Дневник коммандера Алекса Карсона

                *ПОСЛЕДНЯЯ ПОВЕСТЬ КАПИТАНА КРЫМОВА*
   
                Эпилог

В один из дней по «Скайпу» со мной связался мой старинный товарищ по Сахалинскому пароходству. Я был немного удивлен, так как уже длительное время он не выходил на связь.

- Привет, Володя. Как ты сам? - спросил Олег, когда я нажал кнопку соединения, и изображение моего бывшего сослуживца появилось на экране.
- Привет… По всякому… Местами хорошо, но бывает и не очень. - уклончиво ответил я: - Ты куда пропал? Давненько от тебя не было никаких вестей.
- Да были дела. Купил новую шхуну, налаживал промысел… Сам понимаешь, забот было выше крыши…
- А сейчас, стало быть, попустило?
- Типа того. - ответил Олег и замялся. Он вообще был каким-то слегка заторможенным и старался не смотреть в камеру.
- Что-то ты дружище неважно выглядишь. Приболел?
- Есть маленько… А если честно, Володя, то меня здорово прихватило. Не знаю, выкарабкаюсь ли.
- Ну, что ты, Олежа! Какие наши годы – оклемаешься. - веселым тоном сказал я, стараясь приободрить товарища.
- Я вот чего звоню. - не отреагировав на мои утешения, продолжил мой визави: - Есть у меня к тебе дельце. Мне заниматься им недосуг, а ты, может, доведешь его до ума. Ты капитана Крымова помнишь?

Его вопрос меня удивил.

- А то! Конечно, помню. Я опубликовал несколько повестей по его рассказам. Ты разве не читал?
- Прости, Володя, ты же знаешь, что я не шибко люблю читать. Разве только техническую литературу.
- Да я помню, но подумал, что возможно ты изменился со временем.
- Нет, я все тот же. - ответил Олег и грустно улыбнулся.
- Так что там с Крымовым, откуда ты его знаешь?
- Он жил от меня неподалеку, а гаражи, так вообще стояли через один…
- Мощный был старик, кладезь морских историй… Так может ты и Васнецова знал. Они с Крымовым корефанили?-спросил я.
- Знал… Так, здоровались, но до бесед дело не доходило… Короче, незадолго до смерти Крымов передал мне кое-какие свои бумаги. Не хотел, чтоб вместе с ним ушли и его воспоминания… Я немного разобрал, но большинство, к сожалению, так и осталось нетронутым… Ты знаешь, столько проблем в последние годы навалилось: то болезнь жены, то устройство сыновей, то да се… А теперь, боюсь, что уже руки и не дойдут.
- Да брось ты, брат, не падай духом.
- Постараюсь… Но все же дослушай меня до конца. Многое из архива Крымова я пораздавал толковым ребятам из молодых, может доведут их до ума, а для тебя у меня есть вот что… Среди бумаг старика был дневник некого английского коммандера Карсона. Это по нашему капитана второго ранга… Вот он, можешь посмотреть.

С этими словами мой товарищ поднес к камере небольшую книгу в потемневшей темно-коричневой обложке с металлическими застежками. Изображение не позволяло четко рассмотреть предмет.

- И что в нем? - поинтересовался я.
- Много всякого. Переслать тебе я его не могу. Боюсь, может пропасть. Я сделал проще, отсканировал листы и пришлю их тебе по электронке. Разрешение хорошее. Надеюсь, ты их разберешь и напишешь какую-нибудь книжку.
- Ну, что ж, идея неплохая, и архив Крымова не пропадет, и мне сюжет будет. Присылай сканы, буду разбираться. Там по-каковски написано?
- По-английски, но разборчиво. Писал штурман, бывший офицер флота ее величества английской королевы.
- Наверное, интересно.
- Почитаешь – узнаешь… Крымов сказал, что купил дневник давно в Сингапуре на блошином рынке. Ему понравилась обложка с серебряными застежками, да и цена этой вещицы была умеренной…
- Погоди, Олег, - до меня, наконец, стал доходить смысл происходящего, - ты как будто делаешь последние распоряжения. Что все так серьезно?

Мой собеседник на далеком Сахалине, сделал на лице что-то наподобие грустной улыбки:

- Помнишь ту историю, которую ты рассказывал мне про остров Матуа?
- Это про немецкий самолет? ** Конечно, помню. Я недавно опубликовал повесть об этом.

**Описание этих событий в повести "Загадка бухты Двойной"

- Я же тебе говорил, что читаю мало. Твою повесть я не видел, мне хватило и твоего рассказа.
- И что же?
- Осенью прошлого года я ходил туда, еще на старой шхуне.
- Интересное кино! – вырвалось у меня: - А тебя туда пустили?
- А я никого и не спрашивал. Если бы и были вопросы, то сказал бы, что отстаиваюсь от шторма. У меня в Охотском море район промысла, так что видимость закона была соблюдена…
- Ты же туда забрел не просто так?
- Конечно… Думал что-нибудь найти.
- Ну и?
- Нашел… Но лучше бы не находил…
- Можешь рассказать? - осторожно спросил я, не особо надеясь на откровенность.
- Что тебе рассказать? Остров сейчас совершенно пустынен. Людей нет, зато морской живности хоть отбавляй… Останки Ройе-Мару так и торчат над водами бухты…
- А самолет?
- А самолета там уже нет.
- Понятное дело… Ты надеялся его найти? После стольких лет? Я же тебе рассказывал, как меня допрашивал майор, и я ему все рассказал…
- Помню… Думал, а вдруг?!
- Я так понимаю, что что-то ты там все-таки нашел?
- Правильно понимаешь… Два контейнера… Недалеко от того места, где ты видел самолет.
- Контейнеры? Ну да, были в нем такие –  тяжеленные. Судя по весу – свинцовые.
- Почти… Один оказался пустой, а другой запечатанный.
- Что значит почти? Они были не из свинца?.. Но тогда… Это то что я думаю?!
- Да… Это был не свинец. Это было золото! Золото! Понимаешь – чистейшее золото 999 пробы!
- Ни хрена себе! - вырвалось у меня: - но они весили килограмм по 100 каждый! Я тогда еле сдвинул один с места.
- Восемьдесят килограмм – грамм в грамм. Немецкая точность!
- Если ты знаешь их точный вес, то, стало быть, ты их поднял? -  логически рассудил я.
- Конечно, поднял. Как я мог оставить на дне столько золота?
- Олежа, ты, что забыл про статуэтку Будды?! Я же тебе рассказывал, что сталось с Радзиевским!?
- Я помнил… Но первый контейнер был пуст… Это то меня и сгубило… Когда его подняли на борт и обнаружили из чего он сделан, то второй контейнер мы не смогли бросить.
- Теперь все ясно… Как же вы так неосторожно?!
- Люди гибнут за металл. - уныло пошутил мой товарищ: - Самонадеянно полагали, что сможем аккуратно извлечь. И вроде использовали средства защиты. А оно все равно – дало о себе знать…
Двое моих ребят уже умерли, теперь очередь за мной…
- Ну может это можно как-то поправить? У тебя же теперь средства есть.
- Средства есть, а здоровья нет… Купил новую шхуну, хорошую японскую, сыновьям достанется, будет заработок на хлеб с маслом… А я уже, если подумать, то и не так уж мало и пожил, повидал много всякого – другому на пять жизней хватит…
- Печально все это. - вырвалось у меня
- Да уж не весело… Я вот что еще хочу сказать. Я не только позвонил тебе, чтоб про этот дневник, да про мои находки рассказать.
- Что еще?
- Помнишь, когда-то в восемьдесят третьем в Магадане ты меня от смерти спас? Выбил у того мудака нож, когда он в кабаке хотел меня пырнуть.
- Да, брось ты, Олег, что я такого сделал. Он просто так махал ножом, хотел напугать.
- Нет. Ты не видел его глаза, а я видел… Короче -  я тебе должен, а долг, как известно платежом красен.
- Какой там долг.
- Слушай меня и не перебивай, а то вдруг с интернетом что-нибудь случиться и я не успею рассказать… Ты мой гараж помнишь?
- Смутно.
- Там в яме есть тайник, схему я тебе сброшу по электронке вместе со сканами. В тайнике будет лежать дневник и кусок того самого контейнера.
- Он же…
- Не того. Что я совсем офигел?! Первого, который был пустым. Примерно пять килограмм. Все это твое. Распорядишься по своему усмотрению. Остальное я раздал кому надо…
- Спасибо, конечно, но это все как-то неожиданно. Да и вряд ли я смогу попасть на Сахалин.
- Сейчас нет, но в будущем – возможно. Нет ничего  вечного. Все может измениться... Потратишь с пользой и будешь меня вспоминать. А теперь прощай, брат, может статься, что больше не свидимся. Я отключаюсь – мне еще кое-какие делишки надо доделать.
- Я все-таки надеюсь и говорю до свидания. - ответил я.
- Надежда умирает последней, бывай Вовчик! - мрачно улыбнулся мой бывший сослуживец и отключился.

Отсканированные листы дневника на следующий день пришли мне на электронную почту. Олег же на Скайп больше не выходил и телефон его не отвечал…

Записи коммандера Алекса Карсона начинались в далеком 1889 году, когда юноша поступил юнгой на торговое судно. Алекс скрупулёзно записывал свои впечатления, а также рассказы своего старшего брата и повествования своих флотских друзей. Это был кусок неведомой мне и безвозвратно ушедшей эпохи. В дневнике было много интересного, но одна история заинтересовала меня больше других…

                Хунта генерала  Кампоса

В конце 1889 начале 1890 года в Аргентине назревал государственный переворот. Большая часть латифундистов, во главе с гражданской революционной хунтой и генералом Мануэлем Х. Кампосом, недовольных политикой правительства и президента Мигеля Хуареса Сельмена, была настроена решительно. С помощью вооруженного восстания они надеялись захватить власть в стране. Для путча требовалось оружие и боеприпасы.

Правительство президента  Сельмена задолжало ангичанам, и в частности лондонскому Банку «Barings», огромные суммы. Падение действующей власти означало невозвращение долгов и автоматически вело к банкротству вышеозначенного банка. Банк был не простой. По словам Натана Ротшильда, если бы это произошло, возможно, вся частная банковская система Лондона разрушилась бы, что привело бы к огромной экономической катастрофе!

Такого поворота событий нельзя было допустить ни коим образом. К этому вопросу правящие круги Великобритании отнеслось со всей серьезностью, и Военному ведомству было дано секретное распоряжение с самыми широкими полномочиями.

Пока англичане просчитывали возможные риски, аргентинские повстанцы начали активный поиск военного снаряжения. С целью максимально засекретить подготовку восстания, было принято решение закупить оружие заграницей. Такая возможность представилась в Новой Зеландии.
             
                шхуна «Мальборо»

Сделка по закупке необходимого вооружения была совершена. Оставалось доставить груз в Аргентину. Для этой операции торговое судно «Мальборо» подходило по всем параметрам. В холодильные камеры, для отвода глаз, загрузили немного мяса, а в трюмах в тюках с шерстью было спрятано оружие.

Капитан шхуны Дик Херд, за приличное вознаграждение, решился изменить курс судна и идти в Глазго не Атлантическим маршрутом, а через Тихий океан и Маггеланов пролив. Он надеялся прийти в Глазго в срок, а маршрут следования скрыть от владельцев судоходной компании. Сумма фрахта оставалась прежней, так что хозяева «Мальборо» ничего не должны были заподозрить.

В курсе событий должно было быть всего несколько офицеров, которые отвечали за прокладку курса и погрузку судна. Членам команды по большому счету было совершенно все равно. Не имея навыков чтения судовых карт, они не могли с точностью определить место нахождения шхуны.

Десять пассажиров «Мальборо», среди которых имелась и одна женщина, были сторонниками заговорщиков и должны были сопровождать оружие.

Все пошло хорошо, но сам того не подозревая, капитан Дик Херд ввязался в скверную историю, где на кону стояли огромные деньги и интересы международных финансовых воротил. В их планы никоим образом не входила победа аргентинских повстанцев. Поэтому судьба «Мальборо» вместе с грузом, экипажем и пассажирами была предрешена изначально, как только они отошли от причала Литтлтона.

Один из штурманов, проболтался своей пассии о большом куше, полученном им за нелегальный провоз груза. Их разговор случайно подслушал юнга, которым и был Алекс Карсон. Ночью юноша проник в трюм и в первой партии тюков с шерстью обнаружил оружие.

Начитавшись приключенческих романов и, будучи уверенным, что речь идет о помощи пиратам, молодой моряк рассказал все старшему брату, служившему младшим офицером на бронепалубном крейсере «Линдер». Военный корабль, по невероятному стечению обстоятельств, стоял в Литтлтоне под погрузкой угля. Дальше по цепочке информация отправилась в Лондон.

                крейсер «Линдер»
 
Пока сведения путешествовали по инстанциям, «Мальборо» успела загрузиться и выйти рейс. На всякий случай, старший брат посоветовал юнге списаться со шхуны, сославшись на мифическую болезнь.

По началу ситуация не выглядела столь серьезно, но контрабанда оружия – дело нешуточное. Дабы узнать место выгрузки, вслед за «Мальборо» был отряжен тот самый «Линдер». Через день на горизонте вахтенным с крейсера были замечены мачты шхуны.

Корабль сбавил скорость и стал держать торговое судно в пределах видимости. Командир крейсера ждал дальнейших указаний из Адмиралтейства.

Вся серьезность ситуации стала понятна, когда «Мальборо» направилась к проливу Магеллана. Сопоставив все сведения, в Лондоне сообразили, для кого может предназначаться оружие, и какие из-за этого могут быть последствия. Телеграфом капитану «Линдера» были даны самые жесткие распоряжения.

Крейсер настиг шхуну в одной из безлюдных бухт острова Кларенсе, но опоздал всего на несколько часов – груз вместе с десятью пассажирами уже находился на борту аргентинского судна, которое на всех парусах уходило к родным берегам.

Этого капитан «Линдера» не знал. Остановив «Мальборо», он послал к ней шлюпку с офицером и матросами. Те очень скоро выяснили, что трюма торгового судна пусты, а весь товар и пассажиры перегружены на аргентинца, с которым военные моряки разминулись несколько часов назад.

Ничего не сказав, десант с крейсера спешно покинул злосчастную шхуну. Корабль поднял пары, и началась погоня. У тихоходного торгаша уйти от крейсера не было никаких шансов.

                Англичане против англичан

Оружие в трюмах аргентинского судна представляло нешуточную угрозу для Британской империи, поэтому англичане не стали разводить длительные церемонии. Ничтоже сумяшися, они открыли ураганный огонь из орудий крупного калибра. Буквально несколькими залпами с близкой дистанции канониры разнесли аргентинца на куски.

После этого настала очередь соотечественников.
Полагая, что остальные члены команды «Мальборо» могут раскрыть факт незаконного военного вмешательства в дела суверенного государства, было принято решение устранить и их.

Ничего не подозревая и надеясь, что английский крейсер не причинит вреда судну под английским же флагом, команда шхуны, выйдя из бухты, где осуществлялась перегрузка контрабанды, продолжила свой рейс. Но они просчитались.

По «Мальборо» было произведено несколько десятков выстрелов новейшими для того времени 152 мм снарядами, начинёнными отравляющими веществами. 

За несколько лет до этих событий, известный английский химик и фабрикант Макинтош разработал вещества, воспламеняющиеся от соприкосновения с кислородом, «следствием чего,;- как писал Макинтош, - происходит образование густого черного, удушливого тумана.

Через некоторое время, получив заказ от Адмиралтейства, химик синтезировал уже бесцветную туман образную удушающую смесь, которой начинялись артиллерийские снаряды.

Исходной данной для расчета количества химических снарядов, необходимых для обстрела площадей, принята была норма – один 152-мм химический снаряд на 80 кв. м площади.

«Мальборо» накрыл смертоносный туман. Мгновенная невидимая смерть настигла моряков. Команда шхуны стала первой жертвой химической войны.

Экипажу «Линдера» было объявлено, что корабль сражается с пиратами, которые, желая уйти от возмездия, коварно подняли британский флаг.

Когда туман развеялся, крейсер отбуксировал "Мальборо" обратно в бухту и посадил на мель, тем самым создав еще одну из загадок о пропавших кораблях. 

                Пролог

Аргентинские повстанцы потерпели фиаско, во многом благодаря отсутствию достаточного вооружения. Правительство Сельмена хоть и вынуждено было уйти в отставку, но сохранилась преемственность власти. Новое правительство выплатило все долги банку «Barings», финансовая система Великобритании устояла, а шхуна "Мальборо", никем не найденная, простояла в бухте 23 года!

В 1913 году произошло землетрясение, вызвавшее большую приливную волну. Она сняла шхуну с мели, и течение вынесло "Мальборо" в Магелланов пролив, где ее и обнаружили моряки торгового парохода «Джонсон».

...Алекс Карсон вернулся на родину и по совету старшего брата поступил в военно-морское училище. После его окончания он служил на разных кораблях Королевского флота Великобритании. Дослужился до звания коммандера. О расстреле шхуны, на которой он служил юнгой, моряк ничего не знал. Его старший брат, который очень тяготился всей этой историей, связанной с "Мальборо", перед смертью поведал брату о событиях возле острова Кларенсе. Для Алекса это было потрясением. Он подал рапорт об отставке и уехал в Сингапур. В этом далеком городе жили родственники жены, занимавшиеся колониальной торговлей. Карсон остаток жизни прожил вдалеке от Англии  и тихо умер в возрасте 93-х лет! Все годы он вел дневник, в котором осталось немало историй, еще ждущих своей публикации...



Шхуна «Мальборо», Великобритания, порт приписки Глазго.

грузоподъемность: 1 191 брутто-тонн, длина 69.46 м,
ширина  7.62 м, три мачты, железный корпус, две палубы,
рефрижераторная установка, работающая на угле.
экипаж 30 человек

Построена в 1876 году на верфи Роберта Дункана, Глазго

первый владелец Джеймс Гэлбрейт, который был одним из совладельцев судоходной компании «Walter Savill и партнеры» (Savill лайн).

В 1880 году она вошла в собственность Джона Лесли Судоходная компания  «John Leslie & Partners».

В ноябре 1890 она оставила Lyttelton и пропали без вести у мыса Горн с грузом мяса.(Официальная версия)



Бронепалубный крейсер «Линдер», Великобритания

                Основные характеристики
Водоизмещение 4369 т
Длина 96 м
Ширина 14,02 м
Осадка 6,25 м
Бронирование Палуба — 37 мм, щиты орудий — 37 мм
Двигатели 2 паровые машины типа компаунд, 12 паровых котлов
Мощность 5500 л. с. (4 МВт)
Движитель 2 винта
Скорость хода 16,5—17 узлов
Дальность плавания 10 000 морских миль на 10 узлах
Экипаж 278 человек
                Вооружение
Артиллерия 10 ; 1 — 152-мм, 16 картечниц
Минно-торпедное вооружение 4 ; 1 — 457-мм торпедных аппарата


Рецензии
Marlborough (1876 ship)
From Wikipedia, the free encyclopedia.

Владимир Врубель   08.07.2016 19:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.