Крик в пустоту

Я помню чудное мгновенье -
Передо мной стояла ты:
Угара пьяного виденье -
Бутыль кристальной чистоты.

***

Пьянство возникает от отсутствия перспектив в жизни, от невозможности собственным трудом обустроить свою жизнь на достойном уровне.

Фрагмент с сайта работодателя:

Применение аутсорсинга освобождает от выплат зарплаты работникам, отчислений в различные фонды и налоговых отчислений
Повышение рентабельности заключается в (том, чтобы) ... сократить издержки на персонал. К ним относят не только зарплату и отчисления с нее, но и расходы на технику безопасности, соцпакет, профобучение, подбор персонала, содержание рабочего места.


Интервьюризация
Пройдя мост, перекинутый через Яузу и свернув влево, оказался я на Большой почтовой улице, найти которую оказалось совсем непросто. Дом 34, строение 8 я нашёл почти сразу, мгновенно поняв, что контора, которую я ищу, находится именно здесь. Ещё б не понять, увидев длинную очередь нарисованных масляной краской человечков, ведущих ко входу. Вооружившись нахальством и проигнорировав толпу рвущихся на работу сограждан, я прорвался внутрь первым. Так, офис 207.. Второй этаж.. длинный коридор.. поворот.. табличка с номером на двери.. Внутри я увидел несколько человек с баулами - отсюда они отправятся на объекты. Возможно, с кем - то из них я буду работать вместе, но сейчас я их не запомню. Кто - то заполняет анкеты, другие проходят собеседование. Эх, собеседование! Дань традиции.. скорее даже - ритуал.. Видимость соблюдения чьих - то прав, утилизированных давно и прочно.
Побеседовав в интеллигентной, на прощанье, атмосфере и получив нужные документы от ангелоподобной девицы, я убрался восвояси. Контора сочла, что в отношении меня она сделала всё, что была должна, остальное простив мне авнсом. Дальнейшее зависело от меня самого. Я быстро собрался и выехал на объект, который находился далеко: во Владимире, а ехал я из Москвы. Расселяли нас тогда по частным квартирам; общежитие расторгло с компанией договор из - за дебошей и пьянок рабочих.
А вот и моя остановка - посёлок Юрьевец, на въезде во Владимир. Завод "Стародворские колбасы", на котором мне предстояло работать, находился на другом конце города. Зачем нужно было так далеко расселять своих работников, которым добираться общественным транспортом (и за собственный счёт) - час, в темноте по бездорожью, то обледенелому, то по лодыжки в талой воде - ещё полчаса.. В компании "Стаф Плюс" глупых вопросов не задавали.
Работа нужна? - Принят, приступить!
Не нужна? - Следующий!

По эту сторону Владимира

..меня встретил бригадир, ождавший на остановке и дорабатывавший в компании последние дни. Я спрыгнул с автобуса и мы пошли на квартиру, где мне предстояло жить эту вахту, длиной в 45 смен. Такой теперь стал минимум. Компании было выгодно, чтобы продолжительность вахты была как можно длиннее. За 15 смен, даже за 30 человек не успевал создать себе столько проблем, сколько за 45, тем более 60 смен. "Больше штрафов - меньше выплат", гласит новая экономическая мудрость.
И стадо покорных овец равнодушно бредёт в заботливо раскрытые им навстречу ворота..
Была среда, 17 декабря 2014 года.
Это был многоэтажный дом с лифтом по адресу: улица Ноябрьская, 134. В квартире был зал, в котором несколько дней после моего приезда жили две работницы. Одна была совсем молодой и служила предметом раздоров между соседями. Девица была чуть смазлива и довольно глупа. Ещё были три спальные комнаты, кухня, ванная и туалет. Комната, в которой я поселился, имела балкон, что радовало не очень. Не май - месяц на дворе и постоянные движения курильщиков выдували на улицу тепло, передавая пальму первенства вползаемому морозу. Но ужаснуло меня при первом же знакомстве с местом моего теперешнего обитания нечто иное.
Бригадир умчался, никого из живущих не обделив своими разносами; мне показали мою комнату и я внёс туда свои вещи. Два спальных места на четверых; двое работали в ночь. Меня познакомили с соседом по комнате. Он - то объяснил мне то, что я до отбытия бригадира ещё не понял. Две раскладушки с надувными матрасами из резины и истончёнными летними одеялами на них использовались посменно. К слову, матрасы во многих местах были проколоты и поддувать их было бессмысленно. Мне кинули такой же матрас в уголок, вместо подушки я бросил под голову собственный рюкзак, заместо одеяла использовал холодную кожаную куртку. Свою же. Сосед, интеллигентный и приятный человек, пытался передвинуть шкаф, не приняв во внимание особенностей его конструкции. В результате, войдя в комнату я обнаружил картину, голосившую во всё горло о помощи. Шкаф состоял из трёх не скреплённых между собой секций и верхняя её часть грозилась съехать вниз, на лысую голову соседа. Бросившись вперёд, я придержал её, давая возможность вернуть шкаф на место. От дальнейших передвижений мы отказались. "Как же вовремя ты приехал"! - обрадовался мне сосед. Но я особой радости не учуял, задумавшись, как же буду теперь ночевать. Но человек - ещё тот скот, который - в отличие от скотины, легко адаптируется к любым условиям обитания. Капиталюгам это открывает невиданные доселе перспективы, менеджерюгам - обещает карьерный рост. Последние нам клятвенно обещали со дня на день привезти всё необходимое для нормального отдыха.
..А пока что я обустраивался. На работу я выйти не мог, не имея медицинской книжки (пищевое предприятие всё же!), а её оформление требовало времени. Новый бригадир проблему решил просто: компания сама оформит мне книжку, но из зарплаты будет вычтена её стоимость, 2500 рублей. Недёшево, для фиктивного документа с копеечной стоимостью. Но и комиссию не надо будет проходить. Впрочем мне, жителю другого региона, вряд ли оформили бы медкнижку с московской регистрацией. А это имело значение для трудоустройства. Так что, выбора у меня не было.
Девятнадцатого появился бригадир. Первые дни он приезжал к нам ежедневно, вникая во все вопросы, всё контролируя, не упуская мелочей. Тех, кто спал - будили. Приезд бригадира на квартиру означал мини - собрание. В тот день он ошарашил меня известием, что уже следующим днём он выведет меня на работу. Без документов, которые должны были прийти только через неделю.
"Сделаем тебе фиктивный документ. В толпе охрана не заметит обмана" - пообещал он.

..По ту сторону Владимира

Сказано - сделано. На следующий день в шумной толпе на пропускной я махнул перед охранником чужой ксерокопией с наклеенным на ней собственным изображением, три на четыре. Подъём на этаж, длинный запутанный коридор, раздевалки, поделённые на сектора - на заводе работало несколько таких фирм, как наша, и свои, постоянные рабочие. Шкафчика мне не досталось, конечно же.. Откуда! Кто - то имел за собой два места, а кто - то другой ни одного. В первый день я сложил свои вещи в шкафчик товарищу.. Переоделся, надел резиновые сапоги и вместе с ребятами направился в производственный отдел. Цехов было несколько, работы каждый день давали разные. Так делали специально. Где - то было очень тяжело, а где - то полегче; где - то невыносимо жарко, где - то, наоборот, очень холодно. Участки меняли нам ежедневно и это немного облегчало наш труд.

Туманный Альбион
В свою первую смену я попал на разморозку, не подозревая, какой это ад! Маленькое помещение было вытянуто в длину. Вдоль стен шли стеллажи на которых были разложены упакованные в картонные коробы спрессованые квадраты мяса, обёрнутые в полиэтилен. Едва оно начинало подтаивать, мы вскрывали коробы и перекидывали квадраты в металлический бак, отвозили его в цех. Раскладывали следующую партию. От испарений в маленьком закрытом помещеньице стоял настоящий густой туман. Он был настолько плотен, что на участке легко было затеряться. Но хуже всего были влажность и грязь. Мокрую и грязную форму стирать приходилось ежедневно. Оплачивалась она нами же и покупать второй экземпляр не хотелось никому. На морозе она просохнуть не успевала и надевали мы её на себя каждый день влажной.
На перерыв мы шли после того, как откормятся постоянные работники; к нам отношение было презрительное. Обозначали нас словом лизинг, напоминая, что мы требуем постоянного внимания и контроля, так как ничего не умеем, не знаем, не понимаем, непонятно откуда взялись и неизвестно, куда исчезнем потом. Назначение наше - чёрный труд, которым не станет обременять себя постоянный работник. Мы поднимались по скользкой металлической лесенке, заходили в тесное помещеньице, рассаживались на лавки и приступали к еде. Чай! Белый хлеб по красной цене да банка с шоколадной пастой. Сладкое обманывает желудок, создавая в нём ложное ощущение сытости. Вроде как поели.. Доработали смену, засобирались домой. Полчаса по бездорожью в темноте да по талой воде. Ноги промокли, едва я вошёл в цех. Так повторялось каждый день. Час через весь город на троллейбусе. Если б не разбудили коллеги, спал бы, казалось, до бесконечности. Забросили спецовки в стирку и я полез в ванну.. Единственный лучик света в царстве мрака, придуманного и созданного молодыми ребятами с красными дипломами экономических факультетов. Да, мне кажется, много преступников готовятся там..
Отогревшись, я вылез из ванны, развесил бельё, сомневаясь в том, что оно высохнет. Лёг поверх резины на голом холодном полу, укрывшись холодной курткой и сунув под голову рюкзак. Господи! Когда же привезут постельное.. Вряд ли я так долго протяну.. Какая работа.. А отдых какой?!


Лермонтов.
Учти, там будет холодно! - предупредил меня более опытный сосед. К тому же, там позже отпускают на обед. Зато там всегда сухо да и работа лёгкая.
Я оделся как можно теплее, но всё равно было холодно. Работа была мне привычна. Я стоял за конвеером, наполняя товарами картонные коробы и пропуская их через заклеивающий механизм. Затем переставлял на другой конвеер, по которому они шли на следующий участок. Напротив меня, на стене, висели часы и термометр. Последний показывал восемь градусов тепла. Такой температурный режим обусловлен был спецификой предприятия. Здоровье наёмных работников требовало утеплённой одежды и крепкой обуви, но Красный Диплом, памятуя о методах повышения рентабельности, потребностей лизинга (так называли нас) не удовлетворял. Мы потихоньку мёрзли. Работали. Остальные - пили. По - чёрному.
..В обед я направился в столовую, заблудившись по дороге и встретившись с Алёхой.
"Стоять!" - грубый женский голос окрикнул нас из - за поста охраны так, что мы вздрогнули.
В карманах что?.. Куда направляетесь?.. Откуда шли?..

..Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.


Изменилось ли что с тех пор, кроме фоторож на газетах и телеэкранах?
Новостные порталы улыбаются ими последние полтора десятка лет..



Равнение на чебурашки!

Я не пойду на чебурашки - заявил Виталий категорично.
Это как это? - иронично спросил начальник цеха.
А что всё время я.. нас должны менять местами каждый день.
А ты им понравился, они хотят тебя.
Я руку там потянул, попытался оправдаться Виталий. И даже предъявил её присутствующим. Действительно, она у него была.. и даже не меняла места прописки!
И Виталика отправили в этот день долечиваться домой. А командовать чебурашками доверили мне.
Они представляли собой неуклюжие металлические котлы на колёсах, в которые забрасывался фарш. А я развозил их на машины, где полным ходом шло изготовление колбас, разных сортов.
Бегом, бегом, бегом! - Чебурашки, наполненые фаршем, вылетали на меня, словно выстреливаемые из катапульты. Я развозил их по машинам, убирал пустые, менял на полные, увозил, подвозил. Уставал, ноги мокрые.. Время летело быстро. Опустел цех, разошлись рабочие - постоянные работники, класс привилегированный. А мне досталось отмывать чебурашек, а после них - пол.
И снова брели мы в полутьме, по скользкой и мокрой тропинке, в разбитой временем обуви; пеших дорог вдоль трассы не было.


Стародворские колбасы..

Настал предновогодний вечер, работы сворачиваются. На праздники все будем отдыхать. Сегодня нам поручили разбирать колбасу. Что совсем уж плоха - на выброс. Как оказалось, билет на выброс был заказан любой колбасе. Даже той, что сплошь покрыта была трупными пятнами. Позже её отправят на переработку - и, возможно даже, на праздничный стол (и почему это в больницах так много пострадавших по праздникам?)
Как же её много было! И места в морозильнике вполне достаточно, а всё равно.. Нет предела нашему разгильдяйству. Вспомнился мне мой давний товарищ, родом он был из села. Так часто любил повторять: "Люди не свиньи, всё съедят!" - Сказано было точно.


В дымке пьяного угара..

Утром тридцатого мы закончили смену. Последнюю, в уходящем году. Приехали домой, хотя вряд ли это подходящее слово тому обиталищу, в котором мы жили. Уже две недели, как я приехал на вахту. А одеял как не было, так и нет до сих пор. И обещанья поредели, словно осенняя листва в предверии зимы. Как же мне не хотелось их, тех бесконечных каникул.. Разбросанные по разным сменам, раскладушками с их жалкими одеяльцами мы пользовались поочерёдно. А теперь!.. Тридцатое, тридцать первое, первое и только второго, в ночь, мне на работу.. Три с половиной дня. С беспробудными пьяницами. И зачем было ехать им куда - то вдаль, на так называемые заработки, если день за днём пьют и пьют беспробудно? Идя на запах, я обнаружил чьи - то обгаженные штаны.. другого разу - две пары обмоченных.. У соседа пропало одеяло, он искал его долго и безуспешно.. А я знал, где оно. Но я не спешил расстраивать соседа. Помню, собирался я на смену. Со мной должен был идти Алексей. Пошёл будить его в комнату - не было его там. Я нашёл его в кухне. У окна - табурет; перед ним, на коленях, уронив на стул голову, спал в стельку пьяный друг и помощник нашего бригадира Бойко Алексей. Штаны обмочены, сон мертвецкий, комментарии трагичны. Ехать пришлось одному.
А что же бригадир? - спросите вы. А что он, жив - здоров. И даже должен исполнять свои обязанности, что значит: сам должен выводить на работу новую смену и принимать ту, которая завершила свою работу. И не знать о таких проблемах Денис не мог. Но он не знал о них. Или не хотел знать.
Хотелось отоспаться - прежде всего. Заснуть на холодном и жёстком полу, не укрываясь ничем, кроме куртки, было сложно. А заснув, наслаждаться отдыхом долго не пришлось. Ни разу - за все дни. Алкоголикам требовалась помощь. Нужно было сгонять за водкой. Почему - то с этим вопросом подходили всё время ко мне, каждый раз обрывая тяжёлый тревожный сон. Я отказывался, они забывали и приходили вновь и вновь, все три праздничных дня. На работу я вышел уставшим, словно отработав подряд несколько смен..


6. Заберите ваши одеяла!

Наконец - то привезли постельное. Отчего машина с бельём проследовала мимо нас через весь город на другую квартиру, где жил бригадир, не поддаётся логическому анализу (если взглянуть на проблему поверхностно). Оттуда нам сообщили, что бельё есть и мы можем приехать забрать его. Вместо отдыха перед выходом в ночь - поездка за одеялами, подушками, пододеяльниками и наволочками. Через огромный город, туда и назад, а вечером снова туда - уже на работу. За свой счёт, как это водится. А ведь могли бы завезти нам, это было им по дороге. Но не приехали. Боялись наших претензий.
Мы развернули свёртки.. Разобрали несколько летних одеял, детского размера. Подушки (их не хватило на всех). Остальное не так уж было и важно. Оно не создавало нам ни тепла, ни комфорта. А матрасы оказались такими же, как и старые - надувные резиновые. Как плевок в душу - такое бельё..


7. Приступ с топором.

Второе января. Я вышел в ночь. Закончились трёхдневные праздники, вылившийся для меня в бесконечный кошмар от пьяного угара соседей по вахте. Коллегами их вряд ли можно было назвать. Каждый раз от нашей квартиры выходило меньшее количество человек, чем требовал завод. Так было и в этот раз. Меня поставили на подготовку мяса в цехе приготовления фаршей. Работа трудная, но я был там уже не впервые и неплохо справлялся. Помогал оператору забрасывать мёрзлые тяжёлые квадраты мяса в машину, перерабатывавшую его в фарш. Отделять мёрзлые пласты приходилось тяжеленным топором, в треть моего собственного веса, пожалуй.. Расстелив на полу клеёнку, я обронил на неё столб из замороженных мясных пластов, как учили. Позднее мне предстояло отделить их друг от друга топором. Взмахнув им в очередной раз, уже посреди ночи было это, я почувствовал дурноту - предвестник приступа. Да, у меня эпилепсия. С ней мне почти нигде работать нельзя. Но кому интересны проблемы инвалидов! А у меня даже статуса нет. Сколько лет.. триннадцать уже.. скажем прямо, немало! Приступ не первый за все эти годы - наученный опытом, я бросился вверх, стараясь не поскользнуться на грязной и мокрой металлической лестнице, ведущей в импровизированную столовку. Она не была похожа на неё. Когда - то такие помещения называли комнатой отдыха. Она не была похожа и на неё. Я взбежал, стараясь крепко держаться за перила.. схватив стакан, наполнил водой до половины и выпил. Вода - вот что могло предотвратить приступ! Но тратить время на то, чтобы наполнить стакан водой полностью - непозволительная трата времени и глупость невероятная. Она могла стоить жизни, если бы в приступе меня выбросило в дверь и вниз - по скользкой лестнице..
Я выпил воды и забился в самом дальнем углу маленькой комнатки, предназначенной для отдыха многих людей. Крепко схватился руками за стол и замер, в ожидании приступа. Я видел, что люди заметили моё состояние, но ответить им уже не мог.
..Вы знаете, что с вами случилось?
У вас эпилепсия, вы знаете?
В этот момент я мог бы даже подписать что угодно и кому угодно - но только не ответить на заданный мне вопрос, смысл которого понимал ещё очень смутно. Сознание быстро терялось, но медленно возвращалось обратно, в родные пенаты.
В сопровождении напарника меня отправили в тот день домой. Путь на производство отныне был мне заказан. И меня перекинули на склад - вместе с Алексеем, идейным вдохновителем беспробудного пьянства.


8. Проблемы только начинаются..

В тот день я на работу не вышел. Впочем, на производство меня брать отказались. Оставался только склад. Маленький, но проблемный. Сухой, но очень холодный (продукция скоропортящаяся). Тёплой одежды нам осмечено не было - лизинг! Что такое лизинг? - Трудовое рабство. Бесплатно поощряют только кнутом. Все пряники съели дети хозяев. У хозяев тоже дети есть. И этим детям надо что - то есть, представьте! Работа была не сложной, тяжёлым оказался характер начальницы склада. Мат, как у сотрудника пенитенциарного заведения, крики того же происхождения, моему скорейшему восстановлению не способствовали никак. Ярких красок добавляла необходимость быстро и качественно обматывать поддоны с подготовленной к отправке продукцией. Необходимость вертеться вокруг них, обматывая со всех сторон, вызывало головокружение. Но состояние своё приходилось скрывать. Два дня я кое - как справлялся, на третий попросил передышку. Я чувствовал себя плохо. Приступ эпилепсии сродни мозговому инсульту, когда какая - то часть мозга безвозвратно погибает. Кого это волнует сейчас, в стране дерьмократов!
***

Из личной переписки:
http://vk.com/youforyouru
Дмитрий
Это по поводу инсульта?
Сергей
Это тромбы. В сердце шунт поставили. Вот теперь очередной в артерии шеи. Потому и рука с ногой почти не работают.
Сергей Попов
Сьездил на повторную МСЭК в область. Бесполезно. Восстановить 2 группу не удалось. Раз сам приехал и со мной сын живёт, значит сам и справишься. Третья группа и вали домой. И никого не волнует что сам не можешь одной рукой ничего делать, нога не держит и 70-летняя мама ухаживает. Все деньги с пенсии только на такси в больницу и на таблетки уходят. Правительству насрать на инвалидов.
Сергей Попов
Это экономия на людях. А ещё деньги собирают на операции кому - то. Видно как выживают те, у кого пенсия по инвалидности - единственный способ выживания в этой "помойке".
Сергей Попов
Всю жизнь в бою с несправедливостью, так что и сдохну в бою, а не в петле или на койке.
-"сдохну в бою.."
Кто - то сделает акцент на слове "бой", восхищаясь и силой, и упорством этого человека. А я, пожалуй, перенесу акцент на первое слово. Ни в коем случае не отрицая его достоинств, отмечу безысходность и его ситуации, и его борьбы.
Я попросил Алексея позвонить бригадиру.
"Пусть поставит мне выходной сегодня, если можно". - попросил я.
Я ещё не успел заснуть, как Алексей сообщил мне о том, бригадир разрешил остаться обоим - и мне, и ему.
"А ему - то зачем, при чём здесь Алексей?" - подумал я, но не стал высказывать свои мысли вслух. Всё стало ясно чуть позже, когда меня разбудили и сунули под ухо пылающий от гнева телефон. Я не вышел на работу! Никого не предупредил! Штраф тысяча рублей! - Денис ничего не желал слушать. И тут уж я наговорил сполна, что давно накопилось за всё это время..
Вон! Сегодня! Сейчас! Я через два часа приеду и если ты всё ещё будешь там - выкину собственными руками, - пригрозил мне этот урод. А как назовёшь такого специалиста по управлению кадрами?
Поскольку других перспектив всё равно не было, кроме пьянки да склада, готовый довести человека до логического конца в предельно сжатые сроки, я счёл за лучшее уехать. И, проведя ночь на вокзале, утром уже был в ставшей почти родной, Москве.
Было седьмое января. Попытки устроиться хоть на какую - то работу разбились о двухнедельные каникулы. Привилегированное сословие бойцов офисного фронта ещё не вернулось из Египта. Пришлось ждать. Стоимость простоя обходилась мне в 250 рублей в сутки, а ждать нужно было не меньше девяти предварительно оплаченных дней.


9. Расчёты Красного Диплома.

Красный Диплом - профессионал, крепко знающий своё дело. А состоит оно в том, чтобы счета, которые приходится, так или иначе, оплачивать компании, соответствовали доходам её наёмных работников, если они нет - нет, да появляются вдруг, откуда ни возьмись. Задача, собственно, проста: баланс наёмного работника по окончании вахты, должен быть равным нулю. Конечно, это в идеале. Но Дипломы стараются. Их оклады повышают личную заинтересованность в реализации поставленных перед ними задач: "Применение аутсорсинга освобождает от выплат зарплаты работникам, отчислений в различные фонды и налоговых отчислений".
С медкнижки, не проходящей по базам, взимается 2500 рублей, что составляет 2300 рэ чистой выгоды. Чистейшей! - и с одного человека. А работников - тысячи, в одном московском регионе. Фирма работает по всей стране, масштабы можем себе только представить.
Если человек устраивается на следующую вахту в этой же компании, ему обещают увеличение оплаты на 5 рублей. О чём благополучно забывают к торжественному моменту расчёта. Сорок пять смен, по одиннадцать часов каждая - где каждый час представляет собой пять дополнительных рублей, утяжеляет совесть владельца бизнеса на 2475 рублей. "Хм.. мало", недовольно подумал Диплом, покраснев от натуги. "Даже если умножить на всех, кто зашёл на второй круг.. а есть и такие, кто и на третьем.. и на четвёртом! Есть и такие, кто годами так крутятся. Ну, у них чуть получше условия. Они ж вроде надсмотрщиков над рабами.. Всё равно ерунда получается. Так, посмотрим, что есть хорошего ещё..
Тьху.. Штрафы! Вот оно - готовое решение! Решение всех проблем. Но надо соблюдать меру. Так, не получив за труд ничего, включая благодарности, человек всё же должен что - то иметь "на убраться домой", восвояси. Но и из этого правила бывают приятные исключения. Так, успев отработать в компании 127 часов, после всех вычет (включая медкнижку - 2500, авансы - 1500 и даже ничем не обоснованный штраф в тысячу рублей) мне полагалось пять тысяч. Эти деньги компания презентовала себе, на внутренние расходы. Меня оставили с носом, посчитав это достойным вознаграждением.


10. Делайте выводы!

Москва. 23 января. INTERFAX.RU — Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова подтвердила опасность начавшейся эпидемии гриппа и сообщила, что ее можно остановить при соблюдении несложных правил.
..«Главное — не допустить заражения другого человека и избежать заражения самому», — добавила глава ведомства.
..При первых же симптомах болезни следует сразу обращаться к врачу, предупредила она. «А вот самому пытаться разобраться и тратить драгоценное золотое время на то, чтобы не лечиться, а разбираться самому, вот этого не стоит делать абсолютно точно», — сказала глава ведомства.
..Она считает важным, чтобы все знали: опасен любой грипп, не только свиной. «Он дает осложнения отсроченные и через два месяца они могут наступить», — отметила Попова. Поэтому ни в коем случае нельзя переносить грипп на ногах, предупредила врач.


Рецензии