Если бы..

    На родительском собрании.
- Эти учителя в школе…. Слов нет. Такие небылицы про моего сыночка рассказывают… Он и уроки не делает. Но ведь мне он говорит, что всегда всё выполняет. И в телефон играет во время уроков. А это неправда. Он говорит, что всё записывает, а вот учительница постоянно придирается. На замечания не реагирует! Да кто ж её слушать-то будет. Такую… Вот то ли дело Светлана Ивановна! Все дети, говорит, замечательные. Всё хорошо. Претензий нет. И оценки хорошие.
- Вот-вот! Вечно эти учителя чем-то недовольны.  А сами не могут ничего. Ты сама бы подумала, как сделать уроки интересными. Игры какие-нибудь, конкурсы. К хорошему учителю дети идут на урок как на праздник! А эта Ирина Анатольевна только и зудит: не читает, не пишет, не работает. И с этой своей нравственностью… Достала всех уже. Давайте заменим её на Светлану Ивановну?
- Как? Разве это возможно?
- Я слышала, что родители сейчас «заказчики образования» и имеют разные права. Напишем письмо директору с просьбой заменить учителя, мол «не нашла общий язык с детьми». Директор не захочет скандала и всё сделает, как мы скажем. Можем и нажать, сказать, что если наши требования не будут выполнены, будем жаловаться дальше.
- А поверят нам?
- Поверят. Поверят. Сейчас столько про учителей по телевизору показывают.

     У директора.
- Ирина Анатольевна! В чём дело? Почему родители на вас жалуются? Когда уже вы научитесь нормально работать? Этого мне ещё не хватало – жалобы! А если дальше писать начнут? Подумайте над своим поведением! Вы же педагог первой категории! За эту жалобу снимаем с вас стимулирующую надбавку!

     В учительской.
- Светлана Ивановна, поделитесь опытом. Как это у вас получается: и оценки хорошие, и отношения с родителями замечательные?
- Успокойтесь, Ирина Анатольевна. Не важны в наше время знания. Зачем портить отношения с детьми, а тем более с их родителями? Ставьте то, что они хотят. Говорите, что им хочется услышать. А на всё остальное закрывайте глаза.
- Но как же так? Ведь это нечестно! Это двуличие! Кого же мы тогда вырастим? Дети итак наглеют на глазах. А если мы будем закрывать глаза на их порой бессовестное поведение – ведь ничего не хотят делать: ни писать, ни учить, ни читать!
- Уже давно так. Но если вы хотите иметь хорошее о себе мнение и добрые отношения с администрацией (а это большая стимулирующая надбавка, которой вы лишитесь, если родители будут на вас жаловаться), то работайте как все.
   
 Дома.
- Дорогой, хочу с тобой поговорить. Понимаешь, я не знаю, как мне быть. Быть как все – работать за деньги, вернее, ради денег. Но совесть мне подсказывает, что так нельзя. Идти на поводу у детей и их родителей, исполнять все их прихоти. Не заставлять детей трудиться, учиться… Или остаться принципиальным учителем – добиваться качественных знаний?
- Ну что ты себе голову морочишь? Кому сейчас нужны твои знания? Кто в наше время хочет учиться? Зачем ты себя изводишь? Зарабатывай свою стимулирующую, и все будут довольны. И ты в том числе.
   
 Наедине.
- Вот так. Дожили. Никому не нужны знания. Нужна только видимость. Но ведь эти дети – наши будущие специалисты. Это врачи, медсёстры, строители … без качественных знаний. Нет потребности чему-то научиться... Лишь бы была отметка. Не хочу учиться – хочу иметь всё!
     Кто такой учитель? Обслуживающий персонал, «оказывающий образовательную услугу». А эта стимулирующая часть? Её получают хорошие учителя, у которых нет проблем и высокие показатели.
   Не требовать ничего от детей и родителей, ставить те отметки, которые им хочется, делать вид, что образовательный процесс идёт успешно – смогу ли так работать?

В храме.
- Батюшка, посоветуйте, как мне быть. Я учитель. Это моё призвание. Но сейчас такое время, когда знания никому не нужны. Детям и родителям в основном нужно только хорошо устроиться в жизни, иметь много денег и т. д. А я – учитель русского языка и литературы. Мой долг – научить детей не только грамотно писать, но и быть богатым духовно. Я должна учить детей жить по совести на примерах литературных героев. Мне посоветовали подстроиться под современных учеников, их родителей, новые требования. Я не знаю, как быть. Неужели нет другого способа, а только приспособленчество?
- Светлана Ивановна, милая, успокойтесь. Да, в наше время в школе работать очень трудно. Но Бог дал Вам такой талант – учить детей. Это Ваш крест. Конечно же, надо работать по совести. Тем более уроки литературы. Ведь здесь происходит формирование нравственности, воспитываются души наших детей. Я дам Вам адрес Духовно-просветительского центра. Там есть методическое объединение учителей русского языка и литературы. Уверен, что там Вы найдёте ответы на все вопросы.

В Духовно-просветительском центре.
- Марина Александровна, можно с Вами поговорить.
- Да, конечно, слушаю Вас.
- Я из небольшой сельской школы в 150 километрах от города. Ваша коллега. Скажите, как работать, когда детям не нужны ни русский, ни литература, да и вообще школа для многих – пустое место? Родители озабочены только оценочными показателями. Они ничего слышать не хотят ни о каком духовно-нравственном воспитании. Считают, что их дети самые лучшие.
- Я Вас поняла. Конечно, тяжело. Но вы, как я думаю, человек православный. Вспомните, к кому в Библии обращались: «Учитель»?
- К Иисусу Христу.
- А значит миссия наша очень важная и сложная. Мы, педагоги, должны сохранить исторически сложившиеся традиции, ценности, основы культурно-исторической, социальной и духовной жизни России и воспитать детей (желательно совместно с родителями), способных принять это достояние. Мы должны формировать у детей духовность - фундамент, на котором возможно построить счастливое общество. Безусловно, это качество формируют родители, семья. А мы, учителя,  можем её лишь взращивать либо содействовать его развитию. Однако есть семьи, в которых не говорят о подобных качествах, никто не занимается формированием духовно-нравственного потенциала своих детей. В таком случае педагог является единственным светильником для одинокого (обязательно трудного) ребёнка… Так что присоединяйтесь к нам – православным педагогам. У нас Вы всегда найдёте помощь (бесплатную) и поддержку.

 Прошёл год.
Как замечательно иметь единомышленников, людей, которые в любой момент подставят плечо, помогут, искренне порадуются за тебя. Так сегодняшнее моё выступление было высоко оценены многими учителями из разных городов. Такая поддержка! Хочется работать и творить дальше. Слава Богу за всё!


Рецензии