***

 Ненужный привесок, болтавшийся у ленинградских тюрем с 1937 года, хлынул на зов справедливости.  С годовалой дочуркой и первоклассником сынишкой помогали справляться друзья, у которых остановилась беременная мною, моя мать. Мучил токсикоз,но ведь не болеть,а устанавливать попранную честь, приехали сюда родственники тех, Кто был вырван  из семей,не понятно за какую провинность. Это теперь,мы знаем, как им не расстрелянным ,без суда и следствия по дороге, жилось в тюремных застенках. И только предчувствие беды с проблесками надежды, гнали людей восстанавливать правду. То было время, "когда улыбался только мёртвый,- спокойствию рад"(А. Ахматова). Проговорив всю ночь о том, через что прошёл каждый, подруги вспомнили и то утро,когда Янка, увидела такой вещий сон, предсказывающий  горе и беду. Тогда во сне она пришла на могилу моей бабушки с цветами. Вместо памятника,на месте могилы зияла глубокая яма. Страх и ужас прервал голос сверху,- она ищет могилы своих детей! Тогда этот голос предвещал беду, а сейчас,- 79 лет спустя,  мы так и не нашли этих могил! Если учесть, что в одиночной камере,находилось 10-16 человек, то и без пыток, и без расстрелов... Но ведь пытали, заставляя подписывать кем-либо сфабрикованную брехню. Я так думаю, и я совсем не обиделась бы, на двух братьев мамы и на её мужа, если бы узнала, что они подписывали всё, что им подсовывали. Ведь на"свободе" осталась та, которая до 30-х годов сражалась и победила,с их помощью, туберкулёз лёгких, мучивший её с раннего детства. И, теперь, как она?  Девяти месячные ещё не ходят, и на руках не удержать, и 4-х летнему нужен глаз да глаз. Вероятно, никто из них,даже представить себе не мог,что ни жилья,ни средств к существованию не оставил Для детей и жён "врагов"народа сталинский террор.
  Спектакль,который был разыгран правительством с обещаниями возмездия виновных и оправдания праведных был окончен с нулевыми результатами... И грянула война, которая стирала  на своём пути все трагедии, и уносила их не высказанными в землю. Наш вождь уверовал в свою безнаказанность: мёртвые не скажут, а живые побоятся! Я тогда ещё не родилась, и моя мать поведала об этом,мне,родившейся через 5 лет, только после смерти Сталина.Но я всё помню! И, уже теперь, 11-й класс школы №286 г. Санкт-Петербурга совсем не ровно дышит на эту тему.
  Так хочется надеяться на то, что,благодаря пытливому и не равнодушному к этой теме уму,это белое  пятно исчезнет из истории нашего государства и засияют славой имена тех, кто боролся за счастливое наше будущее!


Рецензии