Главное-сохранить детей!

"Все только и говорят о том, что вот-вот немцы придут в наш город. Велено собрать все самое ценное и необходимое. А что у меня ценного? Только наши дети. Да комод старинный я закопала в землю, чтобы немцам не достался. Жалко его"


Так писала моя прабабушка Клавдия Евграфовна Борисова на Ленинградский фронт своему мужу, рядовому Борисову Василию Николаевичу.
Было тогда у моей прабабушки пять детей: старшему - пятнадцать, а младшей не исполнилось и двух. С этими «помощниками» прабабушка преодолевала все тяготы военного лихолетья.
На телеге их вывезли в лес; землянка, которая находилась возле деревни Сарка, стала на время домом.


"Это даже представить страшно: ноябрь, холод жуткий, нет света и еды. Я одна с пятью детьми на руках. Мальчишки под обстрелом выбегали из землянки в поле за мелкой мерзлой картошкой, чтобы хоть как-то прокормиться."

Выходить в город строго-настрого запрещалось. Но мальчишки есть мальчишки. Они тайком от мамы бегали в город, проверяли, все ли в порядке с домом. Потом случайно проговаривались своей маме, та ругала их, но, конечно, была рада, что дом цел, хотя там поселился немец.


"Радости нет предела! Город освободили. Нам разрешили вернуться в дом. Слава Богу, дети живы и здоровы!"

Несомненно, прабабушка радовалась тому, что все в порядке, надеялась, что скоро конец войне, но впереди были еще три года суровых испытаний…



"Живется очень тяжело:есть нечего,питаемся исключительно травой;очень холодно.Главное-сохранить детей!"

"Надо было выживать. Мальчишки собирали разные веточки, хворостинки, чтобы протопить  печь."

"Было очень холодно, а топить печь – нечем. Помню, мне пришло письмо от мужа, в котором он писал: «Ломай новый сарай, но сохрани мне детей!»"


Однажды прабабушка встретила солдат, от которых узнала, что они служили в той же части, что и мой прадедушка.

-Вы знаете Борисова?
-Васю?Маленького такого?Знаем.Шустрый парень!Ранен он, в госпитале сейчас.



Он жив, он ранен, а не убит!Эта мысль делала прабабушку счастливее:жив ее муж, дети, цел родной дом!



"Вскоре стали приходить известия о том, что погиб муж одной соседки,а потом другой.А вдруг и моего Васи нет в живых? Я стала очень переживать за своего мужа.Но жизнь продолжалась,надо было жить дальше".



И Клавдия Евграфовна растила и воспитывала детей,работала на полях,помогая не только своей семье, но и Родине.
Закончилась война. Мужья возвращались к своим женам,а моего прадедушки все не было.Прабабушка очень переживала:неужели все-таки нет в живых!



"Я загадала сон:если приснится, что мне что-то принесли, то жив мой Вася, а если я что-либо отдам,значит,погиб.Вскоре приснилось мне, что почтальон посылку принес. И в августе 1945 года мой Вася,трижды раненный,вернулся в семью".



Мой прадед построил новый дом,а в том, где когда-то поселился немец,жил сын моей прабабушки,один из тех мальчишек,которые помогли выжить всей семье.
Через два года у моих прабабушки и прадедушки родилась еще одна дочь, а еще через два-другая,моя бабуля. В 1950 году прабабушку наградили орденом "Материнской славы" третьей степени.
Прабабушка прожила счастливо почти 90 лет, дождалась внуков и даже правнуков.
Когда я прихожу к своей бабушке,вижу портрет ее мамы-моей прабабушки.Этот портрет бабушка повесила в своей комнате на стене,прямо напротив кровати.Ее мама всегда рядом с ней.Когда я всматриваюсь в красивое лицо на портрете, в моем сердце происходит что-то необъяснимое:меня переполняет чувство гордости своей прабабушкой,поражаюсь ее мужеству и стойкости.Смотрю в окно, вижу:тот самый дом,в котором когда-то жил немец.Иду по коридору,а там стоит тот самый комод, который в годы войны хранился под землей.
Думая об истории моей семьи,я не могу поверить, что все это происходило на самом деле...
Несомненно одно:эта история стала нравственной опорой на моем жизненном пути.


Рецензии