повезло. Творческая группа, хорошая трудовая атмосфера.
    Актер Раднер Муратов:
    - В фильме играю роль монтажника Равиля. Я специально езжу в автобусе, который возит рабочих на стройку. Они совершенно не чувствуют, что с ними едет актер. Такое  общение очень помогает. Ведь я для своего образа беру у каждого понемножку.Омар Гвасалия относится к новому поколению режиссеров. Работая с ним, приходится забывать о робости. Вы видите, на какой высоте мы с вами ведем беседу. Любой другой режиссер сюда никогда бы не забрался.
    Звукооператор Гарри Кунцев:
    - Это мой первый самостоятельный фильм и озвучивать его для меня – большая школа. Я очень хотел попасть в эту съемочную группу, когда узнал, что сценарий получил первое место на Всесоюзном конкурсе сценариев о рабочем классе. Этот фильм останется в памяти моей  не только, как начало творческого пути, но и как впечатляющее знакомство со стройкой автогиганта.
    Актер Тагир Валеев:
    - Учусь на четвертом курсе Казанского театрального училища.. Мне 20 лет. На фильм пригласили в первый раз. Очень интересно. По роли меня зовут Павлик. Рабочий парень в разных столкновениях, в общении с людьми узнает о жизни, формирует свой кругозор, перевоспитывается, познает самого себя. Знаете, нам приходится подниматься наверх как настоящим монтажникам.. Поэтому до начала съемок мы сдавали экзамен на звание актера-верхолаза.. Нас таких в группе пять человек.
    Сейчас еще рано говорить, повезло или нет, что обстоятельства свели в один коллектив именно этих людей.. Как любит говорить Гвасалия, чтобы не сглазить, не будем торопиться с выводами и оценками.. Покажет результат работы.. И все-таки кажется знаменательным то, что первый полнометражный художественный фильм о КамАЗе снимают в основном дебютанты, если не считать таких мастеров, как Николоз Сухишвили, получивший всемирную известность за свой короткометражный художественный фильм «Свадьба», киноактер Раднер Муратов, снявшийся уже до этого почти в тридцати фильмах.
    То, что творчество – процесс радостный и мучительный одновременно, хорошо видно по Омару Гвасалия.. Он буквально страдает, выискивая удобную позу для обдумывания – стоя, сидя, лежа. Кажется, человек расслабился, лежит себе, свернувшись калачиком, а загляни в глаза, припрятанные под густыми бровями – обожжет тебя током мыслей высокого напряжения.
    «Мирное время» - это вторая самостоятельная кинолента Омара. «Вид на жительство»  по сценарию Александра Шлепянова – его режиссерский дебют на «Мосфильме»- принят специалистами кинематографии и зрителями очень тепло.
    Актеры, отзываясь о своем режиссере, употребляют такие слова, как «мыслящий», «тонкий», «интеллигентный». Действительно, невозможно не плениться обаянием этого человека. Помню, когда вечером мы встретились в гостинице, он вместе с Иосифом Давидовичем Шварцем собирался ужинать. На столике – помидоры, сыр, масло.
    Омар, намазывая бутерброд, серьезно сказал:
    -А вы знаете, что по грузинским приметам нельзя передавать нож из рук в руки. Боже упаси, если идете на серьезное дело  и кто-то рядом чихнул всего один раз. Можешь возвращаться – не повезет.
   Омар увлекся и начал вспоминать одну за другой грузинские приметы. Потом показал на свою голубую рубашку:
    - Видите, старенькая, а только ее ношу на съемках. В ней мне повезло, когда сдавал экзамены. Берегу.
   - Вы считаете, и в этот раз повезет в ней?
    - Трудно сказать, что получится. Мы сейчас так далеки от первоначального варианта сценария. Жизнь вносит свои коррективы. Вот, например, одну из главных ролей играет московский актер Альберт Филозов. Роль писалась специально для него. Но на деле оказалось, что сам Филозов многие вещи может сказать проще, точнее.Действие фильма частично происходит в Тбилиси, частично – здесь, на стройке. Мы старались брать для съемок людей с обычными лицами, не киногероев. Манера съемки – по возможности документальная.КамАЗ -  это очень интересно, изобразительно. Раньше мне не приходилось видеть такие масштабы. Такое количество техники, такой массы дел, которые решаются в один день. Здесь есть традиции. Необычность натуры. Контрасты. Стараемся охватить все. Хотя в фильме мы не употребляем слово КамАЗ, то, что снято, узнаваемо. Люди съезжаются отовсюду, вместе живут, происходит смешение национальных характеров, взаимопроникновение традиций, привычек. В бригаде, которая действует на экране, - татары, украинцы, русские, грузины. Мне показалось интересным рассказать о молодом грузине, который работает где-то за пределами Грузии, как он видоизменился, насколько прочны в нем традиции.Наш актерский коллектив в основном молодежный, как вы заметили. Много дебютантов. Это москвичи  - Наталья Лебле и Александр Филиппов, Геновайте Циплинскайте из Вильнюса,  Геннадий Рехвиашвили из Тбилиси,  Тагир Валеев из Казани. Кстати, он мне показался очень интересным. Думающий актер. Это Ренат Тазетдинов в роли секретаря горкома партии и Салим Мифтахов в роли начальника снабжения Измайлова.
    На днях киноэкспедиция  попрощалась с городом автостроителей, где прошло  более двух месяцев трудных и радостных творческих поисков. Начинается не менее сложный монтажно-тонировочный период работы над фильмом.
    В Набережных Челнах создателям фильма помогли многие. Это – бригада монтажников, возглавляемая Александром Медведевым, коллектив художественной самодеятельности Дворца культуры  строителей, горком партии и горисполком, руководство КамАЗа, школьники.  Актеры с большой благодарностью вспоминают об этом.
    «Уложить в объем зерна событие века" – задача нелегкая. Как с этим справился молодой творческий коллектив, расскажет экран.
                Светлана КИМ.             
                Газета "Советская Татария". 1974 год.
   


Рецензии
Светлана! Очень интересно видеть, как ты справляешься с работой корреспондента.
Нахожу некоторые приёмы твоей работы. Понравилось описание мыслей: "ток мыслей
высокого напряжения". Думается, было бы здорово встретиться с героями статьи.
Прошло уже более 40 лет! Да. Люди героически трудились. В наши дни тоже с интересом читаешь о людях труда и о тех,кто снимал их.

Спасибо! С теплом - Людмила.

Людмила Дементьева   05.03.2022 13:02     Заявить о нарушении
благодарю, Людмила! Конечно, было бы интересно встретиться. Но, увы,,, Знаю, например, что режиссер Омар Гвасалия ушел из жизни в начале 90-ых...

Светлана Ким 3   06.03.2022 08:06   Заявить о нарушении