Созидание глава 4 1963 год часть 8 работа виктора

В моей работе мне очень помогал – так называемый – треугольник, и руководители групп.
   На фотографии -  ТРЕУГОЛЬНИК   ЛАБОРАТОРИИ:
ПОПОВА  ВАЛЕНТИНА, Я (ВИКТОР), Нина ИВАНОВА





               
СОЗИДАНИЕ


ГЛАВА 4  1963 год


ЧАСТЬ 8  РАБОТА ВИКТОРА               



                РАБОТА     ВИКТОРА

ВСПОМИНАЕТ   ВИКТОР.

В 1963 году к нам в лабораторию пришли:
- математик-вычислитель  из МГУ -  Козловская П.А. и педагог Усова Г.М.,
 а также начала формироваться группа операторов:

-  Суховеров В.Н. (к концу года перешедший на ЭВМ), Дмитрова В.А., Руцкая Т.В., Бурлакова Н.А, Горецкая Т.Ф., Баранова Т.И. и Щербина Н.И.

Суховеров В.Н. – муж сестры Ираиды. После того, как они с Людмилой поженились, и бросили свою учёбу в стоматологическом институте, Володя пробовал устроиться на работу в Москве. Но, по каким-то причинам, эта работа его не удовлетворила, и Виктор устроил его в НИХТИ, в своё подразделение.

Людмила тоже устроилась на работу в институт, в лабораторию испытания опытных образцов порохов.

Мама Ираиды работала копировщицей в чертёжной группе отдела.

Ираида – в расчётной группе обработки результатов испытаний и

Я – в Вычислительном центре института.

Таким образом, почти вся наша семья, как, впрочем, и многие семьи посёлка Дзержинский, работали в НИХТИ полным составом.

  В моей работе мне очень помогали в первую очередь - так называемый "треугольник" - (начальник лаборатории, комсорг и профорг), и руководители групп, которые формально числились руководителями, а фактически занимали должности старших инженеров. Перевести старшего инженера на должность руководителя группы было очень трудно. В отделе таких претендентов, кроме работников нашей лаборатории было еще много других. Отчасти это было затруднено ещё тем, что нас - программистов считали как бы - вспомогательным подразделением - "чёрной костью" по сравнению с "белой костью" - теоретиками из 36 лаборатории.

 В этом году в треугольник входили - Я, ПОПОВА ВАЛЯ и ИВАНОВА НИНА.   

Операторам необходимо было набивать перфокарты, организовывать выходы на машину (для работы за пультом управления ЭВМ), получать задания от заказчиков на решение типовых задач и готовить эти варианты, набивая по шаблону перфокарты, а также готовить инструкции по работе за ПУ ЭВМ. Затем, отдавать решённые варианты заказчику. Во главе этой группы я поставил Дмитрову В.А., и не ошибся, так как попытка впоследствии поставить над ними руководителем инженера не увенчалась успехом.

Расшифровки результатов расчётов и построение необходимых графиков осуществляли инженеры лаборатории Соркина, выполняя роль техников и операторов, и только впоследствии, с накоплением опыта и  приходом молодых специалистов, они начали постепенно формулировать новые задачи. (Это произошло примерно через 5 – 6 лет после пуска машины).

Я работал в коллективе, который практически, состоял из одних женщин. Как и в любой большой семье, приходилось заниматься не только решением производственных вопросов, но и воспитанием молодёжи, и улаживанием конфликтов. Коллектив постепенно сплачивался, как все, активно выезжали в колхоз на картошку, выходили на уборку территории.


 В этом году при нашем активном участии был, во время весеннего субботника заложен парк, идущий от пруда до школы № 2, расположенной на горе.

Кроме основной работы, я не забывал о необходимости собственных наработок, в основном, связанных с публикациями.

После того, как я получил свою рукопись с предложением – сократить, я её доработал и вновь отослал для включения в план издания этого года.
               

                С С С Р
      
                ПРЕДПРИЯТИЕ  ПОЧТОВЫЙ  ЯЩИК  № 14


Тел. Ж-2-43-73………………………………………….г. Люберцы  Московской  области


На Ваш №....от.........................................№ 207………9. 02. 1963 г.

                НАЧАЛЬНИКУ  ИЗДАТЕЛЬСКОГО  ОТДЕЛА

                ОРГАНИЗАЦИИ  П/Я  1056

Просим дополнительно включить в план 1963 года рукопись т. Дудко В. А. -

«Система команд и программирование для электронной вычислительной машины М-20».

Направляем Вам рукопись после переработки.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Рукопись на 201 листе, только в адрес.

НАЧАЛЬНИК 


Это была попытка внести в план издательства мою первую книгу.

 В ней я впервые в стране попытался спрогнозировать автоматическую систему перевода с одного машинного языка на другой, что вызвало явное непринятие такого подхода у рецензентов. Мне не удалось издать эту книгу. 

Теперь я понимаю, что, скорее всего, несмотря на то, что она была  актуальной, необходимой для практического использования и написана своевременно, всё-таки она была не до конца доработана и, может быть, частично компилятивной.

Но это был мой первый опыт написания не статьи, не отчёта, а - такой большой технической книги.

По работе в течение года я принимал участие в выпуске 12 отчётов:

 -  два из которых были общеинститутские типа «Эскизное проектирование» конкретного двигателя и дополнения к нему, где наше участие было небольшим.

 -  отчёты по внешнебаллистической задаче Р.Е. Соркина,

 -  интересная исследовательская работа по нестационарной скорости горения в ТТРД,

 -  первые работы по расчёту разбросов параметров.

 -  а также первые работы по разработке методик расчёта поверхности горения зарядов твёрдого топлива, ставшие впоследствии одним из основных направлений моих работ.

Кроме того мы с Лёшей Липановым, напечатали статью по газосвязанным двигателям (первая печатная работа!).

Ещё одну и первую самостоятельную статью я написал - по методу решения на ЭВЦМ задачи по определению площади горении порохового заряда осесимметричной формы.


   Наши программисты составляли программы в кодах машины М-20. После написания программы нужно было проверить её работоспособность, для чего мы всегда требовали от постановщиков ручного контрольного счёта, которого не всегда удавалось добиться. В соответствии с ручным контрольным счётом мы проводили отладку программы. Именно во время этого процесса выявлялись ошибки или недоработки самой программы, а, иногда, и самой постановки задачи.

  Программы писались на специальных стандартных бланках, а для ввода их в машину, они кодировались на внешних периферийных устройствах - набивались в виде отверстий в перфокартах. Это было проще и удобнее, чем ввод информации на ЭВМ Урал, да и исправления, если они были, проще осуществить заменой (перебивкой) одной или, реже, нескольких перфокарт. Если на ленте я научился читать информацию в двоичной системе довольно быстро, то здесь мне пришлось освоить и восьмеричную и шестнадцатиричную системы, а перевод в десятичную систему мне дался несколько труднее.

  Если, после окончания отладки программы задачи, и её сдачи постановщику, по этой задаче расчёты велись большим количеством вариантов, программа становилась типовой, и её номер входил в состав типовых задач. К сдаче таких программ группе операторов предъявлялись дополнительные требования. По типовой задаче необходимый вариант мог просчитать любой сотрудник института, подав от подразделения заявку, вначале просмотренную постановщиком, а позже и без участия постановщика.
   
  Я никогда не требовал от своих программистов убыстрения процесса составления и отладки программ, и только иногда просил их приложить максимум усилий для выполнения заданий, ещё не зная, что увлечение числа не ускоряет, а, как правило, замедляет процесс. (Что впоследствии в своей книге "Как создаются программные комплексы..." подтвердил Мак-Кракен, правда, это относилось к крупным проектам).

  В практику работы только что стали внедряться интерпретирующие системы ИС-2 и алгоритмические языки (ПЛ-1, АЛГОЛ).

Однако в тот момент мы ещё не стали применять алгоритмический язык ПЛ-1 и ФОРТРАН. Да и ещё было много дискуссий по применению трансляторов с языка ТА-2 и ТА-1.

В ассоциации КВЭМ и на конференциях каждый разработчик хвалил свой транслятор.


   
   
 












Рецензии