Родовая книга жизни моей семьи

      НАТАЛЬЯ ПЕТРОВА



          РОДОВАЯ
        КНИГА ЖИЗНИ
 семьи СОБОЛЕВЫХ-АИТОВЫХ







               


                Село  Лубяны . 
                Июль 2016 год.

    2го июля 2016 года мне позвонил мой сын Максим и попросил меня передать ему информацию о представителях нашего рода по линии его матери, т.е. по моей линии-линии Петровой (Соболевой в девичестве) Натальи Ивановны. И вот я решила сегодня, т.е. 4го июля 2016 года записать те данные о представителях нашего рода, которые на сегодняшний день сохранились в моей эволюционной памяти.
    Господи! Благослови меня на написание Книги Древа Рода Соболевых-Аитовых. Мой Ангел-Хранитель направляй мои мысли и руку в в нужном и правильном направлении. Да будет так во имя всеобщего Высшего блага и для процветания, финансового успеха и благополучия , физического и духовного  и нравственного совершенствования всего нашего Рода в этой жизни и во всех будущих воплощениях!   

   Я, Петрова (Соболева в девичестве) Наталья Ивановна родилась 26 ноября 1946 года в посёлке Лубяны, Мамадышского района республики Татарстан.
   Мой отец- Соболев Иван Николаевич родился в городе Вильно (в настоящее время-Вильнус) 16 декабря 1907 года в православной семье. Умер 8 октября 1994 года в селе Славкино Ульяновской области и там же находится место его погребения.
  Национальность-русский. Вера – христианская, но был атеистом.
 Образование высшее, лесотехническое. Профессия-лесовод.
Был участником Великой отечественной войны 1941-1945 года. За боевые заслуги и за участие в Яссо-Кишиневской операции награждён орденом Красной Звезды и Орденом боевого Красного Знамени. Был командиром взвода артиллерийской разведки. На фронте получил контузию головного мозга, и в дальнейшем ему была установлена 2ая группа инвалидности по общему заболеванию. Был дважды арестован, помещен в Московскую судебно-психиатрическую больницу, а затем переведен в обычную психиатрическую больницу в город Казань, попал под репрессии, но уже посмертно был реабилитирован. В основании по реабилитации было указано «Принудительное помещение в психиатрическую больницу» Так что его, как «неугодного элемента» запрятали в психбольницу, не имея на то никаких оснований. А мы-его дети, долгое время носили «клеймо»  детей врага народа. Вот так отразилась война на нашей многодетной семье. В 1954 году мы забрали папу из Казанской психолечебницы и больше его туда не помещали, и он был всегда рядом с нами. Но семь лет пребывания нашего отца по следственным изоляторам и судебнопсихиатрическим клиникам  тяжелым грузом легли на плечи нашей мамы. А на руках у неё оставалось четверо детей.
 
   Моя мать – Аитова Халифя Усмановна родилась 7го (по паспорту 10го) апреля 1914 года в городе Саратове в мусульманской семье. Закончила 7 классов Саратовской татарской гимназии, поступила в агролесомелиоративный институт после второго курса поехала в город Казань на практику в Арский лесхоз, где и познакомилась со своим будущим мужем Соболевым Иваном Николаевичем, который был руководителем её практики.  И 2го августа 1934 года,  нарушив завет Корана, вышла замуж за русского Ивана. Конечно, её мать благословения на брак не дала. Но они прожили вместе 58 лет, и мама родила от русского Ивана 7ых детей: - 6 сыновей 1 дочь.
Последние 17 лет, перед выходом на пенсию, мама работала библиотекарем Лубянской поселковой библиотеки. Она очень любила свою работу и пользовалась глубоким уважением и авторитетом среди населения посёлка Лубяны.
 Скончалась 7го ноября1992года на 77 году своей жизни в городе Бугульме республики Татарстан. Она похоронена по мусульманскому обычаю и тело погребено на мусульманском кладбище в городе Бугульме.
Мама страдала сахарным диабетом, остеоартрозом коленных суставов и гипертонической болезнью 1ой степени.
В семье мама была лидером, очень активной женщиной. Папа был более спокойным, сдержанным и малоразговорчивым мужчиной.
Он был инвалидом ВОВ 2ой группы по общему заболеванию, перенёс контузию головного мозга на фронте.

Далее идёт описание родословной ветви по линии моего (Натальи) отца Соболева Ивана Николаевича.
 Мой прадед (Моему сыну Максиму –пра.пра.прадед)по линии моего Отца
СОБОЛЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (даты рождения, смерти и место рождения  мне не известны) был священнослужителем-священником в селе Рябцево Костромской губернии. Был женат. О наличии детей ничего не известно.

 Мой прадед по линии моей бабушки Домович Людмилы Клементьевны
ДОМОВИЧ КЛЕМЕНТИЙ СТЕПАНОВИЧ жил в Санкт Петербурге, имел генеральский чин и служил начальником таможенной службы города Санкт Петербурга. Даты рождения и место рождения мне неизвестны. О наличии  жены, детей тоже ничего не знаю.

Мой дед по линии отца (прадед Максима)  Ивана Николаевича-
СОБОЛЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ даты рождения, смерти и места рождения не известны.(Отец моего, Натальи отца)
СОБОЛЕВА ( Домович в девичестве) Людмила Клементьевна – жена Николая Николаевича, мать моего отца. Даты рождения и смерти не знаю.
Несколько лет жили в городе Вильно. Имели особняк в 15 комнат. Держали прислугу.
Николай Николаевич Соболев окончил Варшавский Университет. В городе Вильно он работал начальником химико-технического училища.
Людмила Клементьевна была преподавателем французского языка и музыки.
Из Вильно они переехали жить в Санкт Петербург и жили на улице Съезженской в доме номер 3. Затем их перевели в город Челябинск. Там от тифа скончался Николай Николаевич. Его жена Людмила Клементьевна была вынуждена с тремя детьми на руках переехать в город Казань, где жил её дядя Тулпаров Александр Иванович-профессор Казанского химико-технологического института.
У Соболева Николая Николаевича был брат СОБОЛЕВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ. Он жил и работал в Харькове и был профессором Химического института. Был женат, но детей не имели.
У Николая Николаевича и Людмилы Клементьевны было шестеро детей :
Первый сын-Николай Николаевич Соболев (Третий Николай в родословной семьи Соболевых). Это мой дядя по линии отца. Даты рождения и смерти не знаю. Он свободно владел пятью иностранными языками. Имел высшее геологическое образование. Был женат на югославке Сильве-Наталии. Имел двух детей - старшая дочь Инна, работала медсестрой в туберкулёзном диспансере. Сын-Николай-художник (Четвертый Николай Николаевич в нашем роду) . Я с ними не знакома и никогда  с ними не встречалась. В 1917 году Николай Николаевич эмигрировал за границу в Югославию и целых 45 лет мы о нём ничего не знали. Ему предлагали политическое убежище и принять их гражданство, но он отказался. Году в 1959-60 (?) вернулся в наш союз, жил в Ставрополе Краевом. В 1964 году приезжал к нам в Лубяны, и ко мне в город Можгу, где я училась в медицинском училище. Встреча была очень трогательной. У нас с ним завязалась дружественная переписка, но по непонятным причинам она прервалась, и я его больше его не видела, хотя он еще некоторое время поддерживал связь с моей мамой.

Второй сын моего деда СОБОЛЕВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ(мой второй дядя по линии отца) Год рождения и смерти не знаю . Он имел высшее образование. Жил в городе Москве, работал инженером на автозаводе имени Лихачёва. Страдал хроническим заболеванием системной красной волчанкой, которая и явилась причиной его смерти. С ним я встречалась один раз. Он приезжал к нам в Лубяны один раз. Он был женат. Жену звали Инна Ивановна. Она работала  секретариате Министерства Культуры Советского Союза у Екатерины  Ивановны Фурцевой. В браке у них родилась дочь Ирина (это моя двоюродная сестра). Она окончила Институт инженеров железнодорожного транспорта в Москве. Год её рождения 1947. Живет в настоящее время в Москве. Имеет дочь Наталью и двух внуков. Связь с ней не поддерживаем.


Третий сын моего деда СОБОЛЕВ ГАВРИИЛ НИКОЛАЕВИЧ (третий мой дядя по линии отца) Год рождения, место рождения и год смерти мне не известны.
Имел высшее образование – инженер. Он был женат. Сведений о жене не имеется. Имел двух сыновей-старший Соболев Михаил Гаврилович (Мой двоюродный брат); Второй сын - Соболев Станислав Гаврилович 1937 года  рождения.(мой двоюродный брат)
Гавриил Николаевич и его жена трагически погибли в один день на берегу реки, спасая ребёнка, на которого упал оголённый электро провод. Спасать ребёнка бросился Гавриил Николаевич, и его притянуло током, и эта же участь  поразила и его жену, которая бросилась к нему на помощь. Таким образом, дети в одночасье остались сиротами. Но их устроили в военное училище. Михаил в скором времени был отчислен из училища. А Станислав окончил Военно-медицинскую Академию и всю жизнь проработал военврачом. Будучи на пенсии в городе Калуге организовал Центр по нетрадиционным методам оздоровления, ибо обнаружил у себя экстрасенсорные способности. Живет в Калуге. Связь не поддерживаем. В последний раз я с ним встречалась в Калуге в 1989 году, когда приезжала в Москву на Первый международный форум по ушу, йоге и биоэнергетике. После форума я решила посетить Оптину Пустынь (Духовный санаторий израненных душ- так кто-то образно назвал её). Для её посещения нужно было доехать до Козельска, а это не далеко от Калуги и вот в Калуге я в тот год и встретилась со своим двоюродным братом. Он женат, имеет двоих детей.

Старший сын Гавриила Николаевича-СОБОЛЕВ МИХАИЛ ГАВРИЛОВИЧ 1933 года рождения. Учился в Москве в ГИТИСе, но не доучился, бросил институт. Хорошо рисовал, увлекался профессионально фотографией. Был человеком свободной профессии. Несколько раз был женат. Имеет от одного из браков сына Николая (Пятый Николай в роду Соболевых). Из жизни ушёл добровольно. Год смерти не знаю. 
Четвертый сын моего деда  СОБОЛЕВ ИВАН НИКОЛЕВИЧ – мой отец.
Родился в городе Вильно (ныне Вильнус) в 1907 году. Был женат на АИТОВОЙ ХАЛИФЕ УСМАНОВНЕ 1914 года рождения.(это моя мама, бабушка Максима).Отец имел высшее лесотехническое образование. Работал после окончания института в Арском лесничестве главным лесничим. Там же познакомился со своей будущей женой Аитовой Халифой Усмановной . Поженились они 2го августа 1934 года в посёлке Арск республики Татарстан.
Они прожили вместе 58 лет. В совместном браке у них родилось 7 детей: 6 сыновей и одна дочь.
Сыновья : 1)  СОБОЛЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ 1935 года рождения;
Окончил Лубянский лесной техникум. Работал директором леспромхоза в республике Коми. Женат был на Рыжковой Валерии Сергеевне. В браке имели 3х детей:- дочь Марину, сына Александра и сына Николая.
            (6-ой Николай в нашем семейном роду);
Умер в городе Ухте Коми АССР. Дату смерти не помню
         
        2)  СОБОЛЕВ БОРИС ИВАНОВИЧ 1937 года рождения 30 апреля.
В 1954 году окончил Лубянский лесной техникум и по окончании по направлению уехал на остров Итуруп Сахалинской области. Работал там два года, затем ушел служить в армию. После армии поступил в Казанский Авиационный институт и окончил радиотехнический факультет в 1964 году.
По окончании института работал инженером. Через много лет организовал и возглавил работу Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг в республике Татарстан и проработал там до 70 лет. Был женат на Зубриловой Раисе Трофимовне. В совместном браке имеют сына Соболева Олега Борисовича 1964 года рождения. Он окончил Казанский Государственный Университет.

       3)  СОБОЛЕВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ 1939 года рождения 14 мая.
Окончил Лубянский лесной техникум. Работал после окончания техникума в Бавлах, затем  жил и работал в посёлке Базарный Сызган Ульяновской области. Был женат не Эзековой Алевтине Ивановне. В совместном браке было двое детей: сын-Соболев Иван Юрьевич и дочь-Соболева Елена Юрьевна.
Юрий Иванович был в течении 4х лет под следствием, но был оправдан и реабилитирован. С детства страдал хроническим отитом и невритом слуховых нервов. Много лет спустя в Казанской клинике болезней уха, горла, носа была произведена слухоулучшающая операция. Слух улучшился, но в последующие годы слух снова начал падать и в настоящее время он не слышит.
У сына Юрия Ивановича - ИВАНА ЮРЬЕВИЧА есть двое детей:- сын АРТЁМ ИВАНОВИЧ и дочь- Дарья Ивановна.
У дочери Юрия Ивановича - Елены есть сын Василий.

4). Дочь – ПЕТРОВА (В девичестве Соболева) НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА 1946 года рождения 26ноября. Родилась в посёлке Лубяны Мамадышского района ТАССР.
В 1961 году окончила семь классов Лубянской средней школы и в тот же год поступила на медсестринское отделение Можгинского медицинского училища. По окончании училища была направлена в село Короленко и работала там в течение года медсестрой сельского детского сада-ясель. Через год попала под сокращение и вернулась в родной посёлок Лубяны, проработала в течение двух лет дежурной медицинской сестрой Лубянской участковой больницы.
В 1967 году поступила в Казанский Государственный медицинский институт на лечебный факультет и окончила его в 1973году по специальности лечебное дело. Прошла интернатуру по оториноларингологии на базе ЛОР отделения Республиканской клинической больницы. По распределению  работала врачом-отоларингологом Бугульминской районной больницы.
 В апреле 1978 года вышла замуж за Петрова Виталия Викторовича 1949 года рождения 12мая. Он родился в селе Митрофановка Кантемировского района Воронежской области.  Мой муж работал в г. Бугульме после окончания Воронежского института  в качестве директора Бугульминской маслосыр базы.
У меня это был первый брак, а у мужа второй, хотя с первой женой МакашевойТ.Д. после регистрации брака они вместе не жили, т.е. это был фиктивный брак, т.к эта женщина забеременила от него и, как бы вынудила его жениться. От того брака у него есть дочь Елена 1977года рождения.
В октябре 1977 года меня родилась дочь Ольга ( до моего вступления в брак с В.В Петровым.) В декабре 1977 года он расторгает брак с Макашевой.
В апреле1978 года мы вступаем в законный брак . В декабре 1977 года мужа перевели в город Нижнекамск главным инженером Нижнекамского молочного комбината. В июле 1978 года нашей семье с места работы мужа выделили двухкомнатную квартиру со всеми удобствами.
После рождения сына Максима мы получили в Нижнекамске трехкомнатную квартиру со всеми удобствами по адресу ул Гагарина дом 22, кв.40.
Имели машину и дачу.
В 1985 году в ноябре месяце я (Петрова Н.И.) попала в автомобильную катастрофу. Мы ехали из села Славкино Ульяновской области с адвокатом Афанасьевой Галиной Нургалеевной. Я нанимала её для защиты моего брата Юрия Ивановича Соболева, который находился под следствием. За рулём находился Георгий Иванович Эзеков - это брат моей снохи Алевтины(жена моего брата Юрия Ивановича). Ночью когда мы ехали из с.Славкино был сильный гололёд и водитель не справился с управлением и наша машина ушла под откос, трижды перевернувшись стала на колёса. И всем на удивление никто из нас троих не пострадал. Так что это было моё второе рождение. Через несколько лет я стала ощущать, что во мне прлизошла трансформация души, духа, тела и разума. Во мне раскрылись паранормальные способности.  Их я применяла в своей врачебной практике, работая в качестве врача  поликлиники. По совместительству я работала и в ЛОРотделении ЦРБ оперирующим отоларингологом, и применяла свои экстрасенсорные способности по биоэнергетическому воздействию на своих пациентах перед операцией и в посто перационном периоде.
(Подробное описание моего духовного роста и творческого развития  можно почитать в моей автобиогафической повести «Записки звукового целителя или путешествие в глубь души» на страничке proza.ru автора Наталья Петрова 2)
С мужем прожили вместе 19 лет. В 1993 году оформили развод, и он уехал жить к своим родителям в город Богучар Воронежской области, а я перевелась в город Казань и устроилась на работу во вторую городскую поликлинику в качестве врача-отоларинголога-фониатра.
В сентябре 1993 года прошла специализацию по фониатрии на базе Ленинградского института Уха, горла, носа и речи, руководимого Профессором Ланцовым.
Дочь Ольга окончила Казанский социально-юридический институт, и после его окончания уехала в город Москву и работала в юридическом отделе  одной из фирм.
В феврале 1998 года в городе Казани у неё родился внебрачный сын Петров Сергей Романович.
В ноябре2000 года она вышла замуж за Черноглазкина Алексея Валентиновича и сменила девичью фамилию Петрова на Черноглазкину. В этом браке у них родилась дочь Марьяна Алексеевна Черноглазкина 2010 года рождения в марте месяце, в городе Москве.
В настоящее время живут все вместе. Сын Сергей учится в институте.
В 19 октября 1981 года  в городе Нижнекамске у нас родился сын Петров Максим Витальевич. Рос и развивался здоровым ребёнком.
В 1995 году поступил в Казанское суворовское училище, и , окончив его, уехал в город Богучар Воронежской области к отцу. Там он с отличием окончил филиал Воронежского экономико-правового института. После его окончания вернулся в город Казань, где жила его мама т.е. Петрова Н.И.
 В 1978 году переехала жить в город Нижнекамск. Работала врачом-отоларингологом Центральной районной больницы , а также в качестве врача-отоларинголога призывной комиссии горрай военкомата города Нижнекамска.
В 1993 году оформила развод с мужем и уехала в город Казань, где живу до настоящего времени.
Максим Витальевич Петров – сын Натальи Петровой - женат на Селивановой Ольге Дмитриевне. В совместном браке имеют двух детей:
Петрова Диана Максимовна - дочь 2011 года рождения 25 апреля;
Петров Даниил Максимович – сын 2014 года рождения 17 июля.
Дети Ольга и Максим были здоровыми. Хроническими заболеваниями не страдали. Мать- Петрова Наталья Ивановна – здорова, но перенесла автокатастрофу. Отец – Петров Виталий Викторович страдал алкогольной зависимостью.

5) сын Соболев Сергей Иванович 1949 года рождения. Умер в трехмесячном возрасте.
6) сын Соболев Михаил Иванович 1951 года рождения 25 мая.
Окончил 10 классов Лубянской средней школы. Поступил после окончания школы в Юдинское профтехучилище, но его не закончил, т.к. был призван в ряды Советской армии. Служил на Дальнем Востоке в Спасске Дальнем. Закончил во время службы школу младшего авиационного состава, остался в армии. Так и остался военнослужащим авиамехаником. Готовил военные самолёты к вылетам. В 45 лет вышел на пенсию и жил в городе Бердянске. Был женат на Спасибко Людмиле Георгиевне. В совместном браке имели двух детей:- приёмная дочь Ирина (от первого брака его жены) и ещё дочь Соболева (в замужестве Щербинина) Елена Михайловна.
Михаил Иванович скончался в январе 2014 года. Причина смерти его мне неизвестна.
7) Сын-Соболев Алексей Иванович 1955года рождения 26августа. Умер 6 ноября 1956 года в посёлке Лубяны.

                ПРОДОЛЖАЮ ОПИСАНИЕ ДРЕВА РОДА ПО МАМИНОЙ ЛИНИИ
 Моя мама АИТОВА ХАЛИФЯ УСМАНОВНА уроженка города Саратова, родилась 10 го апреля-так записано в паспорте, а фактически она родилась 7 апреля 1914 года.
Её отец, а мой дедушка (Максиму прадедушка) АИТОВ УСМАН ( его отчество, день рождения, место рождения и дату его смерти не знаю).Был родом из семьи землепашцев. Работал коневодом у конных дел мастера.  Погиб трагически. Был убит на крыльце своего дома по ошибке, так как у них жил на квартире квартирант ювелирных дел мастер. И охотились за ним, в темноте не разглядели, и шальная пуля досталась моему деду. Он был здоровым, крепким, работящим мужчиной. Никогда не курил и не употреблял алкоголя. До женитьбы на моей бабушке был женат, в том браке у него было пятеро детей. О них я ничего не знаю.  Овдовев. он женился во второй раз на моей бабушке .

Мама моей мамы. Моя бабушка АИТОВА (Альбикова в девичестве) ЗУГРЯ.(отчество и даты рождения и смерти и место рождения не знаю), но известно, что жила в Ульяновской области. Она после замужества жила в Саратове. Ей было тридцать лет когда она вышла замуж за вдовца. Прожили они вместе 8 или 9 лет и у них родилось  пятеро детей: Один сын-он умер ещё в детстве и осталось четверо дочерей.

Первая дочь - АИТОВА ФАТЫМА УСМАНОВНА. Место рождения и даты рождения и смерти не знаю .Была замужем. Мужа звали ФАТТАХ. У них родилось в совместном браке две дочери- Люция Фаттаховна и Светлана Фаттаховна.

Вторая дочь – АИТОВА МАРЬЯМ УСМАНОВНА. Была замужем. Мужа звали ВАЛИ-абый.  Они жили в Ташкенте. Род деятельности их мне неизвестен.В этом браке родилась одна дочь – Эльза. Она работала врачом - педиатром в городе Москве. Была замужем за Альбиковым Зиятом. Это был родственный брак, ибо они были друг другу двоюродными братом и сестрой. Зият был сыном брата моей бабушки Альбикова. Он был священнослужителем – Саратовским муллой. У него был ещё один сын – Зуфар.

Третья дочь – АИТОВА ЭМИНЯ УСМАНОВНА. Была замужем за АПАНАЕВЫМ. В совместном браке у них было трое детей: дочь Румия, дочь Дина и сын Мухаммед, который трагически погиб во время прохождения службы в армии. У Румии  было двое детей, У Дины тоже родились две дочери.
Эминя была домработницей, занималась воспитанием детей. Её муж погиб на Финской войне и она одна растила трёх детей и ещё ухаживала и содержала мою бабушку Зугру.

Четвертая дочь – это моя мама АИТОВА ХАЛИФЯ УСМАНОВНА 1914 года рождения 10 апреля. Окончила  татарскую гимназию в городе Саратове, затем училась в Агролесомелиоративном   институте, после второго курса поехала на практику в Арск, где и познакомилась со своим будущим мужем СОБОЛЕВЫМ ИВАНОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ 1907 года рождения 16 декабря.
2 –го августа 1934 года они поженились и прожили вместе 58 лет. Благословения на брак от родителей они не получили, так как отец был православным христианином ,  а мама была выходцем из мусульманской семьи, и в то же время не побоялась нарушив завет Корана выйти замуж за русского Ивана.
В совместном, этом смешанном браке у них родилось семеро детей.  Про детей я описывала, когда вела повествование о родовой линии моего отца СОБОЛЕВА ИВАНА НИКОЛАЕВИЧА .  Здесь просто укажу их  имена: Владимир, Борис, Юрий, Наталья, Сергей (умер в трехмесячном возрасте), Михаил, Алексей. ( умер в раннем детстве в возрасте один год и три месяца). Старший сын Владимир и младший сын Михаил  тоже умерли .

Коротко опишу представителей 6-го поколения.-это правнуки Соболева Ивана Николаевича и Аитовой Халифы Усмановны
У детей Соболева Владимира Ивановича – У Дочери Марины –сын Евгений;
                У сына Александра  есть внебрачный сын и родная дочь Мария.
                У сына Николая данных о детях и женитьбе нет.
У сына Бориса Ивановича Соболева - Олега Борисовича – есть сын Борис.
У детей Юрия Ивановича Соболева  Елены Юрьевны  - сын Василий;
                Ивана Юрьевича – сын Артём
                Дочь Дарья.
У детей Натальи и Виталия Петровых дочери Ольги Витальевны – сын Сергей 1998 года рождения 3февраля
                Дочь Марьяна 2010 года рождения
                У сына Максима Витальевича – дочь Диана 2011года рождения 25 апреля
                Сын Даниил 2014 года рождения 17 июля.
У детей Михаила Ивановича Соболева у удочеренной дочери Ирины –дочь и сын. Даты их рождения и имена не знаю
                У дочери Елены детей нет. Она разведена.
      Итак, итого правнуков у Ивана Николаевича Соболева и Халифы Усмановны Аитовой 13 человек.
     Пятеро внучек и  четверо внуков и семеро детей.
 
Родословная записана по памяти дочерью Ивана  Николаевича и Халифы Усмановны Натальей Ивановной Петровой  4-7июля 2016 года в селе Лубяны Кукморского района республики Татарстан. Адрес- ул Кирова. Дом 6 в доме, в котором прошло моё детство

   Сегодня 23февраля добавляю копию книги жизни - биографический очерк жизни Нашего отца Соболева Ивана Николаевича, записанный Борисом Ивановичем Соболевым.
моим Братом.

    
 Соболев Иван Николаевич - преподаватель Лубянского лесного техникума  в первые послевоенные годы c 1946 по1948 г.г
               Ушел на фронт из Лубян в 1942 г., а точнее из 105 квартала, где работал мастером  лесоразработок  Лубянского  лесоучастка  Строительного Треста №14,  а вернулся  с фронта в Лубяны в 1946.г  В Лубянах   Соболев И.Н. с женой –Аитовой  Халифой  Усмановной и детьми проживали с 1941 по 1979 г.   Их  дом и поныне стоит на ул. Кирова, дом 2., а хранит его дочь, Наталья. В  семье  Соболевых-Аитовых  шестеро      лесоводов  : глава  семьи - Соболев И,.Н,. сыновья  Соболевы - Владимир, Борис и Юрий ,  невестки –Соболева ВС (в  девичестве Рыжкова)  и Соболева  А.И (в девичестве Эзекова) –все выпускники Лубянского  техникума .
 Жена - Аитова Х.У .-библиотекарь поселковой  Лубянской  библиотеки  с 1947  по 1964 г.г.  Дочь их -Соболева Наталия Ивановна - родилась  в Лубянах, училась и работала медицинской сестрой в Лубянской  больнице  в 1963-1967 годах Последний пятый ребенок Михаил Соболев . родился и вырос в пос. Лубяны стал кадровым офицером
                Окончив   в 1930 г .лесное отделения Казанского сельскохозяйственного института , с мая 1930 г. Иван Николаевич , работал  вначале,таксатором  затем энтомологом Татлестреста ,  с мая 1931г  энтомологом Казлеспромхоза,  С октября 1931 по июнь1933г -  был инженером лесного хозяйства Татлесхозстроя. ..
 С июля 1933г    по июль 1937  г. работает  заведующим .Казанского Лесомелиоративного питомника в с. Салмачи (ныне Советский район г Казани):
В августе-октябре 1937г.  в с .Салмачи также работал лесопатологом. Татлесоохраны.
             За период работы  в Лесосадовом питомнике, в  Салмачах  с 1933 по 1937 год  под его непосредственным  руководством и личном  участии были окультурены  сотни гектаров неудобных овражных земель и посажены  сотни тысяч саженцев деревьев под  г..Казанью .   Сегодня -это дубовые леса по оврагам  в районе ул. Дубравной ,  на  Горках , вдоль  ул.. Габишева и далее  вплоть до пос. Вознесенье...Этим лесам  сегодня  за 80 лет и   они питают  кислородом  Советский район нынешней Казани..
                Еще будучи студентом , Иван Николаевич с увлечением занимался научной работой, проводил  научные опыты и в Лесосадовом питомнике, и в лесной опытной станции на Горках . Гордился тем ,что работал под научным
руководством академика.Сукачева ; считал его последователем  профессора
Г.Ф.Морозова -. крупного  русского      ученого - лесовода с мировым именем. В послелствии  когда  Соболев И.Н., будучи преподавателем  Лубянского лесного техникума был  арестован  в мае 1947г «…за антисоветскую деятельность и гнусную клевету на вождей Советского государства..." в качестве вины ему вменялось      «....был убежденным сторонником  учения  профессора . Г.Ф.Морозова (старая буржуазная лесоводческая школа) ,которое он   считает        единственно научным и правильным в области лесоводства  учением .а  самого проф. Морозова последовательным  ученым    диалектиком.....[Соболев] пытается вовлечь  в дискуссию об этом студентов ….стал скептически относиться к учебникам и пособиям  ВКВШ.., упорно     не отказывается      от своих убеждений.."’- ‘это цитата из служебной характеристики , подписанной зав учебной частью Лубянского техникума В.В. Панкрухиным. 27 .03.1947г.
                Соболев И.Н , действительно, творчески  и научно подходил к процессу обучения студентов был истинным  специалистом, любящим  лес - он не решался даже срубить молодую елочку и принести ее домой под новый год, был  ходяченй энциклопедией. В детстве и юности  был сугубо  городским  жителем,  Родился  в 
                2                ред2

гор.  Вильно в Литве, в семье государственного служащего ,  в 1915-1917г.г. жил и учился в начальной школе в Петрограде .В  августе 1917г  переехал  с  родителями   в  Екатеринбург ; а  в сентябре   1919г  в  город .Челябинск ; где учился в частной  школе . В 1921г. , после смерти от тифа отца, приезжает в    г. Казань  с матерью и двумя братьями. В  г. Казани закончил 9 классов и   поступил  в   ВУЗ. Он был одаренным  учеником с математическим складом ума Но, поскольку был  выходцем из интеллигенции, то по окончании 9- летки был выпущен не первым , но вторым  учеником .Чтобы доказать  свои знания себе и товарищам он поступал после школы одновременно в два ВУЗа - на  математический факультет Казанского Университета и на лесное отделение Сельскохозяйственного института. В оба ВУЗа он сдал  успешно, В университете  на вступительном экзамене по математике он получил   оценку "весьма" ( но тогда высшим баллом считалось "отлично").Экзаменующий профессор поставил  Ивану "весьма " за то, что он доказал одну из теорем не  способом , который был в учебнике  , а  своим. И вот этот интеллигент , истинно любящий лес , выбрал профессию лесовода.
        Поэтому ,  понятно, когда  после фронта, .он  встретился с  директором техникума   И.С. Пономаревым , последний сразу стал уговаривать Соболева И.Н.  остаться в Лубянах  преподавателем.. Иван Николаевич имел огромный опыт научной и практической  работы на всех должностях  лесного специалиста (энтомолог, лесопатолог , таксатор, инженер лесного хозяйства,  инженер лесокультур,  заведующий лесопитомником ,мастер лесозаготовок, старший  лесничий, преподаватель  и т, д.)  Такого послужного, пожалуй , не имел ни один преподаватель Лубянского техникума..
.Кроме того  Соболев И.Н имел фронтовой опыт   командира взвода разведки  В составе 5-го Гвардейского Воздушно-десантного артиллерийского полка ,10-й Гвардейской  Воздушно-десантной дивизии, офицер-гвардеец,  3-го Украинского фронта с боями прошел   всю Европу .Получил гордое звание гвардейца. ,  награжден  Орденом   Красной  Звезды.  за мужество и героизм при проведении  Яссо- Кишиневской операции  Перед  сражением он , как командир взвода артиллерийской разведки  вместе с ординарцем и связистом   разведали и  точно указали координаты вражеских целей. При этом до рассвета  и начала сражения оставались минуты .Медлить было нельзя ,а находились разведчики  очень близко к цели . В такой ситуации  Соболев И.Н  вынужден был дать команду  "Огонь на меня!" Ординарца и связиста убило разрывом снаряда  ,  Соболев И.Н был контужен. И  все они были представлены к награде
           Повидав Европу и многообразие жизни  ,  конечно он , как и многие фронтовики, после войны имели уже иное мировоззрение. Недаром уже на 2 год после войны наш вождь И. Сталин перепугался не на шутку информированности      такой категории вольнодумцев, имевших уже свое представление о жизни. В 1947 г были отменены все льготы фронтовикам , инвалидов стали стаскивать в специальные приюты -дома для инвалидов, подальше от людей, чтобы не мозолили глаза своими ранами Добились того, что фронтовики стали стесняться своих наград –цель загубить память о героях фронтовиках, положивших жизнь и   проливших кровь за Родину вселить снова страх в души – достигалась жестоким путем. Начались снова уже послевоенные репрессии.Дошли они и до Лубян. Несмотря на то. что Лубяны находились в относительной глуши в географическом и экономическом смысле,. все политические репрессии - сталинские., ежовские и другие, коснулись  и здесь не одной личности...Лубяны  перед войной были местом ссылок заключенных, работавших на лесозаготовках и лесосплаве, здесь работали  и

                3                ред2

заключенные пленные немцы, и эвакуированные поляки  .и интернированные, и  лица  , заехавшие в глубинку после войны ,спасаясь от преследования за               
 «грешки» при  оккупации и т.п.
         На примере семьи Соболевых -Аитовых  можно достоверно исторически и
документально показать как корёжились человеческие судьбы Советской
системой  и как героически вели себя люди в те труднейшие годы  .
                В конце 1937 г. И.Н Соболева  переводят в .поселок Арск  инженером лесокультур. В  январе 1938г назначают старшим лесничим  Арского лесхоза, ;а в апреле 1939г старшим .лесничим  Мамадышского  лесхоза . Таковым он работает до августа 1941 года  Таким образом ,он проходит с 1930 по 1941 годы все ступени и должности специалиста  лесного хозяйства на территории Татарии
Летом  1941 г   он,  предполагая купить к зиме корову, по приезде в Мамадышский лесхоз, запасается сеном. В это время у него было уже трое детей  5-ти, трех и годовалого возраста их нужно было кормить, корова – это кормилица. Однако по суровым пролетарским законам. заготовка  сена  загодя до покупки коровы посчиталась преступлением  .Идет донос на вновь назначенного старшего лесничего Мамадышского  лесхоза Соболева И.Н .Его судят «..за спекуляцию» назначают 6 месяцев  принудительных работ (на фронте судимость сняли) и посылают в п. Лубяны на лесозаготовки. Там он работает   мастером  лесозаготовок  лесоучастка в  Строительном Тресте  № 14. до ухода на фронт в июле 1942г.  Там ,.в 105 квартале, как пишет  Б.Лубянский  ,  у  Высокого моста (ныне питомник) он простился с детьми уходя  на фронт :
                …..обнял нас на просеке, что делит квартала
                оставив нас у леса троих всех  мал-мала
                Спускаясь с мамой к речке, не раз он обернулся
                И я на взгляд тревожный невольно все тянулся…

               В июле 1942г  Соболев И.Н становится рядовым запасного полка в  городе  Ижевске; с августа 1942 по июль 1943 г.- курсант  3 –го Ленинградского артиллерийского  училища  в г. Костроме  С августа 1943 по февраль 1944г по окончании артиллерийского училища , он- офицер  резерва 32-го ОУ  ОСА  в Сталинградском,  а позднее в  Волчанском учебном артиллерийском лагере. С марта 1944 по январь 1946г в действующей армии - командиром взвода разведки 5-го Гвардейского  Воздушно десантного артиллерийского полка ,10-й Гвардейской Воздушно-десантной дивизии.
             Но, как пишет Б.Лубянский  :
               
                ….прошли четыре года- военных ,не простых
                пришел с войны наш  папка, оставшийся в живых..
                С утра мы, как зайчата толпились у окна
                Глядели  вдаль на гору, где Гурьевка    видна
                Конечно углядели , хотим бежать встречать
                Два валенка  , нас трое, ну как тут в снег бежать?
                Пока их разделили - по праву старшинства,
                Отец уже ввалился – наш бравый лейтенант
                Громадный и усатый в охапку сгреб нас враз…

Вот такой громадный и усатый ,наш бравый  гвардии ст.лейтенант Соболев И.Н  и приступил к обязанностям преподавателя лесокультур в Лубянском техникуме с 15 марта 1946г. Это был тяжелый первый послевоенный голодный год ,страна вставала
                4                ред2
               

на путь восстановления народного хозяйства.  Преподаватели техникума тоже выживали , как могли - на картофеле да на подсобном хозяйстве - коза, корова это было уже не голодно. Иван Николаевич с энтузиазмом вел занятия. ,растил детей
Устраивал дискуссии по Морозовскому учению о лесе. Комментировал газетные публикации по планам пятилетки и научным достижениям «народного академика» Т..Д. .Лысенко..В частности ,его попытку подтвердить гармонию  и отсутствие  внутривидовой (внутриклассовой) борьбы на примере природы , его «гениальный квадратно-гнездовой метод» посадки картофеля., который использовался крестьянами испокон века .Высказывал критические замечания  к методике  Высшей школы (ВКВШ)  и последовательно отстаивал диалектическое учение о Лесе   профессора Морозова Г.Ф несмотря на отношение к  Учению официальной науки, как к « буржуазной лесоводческой школе». Соболев не только творчески проводил лекции в техникуме ,он работал по совместительству   инженером  по лесным культурам  в Лубянском  лесхозе, .выполнял общественную работу «…в качестве руководителя комсомольской учебы, прикрепленным преподавателем к комсомольской организации, заведовал агитпунктом во время выборных  компаний, руководил комиссией по индивидуальному огородничеству  ,выполнял другие работы..»  - это из производственной характеристики , подписанной зам директора по учебной части В.Е Панкрухиным  ,выданной в органы МГБ  после ареста Соболева И.Н .Арестовали его в мае 1947г якобы  « за антисоветскую деятельность и гнусную клевету на вождей Советского государства..» Любопытно что В.Е Панкрухин был порядочным ,интеллигентным человеком, и даже в то время сумел дать объективную характеристику. . Многие преподаватели в душе и в беседах поддерживали точку зрения Соболева И.Н  ( преподаватели Байков В.В, Кулагин П..Ф.,
Денисов. И..А ,Невинных Д.И, Герасимов Г.Г , Мокеров. , Номейко В.Р. Но суровый административно- командный метод властвования руководителей бдительно охранял устои единомыслия . На Соболева пытались воздействовать через партию . На партийном собрании ему объявили выговор. Появляется донос парторга Зеленкова Г. имеющийся в архивах   «…я написал на имя начальника РО МГБ    Абрамова 25 марта 1947г  заявление с просьбой принять меры против И.Н. Соболева , а так же в РК ВКПб…» и еще - из партийной характеристики   «..на работе проявлял инициативу , энергию и настойчивость ..  в общественно –политической жизни техникума и лесхоза принимал активное участие   , однако, с  февраля 1947г , Соболев начал вести себя политически не выдержанно  , занялся дискредитацией руководителей техникума …» Или вот из показании    бухгалтера лесхоза  Коробейникова АЕ  «.. с февраля 1947г стал посещать студенческие общежития. обсуждал с ними программы ,охаивал проф. Гаркушу и восхвалял  учение проф. Морозова ,за что ему был объявлен партийный выговор….» Все это я вычитал в материалах КГБ, к которым получил доступ, как сын незаконно репрессированного и реабилитированного в 90-х годах, после публикации в печати и извещении меня прокуратурой республики Татарстан. К сожалению я не смог снять копии с документов КГБ ,А вскоре и доступ к таким документам и по сегодня был закрыт! Не хотят кэгэбэшники  чтобы народ знал о злодеяниях чекистов и их  наследников (НКВДэшников,ФСБэшников !
                С этих пор заработала репрессивная машина  Директор  после критики посуровел, Соболеву создаются  бытовые неудобства, ограничения в обеспечении картофелем ,семенами ,сеном  и пр. Он пишет заявление директору техникума 15.02.1947г.    «…несмотря на то, что я  успешно выполняю учебную работу   в техникуме преподавателем лесокультур, и ,по совместительству, производственную работу инженера по лесокультурам, все же картофелем, сеном, дровами я обеспечен хуже, чем те преподаватели, которые выполняют одну работу, поэтому в целях сохранения собственного здоровья и чтобы уделять время личному хозяйству и моим детям прошу поставить в известность начальника Татлесоохраны ,что я

                5                ред2               


увольняюсь с работы по совместительству в лесхозе с 1 марта 1947г по собственному желанию.»
                Вскоре Соболева арестовывают, а это заявление становится основным   «вещдоком»  для  привлечения его к уголовной ответственности по ст.17-58-8 и ч 1 ст. 58-10 УК РСФСР, еще при обыске ,  правда , изымают вещдоки- расчетная  книжка  офицера, награды, гвардейский знак и паспорт..» Осенью 1947г    «   
следственное дело по  обвинению Соболева И,Н. по ст.!7-58-8 и ч. 1 ст.58-10 УК  РСФСР  производством прекращают, его освобождают из под .стражи  Но репрессии продолжаются  изощренно. .В техникуме и в Лубянах ему в работе отказывают , Естественно, он обращается в вышестоящие инстанции просит обеспечить ему конституционное право на труд  кормить и растить 4-х детей  В ответ его  обманным путем вызывают в райвоенкомат и  30.01 1948г  вновь арестовывают . Одновременно зимой 1948года. самый гуманный Советский Суд выносит решение о  выселении   его семьи – четверых малолетних детей и жену Аитову Х. У.  из  техникумовской  квартиры без предоставления иной жилплощади, прямо на снег? Мало того, жену Аитову нигде не принимают на работу,  а детей  надо на что-то кормить, одевать… В этот период нашлись все же  добрые  люди – судья Мамадышского  района .Не смотря на суровость закона, предписывающего выселение детей репрессированных , уговаривает  вместе с председателем Лубянского поссовета  Дуловым   директоров техникума и лесозавода найти хоть какую жилплощадь детям. .Так семья    И.Н.  .Соболева  оказывается в бараке в каморке 6  квадратных метров  А Б Байков – фронтовик ,сын  преподавателей В.В Байкова и П.Л Байковых. .тайком способсивует трудоустройтву Аитовой.  В бараке  Аитова   проживала с четырьмя детьми с 1948 по 1955год  , стала работать библиотекарем поселковой Лубянской библиотеки ,там выучила и лесоводов
                Семья  Соболевых-.Аитовых-  не знала о  местопребывании отца долгих 6 лет-   до 1954г , пока  не скончался вождь народов Сталин, а дети уже успели окончить техникум  без отца .О  реабилитации Соболева И.Н  дети узнали  из газет только в 2002  году  уже после смерти отца   Из  официальной справки  прокуратуры Республики Татарстан  они узнали так же , что  И.Н.Соболев был  арестован  и репрессирован  еще раз 16 .08.1952г  и  в четвертый раз - 17 мая 1954г. Только из этой справки по запросу узнали так же, что реабилитирован он был в первый раз  еще в сентябре 1947 года  МГБ ТАССР  и в августе  2001 г- прокуратурой Республики Татарстан. Такова история одного из рядовых ,преданных делу лесоводства преподавателей и жителей с .Лубяны  Соболева Ивана Николаевича .
               
                Казань 6 .06.2011г


                Конец 2ред И.Н 5 с


Рецензии
Великолепная родословная,надо ещё в архивы написать,уточнить те даты,которые отсутствуют!

Лариса Белоус   23.09.2016 17:20     Заявить о нарушении
Благодарю тебя, Лариса, за визит и внимание к моему творчеству. Ты даже нашла время, чтобы прочитать половую Книгу. Я-то поместила этот текст, чтобы переслать сыну Максиму, когда он был на выездной тренинге на Бали, там с ним в проводили сеанс путешествие в прошлое и он попросил меня написать о нашей родословной и я как-то сконцентрировалась и за два дня написала эту книгу. Не думала, что у кого-то она вызовет к себе интерес. А вот поди - ж ты почему-то захотела прочесть ее. Успехов тебе, Дружище, Желаю и всех благ!!! Со Светом и Любовью к тебе. Поющий Доктор.

Наталья Петрова 2   24.09.2016 19:51   Заявить о нарушении
глупая опечатка получилась - следует читать вместо "половую" - родовую.

Наталья Петрова 2   24.09.2016 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.