Любить, как Пётр и Феврония 2

В ответ на горячую привязанность Февронии князь проявляет опасливую сдержанность: ведь он не любит ещё супругу так же пылко и самоотверженно. В какой-то степени, не признаваясь, Пётр разделяет недовольство своих бояр низким происхождением княгини: других претензий к ней нет. Когда один из придворных пришёл к нему с кляузой на Февронию, Пётр не прогнал и не наказал доносчика. Он благосклонно выслушал его и решил проверить, на самом ли деле княгиня неподобающим образом ведёт себя за столом. Он всё ещё не доверяет жене, испытывает предубеждение. По его приказу для княгини накрывают стол рядом с княжеским, и в конце обеда она, "как привыкла с детства, смахнула крошки в горсть". Ведь Феврония выросла в крестьянской семье, где  уважительно относились к хлебу. Однако в княжеском дворце её привычки выглядели простонародными и грубыми, вызывали насмешку.

Как поступил князь? Он поставлен перед новым испытанием: сделать жене выговор или не заметить, проявить понимание и такт. И новое испытание Пётр проигрывает, а Феврония выходит из него с честью в силу присущих ей талантов. "Князь взял её за руку, велел раскрыть кулачок и видит: на ладони у неё благоуханная смирна и фимиам (церковные благовония)". В глазах крестьян хлеб стоил того и другого. Князь по своей же ограниченности опростоволосился и "с того дня он больше её не испытывал". Да, только " с того дня", когда прошёл не один месяц, а может быть и год. Победили терпение, выдержка, спокойствие и мудрость женщины. И мужчина признал эту победу над собой. Чувства справедливости и благодарности Пётр не был лишён, уступая жене в других качествах.

Однако решающее испытание для супругов устроили придворные. По наущению завистливых жён они потребовали от князя выслать Февронию со двора. Мягкий, уступчивый характер князя снова прогибается. Он уклоняется от мужского решения и просит бояр самим обратиться к княгине. Повесть рисует новый психологический и нравственный поединок между беззащитной женщиной и всесильными временщиками. В этом поединке у Февронии, как и прежде, единственное оружие: ум и находчивость. Бояре требуют от неё: "дай нам то, о чём мы тебя попросим!" И княгиня отвечает им той же просьбой: "обещаете вы дать мне то, чего я у вас попрошу?" Двусмысленность предложения истолковывается боярами в традиционном ключе: попросит денег и добра, легко откупимся. Но Феврония мыслит и действует в иных категориях, невещественных: "Ничего мне от вас не надо, только супруга моего, князя Петра!" Она вновь побеждает недругов и ведёт за собой безвольного нерешительного мужа. Пётр идёт за ней не потому, что восхищён её верностью, а потому, что хочет остаться истинным христианином: "...кто прогонит жену, ... тот сам станет прелюбодеем". Наконец-то князь совершает мужественный поступок и отказывается от княжества во имя супруги. .

Новая полоса в жизни супругов начинается с их изгнания. Если муж не предал жену в ответственный момент, то и жена остаётся неприкосновенной святыней мужа. Заметив симпатию одного из княжеских слуг, Феврония в присущей ей манере даёт сластолюбцу урок постоянства и воздержания. Она спрашивает его, отличается ли по вкусу вода, взятая с одной стороны судна и с другой? Тот отвечает: "Вода как вода, и с той стороны и с этой". Следует меткий разящий удар: "И женское естество одинаково. Почему же, забывая свою жену, ты о чужой помышляешь?" Этот афоризм я бы поместил над ложами всех прелюбодеев: пусть не инстинкт, а разум направляет их поступки. В тяготах изгнания снова проявляется слабый характер Петра. Он начинает сожалеть: а стоило ли отказываться ради жены от власти? Прозорливая Феврония видит его терзания и излучает уверенность в торжестве справедливости: "Бог и жизни наши строит, он не оставит нас в унижении!"


Рецензии