Небесный тихоход

          заметки о спектакле камерного театра

Сегодня 22 июня 2016 года. В этот день началась война. Страшная, ужасная и оглушительная. Барабанные перепонки едва выдерживали грохот шквального огня артиллерии и разрывов авиабомб. Отчаяние и растерянность, непонимание происходящего перемешались с осознанием трагедии. На войне всё не так, как на гражданке. На войне нет прогулок под руку с любимыми, танцев в парке под звуки духового оркестра, купания в водоёмах и озёрах… Девушки, сменив летние ситцевые платьица и туфельки с белыми носочками, а юноши – полосатые чёрно-белые футболки со шнуровкой и белые парусиновые брюки со штиблетами - на хлопчатобумажную военную форму с непривычно тяжёлыми сапогами – встали в строй, чтобы защитить Родину.
Всё, что было до войны – осталось  там, в недалёком, но уже потерянном  прошлом. Нужно было думать только о Победе даже в самый первый день войны. Без этой веры разве смогли бы мы выстоять и одержать верх над коварным и жестоким врагом?
Заботящиеся только о своей внешности и нарядах, ветреные в прошлом девушки-финтифлюшки, выносили в годы войны с поля боя раненых, искалеченных бойцов, лечили и ухаживали за больными в лазаретах. Война сделала народ сильным и сплочённым. Только пройдя через горнило страшных испытаний и трагедий, люди научились ценить жизнь, любить своих родных и близких по-настоящему. Но разве на войне можно было не любить, не влюбляться? Об этом старались не говорить вслух, потому что пока шла война, всех угнетала неизвестность. Люди слишком любили и боялись признаваться в своих чувствах, так как относились друг к другу с величайшей нежностью. Это то самое чувство, о котором в своём рассказе «Нежность» писал Анри Барбюс.
Прошло два года после начала войны. 1943 год. Лето. У офицеров новые погоны. Майор с кондитерской фамилией Булочкин, которого иногда называли Пирожковым (сделаны из одного теста) приезжает, выписавшись после ранения из госпиталя, чтобы возглавить воздушную эскадрилью. Истребитель, ас и гроза немецких пилотов даже в самых страшных снах не смог бы вообразить себе, что будет командовать «финтифлюшками». Это для боевого офицера было равносильно позору. Когда-то три друга-лётчика дали клятву не жениться и даже не смотреть в сторону девушек.
Но время оказалось лучшим лекарем. Вместо того, чтобы исцелить до конца от «страшного недуга», время заразило их вирусом любви. Все они влюбились, но верные клятве, скрывали этот факт друг от друга. То же самое произошло и с девушками. Получилось так, что сопротивляться чувствам наши герои смогли недолго. Ах, дядя Саша, старшина, водитель и хранитель всех тайн и секретов… Понимал ли он, когда, доставая из своего ящика Пандоры «страшные тайны» и делясь по секрету с офицерами мужской и женской эскадрилий, что рано или поздно, все тайное станет  явным? Всё скрываемое вырвалось наружу в одночасье, и дядя Саша перестал быть «хранителем секретов», оставаясь простым старшиной и хорошим человеком.
Любовь – это совсем не то, что пир во время чумы, когда обречённость заставляет людей предаваться самым гнусным и низменным на земле чувствам. Любовь во время войны сродни катализатору, ускоряющему приближение Победы. Чувства, как талисман, хранят влюблённых, выстраиваясь незримой стеной, защищающей сердца от горячих осколков снарядов и свистящих пуль. Именно во время войны люди нуждались в высоких отношениях и чувствах, поэтому можно было и нарушить клятву. Ведь любя друг друга и, становясь частью единого целого, начинаешь любить и Родину. 
Теперь о самом главном… 11 июня в моём любимом камерном театре посмотрел премьеру пьесы А. Яковлева (стихи В. Вербина) «Небесный тихоход». Режиссёр-постановщик Аскольд Конович. Ничего подобного в этих стенах ещё не ставилось. Это спектакль о войне, о том, что можно и чего нельзя. Мы привыкли к тому, что на войне нельзя думать о чувствах, влюбляться, шутить и радоваться, петь и плясать. Оказывается, что можно и даже иногда нужно. Прекрасная постановка, свет и звук. Под гул летящих самолётов звучит замечательная музыка и песни из знаменитого фильма 1945 года.
Помню этот фильм из своего далёкого детства. Пластинка Апрелевского завода грамзаписи проигрывалась бесчисленное количество раз. Из динамика радиолы с зелёным светящимся глазом победным лирическим маршем звучали песни «Пора в путь дорогу», «Потому, что мы пилоты» Василия Соловьёва-Седого.
На экране крупные капли дождя, падающие на землю, разрывались знакомыми звуками. «Осенним вечером»… пилоты грустят вместе с печальной погодой, но огонёк любви согревает их сердца. Влюблены два полковника – лётчик Рыбаков и медик Фаина Григорьевич (так и не привыкнув к женщине в форме, называет её майор Пирожков. Ах, простите, Булочкин!). Не скрывают своих чувств к девушкам из женской эскадрильи «летающих этажерок» У-2 Кате Кутузовой и Маше Светловой капитан Кайсаров и старший лейтенант Семён Туча. Влюблена в нашего майора и Леночка – корреспондент «Пионерской правды» и по совместительству дочь командира авиаполка.
А эта замечательная сцена из спектакля! Майор Булочкин сидит на скамейке грустный и расстроенный тем, что приезжает четвёртый день подряд на вокзал и не может дождаться Лены. Катя и Маша поочерёдно после отбоя подсаживаются к майору, пытаясь утешить его рассказами о своей жизни до войны.  На войне так хочется исповедаться тому, кому доверяешь, кому можешь открыть потаённые уголки своей души. Тогда наступает облегчение, и тяжёлая ноша сваливается, словно гора с плеч. А в это время влюблённые офицеры, удачно расположившись под сценой в «положении сидя», буквально в нескольких сантиметрах от ног зрителей первого ряда, подсматривали и подслушивали маленькие исповеди своих возлюбленных. Особенно ревностно отреагировали они на ничего не значащие поцелуи, которыми девушки на прощание одарили своего повеселевшего командира.
Я наблюдал за лицами в зрительном зале. Они выражали восхищение и восторг. Высокий и седой, похожий на ветерана-баскетболиста мужчина, вместе с актёрами без всякого стеснения напевал про девушек и самолёты. Расположившийся справа от меня на ступеньках молодой человек, видимо студент театрального института, прильнув головой к стене, сладко спал, когда девушки пели похожие на колыбельную песни. Проснулся он  тогда, когда мужчины в форме, а девушки в довоенных платьицах собрались на сцене в заключительном акте и запели песню про пилотов. Он подпевал и радостно аплодировал долго-долго вместе с заполненным до отказа залом маленького, но уютного театра. Это и был успех спектакля.
Спасибо Николаю Бабушкину – строгому, но доброму майору, Александру Бушую, Даниилу Андрееву, Елене Руссу, Кристине Русановой, Марии Викулиной, Александру Волхонскому, Алексею Кизерову, Елене Маленьких с её великолепным голосом, всем актёрам мужской и женской эскадрилий. Спасибо второму составу актёров. Особая благодарность главному режиссеру Константину Зущику за смелость, ответственность и организацию постановки.
Спектакль закончился. Зрители расходились по домам в приподнятом настроении, тихонечко напевая «Осенним вечером, вечером, вечером, когда пилотам, скажем прямо, делать нечего»…
После спектакля пересмотрел дома фильм «Небесный тихоход». Честно говоря, почему-то спектакль мне понравился больше. Это было не слепое копирование и подражание фильму и не его ремейк (не люблю это дурацкое слово). Это была цельная постановка с ещё большим количеством красивых и нежных песен, написанных композитором Марком Самойловым.
Мы всегда должны помнить о страшной войне и великой Победе, которой не было бы без любви.
                22.06.2016г.
                Валерий Бунтури
P.S. А как актёры здорово пели, да и плясали не хуже! Молодцы!!!


Рецензии