Полевые записки 2010-2016. Тяжкие следы пожаров

     Прошло достаточно лет со времени предыдущих моих записок и, наконец, видовой состав растительности наших краёв полностью восстановился. Только состав, но не численность и баланс видов.
     Напоминаю место: Ивановская область, леса за озером Неро, Ильинский район. Тем, кто хочет узнать о растительности нашей, следует почитать "Записки" от 2009 и 2010гг.
     2010 - год, когда была надломлена вся экосистема. Вспоминается страшное - лесные пожары, охватившие тогда как Подмосковье, так и многие другие регионы. Но мои луга и леса не горели - они скрывались в дыму пожаров, что затронули округу. В дыму и пепле.
     Помню лихорадочное обкашивание участка - он окружён лугом с трёх сторон, и трава тогда стояла стеной, высохшая от жары, задубевшая, истинный корм для огня. Косила косой как топором - скорее рубила крепкие стебли и уносила на компост, заливая полученные стога водой. Старинный нитяной тюль мочила в вёдрах и занавешивала окна снаружи, а внутри дома мокрая марля фильтровала то, что не смог задержать тюль; воздух в доме увлажняли опрыскиванием и, тем не менее, табачного цвета пыль устилала все вещи. Бесперебойно трудящийся вентилятор за день бурел, с его решёток свешивалась паутина пыли. Жара. В мокрой маске дышать невозможно. Выходить из условно защищённого дома не хочется, но надо. Хотя бы за водой.
     Вход в лес запрещён, да и кто туда пойдёт? Но именно необходимость действий вне дома увела нас в непроглядную мглу дороги: я наступила (не видя даже собственных ног) на ржавый гвоздь и пробила им палец. Пришлось ехать в райцентр, прививаться от столбняка. В поликлинике оказалась ещё одна женщина с точно таким повреждением ноги! Наверное, и её внуки разбрасывали по участку старые доски с гвоздями - а кто бегает в дыму за водой? - Слабый пол!
     Возвращались чуть быстрее - сменился ветер, и видимость стала уже на 20 метров... Тогда мой затуманенный личной борьбой за выживание мозг получил жестокий удар извне. На дороге сидела пустельга. Нежный соколок с огромными прозрачными глазами сидел, опустив крылья. Рядом бродила трясогузка. Не бегала, а именно бродила, ковыряя что-то клювиком в песке чуть не у самых ног хищника. А он не мог не то что съесть жертву, не только взлететь - он даже не смог отойти с дороги из-под колёс машины. С трудом передвинулся на обочину и притулился там только тогда, когда я вышла из машины, думая забрать птицу в дом... Не захотел. Так и смотрел уныло на трясогузку, которая, вопреки их отвратительной манере перепархивать перед машиной и нервировать водителей, тоже отошла на обочину...
     Да же! Лёгкие птиц крайне уязвимы! Дым их убивает. А при полёте в дыму повреждаются и их дополнительные "лёгкие" - воздушные мешки. Так вот почему мы видели на трассе компанию с десяток соколков, сидящую на проводах! Они не могли летать!
     Прошло шесть лет. Первые два года я не видела над полями ни одного сокола. Сейчас их единицы. Десяток, как в той компании, не наскребёшь. Численность ястребов не изменилась - по паре перепелятников и тетеревятников. Живы змееяды и старая пара лесных воронов. За эти годы постепенно исчезли перепела, мало соловьёв и зарянок, не прилетают гнездиться рюмы, полевых жаворонков совсем немного. На два года куда-то исчезли воробьи; впервые в этом году видела щегла. И, хоть тьма тьмущая на участке ящериц - так и не вернулись сорокапуты. Продержались болотные птицы, трясогузки, коньки, славки, зяблики, чечевицы, скворцы, дрозды, свиристели и снегири. Лишь к зиме вернулись синицы. Пару лет не появлялись ласточки. Снегири в тот страшный год перелетели ближе к реке из своих обычных летних болот.  Птиц, хоть многие и уцелели, теперь меньше, чем прежде (о птицах прежних лет смотрите "Сны на тёплой земле" и другие сборники).
     Из-за исчезновения соколков в 2011-2012 было царство мышей. Вслед за мышами расплодились ужи, нагло обживающие компостные и навозные кучи и забивающие их грудами белых кожистых яиц. Силищей их бог не обидел, за хвост из навозной "норы" не вытянешь - уползёт. Агрессивные, бросающиеся в бой ужата расползались везде. Мы ловили их вёдрами и уносили подальше, жалея наших лягушат и жабок. Не говоря об удовольствии обнаружить на крыльце греющихся змеюк.
     А луга в 2011 заросли полевой фиалкой сплошь. Её сменяли и укрывали только злаки - из них один костёр резко снизил высоту стеблей и выглядел уныло вплоть до этого года. Но и сейчас его высота меньше, чем до пожаров. Зато процветали мятлики и полевицы, шёлковыми переливами колосков оживляя опустевшие луга. Остальные травы встречались изредка, часто прятались в леса или жались к реке поодиночке. Вымерли все взрослые кусты зверобоя и полыней. В 2012-2013 годах основное растение лугов - мелколепестник, а на заброшенных полях - мать-и-мачеха, бодяк и чертополох. Процветали у жилья лопухи. Но исчезла полевая мята. Даже на участке она впервые возродилась в этом году. Пропали болотные незабудки: сушь.
     С 2014 года начали подрастать молодые кусты зверобоя на сплошном фоне тоже юных серебристых полыней. Чернобыльник стал встречаться лишь к 2014 году.
     Но старая дорога уже выполнила свою уникальную роль: вновь появились горные васильки, красный от жары очиток, что вдруг истово зацвёл в 2015 году на всех пролысинах лугов, восстановилось разнообразие лютиков, люцерны и клевера. Только мясокрасный сохранил свою численность все эти годы. Колокольчики стали собираться маленькими группами, редкие смолки тонули в их фиолетовом цвете... Медленно возвращались к жизни земляничные кочки на лугах, зато лесные земляника и малина чувствовали себя прекрасно. В 2015 царили лапчатки, покрывая придорожные полосы, пятнами жёлтых цветов оживляли луга - сначала калган, потом серебристая, и повторное цветение калгана в августе.
     За эти годы всё дальше заходила из болот в луга чихотная трава - и в нынешнем, 2016-м, вдруг потеряла аллергенные свойства. Даже собаки бегают в ней, не чихая. Почти исчезнувшие хвощи также забрались повыше и процветают на пустошах, приветствуя многоснежную зиму 2015 - 2016 гг.
     Ну вот и 2016 год. Уже есть и колокольчиковые поляны, и пятна смолки. Виды возвращаются, восстанавливая свою численность. Но время их цветения сдвинуто на две недели ближе к весне, цветение кратковременно и рассогласовано. Смолка уже стоит с бурыми семенными коробочками, когда воцаряются колокольчики. Крыжовник цвёл одновременно со смородиной, грушей и сливой, с 2-недельным забегом зацвёл тюльпан "Парад", наконец оправдав название - 6 мая, к празднику. Цветение злаков тянется с конца мая до июля.
     Никаких грибов. Любка отцвела в начале июня, купальница - к середине июня. Пустыня... в леске, где жили земляника, грушанки и появлялись первые грибы. Зато гигантский муравейник - много трупов им досталось, видать...
     Главная роль  в лугах отведена клеверам - куртинами, сплошь, и белый, и мясокрасный, и розовый гибридный. Колеи дорог в птичьем горце - высоком, раздобревшем от дождей. Гигантские листья подорожника большого и слабые, редкие кустики подорожника среднего с мелкими соцветиями. Пижма цветёт с начала июня! Редкие кустики - но цветёт, презирая время. Лапчаток мало, почти нет калгана.
     Роскошный овёс в поле. Будет урожай.
     У дорог огромные голубые кусты цикория. Купала встречает дождём. Наутро пасмурно, прохладно и ветрено. В лугах большими пятнами взрослые кусты цветущего зверобоя с нежно-зелёной листвой, оттеняющей канареечную блестящую желтизну цветков. Добавляют жёлтого уже отцветающие ястребинки и редкие люцерны. Верхним ярусом над ними белые зонтики бедренца, иногда - купыря, а нижним - белые кончики соцветий слабенького доцветающего икотника. Фиолетовые тона дают отходящие колокольчики и короставники - они царили в июне. К ним добавляются одиночные цветки-птички со шпорцем живокости и мохнатые соцветия горных васильков. Потрясает белый донник: почти не видно листочков, из-за чего его белые свечки на тонких стебельках будто развешаны в воздухе редким роем. Тут же случайно забредший в глубь луга, но заматеревший ярко-голубой куст цикория, изредка хилые синие васильки. Розовых тонов добавляют колоски мелких злаков. Серебристая полынь всё ещё молода - редкие стебли ветвятся, чаще одиноким столбиком торчит из земли серебряный стебель, но собирает силы на цветение. Малиновый цвет прячется у земли - в гвоздичках-травянках и аистнике.
     Начало июля. Что будет дальше?


Рецензии
У вас прекрасный рассказ о растениях, мне как пчеловоду любителю это очень понравилось.

Геннадий Ляпунов   05.11.2017 23:06     Заявить о нарушении
У меня их много - смотрите "Полевые записки". Скоро выложу итоги этого года. Неутешительные, особенно пчеловодам...

Ирина Маракуева   26.11.2017 21:11   Заявить о нарушении
Пока просмотрела Ваши картины, Геннадий, Ещё не выздоровела, позже почитаю. Картины понравились весьма! Желаю удач!

Ирина Маракуева   26.11.2017 21:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.