Искушение князя Давида

   Муром, начало 13 века.

   Молодой князь Владимир Юрьевич вернулся с охоты пораньше и направился в покои жены Мирославы. Но не нашёл её. Недовольный и разгорячённый, он позвал прислугу:
– Дуняша!
   Девушка выбежала ему навстречу с вытаращенными от страха глазами и принялась истово креститься.
– Что с тобой? – строго спросил князь Владимир, – где твоя хозяйка?
– Свят, свят! Княгиня Мирослава в опочивальне… с вами.
– Что ты несёшь, глупая? Разве не видишь – вот он я!
– Вижу – но не верю своим глазам! Кто ж тогда с княгиней-то?

   Оттолкнув Дуняшу, Владимир Юрьевич кинулся в опочивальню – и остолбенел. Рядом с женой лежал его двойник! Взревев от негодования, великий князь бросился на соперника. Но тот лишь улыбнулся – и исчез. Проснулась княгиня и удивлённо спросила:
– Ты куда-то собрался, свет очей моих?
– Я только что пришёл, Мирослава, – сурово сказал князь, – и вижу, что ты времени даром не теряла. Кто твой полюбовник?
– Даже не понимаю, о чём ты говоришь!
– Не понимаешь, с кем в постели валяешься?
– Да с тобой я была, с тобой!

   Княгиня Мирослава плакала и клялась в своей невинности. Владимир Юрьевич не знал, что и думать. Вне себя от гнева и досады он вышел во двор. В воздухе пахло весной. Навстречу князю выбежал его юный брат Давид и закричал:
– Гляди, как я научился стрелять из лука!
– Ох, не до этого мне!
– Что с тобой?
   Но князь только рукой махнул и отправился на псарню. Любимая собака встретила его у порога. Владимир обнял её за шею и зарыдал.

   Вскоре заболела княгиня Мирослава – с каждым днём всё больше слабела и худела. Лучшие лекари не знали, в чём причина её недуга. Князь Владимир ходил мрачнее тучи.
– Скажи мне, братец, что происходит? – спросил Давид.
– Не поймёшь ты моей кручины.
– Это связано с твоей женой? К ней кто-то ходит, да?
– Откуда ты знаешь?
– Я видел, как из её окна вылетает крылатый змей.
– Почему же ты молчал?!
– А кто бы мне поверил? Ты всегда считал меня выдумщиком.
– Что верно, то верно. И кто, по-твоему, этот змей?
– Демон. Кто ж ещё?
– Я тоже так думаю. Он медленно убивает Мирославу. Я в отчаянии. Но что же делать?
– Сражаться! Ведь она – твоя жена. Убей змея – и к ней вернётся здоровье.
– Не могу! Ведь он так похож на меня. Вдруг я убью себя? Самоубийство – страшный грех.
– По-твоему, лучше ждать, пока он погубит Мирославу, а потом примется за нас? Нужно действовать!
– Что ты предлагаешь, Давид?
– Схожу-ка я в Воздвиженский монастырь. Там есть чудотворные иконы. Поговорю с монахами. Может, посоветуют что дельное.
– Ангел тебе навстречу.

   Никогда прежде не молился так истово юный Давид. Взглянув на образ Богородицы, он увидел кровавую слезу у неё на щеке. Испугался и попятился назад, пока не наткнулся на кого-то. Повернул голову и увидел отрока чуть младше себя.
– Извини!
– Всё в порядке, – улыбнулся мальчик. – Тебя как зовут?
– Давид.
– А меня Светозар.
– Какое красивое имя!
– Да ладно. У тебя тоже необычное имя – как у царя Давида.
– Это ещё кто такой?
– Древний иудейский царь. Он был простым пастухом, но смог победить врага камнем, выпущенным из пращи.
– Мне тоже позарез нужно победить врага, но я не знаю, как это сделать. Не подскажешь, с кем тут можно посоветоваться?
– Со мной.
– Ты шутишь?
– Нет. Я знаю, зачем ты пришёл. Хочешь помочь брату и убить змея.
– Как ты догадался?
– У Бога всё уже решено. К жене твоего брата летает блудный демон. Он очень силён. Ведь это дух Владимира Красное Солнце.
– Не может быть! Он же давно умер.
– Наивный ты. Дух бессмертен. Справиться с ним можно только Агриковым мечом. Он хранится в алтарной стене. Хочешь, принесу его тебе?
– Ещё спрашиваешь! Неси скорее!
– Ишь ты, какой прыткий! А не испугаешься?
– Какая разница!

   Светозар ушёл в алтарь и вскоре появился, бережно неся старинный меч.
– Держи, Давид.
– Вот он, значит, какой – Агриков меч…
– Тебе не нравится?
– Просто я думал, он гораздо больше.
– Этот меч ковали ангелы по руке отрока. Потому что по преданию, помочь он должен совсем молодому парню – вроде нас с тобой.
– Да, он удивительно лёгкий. Спасибо, Светозар!
– Подожди благодарить. Всё не так просто. Я должен предупредить тебя. Даже, если победишь змея, ты можешь заболеть.
– Ну и что?
– Если тебе станет невмоготу, поезжай в Ласково – это небольшая деревня. Там живёт девушка – моя духовная сестра. Только она сможет тебя исцелить. Но у неё очень своеобразный характер. Я не могу с ней долго общаться. Уж очень она властная и вечно всех учит.
– Ну и ладно. Может, ещё не придётся к ней ехать.

   Светозар загадочно улыбнулся и исчез в алтаре, а князь Давид отправился домой. Ещё с порога он понял: что-то стряслось. Служанка Дуняша встретила его испуганным шёпотом:
– Тебя ждёт брат. Только не перепутай – с тем, другим.
– Что? Демон опять здесь?
– Да, в опочивальне княгини.
– Я его не боюсь, у меня вот что есть! – храбро воскликнул Давид и достал Агриков меч.
   Юноша чувствовал небывалый прилив сил. Ему казалось, что он может завалить быка. Но на пороге княжеской опочивальни его охватило небывалое смущение. Преодолев себя, он распахнул дверь и вошёл внутрь.
   Демон лежал на кровати и ласкал княгиню Мирославу. «Как же он похож на Владимира», – невольно подумал Давид и закричал:
– Змей, обернись!
   Но тот даже не взглянул на отрока. И только тут юноша по-настоящему испугался. На теле Мирославы были видны свежие кровоподтёки, а в глазах стояли слёзы. Внезапно демон подпрыгнул и взлетел в воздух…
   Через полчаса огромный дракон бездыханный лежал на полу. Рядом рыдала княгиня Мирослава. Давид почувствовал, что теряет сознание, и обессиленный упал на труп врага.

– Что с моим братом? – спросил Владимир Юрьевич.
– Он потерял много сил, – отвечал лекарь, – но не волнуйся, князь: время и заботливый уход сделают своё дело.
– А эти ужасные пятна на теле… их можно вылечить?
– Я постараюсь.
   Но лечение не помогло. Язвы Давида не заживали. Вскоре всё тело юноши покрылось гнойной коркой. Бедняга ужасно страдал. Не выдержав, он попросил брата:
– Отвези меня в деревню Ласково. Там живёт девушка, которая лечит травами и молитвой.

   Князь Владимир Юрьевич выполнил просьбу брата и отвёз его к мудрёной деве Февронии.
– Что просишь за лечение?
– Сердце Давида.
– Ишь, чего захотела!
– Но больной юноша умоляюще взглянул на брата, и тот пошёл на хитрость:
– Ладно. Вылечи только.
– Пусть Давид пообещает, что возьмёт меня в жёны.
– Обещаю! Всё что угодно. Больно очень…

   Через месяц язвы юноши превратились в рубцы, которые разглаживались буквально на глазах. Однажды Давид почувствовал себя здоровым.
– Ты куда? – спросила дева Феврония.
– Уезжаю. Спасибо за всё. В благодарность оставляю тебе сундук серебра и ларец золота – это плата за твой труд.
– Разве ты забыл наш уговор?
– Нет, не забыл. Просто я не люблю тебя и не могу пообещать тебе верности. Такой брак – кощунство.
– Но ты же дал слово!
– Ну и что? От боли я был готов на всё. А теперь понимаю, что поторопился. Не обижайся. В конце концов, мы с тобой не пара.
– Ладно, иди. Но ты ещё вернёшься ко мне.
   Так и вышло. Вскоре тело Давида снова покрылось язвами.
– Что мне делать? – спросил он брата. Я не люблю Февронию, но не хочу болеть.
– Тогда женись! Стерпится – слюбится.

   Под венцом юный Давид стоял мрачнее тучи. Начиналось лето, но неожиданно в этот день выпал снег – и холодно было на душе у жениха. Как женщина Феврония совершенно ему не нравилась. «До чего же она страшная!» – в сердцах подумал он. А невеста безмятежно улыбалась.

   Вскоре умер муромский князь Владимир Юрьевич. Давид стал его преемником. Он правил смело и решительно, много воевал и никого не боялся – кроме своей жены. Но оставить её не мог – из-за страха, что болезнь вернётся. После рождения троих детей ушёл в монастырь. Перед смертью князь Давид увидел убитого когда-то змея, который пообещал в отместку унести его душу в ад. «Лишь Феврония спасёт меня», – подумал князь. И отправил ей письмо, в котором просил умереть вместе с ним.


Рецензии
Как всегда с интересом читается, хоть сюжет и не уникален, но тем не менее увлекает и заставляет дочитать до конца. Возможно подкупает лёгкость слога, ничего лишнего, как на языке лежит.

Творческих успехов Вам, с уважением Константин.

Константин Машагиров   09.07.2016 17:13     Заявить о нарушении
Спасибо за тёплый отзыв, Константин! Очень нравится легенда, поэтому решила написать рассказ на эту тему. Как кино посмотрела!

Ника Лавинина   09.07.2016 19:29   Заявить о нарушении