Портрет русского бандеровца
Если с образом украинского бандеровца, в принципе, все достаточно понятно, тут и генетическая нелюбовь к «старшему брату» за «масковское» высокомерие, тут и длительное промывание мозгов историческими учебниками, присланные в начале «незалежности» «канадийскими патриётами», телевидением и печатью, то что за такой феномен – русский бандеровец?
В процессе натягивания холста, грунтования и подготовке для живописания, подумал, что рамку нужно было бы сделать побольше, либо же сделать их несколько, ибо написать один портрет, который бы соответствовал и включал все характеры русских бандеровцев на Украине невозможно. Их как минимум три.
Первый портрет, назову его «Кабанчик», самый распространенный, характерный и поэтому наиболее выразительный, тем более, у этого портрета есть четкий и недвусмысленный прототип – персонаж, сыгранный Всеволодом Абдуловым в фильме «Место встречи изменить нельзя». Он тоже вытянул счастливую лотерейку, завел «кабанчика» в виде небольшого бизнеса, а некоторые успели откормить его за тучные годы «злочинной панды» в довольно крупный. И невзирая на то, что он плоть от плоти и кровь от крови порождение этой же системы, которой руководил сбежавший гарант, противился ей, как человек, которому не нравится собственное отражение в зеркале. Не то что он доверчиво верил в европейское будущее, понимая, что система бизнеса, в которой он поднялся – откаты, «решания», контрабанда, черные кассы может накрыться медным тазом при европейском контроле, но надеялся, что выстроенная система достаточно крепка и на его жизнь хватит. Этот тип русского бандеровца не имеет четкой политической идеологии или чувства национальной идентичности. Он руководствуется принципом «только бизнес – ничего личного». Он бегал из одного политического «акционерного общества» в другое, будучи аполитичными везде - бизнес, только бизнес. Но пришел майдан, конечно, не сам, в том числе и с его, порой, активным участием, потому что страх – придет Саша-стоматолог и все ж пропадет. Потом ушел Крым, не сам, в том числе и с его, порой, активным участием, в виде варварской застройки пляжей, покупки и перекупки земли, и полного игнорирования интересов национальной идентичности, которая, оказывается, есть у русских, но об этом чуть позже. А потом случился Донбасс и вроде как, РУССКАЯ весна, казалось бы, что вызвало у этнического русского неподдельный страх? Кабанчик… кабанчик, хрюкающий в уютной системе откатов и черного нала. Это сильнее национальных предрассудков, по крайней мере, для русских. Он стал волонтером, он собирал деньги на армию, слал смс-ки по пять гривен, кричал на митинге «Слава Украине», проклинал Путина и Россию, потому как, нет у него другой родины, Родина там, где кабанчик. Он с легкостью принял бандеровскую идеологию, надеясь на нее как на определенную защиту своего кабанчика. И он не будет страдать от дискриминации русского языка, русской культуры, да и православие примет контрафактное, филаретовское. Он примет все, он выплывет, вернее, не утонет, не будет мучиться вечными русскими вопросами и самокопанием. Только бы не худел кабанчик.
Другой тип русского бандеровца, назову его «Голубем», не в смысле миролюбия или толстовского непротивления. Этот тип еще какой воинственный и порой агрессивный, но большей частью издали, в интернете, не в прямом боестолкновении. Просто, так же плодотворно гадит, разносит заразу, ну и другая аналогия вам будет понятна. Прямого прототипа в кино не припомню, а в сети их полным полно, правда его нельзя увидеть, потому как, не знаю, соответствует ли аватарка в Фейсбуке его истинному лицу. Это борец за все и со всем, «за вашу и нашу». Он как-то нашел себя на Украине в уютном креативном сегменте, блогерстве, искусстве, литературе, журналистике. Он бы и жил не тужил, но был противный тиран Янукович, он душил, он ущемлял права лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, а хотелось Европы, чтобы свобода, чтобы права, чтобы если где-то ущемлялось, так только области ярких скини, в других местах – ни-ни. Ему не занимать сарказма и способности излагать, а благо персонаж, на котором все это можно было оттачивать, был просто находкой. И клеймил, демонстративно, не боясь быть задушенным или оказаться с отрубленной головой в лесу. Но тут пришел майдан, и опять не без его активного участия, потому что тиран убил веру в евромечту, евроценности, евроремонты и евроофисы с евророзетками и евроокнами. Тиран долго всматривался в тайгу, надеясь похоронить святую веру и соединиться с еще большим тираном северного Мордора, от упоминания о котором, в рот не лез ни маффин, ни смузи, ни чизкейк. А потом, Крым, Донбасс. Да, ему были глубоко неприятны, эти, мягко говоря, лица, с которыми он вышел на «кофе с хорошим настроением», да, его воротило от рагулей и вышиванок, которые напяливали и в пир и в мир, от хуторского чесночного запаха и горилки их носителей. Но был страх «белорусизации». Этого наш «голубь» не хотел представить даже в страшном сне. И он закричал: «Слава Украине!», сначала робко, пугаясь собственного крика, потом сильнее, потому что оказался не одинок. К тому же появился новый объект для насмешек, сарказма и троллинга – ватники, колорады, заскорузлое восточное быдло, не понимающее и не принимающее ценностей западного мира и европейской толерантности. В прямом смысле назвать его русским можно с большой натяжкой, но и не украинцем, так точно. У «голубя» нет родины, он жрет и гадит в любой стране, на любой памятник, хоть Нельсону, хоть Минину с Пожарским. Лучше, конечно на Нельсона.
Третий тип наиболее сложный и противоречивый и он является результатом долгой, почти столетней исторической и национальной трансформации, которую переживала страна, начиная от Октябрьской революции. Ленинская национальная политика, затем продолженная Сталиным и другими руководителями национальных республик, поставили русского вне своей национальной идентичности. Он вроде как не обижен, но кичиться своей русскостью и говорить на каждом углу, не нужно. Ему вбивали в голову, как немцу во время денацификации, что русский патриотизм – синоним русского фашизма. У русских не оказалось национальной республики. РСФСР была республикой многонациональной и, пусть русский язык и доминировал на всем просторе СССР, культура являлась сплавом различных национальных культур, которые смешались и дополнили одна другую, не русской в идентичном смысле, и тем она была яркой и многогранной, не отнять. В национальных же республиках пестовали национализм, не буржуазный, но национализм, который был больше похож скорее на этнографический конкурс песни и пляски, без политического содержания, но тем не менее воспитывал русского жителя Украины, что он живет в республике не русских, хоть и ни в чем не был ущемлен. Разве, что заставляли учить язык, и два раза вставать на торжественных собраниях, потому что за гимном СССР исполнялся гимн Украины (Лысенко, конечно, не щеневмерла). Но пришел… нет, не майдан, 1991 год и национальная республика становится отдельным государством, где первым делом начинают переводить часы, переименовывать, насаждать украинство, как основной скелет государственной идеологии. На этот скелет стали быстро набрасывать мясо, опять же присланное из Канады от «дияспоры» и образовалась Украина. Наш «Баранчик», назову его так, не потому что туп и глуп, отнюдь, просто он жертва, жертва тех геополитических обстоятельств, в которые он попал, не по своей охоте и не по своей вине, пока, не по своей. Его вина будет дальше, когда придет майдан. А пока он только намечается. Повторю, что он не глуп, он хорошо разбирается в технике, в энергетике, собирает ракеты на Южмаше и турбины на Атоммаше, он крепкий знающий специалист политехнической эрудиции. И он не волнуется, по большому счету, тот националистический угар 1991 прошел, пришел «Красный директор» и вроде бы можно жить. Он привык к этому суржику, к этой ментальности, кроме того его все равно продолжает окружать русский мир – телевидение, музыка, речь, свободное посещение родственников, где-нибудь в Челябинске позволяет ему не чувствовать оторванности от родины. И он решил, что так должно быть. Украина это государство, имеющая право на язык, историю, национальную гордость, если хотите. Живут же русские в других странах. Он болеет за национальную сборную, учит с ребенком Историю Украины, многострадальной земли, которую 350 лет угнетала Россия. Он морщится, но учит, должна же быть история. А вот теперь пришел майдан. Не то что он его принял на «ура», нет, с опаской, но Крым и Донбасс выбили из него иллюзии о братском отношении родственников из Челябинска и он не на шутку на них обиделся. Он стал украинцем, потому что ему сказали, что украинец – это не национальность или этническая принадлежность, а имеет полиэтническую сущность, мелкая такая плавильная макитра, по аналогии с большим американским плавильным котлом. Конечно же, его обманули, потому что не может название конкретного этнического типа быть распространенно на другие. Для этого государство должно хотя бы изменить название: Украинская федерация или Бандеровская народная республика, без упоминания национальности и этнической принадлежности. Он не против России, как таковой, даже не против родственников из Челябинска, он против Путина и режима, который если сменить - заживем, как раньше, не понимая, что Путин и есть Россия и любой вменяемый и трезвый президент делал бы то же самое. В порыве злобы он называет свою родину «рашкой». Вот не представляю себе армянина, который бы называл Армению «армяшкой», ктобы там не находился у власти, как бы ни бедна была его земля, она будет Арменией. «Барашек», как бы не хочет себя ассоциировать с Россией, ему даже неудобно быть русским, лучше он будет украинцем и Бандера таки герой, пусть не укладываются в его голове все исторические противоречия - он продолжает гордиться своим дедом, погибшим на фронте, освобождая Украину, в том числе и от бандеровцев, отмечает День Победы и за столом может затянуть «Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом», вспоминая свою танковую молодость, но какая-то обида побуждает, на выкрик «Слава Украине!», ответить – «Героям слава!», с калужским звонким «Г». Бандера для него не тот коллаборационист, которого грохнули в Мюнхене, для него он протагонист, антагонистической «рашке». Символ борьбы, как он ее себе понимает. Он не против переименования проспекта, на котором он живет, в проспект Бандеры, он спокойно отмечает день бандеровца 14 октября… хотя и выпьет и 23 февраля, так надо, теперь это его страна, он тут давал присягу. И он с чистой совестью мочит «русню», расстреливая из ПТУРов Луганскую ОГА, из «Акации» - тролейбус на Боссе, он попадает в котел под Иловайском и Изварино, спокойно переходит границу с РФ, чтобы не попасть в плен, потому что, вроде как, Россия и враг, но люди-то свои, русские, поймут и отпустят. Бежит из-под Дебальцево, проклиная, нет, не собственное бездарное командование и руководство, бросившее на произвол судьбы, а Мотороллу и Гиви, потому что они причина войны, ну и Путина, как без него. Он не весел, даже мрачен, но считает свой выбор единственно правильным.
Есть еще один тип русского бандеровца – русский нацист, увидевший в украинском нацисте побратима в борьбе за белую расу, он бы и набил морду хохлу, но потом, а сейчас не время. Но разбирать это я не буду, я не паразитолог и переводить краски не хочется.
июль, 2016 г.
Свидетельство о публикации №216070801474