Записки частного лица. автобиография. часть 19

                СВИДЕТЕЛИ ВЕЛИКИХ СОБЫТИЙ СТРАНЫ


      Моему поколению посчастливилось стать свидетелем поистине эпохальных, исторических событий, произошедших в стране, начиная с конца 50-х – начала 60-х годов. Тогда основными источниками получения официальной информации для населения являлись радио и газеты.

      У нас в квартире на стене висел репродуктор – черная тарелка, который работал в строго определенные часы радиовещания. Он был неприхотлив и примитивен (с точки зрения сегодняшних достижений науки), но пользовался у людей всех категорий и возрастов всеобщей любовью.

      Через «тарелку» транслировались передачи из Москвы и областного центра – новости, научно - познавательные, литературные, музыкальные, спортивные, детские, юношеские и многие, многие другие передачи.

     Словом, среди слушателей радиовещания радио было самым массовым, доступным и практически бесплатным для людей. Телевидение как средство массовой информации, агитации и пропаганды в годы моего детства, еще не было доступно широкой массе населения города.
 
     Все, кто не сумел услышать новостные или другие передачи (кроме музыкальных), могли прочесть их в газетах и журналах.
 
     На газеты и журналы население подписывалось в добровольно-принудительном порядке через назначенных специальных людей – организаторов подписных изданий. Словом, мое поколение людей росло и формировалось под воздействием этих средств массовой информации и агитации.
 
     1957 год, начало октября. В классах тишина. Поступила информация об важном правительственном сообщении. В каждом классе советской школы обязательно на стене располагалась радиоточка.

      И вот в динамике звучит знакомый голос Левитана, все замерли, особенно напряженно лицо нашей учительницы Елизаветы Константиновны. Старшее поколение людей знает, что нередко официальные правительственные информагентства передавали сообщения, которые несли в себе скрытую тревогу за судьбы мира в нашей стране и мире.

      Холодная война была реальностью нашего времени, и мир, завоеванный нашим народом огромной ценой, был хрупок. Страна только что залечила раны, нанесенные страшной разрушительной войной 1941-1945 гг.

       Люди жили еще скромно (если не сказать бедно), многого не хватало для их потребностей, поэтому среди народа жила постоянная тревога о том, что империализм хочет нас уничтожить путем развязывания новой, но уже ядерной войны.

      Но в тот день, 4 октября 1957 года, торжественный голос Юрия Левитана донес до всего человечества земли радостное известие.

      Советский Союз запустил на околоземную орбиту в космос первый искусственный спутник Земли. Что творилось в классе и в школе в целом. Все дети, взрослые учителя, технический персонал, все в одном страстном порыве кричали «Ура!», прыгали, обнимались друг с другом, словом, выражали неподдельный восторг и радость.

      Подумать только – человечество шагнуло в космос, где властвовали только холод, тишина и бездна... И вот наша страна, опередив США (главного соперника СССР), первой запустила творение рук человека – искусственный спутник Земли.

      Состоялся срочный митинг перед зданием школы, ораторы благодарили партию и правительство за величайшую победу нашей науки и техники в освоении космического пространства.

      А затем последовала целая серия новых побед нашей страны в покорении космических далей. Ушли в небесные широты новые спутники земли и Луны, автоматические станции, облетевшие обратные стороны Марса, доставившие вымпелы на Лунную поверхность, Венеру. Неизгладимое впечатление у нас, детей, оставили полеты в космос живых существ с Земли – собачек Лайки, Белки и Стрелки.

      Мы искренне гордились тем, что родились и живем в Советском Союзе, а также стали свидетелями эпохальных событий в мире.

      И наконец 12 апреля 1961 года. Близится к завершению окончание пятого класса средней школы № 2, первого года после 4-х классов начального обучения. Теперь нам преподают много учителей по разным предметам. Появились новые дисциплины – биология и растениеводство, английский язык (иностранный), математика (вместо арифметики).

      Хорошо помню тот апрельский день, он выдался в тот год не по весеннему теплым и солнечным для наших широт. Все шло по отработанной схеме. Объявление о важном правительственном сообщении.

      И как удар грома среди ясного неба – покорение космоса человеком, им был гражданин нашей страны майор Юрий Алексеевич Гагарин!

      Школа буквально «взорвалась» от мощного эмоционального заряда, раздавшегося по окончании правительственного сообщения. Занятия были отменены. После обеда был проведен сбор средних и старших классов около школы и шествие на общегородской митинг, посвященный первому полету советского человека в космос.

      Мир еще не знал доселе более великих событий, которые его объединяли в те апрельские дни, нежели разъединяли. Люди всей Земли гордились своей принадлежностью к человечеству и отдавали дань уважения и восхищения его первопроходцу в освоении космоса.
 
      За первым полетом в августе того же года последовал второй. И опять космический корабль пилотировал наш соотечественник – гражданин СССР Герман Титов.

      Отныне все молодые люди страны мечтали стать космонавтами, дети переключили свои игры в войну на игры в космос.

      И завершая описание того времени, все же отмечу – великие свершения 60-х годов и начала 70- х годов прошлого века во многом определили выбор жизненного пути и становления миллионов советских детей.

       В честь космических героев брались повышенные обязательства в учебе, дисциплине, спортивных достижениях. Эти события имели прямое влияние на нас, хотелось быть достойным учеником, учащимся, студентом, рабочим, механизатором, гражданином своей великой многонациональной Родины.


                продолжение следует...


Рецензии