Мур и другие...

Со словом "Мур" - то есть "глубоко" по-удмуртски (Му - или Ма - это "земля", ур - это "воспаление", или вмещающая полость) связаны названия таких городов, как Муром ('муромыны' - углубляться) и Мурманск (тоже что-то глубокое, ман - не смогла найти соответствие в удмуртском языке, в мансийском языке мань - это малый).
--
Мур - это также мур-лыканье кошки. Лыктыны - приходить по-удмуртски. Скорее всего, это связано с "глубоким" звуком (ур-чание - ур - это также и "шум" по-удмуртски), приходящим из недр горла кошки. Почему кошка связана с Землёй - Му или Ма? Или с Матерью?

--+
Цитата из Минкина А.А.
Топонимы Мурмана

МОРСКАЯ ЗЕМЛЯ?!

До начала XX века Мурманом называли лишь северное  побережье Кольского полуострова - от Святого Носа до  норвежской границы. В дальнейшем понятие Мурман расширилось, и
ныне под ним подразумевается весь Кольский полуостров.
Но как же появилось это название? Что таит в себе?
Тайну его нам помогут раскрыть летописи, старинные  грамоты и другие исторические документы.
Врач В.Р.Гулевич, работавший на Кольском полуострове в  восьмидесятых годах XIX века в составе санитарного отряда
Общества Красного Креста, сообщает несколько этимологий  названия Мурман. По его словам, "...местные же и самые древние
обитатели Лапландского полуострова - лопари - толкуют об этом различно. Одни из них говорят, что оно (название Мурман. - А.
М.) произошло от соединения двух лопарских слов: Мюръ и Маннъ, а другие думают, что от Мюръ и Миннъ... Мюръ означает море,
Маннъ - луна, Миннъ - наше. Следовательно, по понятиям одних лопарей, Мурман означает Лунное море, а других - Наше море.
Норвежцы же утверждают, что ими дано название берега еще в глубокой древности... что Мурман произошел от следующих слов:
Муръ и Маннъ. Муръ означает по-норвежски мать, мамаша, априставка маннъ - человек, итак - Мурман означает Мать человека, в переносном смысле кормилица...
Может быть, существуют и другие объяснения... но я их не слышал и потому выражусь общепринятым лопарским выражением:
"Поди-знай".
Этимологии Гулевича грешат существенными искажениями.
Море - по-саамски миерр, миарр, мер, мерр. В саамском языке есть слово мур, и оно издавна имеет значения: ель, дрова, палка, деревья. Это подтверждает и английский путешественник Стифан Бэрроу, который во время плавания вдоль Лапландского
(Мурманского) берега в 1557 году записал ряд саамских слов, а среди них мурр - лес и манна - луна.
В словарях саамского языка и литературе по саамскому языку слово ман дается как яйца (множественное число от слова яйцо) и проточное озеро, плесо; маньнь - невестка; манна - луна, месяц: Мант, мадд - планета. Как видим, утверждения Гулевича ошибочны. Не получается, чтобы Мурман в переводе с
саамского языка звучал как Морская земля или Морской берег.

Тогда из какого же языка появилось слово Мурман?
Обратимся теперь к летописям и посмотрим, не осталось ли там каких-либо следов.
В начале "Повести временных лет" перечислены народы, жившие по границам Киевской Руси и по берегам морей, граничивших с нею. Наряду с другими народами здесь упоминаются
и оурмане. Летописец пишет: "Афетово бо и то колено Варязи, Свей, Оурмане..."
Летописцы, наряду со шведами, к варягам относят и оурман (мурман). Слово мурмане встречается в летописях с 1240 года:
"Лето 6748 (1240 г.) придоша Свей в силе велице, и Мурмане, и Сумь, и Емь в кораблих множество много зело".
Нападение мурман в содружестве со шведами, сумью и емью с моря на Новгородскую землю говорит о том, что мурмане жили где-то поблизости с этими народами и были связаны с ними морем.
Не очень щедро повествовали летописцы о Севере, однако можно уловить, что существовали не только мурмане, но была и
Мурманская земля, куда в 1339 году "...послаша новгородци Кузьму Твердиславля и Олександра Борисовича с други, а от
владыки сестричи его Матфея за Море к Свинскому князю
посольством; и поехаша его в Мурманской земле, в городу Людовли (современный Або) и доконцаша мир по старым грамотам". Здесь летописец дает координаты Мурманской земли, по которым можно
точно установить, что мурмане на Кольском полуострове не жили.
А факт новгородского посольства к мурманам для заключения с ними мира говорит о том, что мурмане были сильным и достаточно влиятельным народом.
Однако мурмане нападали на новгородские земли со стороны Балтийского моря не только в компании с другими народами. Они разбойничали и самостоятельно, что засвидетельствовано
летописцами неоднократно. Вот один из примеров: "Того лета
(1419 года), пришед Мурмане войною, в 500 человек, в бусах и
шнеках и повоеваша в Варзуги погост Корельский и в земле Заволочской погосты: в Неноксе, в Корельском монастыре святого
Николы... Заволочане две шнеки Мурман изшиба, а инии избегаша на море". Такой набег мурман представлял собой большую разбойничью операцию на значительной части побережья Белого моря (Варзуга находится на Кольском полуострове, волость Ненокса в Обонежской пятине, в районе Онежской губы, а Корельский монастырь святого Николы в устье Северной Двины). И народ этот, вероятно, должен был обладать немалой морской
культурой, чтобы совершать по морю такие значительные переходы.
Неоднократно ходили на Мурманскую землю и новгородцы.
В исторических актах 1556 и 1566 годов есть упоминание о существовании старого Мурманского рубежа. Коль речь идет о
рубеже (границе), носящем имя народа, то, следовательно, этот народ жил где-то за названным рубежом. Кроме того, море,
омывающее берега Норвегии и северные берега Терского наволока, называлось новгородцами уже в XV веке Мурманским. Вероятно, потому, что с этого моря нередко приходили мурманы. А берег получил название по имени моря.
На карте Герарда Меркатора 1594 года наряду с этим названием моря встречается Норвежское и Датское. И тут же, на карте, разъясняется причина записи трех названий:
"...русские норвежцев и датчан называли мурманами".
Картоиздатель Нейгебауэр на карте,отпечатанной в 1612 году, тоже дает тройное название моря, лежащего у Мурманского (Лапландского) берега: Мурманское, также Норвежское или Датское
море, правда, без объяснения. На карте И. Массы 1633 года крупным шрифтом дано название Мурманское и мелким - Норвежское и Датское, с объяснением, подобным тому, какое сделал Меркатор.
Действительно, для русских в общем-то было безразлично, кто появился с моря - датчанин или норвежец, - все равно мурманы, и
ожидать от них ничего хорошего не следовало.
Отдельные авторы безосновательно присваивают Мурманскому морю (нынешнему Баренцеву) название Студеное. Под таким названием в летописях обычно указывается Белое море. Только в "Книге Большому чертежу" Студеным морем назван Северный Ледовитый океан.
Но вот Баренцево море под именем Северное море упоминается неоднократно. Например, так оно названо в "Межевой записи" от 23 мая 1596 года при корректировке и установлении границы между Швецией и Россией. В Стокгольмском проекте Столбовского мира России со Швецией (1617 г.) Баренцево море названо Сиверским, а на карте России Г. Сансона 1688 года - Московским. В XIX веке оно встречается под названием Ледовитое море, а впервые названо Баренцевым на карте немецкого
географа А. Петермана, изданной в 1853 году.
Название Баренцево море окончательно закрепилось после выхода в свет постановления ЦИК СССР от 27 июня 1935 года "Об единых географических наименованиях частей Северного Ледовитого океана". И тогда же название Мурманское море было упразднено.
Итак, мурманы (мурмане) на на Кольском полуострове, ни на его берегах не жили, а появлялись здесь исключительно с целью
грабежа со стороны Мурманского моря.
Древние норвежцы, норманны, - это и есть летописные мурмане. Ученый К. Тиандер в начале нашего столетия дал объяснение слова мурман. Он утверждал, что слово это русское и
образовано от скандинавского норманд - северный человек, которое соответствует русскому норманны (Общее название племен,
населявших Скандинавию в средние века). Кроме того, Тиандер считал, что "замена -н через -м вызвана редупликацией и находит себе оправдание в чередовании тех же звуков в названиях русских местностей (Нерль и Мерлино, Нерехта и Мереховица)".
Таким образом, слово Мурман действительно образовано не из саамского языка, а произошло от слова норманд, трансформированного, как мы видели, нашими предками вначале в урман, а затем в мурман.

++++

Есть некое соответствие названия племени мурома и мурманы. Не являются ли эти названия одним и тем же названием, немного модифицированным?

Очевидно, что мурома - это те же "копатели" - копты - гизы (см. тему "Некоторые названия древних племён с т.зр.удмуртского языка"), те, кто "углубляет" землю для строительства каких-либо сооружений. Именно они принадлежали к касте жрецов, помогающих духам переходить из земного существования в небесное. Места рядом с нынешним Муромом знамениты появлением всяческих разных феноменов (см. темы Арзамас и 36, Земляничные поляны Битлз, Люди света). А также Муром знаменит своими подземельями. Даже торговые склады были сильно заглублены в землю, так, что теперь уже сложно определить где находились эти подземные переходы, тоннели, подземелья.

Мурманы - ман - мен - просто "человек", также, как и man - по-английски, также как и армяне, например.

Скорее всего, часть племени мурома отделилось и переселилось севернее, а потом добралось и до берега Ледовитого океана. Все это произошло вследствие нашествия татаро-монгольских войск в 10-12-м веках н.э.

---
И как же с этим племенем связаны кошки?

Кошки - были прославлены в древнем Египте. Нет ли связи этого культа с племенем мурома?

---
Цитата из википедии:

Му;рома — финно-угорское племя, которое с середины 1 тысячелетия нашей эры жило в нижнем течении Оки в окрестностях города Муром. В прибалтийско-финских языках слово muru связано с обозначением травы и газона.

Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу. По мнению некоторых исследователей происходило в том числе и от племён мощинской культуры [1][2].

Племя занималось сельским хозяйством, охотой, ремёслами. К XII веку было ассимилировано восточными славянами на начальном этапе формирования русского этноса. Дискуссионным в науке является вопрос о том, являлась ли мурома одним из мордовских племён или, так же как и меря, была самобытным финно-угорским народом[3]

---
На наличие переселенцев к северу говорит и название реки Мурома в Архангельской области.

---

Про учёного кота пишет А.С.Пушкин, который переложил на стихи сказки своей няни Арины Родионовны как раз в местах рядом с Муромом (родовое имение Пушкиных - Болдино).

А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. "
У лукоморья дуб зелёный. ... У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит...."

Это до не отголосок древнего верования? И тотема давно ушедшего и ассимилированого племени?

Есть ли у наследников племени мурома - мордвы - верования про кошек?

----
Впечатляющим был культ богини кошек Баст в Древнем Египте. Она считалась покровительницей плодородия. Почему?

По-удмуртски - басьтыны - брать (ср. англ. бастард). То есть можно предположить, что богиня кошек Баст "берет" нечто (семена) для размножения, плодородия.

Кошка по-удмуртски - писэй.

Перевод достаточно прозрачен: пи - это детёныш,  сэй - сэ - это "дух", "семя". Это видно по слову "сэзёмыны" - оживлять. Здесь - сэ(й) - сай (шай) - свет, дух, з:ем - зерна, кизем - засеянный (ки - рука). Сравните - сем-я, се-ять (русский.), sow, seminate - англ.

В англ.яз. также осталась аналогия к удмуртскому языку pussy cat - кошечка.

Таким образом, кошка может приносить на землю некий дух и оживлять его.

Полная аналогия с египетскими верованиями. Только название более определённое, связанное со светом.

Вообще, даже сложно представить, что писэй и сознание и consciousness - связанные слова. Напомню, что сазь - это как раз и означает сознание по-удмуртски. Оживление никогда не происходит без сознания, без частицы света, оживляющей земное тело.
---
И со словом Мур - связано также и мурт - человек смертный. Я уже отмечала, что урд (урт) - это бок, сбоку или даже урдлы - ребро.
В человеке рожденном в земном (Му, Ма - земля) теле, заложено нечто и очень-очень глубоко. Плюс прибавляется тело (твердь) - т.

---
Где же на территории нынешней России почитали кошку?

Вспоминается кот Бабы-Яги (яг - это лес, бор), Ба-Ба - энергия Бытия (см. темы энергий Ба и Ка).

А еще кот-баюн, и кот в сапогах.


++++
Цитата из интернета:


Велес - одно из центральных божеств в славянской мифологии. Верным спутником Велеса, его священным животным считается мохнатый кот. Считается, что кошка - Зверь Велесов. В мифологии Древней Руси кошка выступала и в роли созидателя, и в роли разрушителя. Одно из главных направлений ее деятельности - сохранение домашнего очага. Но и это не все - кошка у русских является еще и проводником в потусторонний мир.

В русских сказках, во многом вышедших из старославянских мифов, кошка - один из основных персонажей, причем едва ли не самый умный зверь. Всем известный Кот Баюн сам слагал сказки, обладал уникальным голосом (слышным за семь верст), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней. Хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо-влево, в русской мифологии он ходит вверх-вниз. И не по дереву, а по железному столбу.

В славянской мифологии Земляная Кошка (или Подземная Кошка) охраняет клады. В сказах Бажова рассказывается о поверьях уральских золотодобытчиков, в которых Земляная Кошка охраняет подземные богатства - руды и минералы. Кошка живет под землей, иногда лишь можно заметить ее уши... В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа», изданной в 1853 году, приводится более 70 пословиц о кошках.

И в более поздние времена кошки не были забыты народом. Одним из самых популярных героев русского лубка являлся Кот Казанский. В коллекциях многих музеев сохранились лубки, на которых изображен странный кот с большими ушами и глазами навыкате, подписанный, как Кот Казанский. Существует множество толкований сюжета лубков о Коте Казанском, по некоторым версиям в роли кота выступает сам Петр I. В Казани знаменитому коту поставлен памятник.

---
Еще одна цитата:


 
 АРЫСЬ-ПОЛЕ — сказочно быстрое, как ветер, существо, в которое обратилась молодая женщина, заколдованная злой ведьмой. Арысъ-поле сделалась предводительницей звериной стаи и только изредка, по ночам, прибегала домой, чтобы покормить своего ребенка. Три ночи в году только и могла она использовать для того, чтобы превратиться в женщину, а потом должна была бежать в тридевятое царство.

ВЕДЬМИН КОТ (Кот Бабы-Яги) — Коты жили у ведьм в услужении и выполняли их различные поручения. В обязанности котам вменялось стеречь дом в отсутствие хозяйки, следить за пленниками, помогать по хозяйству.

ЗЕМЛЯНАЯ КОШКА — подземная кошка, охраняющая клады.  По легендам русских золотоискателей, одним из сторожей заколдованных кладов является земляная кошка. Образ земляной кошки в уральских поверьях, возможно, навеян и природным явлением — это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли. Уточним, однако, что, по версии знатока уральских поверий П.П.Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а уши: «…вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять — кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли… Подбежала — точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы.




КОТ БАЮН — волшебная киса, которая обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Сидит Баюн на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван — царевич надевает железный колпак и железные рукавицы.

Кот Баюн —   огромный кот, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
ЛЮБ — дух-охранитель брачного ложа. Представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах. Пушистый Люб был исключительно рыжим (под цвет солнышка). Люб —  важный мифологический персонаж, наделенный достаточно выразительной силой и недюжинными полномочиями.

В компетенции Люба находилась охрана брачного ложа как семейной святыни. Согласитесь, миссия столь же почетная, сколь и ответственная.

Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба — такого же кота, только черного и злобного.

НЕЛЮБ —  злой дух — антипод   Люба. Нелюб   имел абсолютно черный окрас, а из зубов без необходимости не выпускал ветку белены. Если он, паче чаяния, проберется к милующимся, то им никак нельзя будет избежать неудачи не только в любовных утехах, но и в действиях, напра



ОБДЕРИХА (Банница).

Банника в женском обличье называют БАННИХА, (БАЕННАЯ МАТУШКА, ОБДЕРИХА).    Нрав у нее еще более крутой, чем у баенника, если тот чаще пугает нерадивых помывщиков, то обдериха может и убить за несоблюдение банных ритуалов или невнимание к своей персоне.  Как и баннику ей надо оставить воды, мыла и веник.

Женщины банники – Обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь большой черной кошкой или даже человеком.

КОРГОРУШИ (коловерши) — помощники дворового в восточнославянской мифологии. Показываются в образе кошек, чаще всего чёрной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном.




КИКИМОРА ДОМОВАЯ – злой и вредный дух, маленькая гадкая бабёнка. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет посуду, портит продукты, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов.  Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то  впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его; то когда все   уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими   огоньками.  Если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет. Иногда кикимора  оборачивается серой кошкой.

--+++


Рецензии