Иран при Перозе и Каваде I. Маздакиты
После Пероза шахиншахом некоторое время был его брат Балаш (484-488), по свидетельству арабских историков «муж смиренный и миролюбивый». Сокровищницу иранских царей он нашел пустой, в армии авторитет его был невелик. Поэтому в течение всего своего царствования Балаш находился в большой зависимости от правителя Сакастана Зармихра и правителя Рея Михрана, которым и принадлежала реальная власть. В 488 г. в результате переворота Балаш был низложен и ослеплен. На престол взошел сын Пероза, Кавад I (488-496,498-531). В годы его правления иранское общество потрясло мощное религиозное движение маздакитов - секты манихейского толка (http://www.proza.ru/2010/06/17/222), последователи которой учили, что борьба доброго и злого начал на земле завершилась победой добра. (Как известно, важнейшим положением зороастризма (http://www.proza.ru/2009/10/24/229) – официальной религии древних персов – было утверждение о том, что земля и души людей являют собой арену борьбы доброго и злого богов). Остатки зла, еще остающиеся в мире (прежде всего под этим понимались несправедливые социальные отношения, порождающие нищету и неравенство), маздакиты призывали уничтожить самостоятельно. Лидером маздакитов был зороастрийский священник, маг Маздак (по его имени получило свое название все движение). В своих проповедях он учил: «Имущество есть розданное среди людей, а это все рабы Всевышнего и дети Адама. Те, кто чувствуют нужду, пусть тратят имущество друг друга, чтобы никто не испытывал лишений и нищеты, все были равны по положению». Встретившись с молодым Кавадом, Маздак страстными речами обратил его в свою веру. Кавад открыл для голодных хлебные амбары с государственным зерном и в дальнейшем стал оказывать маздакитам деятельную помощь. Страна на несколько десятилетий оказалась в их полной власти. Современники пишут, что никто из знатных и богатых в эти годы не мог чувствовать себя в безопасности - маздакиты врывались в их дома, делили между собой их имущество и жен, а тех, кто осмеливался им препятствовать, убивали. Все это происходило с полного одобрения шахиншаха. Жалобы на то , что «Маздак растащил имущество людей, сорвал покрывало с гаремов, а простонародье сделал властвующим» Кавад оставлял без всякого внимания. Очевидно, ему было выгодно ослабление знати и жречества, набравших при его отце и деде огромную силу.
Но вскоре течение событий приняло невыгодный для молодого шаха оборот. В 496 г. вельможи сместили Кавада и заточили его в «замок забвения». Некоторые даже требовали умертвить его, но большинство заговорщиков не решилось на этот крайний шаг. Шахиншахом был провозглашен младший сын Пероза, Замасп. Впрочем, Кавад провел в тюрьме не больше года. Вскоре ему удалось бежать. (Об этом побеге сообщают многие источники, по разному рисующие его детали. Согласно одним свидетельствам, освобождение Кавада приписывается некоему Сиявушу, который вынес его из замка завернутым в ковер. Согласно другим – Кавад бежал, переодевшись в платье своей жены). Из Ирана он отправился к царю эфталитов и попросил у него помощи против брата. Эфталиты, хорошо знавшие Кавада еще со времен его заложничества, встали на его сторону. В 498 г. их войска вторглись в Иран. Замасп, не имевший сил для борьбы с братом, отрекся от престола. Вернувшись к власти, Кавад поступил милостиво со своими политическими противниками и казнил только тех, кто требовал прежде его смерти. С маздакитами он уже не имел прежней близости, однако по-прежнему не чинил их деятельности никаких препятствий.
Захватив власть, Кавад не отпустил войска эфталитов, а, объединив их с армянской конницей и персидскими войсками, выступил в 502 г. против Византии. После долгой и трудной осады шаху удалось взять большой город Амиду в Северной Месопотамии. Огромные богатства, захваченные в нем, были переправлены по Тигру в Ктесифон и пополнили сильно оскудевшую царскую казну. После этой победы персы стали грозить Эдессе и другим городам Верхней Месопотамии. Однако вскоре через кавказские перевалы на иранскую территорию вторглись племена гуннов, поэтому в 506 г. шах должен был заключить с византийцами мир. В 515-516 гг. гунны-савиры вновь прорвались в плодородные области Азии. Часть их осела в Албании (Южном Дагестане и Северном Азербайджане). Для того чтобы положить предел их набегам, Кавад начал укреплять северную границу своей державы – здесь были построены крепости Партав (Бердаа) и Байлакан.
Между тем отношения между шахом и маздакитами с каждым годом становились все холоднее, особенно после того, как Кавад отстранил от наследования своего старшего сына Кауса, воспитанного маздакитами, и объявил наследником младшего сына Хосрова. Окончательный разрыв произошел в 528 г., причем былые друзья превратились в непримиримых врагов. Однажды Маздак и его ближайшие сподвижники были приглашены во дворец шаха на религиозный диспут с главой зороастрийского духовенства. На диспуте присутствовали сам Кавад и принц Хсров. Маздак потерпел поражение и был объявлен еретиком. Хосров приказал схватить его и казнить вместе со всеми пришедшими на диспут сторонниками. Затем началось преследование маздакитов по всей стране.
Рим и его соседи в эпоху империи http://www.proza.ru/2011/10/13/1239
Свидетельство о публикации №216070901698