Структура интеллекта

Данный психологический   материала по когнитивному или интеллектуальному развитию человека базируется на знаниях     курсa лекций ведущего  профессора развития  университета Париж Декарт - Сорбонна, руководителя  психологической лаборатории  и  образования  ребенка   месьё Оливье Худэ.

Структура  интеллекта.

Самое большое сокровище человека - интеллект, откуда он  пришел  к  нам ?! Первым  на  этот  вопрос попытался обоснованно  ответить французский ученый - философ  Рене Декарт ( 17  век): с самого рождения человека Господь Бог закладывает   в его душу логико-математические знания, логико-математические идеи , различные и ясные для  познания мира. Так определил этот божественный  дар французский философ 17 столетия  Рене  Декарт, назвав его ядром интеллекта.

Буквально через два  века   (19  век) Чарльз Дарвин впервые  даст научное  объяснение происхождению интеллекта, исключая непосредственное божественное  вмешательство в зарождение и развития разума  человека. Ученый считал интеллект   результатом натуральной эволюции  животного  и  человека : в материи ( планета) появляется биология, биология же в ходе натуральной , естественной  селекции интеллектуальных  функций , процессов порождает человеческую  мысль. В селекции человеческого  вида важную  роль  играла предсказуемость индивидуумом,  группой индивидуумов   событий  в окружающем  мире как  последствий воздействие человека  на  окружающий  мир. Именно степень этой  предсказуемости  человеком последствий событий в  окружающей среде определяла его степень адаптации    к  внешнему  миру.  Побеждал  тот разум , который более точно  предсказывал  последствия  действий  человека на внешний  мир.

Чарльз  Дарвин, раскрывая эволюцию развития интеллекта, рассматривал эволюционный  процесс  в  единицу времени , что исчисляется миллионами лет  развития человека. В его теории речь  идет  о  развитии вида, что   называется    филогенезом.

В 20 веке новые  открытия  в  психологической  науке , сделанные  структуралистом Жаном  Пиаже, расширяют  наши  познания о  развитии интеллекта человека. И здесь  уже  за  отрезок  времени развития интеллекта   берется   жизнь  индивида от  его  рождения до  момента,  когда он  становится взрослым  человеком. Речь уже  идет  не  о развитии вида, а о развитии единицы  этого  вида, о  ее развитии  в период  ее созревания  во взрослый  интеллект ,  что называется онтогенезом. Изучая поведение  ребенка  в разные периоды жизни , ученый наблюдал, как   взаимодействие   с окружающей  средой  способствовало структурированию  и развития интеллекта :  первая стадия  развития ---  это сенсорно-моторная, возраст  ребенка  от  рождения до двух лет, затем предоперационная  стадия  развития, когда маленький  человек  знания о  мире получает интуитивно , перцептивно -  это  происходит  с двух до шести  лет, только  затем ребенок  входит в  стадию произведения своим интеллектом  конкретных логико-математических операций --- что  начинаются  с семи лет   и развиваются вплоть до  одиннадцати лет.  Завершающей стадией развития является сформированный  взрослый  интеллект гипотетико-дедуктивного мышления , как способность размышлять на абстрактные  темы, оперировать гипотезами, теориями, идеями посредством  своего  развитого  интеллекта  ---  именно этот этап  развития характерен для  возраста от одиннадцати  до  шестнадцати  лет.  Эти  стадии  конструирования  интеллекта   схожи  с  конструкцией здания,  например:   кафедрального  собора. Составляющими же онтогенеза являются  процессы  ума микро генеза, которые    не столь глобальные , как в филогенезе или в онтогенезе: появления  вида  или  развитие интеллекта  индивидуума в более короткий  промежуток  времени, чем в филогенезе. Также  эти микропроцессы   и  не  столь продолжительные, как в филогенезе миллионы лет или как в онтогенезе десятки лет. Микро генез длится доли секунд или минут , например когда человек запоминает новую информацию в заданный момент или концентрирует свое  внимание на объекте и т.д. и тому подобное, то есть  более подробные , отдельные интеллектуальные  функции,  схемы выполнения  этих  функций в  решении  единичных  задач. Взаимодействие фило,онто и микро генезов напоминает функции  русской  матрешки, когда  одно  происходит  из  другого.

Итак, что является структурой интеллекта,  через  что интеллект организуется,   через  обработку  какой  информации?

Жанн Пиаже считал, что в 8- 9 месяцев младенец создает в своей ментальности первую  репрезентацию предмета, если даже предмета  нет в поле  зрении ребенка, то  последний  его  создает  в  своем  уме  согласно  определенной  схеме  мышления  за счет нейронных  и  синаптических  связей  и их  взаимодействий .  Это было  названо Жаном Пиаже   постоянством  объекта, как утверждал  ученый,  с  этого  момента человек  становится  мыслящим. Пиаже на глазах своего  маленького сына  -   прячет  наручные  часы под  подушку ( были часы  -- нет  часов) ,  малыш  в  9  месяцев знает, что  предмет  существует , если  даже он  его  не  видит, и ребенок с удовольствием вытаскивает часы из-под  подушки. После Пиаже,   позже   американский психолог Rene Baillargeon будет утверждать , что постоянство объекта, то есть первая репрезентация, обнаруживается  уже у младенца в 3,5 месяца от рождения. Можем говорить о том, что  существует сходство между тем, как  взрослый, что  не  видит  тур Эйфель,  а ее представляет, и тем как ребенок трех с половиной  месяца делает  свое  первое  ментальное  представление  на  отсутствующий  предмет. Итак , первая  структурная часть интеллекта --- это  ПРЕДМЕТ. Младенец  идентифицирует предмет ,  рассматривает его  в  его  содержании и  в  его  завершенности, выделяет  его  из окружающего  мира, то есть он понимает его отдельное существование в бесконечной взаимосвязанности предметов  в  окружающем  мире.

Второй структурой интеллекта является  численность, то  есть  ЧИСЛО. Ребенок   реагирует и  на  количество  предметов, он  способен  к  ментальной обработке  численности:  один,  много  и  сколько  много.  Это вторая  составляющая интеллекта позволяет  также ,как и  предмет, познавать мир с  количественной  стороны.   Младенец в три месяца понимает элементарные математические операции 1+2= 3, а не 1 и не 2! 2-1= 1 , и не будет 3! .. И когда младенец развивает свой мозг, определяя предметы, выделяя их  из  окружающего  мира,  когда  он  исчисляет  их  в количестве,  тогда  он начинает  их  классифицировать, распределять по  категориям.

Выделяет  признаки, что объединяют  предметы  и  что  различают их( форма, цвет, функция). Итак младенец способен разделять физический  мир ,  определяя и  выделяя в  нем  объекты. затем он  сможет обращаться  с  ними как с  определенным  количеством и затем объединять их по  классам, соотносить  с  той  или  иной  категорией.  КАТЕГОРИЯ --- это третья структура интеллекта или третья  структура организации мыслительного  процесса.  Построение категорий обширно, оно определяется и не только конкретными предметами, но и абстракцией, когда мы  классифицируем в различные  категории эмоции, например, радости и  грусти  или  идеи:  революционные  и  творческие  и др... Мы категоризируем мир только  потому, чтобы упростить его в  нашем  представлении.  Классификация  окружающего  мира по  категориям бывает  нескольких  видов. Ребенок  это  начинает  делать  с таксономических  категорий.

Последней же структурой  интеллекта будет  ЛОГИЧЕСКОЕ  РАССУЖДЕНИЕ  --- способность интеллекта  резонировать на  событие  или на  идею.  Ребенок  научается мыслить абстрактно, разрабатывать  теории и  гипотезы. В своих  рассуждениях  идти  от  индукции или от дедукции ( гипотетико-дедуктивная мысль).

С  рождения  ребенка его мозг  имеет большое количество  серого  вещества, затем это  количество прогрессивно уменьшается, связанное со  специализацией нейронных  и синаптических  связей  в переработке той  или  иной  информации,  то  есть  невостребованный  нейронный  материал  уменьшается. Вместе  с тем   белое  вещество ( аксоны) начинает  играть доминирующую  роль в транспортировке  информации,  ее  обработке ,  в  развитии  нейронных  связей  между различными  зонами   мозга - хорошо миелинизированные  аксоны позволяют трансформировать информацию интенсивно, быстро  и полно в те  части  ума ,  в  которых  эта  информация  будет завершенно  обрабатана.   Растут и расширяются нейронные  связи  между  различными  зонами  мозга : лоб окципитальный   --- темпоральный --- парентеральный--- созревает лоб префронтальный  ( рабочая память), именно  он  будет  определять  логику  мысли и завершенность  стратегии в  решение  той  или  иной  проблемы,   и   созревание префронтальной зоны  мозга  очень  длительно. Жанн Пиаже  в  свое  время говорил о линейном поэтапном ступенчатом развитии интеллекта  ребенка , он  видел его  созревание в способности из "вызревшей", сформировавшейся одной ступени интеллектуального мышления  переходить к другой:  из  одной  стадии в  другую . Чтобы  быть более ясными , приведем пример:  в  шесть лет ребенок не  может  понять разницы  между количеством и длиной.   Если растянуть  между  собой   в  одну линию четыре жетона,   а пять жетонов расположить  близко, один  около другого также  по  линии,  тем  самым  уменьшить  длину между пяти  жетонами и  увеличить  ее между четырьмя, то пять все равно  не зависимо от длины  линии, на  которой  жетоны, будет  больше,чем  четыре жетона, но ребенок акцентирует внимание на длине  линии, на  которой  жетоны. До  семи лет дети утверждают, что  там , где  длиннее, там  и больше  жетонов...  Со слов  Пиаже, ребенок не достиг уровня  развития, не созрел решить проблему количества,   потому что находится на этапе  развития рецептивности, эффекта восприятия длины.  Сегодняшняя  же  наука больше склоняется  к другому объяснению, почему в 5-6 лет доминирует длина над числом.   Сегодняшние учены психологи считают, что  человеческий  мозг  функционирует не  линейно, а что его интеллектуальные  функции определяются  амплитудами, то  есть функционально  он  сродни  океану, что  производит  большое  количество  волн,  но  более  слабые  заглушены  более  сильными --- все  зависит от  того, какую  стратегию  выбирает  океан  по  выдвижению  одной  волны  над  другой, и  как  показали  последние  научные  открытия наш  мозг  и  мозг  ребенка   функционируют  нелинейно.   Чтобы понять , что пять жетонов, близко друг  к  другу расположенных,  составляют  большее число , чем четыре жетона в линии, но  расположенных друг от  друга  дальше, необходимо заглушить , уменьшить зрительное восприятие длины линии, на  которой жетоны , а подключить к  решению  проблемы логическое  размышление, то есть опустить амплитуду зрительного восприятия длины , а поднять амплитуду логического рассмотрения  числа- это будет  называться  гибкостью  мозга, гибкостью интеллекта.
Человеческий мозг склонен мыслить автоматически, способом ереси , привычки. Пример: в магазине несколько  очередей  в  кассу -  выбираем  ту, где  меньше  людей,  но  если  встать  на  позицию  логики  ---  наш  автоматический  выбор  не всегда оправдан, и  в нашем  случае  малое  количество людей  в  очереди  не говорит  о  том, что мы  быстрее подойдем  к  кассе. Еретическое   мышление по  сравнению  с  логическим мышлением,  алгоритмом более экономно по затратам  энергии ума, более быстрое, более привычное, эффективное  часто,  но  не  всегда.  Логическое  же  мышление затратное  по  энергетическим  ресурсам , медленное,  но  эффективное  всегда. Чтобы умело  заглушать  ересь,  автоматику  мысли,  привычность  мысли у  нас  должна  быть развита префронтальная лобовая  зона  мозга , где  осуществляется  исполнение  рабочей  памяти в  принятии  решения.  В  этом вопросе  показателен  пример  Пиаже:  ребенок 9  месяцев, префронтальная зона, рабочая память еще  у  ребенка не  сформированы, но  он способен представлять в  своем  уме отсутствующий  объект,  но  вдруг  начинает  ошибаться в  игре, которую  ученые будут  называть А  не есть Б  или А не равно Б. Пиаже играет со  своим сыном : прячет предмет  на  глазах  ребенка сначала под  красную подушку  --- ребенок  быстро  находит  предмет, а  затем  ученый  опять  же  на  глазах  ребенка прячет  тот же  самый  предмет  под  зеленую  подушку, что  рядом  с красной  ---- ребенок не смотря  на  то, что  видел спрятанный  предмет  под  зеленой  подушкой, поднимает  сначала  красную  подушку,  а  только  потом  зеленую.  Здесь  мы  можем  говорить об  автоматике мысли ,  а  запрограммированности  моторики  ( памяти  сенсорно-моторной зоны  мозга),  которая  зафиксировалась  в  мозгу  --- поднять  красную подушку  первой , только  лишь  затем поднять  зеленую. То есть амплитуда моторной мысли доминирует  над  логикой... В 9  месяцев  префронтальная  зона, где  рабочая  память,  еще  не  созрела  ---  ребенок  не  может  заглушить амплитуду  мысли  моторики ,   уменьшить ее, чтобы  сделать  доминатом  логически  выверенную  мысль --- предмет  под  зеленой  подушкой...
Мы  также   знаем, что наша  эмоциональная  зона, лимбическая, которая принципиально влияет   на  принятие  нами   решений ,  потому  что  она  как  результат в развитиии филогенеза предсказывает  нам  последствия того  или  иного  события,и эта  способность в  предсказании   определена  нашим  ходом  эволюционного  развития. Лимбическая система находится около окципитальной  зоны,  где  обрабатывается  поступающая  зрительная  информация, что тот час же  связывается  с эмоциональной  оценкой ,  а  та  в  свою  очередь направляет  сигналы  по  всему  мозгу и  способствует  увеличению  или уменьшению  амплитуды той или иной мысли , той  или  иной  стратегии  интеллекта . Вот почему дети 5-6  лет никогда  не  ошибаются  в  конфетах :  если в линию  положить конфеты  как жетоны, также те, которые находятся на линии , что длиннее,  --- там их будет  четыре,  а  та линия, что  короче  ---  там их будет пять. Спросим  ребенка, где больше конфет--- он  уже не  ошибется,  как в  жетонах,  только  лишь  потому,  что  он эмоционально  заряжен, он  мотивирован, то  есть он  уменьшит амплитуду автоматической  мысли , ереси,если длиннее , то  больше, и  сделает логическую  мысль  доминантной --- повысит  амплитуду  логической  мысли, наличие  количества.   Так  действует наш интеллект . наша  когнитивная  система через  нашу структуру  организации мысли
РЕЗОНАНС  --- ЛОГИЧЕСКОЕ  РАЗМЫШЛЕНИЕ
КАТЕГОРИЯ
ЧИСЛО
ПРЕДМЕТ


Рецензии