Ты и Вы

Язык Пушкина удивительно красив. Я заметил, что в двух письмах –  Татьяны и Онегина –  нет ни одного иностранного слова.
Александр Сергеевич – поистине великий русский поэт, а письма – просто шедевр. Татьяна влюбилась в приехавшего в деревню Евгения. Влюбленное сердце не может молчать, но робость и стыд не позволяют Татьяне сказать о своих чувствах открыто. Она пишет письмо ночью, когда весь мир погрузился в сладкий сон.
Что меня натолкнуло на мысль поговорить об этих письмах? Это стихотворение «Ты и Вы».
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: «как вы милы!»
И мыслю: «как тебя люблю!»
В английском языке, а может и в других языках, нет обращения на ВЫ. Там всё на ТЫ.
Люди обращаются  на ВЫ,  не только когда впервые видят друг друга, но и когда много лет знакомы, следуя правилам этикета.
Татьяна начинает обращаться к Онегину словами «Я к вам пишу», «вы не оставите меня», «...слышать ваши речи», «зачем вы…». Но через мгновение стена рушится  и этот внезапный переход на  ТЫ после всех соблюдений приличий исчезает. Чувства  потекли чернильными линиями из-под пера, вырисовывая на бумаге буквы и слова, идущие от влюбленного сердца. Разум погас: заговорило сердце. И вот тут-то «пустое вы» она заменяет «сердечным ты». «Я твоя..», «ты мне послан богом», «ты хранитель мой», «я жду тебя».
Для влюбленного  человека переход на ТЫ – это ключ, позволяющий открыть дверь и заглянуть в душу, войти и пребывать в ней.  Это великое доверие, исповедь и клятва, как перед Богом. Ей так хочется быть понятой.
«Но мне порукой ваша честь» заканчивает письмо Татьяна. Опять формальная форма обращения.
Сердце Онегина не услышало мольбы скромной и верной своим чувствам девушки.
Прошло три года… Увидев Татьяну уже замужней дамой, он вдруг решил объясниться в любви и тоже через письмо.
Но заметьте, он говорит везде «вас когда-то встретя», «глядеть на вас», «я в вашей воле». Может быть Онегина задело то, что Татьяна стала женой другого? Ведь ему, так легко умеющему говорить красивые и приятные для женских ушей слова, покоряющему женские сердца показалось в тот момент, что он сможет завоевать любовь женщины, чувства которой когда-то проигнорировал. Но пустые ВЫ, обращенные к Татьяне, мне показались подозрительно не искренними.
Прошло много лет с тех пор, как ушел из жизни поэт, так недолго проживший на земле. Не одно поколение людей признаются в любви и верности его стихами. Все потому, что лучше,  чем Александр Сергеевич про это красивым музыкальным русским языком сделать не сможет.
 


Рецензии