О науке, которая была когда-то

А теперь немного о науке. Но о той науке, о которой я хотя бы что-то знаю - или считаю что знаю.

Я, в общем-то, вроде бы учёный, а учёный ли. Ведь, становясь учёным, человек волей или неволей должен следовать определённым правилам. То есть быть, - как бы становиться снарядом в орудии. Или патроном в автомате, но если и не в автомате, то хотя бы в каком ни будь пистолете, например, в самом маленьком и паршивеньком - мелкокалиберном. Таким учёным я, наверное, и был. Не знаю, как бы я поступил, если бы жизнь сложилась по-другому, но она сложилась так, как получилось, и тут уж ничего не поделаешь.

В Специальную астрофизическую обсерваторию (САО) я поступил работать в начале семидесятых годов прошлого, двадцатого века, второго тысячелетия. А в обсерваторию ли я поступил? - в ней-то один телескоп БТА (Большой телескоп азимутальный). Хотя этот телескоп и шестиметровый (размер его главного зеркала). Он был уникальным и единственным в мире самым крупным телескопом. С 1977 года этот телескоп начал работать по научным программам. И почти в течение двадцати лет оставался самым крупным телескопом в мире. Этот телескоп так и остался один - не считая всякой мелюзги. Самым большим среди этой мелюзги, был телескоп, с зеркалом 0.6 метра. Да и этот телескоп отправили на Казанскую станцию, - а может быть всё-таки, обсерваторию? А у нас называть один телескоп БТА обсерваторией как-то даже неприлично. Да и остальные наши малые телескопы разбросали, куда только можно. В общем, партийное руководство страны - рубило слева направо, а потом справа налево.

На Ленинградском оптико-механичесом объединении (ЛОМО) строились два телескопа с главным зеркалом 2.6 метра. Как минимум один из них предназначался для САО. Но первый из них построенный, ушёл в Бюраканскую обсерваторию, там всё-таки директор был академик. А второй, точно такой же телескоп, который кто знает, может быть, и не достроили, неизвестно где? Да были ещё два телескопа с главными двухметровыми зеркалами фирмы Цейс, но и они не попали в САО, а ушли в другие обсерватории.

Да и недавно почти уже в наше время, какой-то телескоп с двух с половинной метровым зеркалом, откуда он я не знаю, поставили под Кисловодском. А почему его не поставили на территории около телескопа БТА? По-видимому, никто не знает, а если кот-то знает, то молчит. Думаю примеров достаточно - сатана там правит бал…

- А кто он такой?

- Кто?

- Сатана.

- Не знаю.

- А кто знает?

- Не знаю.

- Болван!

- Сам болван!

- Хулиган!

- Сам хулиган!

- А пошёл бы ты…

- Пошёл…, пошёл… - …но так ужасно далеко, что уж назад не возвращался. Читатель? Он тебе не попадался? - Козьма Прутков. А, вообще-то, - Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы.

Примечание: здесь приведён фрагмент из окончания басни про пастуха и молоко - Однажды шёл пастух и нёс куда-то молоко, …

И вот так всегда - сбивают, столку!

У нас в обсерватории, а вообще-то, лучше сказать при телескопе БТА, всё-таки поставили, в конце концов, метровый телескоп фирмы Цейс, но было уже поздно «поезд ушёл». Думаю, что у кого-то из высшего руководства науки, до сих пор от этого «кишки ноют», а может быть и ни у них, а у тех, кто ими управляет. А поздно-то было потому, что коллектив почти уже «развалился».

Но это было уже потом, а до того, в САО был большой коллектив учёных, - а телескоп-то один, и это-то крупнейший в мире телескоп БТА. И вот на этом одном телескопе наблюдали все звёзды и галактики, в основном, конечно же, яркие, которые на нём и наблюдать-то трудно - нет такой аппаратуры, «зашкаливает» её, захлёбывается она от света. И поэтому ставили диафрагму Гартмана, она предназначена для исследования оптики телескопа, и пропускает несколько процентов света (она ставится автоматически - нажатием кнопки на пульте управления телескопом). А почему? Да потому, что на одних слабеньких, далёких звёздах и галактиках - кандидатской не защитишь, не то, что докторской. А об академиках никто и не мечтает - в академики никого из наших «БТА-шников» не пускают. А вот в «чукчей», образно говоря, превращают. Так же образно говоря, в переносном смысле, распиливают зеркало телескопа БТА на части.

Да и не образна говоря, и не в переносном смысле - сканер-то (основной прибор на телескопе БТА) «захлёбывался от света» (наблюдали то яркие объекты) поэтому отобрали из его «канала часть света» и пустили на фотометр. Оформили это как научно-техническое достижение и отправили руководству - это наши «чукчи» отправили. А «чукчи» в руководстве наукой с радостью приняли «это великое достижение», да ещё и поблагодарили за усердие, - а может быть даже и деньгами премировали. А может быть, и нет - уже не помню. Но знаю точно, не уволили, - а, следовало! Хотя как бы самого меня не уволили за эти слова - болтай-то, болтай, язык-то без костей, а дело разумей…

- Всё тебе «чукчи» только вокруг и мерещатся - тоже мне писака!

- А может они и не «чукчи» - всё может быть, когда ничего толком не знаешь, что творится «в верхах». И, вообще-то, о «чукчах» здесь образно сказано. «Чукча» в этом тексте что-то непонятное, странное несовместимое с действительностью. И в этом есть свой резон, но это выходит за рамки данного текста. У чукчей своя не простая история, но об этом умолчим…

Так вот возвращаясь снова к телескопу - работает этот «бедолага» шестиметровый телескоп, в среднем по времени, как двухметровый, и это в лучшем случае, а, вообще-то, как полутораметровый телескоп. Повторюсь: «охочих много до тайн небес».

Хотя сейчас, что «охочих много…» я как-то не уверен - это, конечно же, уже в наше время. И так далее и тому подобное.

А, вообще-то, теперь уже, в наше-то время, судьбу телескопа БТА решает не научный коллектив, а весь её состав, включая шоферов, сантехников, и прочих. А их-то, у нас, больше вместе взятых, чем учёных. Да и молодых учёных уже почти нет - их-то по «заграницам» разогнали. Так что «…мы идём, мы движемся вперёд…», - правда, мы теперь не знаем, куда это вперёд или назад? Но нам-то всё равно, куда бежать влево или вправо? Мы же теперь в «беличьем колесе», но этого мы не знаем, а потому и бежим всё быстрее и быстрее - пока не упадём. А упадём, другие побегут пока не «окочурятся» от перенапряжения.

Так что вперёд - и ни шагу назад! Да причём тут шаг! Бежать надо! Бежать! И быстрее! Ещё быстрее!! Ещё быстрее!!! И так далее.

Но это для тех, кто не в мафиозных структурах телескопа БТА. Эти мафиозные структуры, неприкасаемы - попробуй, тронь, мало не покажется. А есть ли эти структуры? А может быть их, и нет?!

А кто я, и где же я, в каких я структурах? - а меня как бы и нет. Меня-то и не было - я просто-напросто вымышленный. От лица кого-то ведь надо было писать «этот бред», - а может быть и не совсем всё-таки бред? Кто знает? А может никто и не знает. И так далее и тому подобное - понимайте, как хотите!

А сегодня день независимости, и как бы в нашей страны тоже, мы же почти уже колония Северной Америки, как раньше была Индия колонией Англии. А Англия или точнее Великобритания уже управляет всем миром. Или мне это только кажется, а может быль и мерещится. А есть ли разница между словом, кажется и мерещится? Или я совсем запутался, а в чём запутался?! Не пойму!! И распутаться уже не могу!!!

Люди помогите! Истекаю!!! - кричит пьяный, стоя у водосточной трубы. А дождь - всё идет и идёт и вода журчит по водосточной трубе.

- Ну, ты, писака - допрыгался, доскакался! Кажись уже «слетел с катушек», а вернее у тебя «тихо шифером шурша, едет крыша, не спеша», - а, в общем-то, слегка повредился умишком. У нас-то день независимости, не помню, правда, от чего или от кого, 12 июня, а не 4 июля - знать бы это тебе следовало! И вообще, как у Тимура Шаова - «…а Пристли был…, но это… ладно…, а Мусоргский бухал!» - вот так! И только так-то!! Итак - вот так!!!

4 июля 2016 года.


Рецензии