Герои спорта моей юности. Боб Бимон

В 60-е годы прошлого столетия среди прыгунов в длину признанными мировыми лидерами были два спортсмена: американец- Ральф Бостон и представитель СССР- Игорь Тер-Ованесян, все остальные прыгуны реально не вмешивались в постоянный спор этих двух великих мастеров. Но в 1968 году на олимпиаде в Мехико все же произошло нечто из ряда вон выходящее, после чего оба лидера остались не у дел....


При встрече с Игорем Ральф спросил его: видел ли тот новичка-верзилу. По глазам Игоря Ральф понял, что Игорь не видел еще нового конкурента, приехавшего на олимпиаду потягаться силами с двумя признанными авторитетами… Ральф с некоторым беспокойством заметил ему, что если новичок прыгнет на 26 футов (примерно 8.47м), что превышало мировой рекорд того времени, равный 8,35м, мы с тобой должны быть готовы прыгнуть не хуже…

Игорь кивнул Ральфу в знак согласия, он тоже посчитал, что  предполагаемый им результат новичка действительно не должен был выбить их из колеи. А то, что от этого "верзилы" действительно можно было ждать любых сюрпризов, Игорь понял после того, как увидел черного красавца и оценил  потрясающие внешние данные нового, еще совершенно неизвестного широкой публике спортсмена.

За день до соревнований большинство легкоатлетов расслаблялись в клубе. Верзила Бимон тоже пришел туда, но он не примкнул к общему веселью. Поставив свою магнитолу на стол, он закрыл глаза и  слегка пританцовывая в такт музыке, принялся слушать в наушниках свои любимые хиты. Боб, не обращая никакого внимания на собравшихся, полностью ушел в свой внутренний микрокосмос… В его голове настойчиво крутилась одна простая мысль: «Завтра он должен прыгнуть дальше всех» …

                ***

Перед самой олимпиадой его преследовала череда неудач, у него возникли серьезные проблемы в семье и в учебе,  а главное - он лишился своего тренера, Как потом выяснилось, ему взялся помогать в подготовке к олимпиаде сам - Ральф Бостон.

И вот в самый драматический момент квалификационных соревнований олимпиады великий спортсмен дал Бимону еще один очень действенный совет. Он подсказал Бобу как тому стоило поступить в ситуации, когда в результате крайне неудачных первых двух попыток шансы Бимона успешно пройти квалификацию уже выглядели весьма призрачно.

 Для того, чтобы исключить возможность переступить контрольную доску в последней попытке, мировой лидер посоветовал дебютанту вообще не наступать на нее, и начать прыжок оттолкнувшись от земли.

Боб именно так и поступил и в результате он смог- таки успешно пройти квалификацию с результатом 8,27м.

После олимпиады стало известно, что в его спортивной биографии уже был прыжок на 8,39, что на 4 см превышало мировой рекорд Ральфа Бостона и Игоря Тер-Ованесяна, но по правилам ИИААФ рекорд не был официально зафиксирован. Благодаря бюрократическим препонам в тот момент  никто не узнал о приходе  в мировую легкую атлетику нового гения…


                ***

Хорошо помню,  как во время финальных соревнований олимпиады по прыжкам в длину я наблюдал по телевизору его фантастическую первую попытку. Боб разбежался как леопард, подпрыгнул высоко в воздух, сложился как перочинный ножик, и в первой фазе прыжка он будто завис в воздухе. У меня было полное ощущение того, что во время прыжка земное притяжение перестало действовать на спортсмена.

Во второй фазе прыжка я наблюдал невероятный полет человека- птицы. Он снова распрямился и засеменил в воздухе своими длиннющими ногами, придавая себе дополнительный импульс для исполнения максимально длинного прыжка. Очень важным для его рекордного результата оказалось то обстоятельство, что приземлившись на обе согнутые ноги он не завалился на спину, а моментально распрямил их и тут же  выскочил из песочной ямы...

В общем все фазы прыжка были выполнены им абсолютно безукоризненно.

Кроме всего прочего так уж случилось, что именно в этот момент ему в спину резко подул попутный ветер и после его прыжка ветер больше не влиял на результаты других спортсменов. Хотя сомневаюсь, что учитывая весьма кратковременный характер полета и немалый вес спортсмена, ветер смог бы существенно повлиять на этот фантастический результат.

В общем по чьему-то высшему замыслу все эти факторы сложились вместе и фантастический прыжок состоялся…

Бимон приземлился на дальнем краю песочной ямы, далеко за чертой мирового рекорда. Длину прыжка в Мехико измеряли при помощи специального стержня со шкалой, который был закреплён вдоль ямы и по нему скользил оптический измерительный визир. Шкала была рассчитана на 8,70 м. Возникла заминка. Выяснилось, что результат Бимона находится за пределами возможностей измерительного инструмента, поэтому судьям какое-то время пришлось искать обыкновенную металлическую рулетку. Судья с изумлением заметил: «Такого не бывает».

Измерение заняло около получаса. Ни на секунду не отходя от телевизора, я ждал оглашения официального результата. Хорошо помню как после долгого молчания в телевизоре раздался истерический крик комментатора, Николая Озерова: "Восемь де-вя-но-сто-о-о".  Этот крик надолго застрял в моих ушах. Результат был действительно ошеломляющим, дальность прыжка в метрах выражалась очень красивой, круглой цифрой. От этой новости у меня мурашки побежали по коже…

В течение этого получаса Боб считал, что задержка вызвана неполадками измерителя, однако по откликам других спортсменов он понял, что, вероятно, побил мировой рекорд. Когда же был объявлен результат — 8,90 м — Бимону эти цифры ни о чём ему не сказали. Спортсмен ждал объявления результата в привычных и понятных для любого американца футах.

И только когда к нему подошёл Ральф Бостон и сообщил ему: «Ты прыгнул на 29 футов»,  Боб понял, что в результате первой же финальной попытки он получил великолепный шанс стать чемпионом олимпиады и рекордсменом мира, хотя он все еще побаивался, что кто-то возможно сможет его победить.

Чуть позже, когда Боб увидел, что все его соперники окончательно сникли ему стало ясно, что никто из них не сможет превзойти его результат, спортсмену неожиданно сделалось плохо. Его начала бить дрожь, голова закружилась,подступила тошнота…Слишком тяжелой оказалась психологическая ноша победы для новоиспеченного чемпиона олимпиады...

                ***

В своих воспоминаниях об этом событии Игорь Тер-Ованесян написал: «После его прыжка мы ощущали себя, как пьяные дядьки, безуспешно пытающиеся перепрыгнуть через лужу».

                ***

И это при том, что Боб не должен был не только рекорд установить, но и вообще прилично прыгнуть!

Дело было в том, что накануне вечером из Америки к нему прилетела любовница. Боб покинул Олимпийскую деревню, снял номер в отеле и уединился там со своей девушкой...

Утром после бессонной ночи Бимон выглядел как как выжатый лимон. Увидев утром его изнеможённое лицо оба его конкурента решили, что в этот раз он все же не сможет всерьез соревноваться с ними.
Бимон и сам клял себя, что предал всех: прыжки в длину, своих товарищей по команде, в конце концов, свою страну, которая послала его представлять Соединенные Штаты.

Кроме всего прочего за несколько часов до старта к нему неожиданно нагрянула жена. Она искала его в Олимпийской деревне и не могла найти. Назревал грандиозный скандал.

Но вопреки всем доводам и аргументам, знаниям физиологии человеческого тела, а так же представлениям о пределах возможностей организма, неожиданно не только для всех, но и для самого себя Боб прыгнул так далеко, что после этого его прыжка  дальнейшие соревнования потеряли всякий смысл...

 
На мой взгляд в 1968 году на олимпиаде в Мехико Боб Бимон совершил "прыжок в будущее".
Поскольку за предыдущие 30 лет рекорд мира поднялся всего на 22 см (с 8,13 м до 8,35м) и тут, в один момент был превышен сразу на 55см. Интересно и то, что  его фантастический рекорд продержался в течение следующих 30 лет, аж до 1998 года, когда Майк Пауэлл прыгнул на 8,95м

                ***

После Олимпиады Бимон ни разу так и не смог прыгнуть дальше 8,20 м. Далее попробовав себя в других видах спорта он понял, что прошёл высшую точку своей спортивной карьеры и ушел из большого спорта.

После этого его почитатели могли видеть своего кумира только в различных рекламных роликах…


Рецензии