Я потерялся

«Все вы - потерянное поколение»
Гертруда Стайн (в разговоре).
Мужчина в синем клетчатом пиджаке, с виду около пятидесяти лет, искусно скрывающий свою незначительную хромоту, быстрым, но чуть неуклюжим шагом вошел в притаившееся в конце улицы кафе со странным названием ''Оффшор''. Вывеска это первая информация, которую получает посетитель и обычный прохожий. Она может поведать гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Функций у нее много. Она должна «сказать» клиенту, что он открывает именно ту самую дверь. То, как мужчина не мешкая, прямиком направился к столику по соседству с витражом, выдавало в нем завсегдатая. Интерьер ничем не перекликался с вывеской. Ну не знаю, может быть были какие-то особые условия для иностранных клиентов? И отмыванием денег здесь вряд ли занимались, разве что, отмыванием посуды... А капиталы свои, не думаю, что кто-то готов вкладывать в какую-то ''кафешку''. Ну, тогда почему же ''Оффшор''? Скорей всего это связано с расположением, кафе находилось на окраине улицы в какой-то изоляции... Оффшо;р (от англ. offshore — «вне берега».) Да... Более логичной версии у меня нет…
Мужчина, являющийся частым гостем этого заведения, в какой-то мере и сам был, мягко говоря, отрешенным, задумчивым, погруженным в себя, в общем, безучастным к окружающему. Он едва ли успел сесть, как к нему сразу же подошел любезно улыбающийся официант со словами:
- Добрый день, вам как всегда?
- Да…- выдавил мужчина из себя, не поднимая глаз. Официант поспешно удалился.
В кафе было немноголюдно, внутреннее убранство походило на имитацию старого бабушкиного сундука. Старые грампластинки, выцветшие фотографии и расписные тарелки на стенах, книги Эрнеста Хемингуэя, Эриха Марии Ремарка, Скотта Фицджеральда и других… Старинные статуэтки, многочисленные абажуры… Звучала песня Джо Кокера ''My father's son'' (Сын своего отца), мужчина, едва шевеля губами, начал подпевать, бурча под носом…
''Heart over mind
Yes I'm my father's son
Yes I'm inclined to do
As my fathers done ''
(Сердце важнее разума,
Да, я сын моего отца
Я предрасположен делать так
Как делал мой отец).
Он оглянулся, посмотрел на входную дверь, посмотрел на часы... Видимо кого-то ждал. Появился официант с чашкой кофе… Улыбнулся... Ушел…
Мужчина. - Или давайте как то поинтереснее назовем его, а то ''мужчина'' это лишь обозначение пола, и еще то, что он взрослый человек, в отличие от юноши и мальчика. Остальные качества присваиваются себе ими же, мужчинами, храбрость, отвага и т.д. по усмотрению. Но как его назвать? Надо же за что-то зацепиться? Любое слово, которым называют человека, окружающие начинают воспринимать как его личное имя. Таким образом, имя служит для обозначения отдельного человека и дано ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обратиться, а также говорить о нём с другими. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Но как назвать, какое имя дать человеку, с которым вы совершенно не знакомы? А может не надо спешить, может повременить с этим...? Как говорится, имя надо заслужить! Пока пусть будет человеком без имени, просто ''человек''.
Колокольчик на входной двери весело звякнул, ‘’человек’’ с ожиданием взглянул в сторону звука, но, разочаровавшись, опять отпустил глаза. Он стал чаще смотреть на часы, и беспокойно оглядываться, как вдруг послышался чей-то голос, обращенный к нему.
- Добрый день, извините, я немного задержался, но поверьте, виной тому ветер. ‘’Человек’’ в недоумении посмотрел по сторонам, но рядом никого не обнаружил, в дальнем углу за столиком сидела погружённая в сумрак женщина, медленно курила, и томно глотала вино из бокала, а напротив нее около стойки бара, обнявшись, сидела молодая пара, вот в общем-то и все клиенты.. ’’Человек’’ в растерянности улыбнулся. Голос снова заговорил.
- Ваша реакция вполне понятна, любой бы на вашем месте... ‘’Человек’’ резко перебил голос.
- Кто вы? И что это за розыгрыш?
- Это не розыгрыш и никакое не шоу со скрытой камерой. Я тот человек, с кем у вас была намечена встреча.
- Не понимаю...
- Ничего непонятного нет. Согласен, что все это выглядит немного странно, но не более.
- Черт возьми, что здесь происходит?!
- Вчера вы позвонили мне, народному артисту, и предложили взять у меня интервью, на что я любезно согласился, и договорился о встрече на сегодня, так что это вы - инициатор!
От напряжения на лбу у ‘’человека’’ выступили капли пота, тяжело дыша, с вытаращенными глазами он попытался в пустоте разглядеть что-то, и шепотом едва слышно вымолвил:
- Но где же вы?
- Пусть это вас не тревожит, вы не можете меня видеть, потому что я, потерялся.
- Как потерялись…?- едва переводя дыхание, спросил ‘’человек’’.
- Так со мной это часто случается. В первый раз я потерялся на параде, пятилетним. Во всяком случае, так считали обеспокоенные родители, искавшие меня повсюду. Я сам не считал себя потерявшимся. Я просто гулял. Ведь потеряться можно по-разному. Когда мы теряем кого-то, это вовсе не значит что он потерянный, потерянный тот, кто теряет.
В школе одноклассница, в которую я в тайне от всего мира был влюблен, посматрела мне в глаза, и я опять потерялся в невинности ее глаз. Однажды, чтобы не выдать друга, соврал учительнице и потерялся от стыда, краснея... Потом стал теряться все чаще и чаще. Рано потерял отца, и сам потерялся в горе. Нашел себя в работе и потерялся в ней…
- А почему вас не видно? Вы что человек-невидимка?
- Ничего общего у меня нет ни с человеком-невидимкой и ни с какими-либо человеком-пауком, амфибиями, суперменом, летучими мышами и ими подобными. Я просто потерялся.
- То есть вы потеряли голову?
- Голову теряют слабаки, а я.. Как бы вам это объяснить, растворился в небытии... Я пустота, ничто... Трудно объяснить, что значит «ничто». Оно находится за пределами любых определений, потому что «ничто» это ничего, это дух, растворенный в небытии. В общем, это отсуствие. Я отсутствую, теряюсь во лжи, в лицемерии, в переигровке. Но не в игре! В игре я способен сотворить самого себя и окружающий мир. Игра, соединяя прошлое и будущее, определяет настоящее как имеющее свойство лишь состояться и исчезнуть, перейти в новое качество. Никогда не позволю, чтоб играли мною, за меня или вместо меня. С каждым днем мне все труднее играть человека… Я устал. Устал быть моральным, подчиняться общепринятым законам этики, устал от отождествления себя с другими... Ушел из театра... Не хочу играть Шекспира, это самообман, ведь на самом деле, не я воплощаюсь в образ Гамлета, а он в мой. Он играет нами со дня своего сотворения. И не только он, все эти придуманные люди, эталоны добра и зла...
‘’Человек’’ уставившись в пустоту, внимательно слушая голос, после небольшой паузы, спросил:
-Извините, а вы теряетесь по своей воле или все происходит само по себе?
-Не знаю, думаю, что это диктуется подсознанием. Голос на мгновение замер, и опять заговорил.
-Когда на войне погибают восемнадцатилетние парни, я отрицаю бытие и опять растворяюсь в небытии. И теряюсь…
- Превращаетесь в пустоту - подтвердил ‘’человек’’.
- Нет, вы глубоко заблуждаетесь. Пустота не ничто. Она также и не отсуствие.
Пустота это бездонная пропасть, зверь без имени, она наблюдает за людьми из каждого темного угла. Она чувствует добычу и тянется к ней, готовая принять в себя любого. Пустота это бескультурье, безграмотность, безвкусие, порождающее зло.
- А как вы снова появляетесь, как находите себя?
- Как все нормальные люди, Человек находит себя оказавшись в полном одиночестве, в камере заключения, в пустыне, в лесу, в космосе, в гробу, под одеялом, и т.д. А иногда и перед зеркалом... Многие именно для этого, бессознательно конечно, часто смотрятся в зеркало, чтобы удостовериться в своем существовании. Голос как-то загадочно вздохнул, и продолжил:
- На днях мне приснился странный сон, я оказался в безлюдном, заброшенном городе . У меня сложилось некое впечатление, что только один я на Земле, а все люди вымерли, будто я на безлюдной планете, на которой когда-то очень давно царила жизнь и цивилизация. Мне стало страшно, и я проснулся от мысли, а что если все люди как я потеряются? И тогда меня осенило, я понял что не только один я теряюсь, и со временем вычислил себе подобных. Одна моя знакомая, с кем я общаюсь исключительно на ''вы'', рассказала от чего она теряется. Вот послушайте, что она сказала: «От многих вещей, к сожалению... Если одним словом, то от того, что я изменить не могу, но мне бы очень хотелось... От хамства теряюсь, проще уступить и уйти, чем попытаться перепрыгнуть разделяющую пропасть... От какой-то вселенской несправедливости, ужасно, но такое случается... Больные дети, брошенные старики... А беженцы?!? Просто представьте, что приходиться бросать свой привычный мир. И никакой уверенности, что у тебя будет кусок хлеба, приходится надеяться только на милость окружающих... Перед болью теряюсь... Скажем так, все должно быть в равновесии, в некоем вселенском балансе, вот когда это нарушается, я теряюсь...».
Кроме моей знакомой, много потерявшихся людей я повстречал, они как поверженные победители желают отгородиться от большого враждебного мира,который то и дело вторгается в их жизнь. Чувственность у них стоит впереди чувств, за твердостью и силой которых кроются сдерживаемое напряжение и неизжитая душевная боль. Один мой друг, писатель сказал так: «Я потерялся, когда потерял веру в общество…».
''Человек'' с отсутствующим взглядом, с глазами полного непонимания, спросил:
-Есть люди, которые не теряются?
Голос после долгой паузы ответил:
- Это те которые не нашли себя в этой жизни... Чтобы найти себя нужно потеряться....
Голос хотел еще что-то добавить, но вдруг к столику подошел пожилой мужчина с бородой Фрейда, поздоровался с ''человеком'' и сел за столик. Прищурившись через узкую оправу оптических очков, пристально посмотрел в глаза ''человеку'' и спросил:
- Как себя чувствуете?
''Человек'', уклоняясь от прямого взгляда, нерешительно ответил:
- Вы знаете, доктор, у меня странное ощущение, что моя жизнь это и есть "жизнь после смерти".
Доктор улыбнулся и ответил:
- Не исключено. Пусть это вас не тревожит, не берите в голову.
И как бы невзначай переменил тему разговора:
- Извините, что немного задержался, погода ужасная, такого сильного ветра я еще не видел, казалось, что начнет валить деревья и вырвет их с корнем.
В этот момент, как подтверждение к сказанному, с улицы раздался сильный вой ветра. Но ''человека'' это никак не отвлекло, он тихо робким голосом сказал.
- Доктор я не мог дождаться встречи в назначенный вами день и поэтому хотел увидеть вас сегодня. Думаю, что после моего первого визита в клинику и проведенной вами психодиагностики и дальнейших исследований, вы сможете объяснить, что со мной происходит?
Доктор взял небольшую паузу, поправил очки и с едва заметной улыбкой и пониманием в глазах обратился к ''человеку'':
- Как бы вам объяснить. Понимаете, все мы ведем внутренние диалоги с собой. И такие «беседы» ни у кого из окружающих людей не вызывают удивления, потому что их никто не слышит. Сложно найти человека, который никогда бы не говорил сам с собой в какой-нибудь ситуации. Многие любят разговаривать, когда делают какую-то работу, будто советуясь с собой, некоторые говорят сами собой чтобы не заснуть, когда этого делать нельзя, другие просто, таким образом, выплескивают эмоции. В большинстве случаев это не симптомы какой-то болезни, а нормальное адекватное поведение. Но бывает, когда человек действительно постоянно говорит с невидимым собеседником и это уже не хорошо. Это может быть симптомом шизофрении.
В первое мгновение ''человек'' окаменел, как только может окаменеть человек. Но поспешил сбросить с себя оцепенение и как бы размышляя,спросил…
- Так значит я…? – но, не продолжив, начал кашлять.
Доктор поспешил утешить человека:
- Психические расстройства, как любые хронические болезни, требуют длительного, систематического лечения. В последние десятилетия знания о природе этих заболеваний пополнились обширными новыми данными... - доктор продолжал говорить, но вой ветра, доносившийся с улицы, постепенно заглушил его голос. Налетел новый порыв ветра, на этот раз сильнее, чем было прежде. Ветер был таким сильным, что оторвал вывеску с названием ''Оффшор'' и унес с собой. Кафе осталось без названия. Просто кафе.
Автор Артур Варданян,редактор Каринэ Мусаилова.


Рецензии