Записки частного лица. автобиография. часть 18

                Страна пионерия

       Я не случайно в заглавие очередного очерка вынес слова «Страна пионерия». Хотите верьте, хотите нет, но страна такая была. И была она прежде всего в воображении самих детей Советского Союза. Государство не жалело для подрастающего поколения никаких материальных средств.
      Все лучшее было отдано детям – детские ясли, садики, школы, круглогодичные сезонные пионерские оздоровительные лагеря, кружки «Умелые руки» при Домах пионеров и ведомственных организациях и многое другое. Все было направлено на воспитание здорового, полноценного молодого человека.
      «Страна пионерия» – это огромная материально-техническая база духовного, физического, патриотического и нравственного воспитания молодежи, будущих строителей коммунизма. Существовала многоступенчатость в воспитании молодежи. В начальных классах (с 1 по 4 классы) школы советская система стимулировала детей на отличную учебу, почетным званием «октябренок».
      Достойным полагался значок – пятиконечная красная звездочка из мягкого алюминиевого сплава, в центре которой в позолоченном круге на белой эмали было расположено изображение маленького Владимира Ильича Ульянова.
      Все дети Советского Союза знали, что в детстве Ленин учился только на отлично (что соответствовало действительности). Принятие и вручение нагрудного значка малолеткам-школьникам проходило исключительно в торжественной обстановке при участии руководителей школы, района, ветеранов войны и производства.
      В советском государстве вся система воспитания была пронизана духом состязательности между отдельными людьми, бригадами, звеньями, коллективами, классами. Неразрывно с процессом состязательности шла система морального и материального стимулирования отличной учебы, ударного труда, высоких показателей в науке, культуре, производстве, спорте и т.д.
      И не важно, что в школе в основном доминировали моральные стимулы поощрения. Главным было то, что твою учебу, отношение к ней, активное участие в общественной жизни класса, школы, района, города, области замечали старшие. Была ли это похвальная грамота или листок, благодарственная открытка или художественная книга, фотография на доске почета – все это было частью нужной, необходимой и полезной работы по воспитанию подрастающего поколения страны.
       Поэтому награждение первоклассника или второклассника почетным значком и званием «октябренок» – одна из разновидностей морального стимулирования юных учащихся.
      В пятых классах восьмилетних и средних школ существовал свой метод воспитания учащихся, а также соответствующий вид поощрения. В этих классах ко дню рождения В. И. Ленина октябрят принимали в пионерскую организацию, носящую его имя. Из всей массы школьных октябрят в пионеры принимали вначале самых достойных и лучших.
      В пионеры принимали также в торжественной обстановке в школах, на главных площадях районных, областных городов, в столицах союзных республик, на главной площади страны – Красной площади.
      Пионеры одного класса составляли пионерский отряд, который в свою очередь делился на пионерские звенья. Во главе пионерских звеньев и классных отрядов стояли избранные на демократичной основе вожаки – звеньевые и председатели советов отрядов.
      Пионерские отряды организационно входили в пионерскую дружину школы, которая носила имя одного из героев гражданской или отечественной войны. Чтобы быть принятым в пионеры, нужно было учиться на хорошо и отлично, активно участвовать в общественной жизни класса, школы, быть примером в дисциплине.
      Отличительным знаком пионера был красный галстук треугольной формы с двумя вытянутыми концами. Он был обязательным элементом повседневной и парадной школьной формы и носился на шее, а на груди пионера его школьной формы крепился специальный знак отличия – красная звездочка.
      В верхней части располагались три язычка пионерского костра, символизирующие революционную идеологию пионерского движения. По горизонтали (в центре звездочки) ее пересекала изгибающаяся лента с надписью «Будь готов!».
      Пионерские галстуки продавались в универмагах в отделах «Школьная форма». Они изготавливались из тканей красного цвета – ситца, сатина, шелка.
      В штатном расписании школ была предусмотрена освобожденная должность старший пионервожатый. На нем лежала вся организаторская работа по вовлечению школьников в октябрята и пионеры.
      Говоря о значении этого процесса в системе государственной внутренней политики, нельзя не сказать о роли общественных организаций, имевших место в наше время. Существовала в стране пионерии масса кружков, студий, организаций, клубов, где школьник мог применить свои способности с пользой для своего дальнейшего становления по жизни.
     В районном центре функционировал добротно отстроенный и посещаемый детворой «Дом пионеров». Здесь работали кружки «Умелые руки», «Юный художник», «Юный натуралист», «Юный лесничий», авиамодельный и многие-многие другие кружки, в которых пионер-школьник мог участвовать бесплатно в свободное от занятий время.
     В наше время существовали летние пионерские и спортивные лагеря (находившиеся на балансе госпредприятий города и области). За необременительную для наших родителей плату дети в летние каникулы могли целых 22 дня (в одну из трех смен) отдыхать в них.   
      Активный отдых в пионерских лагерях проходил под руководством опытных педагогов школ города или района. Совместные спортивные игры, культурно-просветительные мероприятия, танцевальные вечера, просмотр кинофильмов, купание, загорание, краткосрочные походы по интересным местам родного края, пионерские костры – все это способствовало формированию у пионеров и школьников любви к своей социалистической Родине.
     Иногда сейчас можно услышать от молодежи в адрес людей моего возраста такие слова: «Что вам не нравится в наше время? Просто у вас завышена планка ностальгии по прошлому». В споры я не вступаю, а просто отвечаю: «Все познается в сравнении. Сможет ли современный школьник каждый год в летнее время отдыхать бесплатно или за символическую плату в спортивно-оздоровительном лагере?» Вижу замешательство в глазах моих оппонентов, затем неуверенный ответ: «Нет, не сможет».
     Сегодня за все надо платить большие деньги. Недавно мой внук Даниил пребывал в одном из таких лагерей две недели. За это его мама, педагог по профессии, заплатила 2000 гривен (и это минимальная цена). За 20 дней пребывания в «Артеке» (бывший главный пионерский лагерь страны Советов) сейчас надо заплатить от 5000 и выше тысяч гривен родителям ребенка. А в наше время стоимость путевки в пионерский лагерь «Дружба» Урюпинского района составляла 9 руб. 50 коп. Сравните цены, молодые люди, тогда возможно вам станет понятна наша ностальгия по хорошим временам пионерского детства, где на первом месте для государства была забота о детях, а не коммерцилизация всего и вся.
      Именно пионерские годы чаще всего вспоминаются взрослыми людьми, потому что они для них были искренними, чистыми, светлые и желанные. Подобная организация школьного воспитания имела одну ясную цель – подготовить молодых людей ко взрослой самостоятельной жизни.
      Читатель может задаться вопросом, а чем же занимались дети в своей стране Пионерии? Отвечу, что помимо обязанностей учиться на хорошо и отлично пионеры-школьники делали немало добрых дел. Часть из них я привел в пример чуть выше в своем повествовании. Естественно, что на этом список славных и добрых дел пионеров не заканчивался.
      В зависимости от конкретного региона проживания школьников- пионеров союзной республики Советского Союза дела эти были разнообразными, но всегда преследовали благородные цели. Среди полезных дел, которые совершали пионеры моего поколения в городе Урюпинске, могу привести наиболее значительные, это:
– посадка цветников, благоустройство газонов в пришкольном сквере, посадка деревьев на улицах и склонах города;
– прополка, подсыпка, уборка сельхозугодий, выделяемых каждой школе города;
– шефство над младшими классами и октябрятами, с той целью, чтобы наши подшефные учились хорошо и были образцами в поведении;
– участие в походах по родному краю, встречи с ветеранами гражданской и отечественной войн, облагораживали мест захоронений советских воинов, памятников и обелисков, установленных в честь прославленных земляков, погибших в боях за нашу Родину;
– собирали и сдавали для народного хозяйства металлолом и макулатуру;
– оказание помощи престарелым ветеранам, пенсионерам в заготовке дров на зиму, поливе огородов, доставке лекарств из аптеки, а также продуктов питания из магазина;
– активное участие в военно-патриотической игре «Зарница».   
      Естественно, мною приведен далеко не полный перечень хороших, полезных и нужных дел, которые совершали пионеры-школьники в наше время.
      Подводя итог главе «Страна Пионерия», хочу отметить ту огромную роль, которую сыграли в моей жизни пионерские годы. Пишу об этом искренно, с чистой совестью и в ясном уме. Пребывание в пионерской организации явилось для меня хорошей школой нравственного и физического воспитания.
        Приобщение к познанию моей малой родины через природу родного края, героическое прошлое военных лет – все это способствовало, по моему убеждению, формированию во мне, подростке, юноше, молодом человеке, таких качеств, которые были необходимы для самостоятельной жизни в будущем. Они способствовали коллективизму, формировали ответственность во мне за взятые на себя обязательства.
      В трудные или критические моменты исторического развития страны (России) во времена двух чеченских войн 1995- 2000 гг., будучи уже взрослыми, именно бывшие пионеры страны советов отстояли территориальную целостность государства. Не позволили (ценой больших потерь) бандитам всех мастей оторвать Северный Кавказ от России. И пусть фарисействуют современные псевдо - демократы, пусть, из кожи вон вылезая, рассказывают о темном прошлом советской пионерии, пытаясь очернить его в глазах современной молодежи, мне ясно одно – им нечего противопоставить в сегодняшних реалиях стран СНГ. Советская власть покончила с беспризорностью меньше чем за 5-7 лет. Сейчас в странах содружества сотни тысяч детей беспризорники. Все познается в сравнении.
      Ну скажите, в какой стране мира молодым людям государство посвящало праздничные дни. Ответ однозначен – только в СССР.
      19 мая отмечался как всесоюзный день советской пионерии. В этот день детям можно было бесплатно посетить кинотеатр и посмотреть художественный фильм, побывать на различных аттракционах в городском саду, получить порцию мороженого от продавщицы в любом магазине.
      В последнее воскресенье июня месяца в Союзе отмечался День советской молодежи. Время идет, меняются страны и люди, но одно вечно – память.
       Человек – существо социальное и ему присуще вспоминать дела добрые и хорошие.
       Среди таких дел его детства и юности – Страна Пионерия!


Рецензии