Коллекция старинных самоваров А. Ледовского

Смеркалось,  на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая… —  писал А. С. Пушкин в « Евгении Онегине». До 20-х гг. ХХ века самовар был обязательным атрибутом обеденного стола в России. Ныне же он стал редкостью. Словно предчувствуя, что самовары скоро можно будет увидеть только на картинах русских художников, музеи стали приобретать старинные самовары. Особенно ценились коллекции. Так,   в 1965 году Русский музей приобрел в Москве 40 самоваров из коллекции Е.Г. Андреевой-Арендт, а в 1991 году в Туле открылся Музей самоваров. Среди частных собраний известностью пользуется коллекция А.А. Лобанова, состоящая из 200 самоваров. В число коллекционеров входит и ставропольский реставратор и собиратель Александр Ледовской.
 Выставка его коллекции «Самовары Российской империи»  впервые открылась 1 июля этого года в Ставропольском государственном музее-заповеднике. В уникальном собрании  более 100 старинных самоваров и предметов чаепития, по ним можно проследить 250-летнюю «самоварную» историю России. Представила коллекционера на презентации выставки зав.отделом экспозиционно-выставочной работы  Алла Макодзеба: «Эти экспонаты в течение многих лет собирал уроженец села Константиновского Александр Ледовской, зачастую спасая от уничтожения. До увлечения самоварами, он собирал старинные монеты, другие редкие и ценные предметы. Потом стал починять самовары. А переехав в Ставрополь, стал уже  профессионально заниматься их реставрацией, приобретать, обменивать погнутые, покореженные временем на современные».   В свою очередь А.Ледовской рассказал о том, что его коллекция собиралась в течение 17 лет. Хранится она в его гараже, а самые ценные экземпляры – дома, украшая полки над кухонным столом. О каждом из них он может рассказать целую историю – какой мастер делал ту или иную «русскую чайную машину», как её называли в Европе, в какой период, как называется вид самовара, для чего предназначался и т.д.
Считается, что впервые самовар появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он тогда по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар. Интересно, что в Иране самовары издавна известны и произносятся так же, как и на русском - sam;var (;;;;;). А персидский город Боруджерд был основным центром производства, несколько мастерских до сих пор выпускают самовары вручную. Так что вполне возможно, что русские купцы завезли их из Персии и стали называть на персидский манер. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати. Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка на Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках. А в XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай. Сбитенник и самовар-кухня были предшественниками самовара. Точных данных, тем не менее, по поводу появления первого самовара в России нет. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой искусных рабочих, медных дел мастеров. Он и начал строить медеплавильные и металлургические заводы. На одном из них и начали производство бытовой посуды из меди для населения, и уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой, чуть позже -  казаны и винокуренные кубы с трубами. Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, а к концу XVIII века принципы работы и само устройство самовара сформировались окончательно, они и до сих пор остаются неизменными. Это - цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и естественным образом поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В деревенских избах труба самовара соединялась с помощью Г-образной трубы с дымоходом, которая обеспечивала тягу. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, который надевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тогда тяга замедляется, вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай. Кстати,  устройства, подобные самовару, были известны еще в античные времена. Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень, в результате чего вода и закипала. Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало. Первые самовары предназначались в основном для пользования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки. Наиболее распространенный объем самоваров был 3-8 литров, хотя выпускались и более объемные для большого количества людей, в 12-15 литров. Один из таких походных или «каретных» самоваров представлен в коллекции ставропольского собирателя. В те времена путешественники, отправляясь в дорогу, обязательно имели маленький походный самоварчик в специальном сундуке. Он очень изящный, компактный, но был доступен только знати и богатым людям, - как сказал А.Ледовской, в те времена самовар стоил как целая изба. На Ставрополье самовары завезли переселенцы и казаки, в крае самовары никогда не производились. Зато пользовались большой популярностью в каждом доме - люди выпивали в день по нескольку чашек чая, большой самовар мог сохранять тепло целый день, а то и два. Поэтому  теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. 
А.Ледовский рассказал и о том, что в трудоемком процессе производства самовара принимали участие рабочие многих специальностей: наводильщики, лудильщики, токари, слесари, сборщики, чистильщики. Мастера, которые обычно жили в деревнях, дома делали отдельные части самовара, а потом привозили их на завод, где другие работники собирали готовый самовар. Известны случаи, когда целые деревни и села занимались производством самоварных частей. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях. Изготавливали самовары из различных материалов. Вначале это была медь (красная или зеленая), мельхиор, позже — более дешевые сплавы, такие как латунь. Встречались самовары и из драгоценных металлов — золота и серебра. Формы самовара также были очень разнообразны, и в одной только Туле их насчитывалось более 150 видов: ваза, банка, яйцо, рюмка, чаша, шар, дуля, груша, ампирный, бочонок, кастрюля, кратер. Среди представленных самоваров не найдется и двух одинаковых. Самый маленький самоварчик, предназначенный для одного человека, получил название  «эгоист» размером он со стакан. Были и небольшие самовары, предназначенные для приватной беседы с глазу на глаз – «тет - а -тет». А самый массивный – «вокзальный» и «трактирный», вмещает 50 литров воды. У каждого самовара неповторимой формы и мелкие детали – ручки кранов в виде лепестков, замков, ключей, завитушек и загогулин, а ручки от самовара – в форме рыб, русалок, фигурок.  К ним в коллекции представлены и различные старинные чайники-заварники, а также кувшины.
Появление самых первых тульских самоваров связывают с именем оружейника Федора Лисицина. В 1760-х годах он создал свое частное, или, как тогда говорили, «партикулярное» предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и приборы для нагревания воды. В начале следующего столетия большую известность приобретает фабрика «Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле», основанная в 1812 году, ее изделия славились по всей России, продавались на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, шли на экспорт. К середине XIX века здесь уже было 60-70 фабрик, а к началу ХХ века их было уже 80. Популярностью пользовалась продукция тульского предприятия Николая Маликова, самоварам которого придавали античные формы, вновь ставшие модными на фоне очередной волны увлечения неогреческими мотивами. В России появляются и династии самоварных производителей из Тулы — «Наследники В.С. Баташева», фабрики Воронцова, «Сыновья И.Ф. Капырзина», Р.А. Тейле, Шемариных и других. Каждое из упомянутых производств имеет свои особенности и историю. И все они представлены в коллекции А.Ледовского. Интересно, что фабриканты в конце концов, чтобы их  изделия не путали, на крышках самоваров стали ставить клеймо. Оно было чем-то вроде товарного знака, по которому можно было узнать производителя. Самыми дорогими на сегодняшний день признаны самовары, изготовленные в начале прошлого столетия в мастерских Фаберже. Для их производства использовалось серебро, позолота. Также применялись уникальные техники по чеканке, выколотке, литью и просечке. Тульский самовар, вмещавший 250 литров воды и весивший 100 кг, был изготовлен в 1922 году в подарок председателю ВЦИКа Калинину. Вода вскипала 40 минут и остывала два дня. На тот момент этот самовар был самым большим в мире. Сегодня самоварное чаепитие снова возрождается. Конечно, это скорее модно, так сказать, стиль фольк, но в России снова появляются предприятия по производству самоваров, причем не электрических, а именно на природном топливе – щепках, угле, шишках. Рынок антиквариата способствует второй жизни самоваров. Основная часть этого рынка – самовары конца девятнадцатого-начала двадцатого веков. Более ранние самовары дошли до нас в единичных экземплярах и весьма дороги для небольших частных коллекций. С коллекцией А.Ледовского можно познакомиться до октября этого года.

 


Рецензии