***

 Мои посещения  больной женщины вначале сводились лишь к тому, что я должна была принести, вынести, поставить,переставить...Вера Михайловна вначале тоже очень смущалась, ведь с ней рядом никогда не было ребёнка, а тем более такого, который пришёл ей помочь.Несколько позже, наши отношения переросли в потребность чаще видеться и побольше общаться. Её интерес, к моим школьным делам, всё возрастал и в, любом случае, она готова была объяснить и дополнить программные сведения, стихами, и рассказами. Это было очень интересно, ещё и потому,что моей маме было не до меня.Больная, уставшая после 10-и часового рабочего дня с 18-20-ю грудничками, у неё едва хватало сил, чтобы нас покормить, меня проверить, а с Неллей, уже засыпающей за столом,  вести борьбу за знания. В ход пускались все методы! Никакие угрызения совести не мучили мою сестру до самого гроба. Парадокс заключался в том, что проучившись в школе 20 лет,она так и не поняла, что стоила нашей маме её учёба, её аттестат о среднем образовании.Уже, будучи бабушкой, она не желала вдаваться в подробности: отчего её внучка, так много врёт и не любит школу? Ответ на всё был один- она вся в меня, я тоже безбожно врала и не хотела учиться. И это обстоятельство нисколько не тревожило , а наоборот, вызывало в бабушке ещё большую нежность к своей внучке.Но ведь тогда, у нашей Нелли были  брат, сестра и мама, (а у Зоси нет никого,и нас всех очень тревожит её будущее.) За сестру, мы все очень страдали из-за её несчастья от болезни, оставившей уродливый след на её прекрасном личике. Я,как младшая, провела с ней 22 года. Всё это время я была её телохранителем,а мама и брат, любя нас обеих, старались нашу жизнь, сделать хотя бы немного, радостнее,чем окружающая нас действительность. Это было тогда, а сейчас в руках у меня был дневник В.М. Савиной. Я чётко представляю себе то, что здесь написано: в полу лежачем положении,  чернильница и ручка с пером,- в таком состоянии была исписана эта тетрадь женщиной инвалидом, лишённой возможности двигаться. Её постоянной заботой были уголь, дрова и то чем можно было всё это поджечь, т.к. больше никаким способом, нельзя было добыть огня,  для тепла, и приготовления пищи, в самом необходимом количестве. Поколение наших детей и внуков, минуя керосинки, керогазы, газ в баллонах , лёгким движением спичкой, или без неё, добывает тепло для приготовления пищи, из крана воду любой температуры. Машины стирают бельё, моют посуду, пекут,варят и пр...И никто из них не может себе даже представить, каких трудностей стоило предыдущему поколению, добыть эти блага для них! Может это и ни к чему! Но чем отвечает, высвободившееся от этих трудностей,  современная молодёжь? Благодарностью? Молодёжь,
 по мнению многих людей старшего поколения, даже не знакома с этим чувством, не все, но очень многие. А может,лишившись чувства благодарности, они стали умнее? Ну во что-то должна же была превратиться высвободившаяся энергия!?
  Много лет,как кончилась война! Все её ужасы,напоминают старики, пережившие их, для многих из которых, лозунг-"Никто не забыт,- ничто не забыто!", пустой звук в нашей современности, особенно там, где день и ночь летят над городом снаряды,каждый из которых, напоминает, что и твоя жизнь,-не вечна!


Рецензии